Приложение 1 к групповому проекту "Мы - россияне"
проект по развитию речи (старшая группа)

Кондрюкова Олеся Анатольевна

Приложение 1 к групповому проекту "Мы - россияне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx92.19 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Белочка"

Тезисы к

выступлению на родительском собрании

"Особенности образовательной деятельности

 в старшей группе на 2016-2017учебный год"

(знакомство родителей с долгосрочным групповым проектом "Мы - россияне")

                                                                    Разработала и реализовала:

                                                                    воспитатель

                                                                    Кондрюкова Олеся Анатольевна

сентябрь 2016г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - это документ, призванный привести в соответствие содержание деятельности требованиям сегодняшнего дня. Предполагает ли это коренное изменение в деятельности ДОУ?

Нет, но в соответствии с ФГОС, приоритеты в образовании становятся несколько иными. Например, главным становится не транслирование детям готовых знаний, умений и навыков из разных сфер действительности, потому что они быстро устаревают или просто забываются ребёнком. главное - в формировании у каждого ребёнка позиции субъекта разных видов деятельности.

Что значит, для ребёнка быть субъектом деятельности?

Это значит:

- быть активным и инициативным;

- быть самостоятельным;

- умеющим планировать собственную деятельность и прогнозировать её результат, адекватно оценивая его;

- проявлять фантазию и творчество;

- уметь конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками.

Если у ребёнка будут сформированы данные личностные качества, он самостоятельно сможет принять решение, выбрать способ достижения поставленной цели, найти необходимую информацию; такого выпускника ожидает от нас школа. Учителя всегда говорят нам: "Не надо в детском саду целенаправленно учить читать и писать! Воспитайте личность!" Для того, чтобы сделать жизнь детей в детском саду насыщенной интересными событиями, мы используем разные педагогические методы и приёмы.

Одним из современных, перспективных педагогических методов является проектирование. Мне этот метод показался интересным, и я решила в этом учебном году разработать и реализовать, вместе с детьми и с Вами, уважаемые родители, долгосрочный групповой проект "Мы - россияне".

Как вы думаете, в чем суть содержания этого проекта? (высказывания родителей).

Вы все, по своему, правы.

Я очень радуюсь, когда возвращаясь из летнего отпуска, дети делятся своими впечатлениями о поездках всей семьёй в дальние страны; они показывают интересные фотографии, сувениры. Такие впечатления привлекательны для всех детей. И я подумала, что неплохо было бы воспитать у детей интерес к нашему ближнему окружению, чтобы они знали, кто они, какая наша страна, чтобы росли патриотами. Ведь нет ничего кроме русской берёзки, деревенской речушки, распустившегося подснежника. С восторгом я наблюдаю за детьми, когда звучит русская гармонь; ноги сами просятся в пляс, дети радуются и глаза их светятся счастьем. Тут и движений никаких показывать не надо - всё это живёт в душе каждого россиянина.

В рамках реализации проекта я планирую разные виды деятельности: беседы с детьми, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр слайд - программ, разные продуктивные виды деятельности (например: рисование, лепка, аппликация, конструирование, изготовление коллективных коллажей, макетов и многого другого), совместные с родителями физкультурные досуги и развлечения, организация мини - музеев, выставок, прогулки и экскурсии. Зная вашу активную позицию в воспитании детей, я уверена в помощи и поддержке. У ваших детей обязательно будет много поводов гордится Вами за творчески выполненное домашнее задание, за участие в жизни группы. Вместе мы многое сможем сделать, тем более, что на следующий год я думаю продолжить проектную деятельность. В подготовительной к школе группе проект будет называться  "Мы разные, мы - вместе!" (о культуре народов, населяющих Россию).

Ваши предложения по участию в проекте и по обогащению его содержания я жду в течение этого месяца. Ну, а поскольку всё большое начинается с малого, сегодня я предлагаю заполнить анкету для родителей "Знаете ли вы свой город?" (далее обсуждение содержания анкеты и заполнение: воспитатель инструктирует родителей о том, что анкетирование будет проводиться дважды, второй раз в конце года.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Белочка"

Сценарий совместной деятельности:

" Город, в котором я живу "

старшая группа.

                                                         

                                                                          Разработала и реализовала:

                                                                          воспитатель

                                                                          Кондрюкова Олеся Анатольевна

Бердск-2016

Сценарий совместной деятельности:

" Город, в котором я живу "

Программное содержание.

Обогащать представление детей о городе Бердске, формировать понимание выражения "малая родина", воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Материалы и оборудование: Альбомы с фотографиями старого и современного г.Бердска, символика г.Бердска, семейные фотографии, кукла -   Городовичок.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.  

Ход деятельности:

1. Кукла - Городовичок встречает детей и читает им стихотворение.

Растет мой город в небеса,                    

Звездой удачи он  отмечен

Над Бердью, расправляя плечи,

Он весь в строительных лесах.

И препараты, и станки

И хлеб в пекарнях золотистый.

И у истоков его чистых -

 землепроходцы-казаки.

Он стар, но молод и пригож , 

Себя прославил он делами

И то, что нажито веками

Ты сохрани и приумножь.

Словарная работа: строительные леса, пекарня, землепроходцы-казаки.

- А каком городе идет речь в стихотворении?(ответ детей)

- Правильно, Городовичок предлагает отправиться в путешествие по нашему городу.

- На чём же мы отправимся в путешествие? (Дети предлагают варианты).

В зависимости от предложенных детьми вариантов из стульев или других подручных материалов (каната, скакалок, строительных модулей) обозначается пространство выбранного транспортного средства.

Молодцы, теперь можно отправляться в путешествие, рассаживайтесь поудобнее, мы отправляемся в путь.

Итак, первая остановка - "Семейная" (рассматривание семейных фотографий).

- Ребята, как одним словом назвать всех, кого видим на одной фотографии? (ответ)

- Кто есть в семье? (ответ).

В нашем городе много семей. Очень часто жителей какого-то города или деревни называют по названию этого населенного пункта. Например: если бы мы жили в Искитиме, то нас можно было назвать "искитимцы".

 - А как назвать жителей Бердска? (ответ)

- А если бы мы жили в Новосибирске, а в Москве? (ответы).

- Люди, которые родились и живут в каком-либо городе, любят его и он для них родной.

-  Ребята, наш город называют "рожденным дважды". Много лет назад город Бердск располагался, где сейчас Обское море. Там раньше не было столько много воды, а были две реки: Бердь и Обь. Потом строители построили плотину и гидроэлектростанцию, перегородили реку Обь, и образовалось Обское море, его еще называют водохранилище. А город перенесли на новое место, туда, где он сейчас расположен - на берегу Обского водохранилища.

 2. Отправляемся дальше. Следующая остановка - "Угадайка".

- Ребята, что это за знаки? Показ иллюстрация с изображением герба города Бердска (ответы детей).

- Герб - это символ каждого города, страны. На нем старались изобразить что-то важное для города.

- Символика герба города Бердска основана на использовании традиционных для Сибири цветов: зеленого и белого.

Зеленый цвет символизирует тайгу, надежду, изобилие, здоровье и свободу. Белый (серебряный) символизирует снег, чистоту, преданность и мудрость.

Широкая волнистая полоса символизирует реку Обь, узкая полоса – реку Бердь, у слияния которых в 1716 году был заложен острог, изображение которого дается на гербе. Острог символизирует историческую преемственность, бережное отношение и сохранение жителями города из поколения в поколение своих традиций, культуры, обычаев.

 Далее проводится игра "Похоже-непохоже" (на сравнении герба России и герба Бердска).

3.Остановка "Отдыхайка ".

Как живешь? Вот так (дети сжимают пальцы одной руки в кулак, большой палец приподнят вверх).

 Как идешь? Вот так (ходьба на месте)

 Как бежишь? Вот так (бег на месте).

 Ночью спишь? Вот так (дети складывают две ладони вместе и подносят их к уху).

 Как даешь? Вот так (вытягивание вперед обеих рук).

 Как берешь? Вот так (руки прижимают к груди).

 Машешь вслед? Вот так (движение кистью руки впереди)

 Как шалишь? Вот так (дети надувают щеки).

4. Следующая остановка необычная, называется "Узнавайка".

- Ребята, странная и удивительная судьба у города Бердска. На вид – новенький зелёный городок, недавно родившийся, в действительности ему уже около 300 лет. У меня есть старый-старый альбом, рассмотрим его, узнаем и назовем знакомые места (рассматривание альбомов и обсуждение).

5. Викторина.

 Вопросы:-  Почему наш город называют" рожденным дважды"?

- На какой улице находится наш детский сад?

- Что изображено на гербе  Бердска?

 - Как называют людей, которые живут в Бердске?

- Сколько лет нашему городу?

- Назовите реку, на которой стоит город Бердск?

6. Кукла - Городовичок прощается и благодарит всех ребят за удивительное путешествие по нашему родному городу.

Выход на продуктивную деятельность:  аппликация сюжетная "Мой красивый -город Бердск!" (коллективная композиция).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 "Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Белочка"

  Викторина "Знатоки родного края"

для детей старшей группы и их родителей.

                                                               

                                                                Разработала и реализовала:

                                                                воспитатель

                                                                Кондрюкова Олеся Анатольевна

г.Бердск - 2016

Викторина "Знатоки родного края"

Цель: Совершенствование детско-родительских отношений в процессе совместной деятельности.

Задачи викторины:

  • Обогащать представления детей и их родителей о родном городе;
  • совершенствовать навыки делового общения детей и взрослых в процессе обсуждения заданных вопросов;
  • упражнять детей в ведении разных форм речи: монолога, диалога, полилога.
  • воспитывать у детей активность и инициативность в процессе совместной деятельности;
  • развивать интерес к прошлому, настоящему и будущему родного города, собственной гражданской позиции в жизни города.

1. Знатоки представляют заранее подготовленное домашнее задание стенгазету о г.Бердске.

Ответы знатоков оцениваются по 5-ти бальной системе. Подведение окончательных итогов, награждение и вручения призов зрителям-любителям викторины.

Ведущий читает стихотворение Анатолия Строгонова.

Над Бердью песен голоса,

Сибирский ветер, атакуя, надул у яхты паруса.

Сосновый бор и море рядом,

Ты слышишь волн тяжелый плеск.

Когда - то город будет Градом,

А нынче просто город Бердск.

 2. Вопросы к викторине:

ИСТОРИЯ

2.1. Сколько лет  городу Бердску? Почему назван Бердском?

Правильный ответ: Бердск — город в Новосибирской области России, второй по численности населения город Новосибирской области — 100 259[1] чел. (2013).

Основан в 1716 году на реке Бердь (правый приток Оби) как крепость Бердский острог. Город с 1944 года. Название города образовано по местонахождению от названия реки Бердь.

2.2. Что изображен на гербе и флаге г.Бердска?

Правильный ответ: Герб представляет собой зелёный и серебряный щит, на котором имеется широкая лазоревая волнистая перевязь, окаймлённая сверху серебром и соединенная с другой более узкой лазоревой волнистой перевязью, положенной в серебряном поле. Внизу чёрный острог с палисадом и одной двухъярусной башней с серебряными закрытыми воротами.

Символика герба города Бердска использует традиционные для символики Сибири цвета: зелёный и белый. Зелёный цвет по замыслу создателей герба символизирует тайгу, надежду, изобилие, здоровье и свободу. Белый цвет — символ снега, чистоты, преданности и мудрости.

Широкая волнистая полоса символизирует реку Обь,

узкая полоса — Бердь, у слияния которых в 1716 году

 был основан Бердский острог. Изображение острога

также присутствует на гербе, подчёркивая «историческую

 преемственность, бережное отношение и сохранение

 жителями города из поколения в поколение своих

традиций, культуры, обычаев»

Символика флага аналогична символике герба города. Отношение ширины флага к его длине 2 : 3.

2.3.  Именем, каких знаменитых людей названы улицы г.Бердска?

Правильный ответ: Улицы названные в честь Героев Советского Союза и Героев России

 Современный город Бердск насчитывает более 200 улиц, 14 из них названы в честь Героев Советского Союза: улица Н.Ф.Ватутина, улица Ю.А. Гагарина, улица Н.Ф.Гастелло, улица З.А. Космодемьянской, улица О.В.Кошевого, улица А.М. Матросова, улица Я.Ф. Павлова, улица И.В. Панфилова, улица Д.Т. Пастухова, улица И. М.Рогачёва, улица Ю.В. Смирнова,    переулок Ф.И. Толбухина, улица Л.И. Чайкиной, улица И.Д. Черняховского.    

Одна улица города названа в честь Героя Российской Федерации: улица И.В. Лелюха (в декабре 1995 года Указом Президента РФ звание Героя России присвоено  Игорю Викторовичу Лелюху, погибшему в первую чеченскую войну.)

3.АРХИТЕКТУРА

Какие достопримечательности Бердска вы знаете?

Правильный ответ: Бердский берег Обского моря — это красивейшие места и сосновый бор с чистейшим воздухом.

Преображенский собор, особенно красивый в зимнюю пору, когда его купола словно парят в пронзительно голубом небе.

Историко-художественный музей, где вам расскажут о почетных жителях и истории города, о мастерах сибирского края и о возрождении Бердска.

На улице Лазо, 18 находится Сретенский храм — его деревянное здание когда-то было первой бердской церковью в 1716 году. А при бердском пансионате ветеранов труда открыта часовня Казанской иконы Божией Матери, где молятся постояльцы пансионата о спасении своих душ.

В центральном районе есть Дом культуры, Дворец Культуры «Родина» - в Микрорайоне.

Городской кинотеатр «Орион» оснащен самым современным оборудованием.

Самый величественный в городе памятник — это Монумент Славы, установленный в память о страшных годах Великой Отечественной Войны. Памятник местного значения — братская могила партизан, погибших за Советскую власть в годы Гражданской войны.

4. НАУКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ (для родителей).

Какие учебные заведения Бердска Вы знаете?

Правильный ответ: Бердский филиал Новосибирского Государственного Технического Университета; Представительство Новосибирского Государственного Педагогического университета; Бердское представительство ФГОУ ВПО новосибирского государственного аграрного университета; Гуманитарный факультет Новосибирского гуманитарного института в г. Бердске.

Профессионально-технические учебные заведения:

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Бердский электромеханический техникум  (ГОУ СПО БЭМТ); Муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования Бердский медицинский колледж (МОУ СПО БМК)

Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Бердский техникум менеджмента и рынка

Областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей № 38 – Кадетский корпус имени Героя России Олега Куянова

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище №16 (ГОУ НПО ПУ №16); Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище №47

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище №56

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище №76

5. Кто больше расскажет стихотворений о Бердске.

6.В конце викторины исполняется песня о Бердске "Это Бердск, обойди весь белый свет..."

Подводятся итоги.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Белочка"

Сценарий совместной деятельности:

  "Города - соседи ".

старшая группа.

                                                         

                                                                          Разработала и реализовала:

                                                                          воспитатель

                                                                          Кондрюкова Олеся Анатольевна

Бердск-2016

Сценарий совместной деятельности:

" Города - соседи. г.Новосибирск "

Программное содержание.

Обогащать представление детей о городах России, познакомить с историей и символикой Новосибирска, некоторыми достопримечательностями города Новосибирска - столицы Сибири.

Материалы и оборудование: Открытки с достопримечательностями г.Новосибирска, иллюстрации с изображением символов Новосибирска, карта России, письмо от куклы -   Городовичок, конфеты "Новосибирск".

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.  

Ход деятельности:

1. Вос-ль: Ребята, сегодня мы получили письмо. Читает: адрес: г. Бердск ул. Попова 15/а  детский сад № 16 « Белочка»

Детям группы № 7 "Ласковые котята".

 Письмо: Здравствуйте, дорогие ребята. Я - Городовичок, приглашаю вас в путешествие по удивительному и чудесному городу, а какому -  догадаетесь сами. Выполните все мои задания, отгадайте мои загадки, и вы многое узнаете об одном из самых красивых городов России.  А если вы справитесь со всеми моими заданиями, то получите сюрприз.

В добрый путь! Ваш Городовичек.

Вос-ль: Ребята, а вы готовы выполнить задания Городовичка? Ну, тогда в путь. А где же спрятаны задания? Ищут и  по группе карточку с номером 1 и находят.

 1. Предлагаю прослушать песню "Город 54" в исполнении дуэта «Алмас»   и ответить на вопросы.

Здесь дома до облаков,

Здесь есть пара берегов.

Где-то в Западной Сибири

Все пути ведут к Оби.

Был построен для Любви

Город пятьдесят четыре.

- О каком городе идёт речь в песне?

- Какая главная река протекает через Новосибирск?

- Ребята, подойдите к карте. Что, может рассказать нам карта о реке?

(Работа у карты). Обь берет начало в горах Алтая, там ее исток и впадает она в Северный - Ледовитый океан. Обь является одной из самых длинных рек в стране.

- Найдите на карте место, где находимся мы, наш родной город Бердск. Кто помнит, как обозначены города на карте? (точками). Сколько много точек - городов! Находим Новосибирск.

2. Вы уже знаете, что у каждой страны, города есть свой флаг и герб. Мы с вами познакомились с  флагом и гербом нашей страны России и  нашего родного города Бердска. Давайте вспомним, что на них изображено? А как вы думаете, есть ли флаг и герб у города Новосибирска? Что может быть изображено на гербе Новосибирска? (рассматривание герба после детских ответов).

А на самом деле, вот так выглядит герб Новосибирска (показ иллюстрации с изображением герба Новосибирска).

- Как вы думаете, что здесь изображено? (ответы детей)

-  В центре герба – щит, держат его соболя, под соболями находятся лук и стрелы, и длинная лента трех цветов символизирующая флаг  России.

3. Дидактическая игра «Посмотри и назови». Дети подходят к переносной доске, на котором расположены карточки с видами достопримечательностей города.

Это вокзал, театр «Глобус» и "Дом ученых", цирк, Часовня Святого Николая. (Дети рассказывают все, что знают об этих зданиях).

4. Конверт с разрезными картинками. Нужно собрать изображение городского здания и отгадать, что же это за здание? (Новосибирский зоопарк).

Беседа: каких животных ребята видели в Новосибирском зоопарке.

5. Подвижная игра «Обезьянки и тигр». Слова и музыка Ф. Насауленко.

Играют дети — «обезьянки» и водящий — Тигр. К поясам обезьянок привязаны ленточки — хвостики.

Обезьянки: Мы смешные, мы смешные обезьянки.

Мы прыгучки, мы висючки, кувыркалки! На деревьях мы висим, и бананы мы едим.

Тигр: А я Тигр не смешной, я голодный, страшный, злой! Спойте песню еще раз. Я поймаю вас сейчас!

Обезьянки: Мы смешные, мы смешные обезьянки. Мы прыгучки, мы висючки, кувыркалки! Любим бегать и скакать, Никому нас не догнать!

После этих слов обезьянки быстро берут друг друга за хвостики. Тигр пытается поймать тех, кто не успел схватиться за хвостик — ленточку.

6. Викторина "Знаете ли вы город Новосибирск?"

  • Как называется река, которая протекает в Новосибирске?
  • Я над Обью все лежу

           Оба берега держу (мост)

  • Я в любое время года,

           и в любую непогоду,

          Очень быстро в час любой

          Провезу вас под землей (метро)

  • Многолюден, шумен, молод,

           Под землей грохочет город.

           А дома с народом тут

           Вдоль по улицам бегут. (Метро)

7. Ребята, мы сегодня были в одном из самых красивых городов Сибири, а теперь нас ждет сюрприз.

Тризовская игра "Да - нет". В ходе тризовской игры дети угадывают, что в мешочке конфеты и угощаются конфетами Новосибирской шоколадной фабрики.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Белочка"

Сценарий совместной деятельности:

"Наша страна - Россия!"

старшая группа

                                                                    Разработала и реализовала:

                                                                    воспитатель

                                                                    Кондрюкова Олеся Анатольевна

Бердск-2016

Сценарий совместной деятельности:

"Наша страна - Россия".

Программное содержание:

Формировать представление о том, что Россия - независимое государство, которое имеет свою символику (флаг и герб), соседствует и "дружит" с другими странами мира. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Материал: карта России, герб и флаг России, аудиозапись с песней о родине, гимном России.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.  

Ход деятельности:

1.Воспитатель предлагает прослушать песню "Мы о Родине поём" - Большой детский хор п/у В.С. Попова.

- Ребята, постарайтесь внимательно послушать слова этой песни и потом расскажите, о чем эта песня.

Вопросы к детям после слушания:

- Понравилась вам песня?

- Какая она по характеру?

- О чём поётся в песне? (ответы детей).

-  Что такое Родина? (ответы детей)

- А ещё бывает "малая Родина", как вы думаете, что такое «малая Родина»? (ответы детей)

 - У каждого человека есть "малая Родина". А какая у нас "малая Родина"? (ответы детей).

 Малая Родина у каждого своя. Это то место, где человек родился, вырос, где живёт. Это наш дом, и всё что нас окружает.

 А что значит большая Родина? (ответ).

 Как называется наша страна? (ответ)

Наша Родина – Россия, самая большая страна на земле. На её территории проживает почти 150 миллионов человек, это очень много. Все мы – жители России – зовемся россиянами.

 -     Посмотрите, какую огромную территорию она занимает. (Рассматривание карты с показ границы). Тринадцать морей и два океана омывают Россию.

 Как велика моя земля!         

 Как широки просторы

 Озёра реки и поля

 Леса и степь и горы!

 Раскинулась моя земля

 От севера до юга.

 Когда в одном краю весна -

В другом снега и вьюга!

2. - У каждой страны есть отличительные знаки - государственные символы: флаг и герб. Есть они и у России. Посмотрите, как красив российский флаг!

Как вы думаете, для чего он нужен? (ответы детей).

Свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдёте.

 У России флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя и красная. Что вам напоминает белый цвет? (ответы детей)

-  Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она не на кого не нападает.

-  А что вам напоминает синий цвет? (ответы детей)

 Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.

-  А что вам напоминает красный цвет? (ответы детей)

 Красный цвет - цвет силы, мужества. Это кровь, пролитая за Родину.

 А сейчас мы с вами поиграем. Проводится игра "Собери флажок".

3.Воспитатель показывает герб России. А кто знает, что это такое? (ответы). Это герб нашей страны! Герб России является символом единства народов, живущих в России. Герб – это отличительный знак государства.

Рассмотрим, что изображено на гербе России? (ответы детей).

- Это -  золотой двуглавый орел со скипетром и державой.

- Что на груди у орла? (ответы).

- Зовут всадника - Георгий Победоносец. Георгий Победоносец издавна почитался на Руси, как покровитель воинов.

- Что в руках у Георгия Победоносца? (ответы).

- Зачем Георгию Победоносцу серебряное копьё? (ответы детей).

-  Черный змей символ – зла, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

4.-  А ещё у России есть гимн!  Гимн - это торжественная песня, прославляющая могущество и величие нашей страны.  Когда звучит гимн нужно встать, стоять спокойно и не разговаривать.  Сейчас мы прослушаем отрывок из гимна. Словарная работа: держава, священная. (Звучит гимн).

 - Что мы с вами сейчас слушали? (ответы детей).

 -   О чём говорилось в гимне? (ответы).

- Какой по характеру гимн? (ответы).

Такая музыка рождает гордость за свою страну. В словах звучит идея возрождения величия и славы России. Гимн объединяет всех людей нашей страны - тех, кто любит свою Родину, и гордится ею.

5.- В народе с давних времён любовь к Родине выражалась в пословицах и поговорках. Воспитатель предлагает назвать детям пословицы и поговорки, которые выучили дома с родителями.

- «Родина – мать, умей за неё постоять!»;

 - «Родная сторона – мать, Чужая – мачеха»;

 - «Всякому мила своя сторона»;

 - «Скучно Афонюшке,  на чужой сторонушке»;

 - «На чужой стороне и весна не красна».

6.-  Ребята, теперь мы знаем, что у нашей Родины есть флаг, герб и гимн, а мы с вами - россияне. Мы всегда будем гордиться Россией, постараемся, чтобы "Родина гордилась нами.

Выход на продуктивную деятельность: конструирование (с использованием техники торцевания) "Флаг Российской федерации".

        

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Белочка"

Сценарий совместной деятельности:

"Москва - столица нашего Отечества"

старшая группа.


                                                                          Разработала и реализовала:

                                                                          воспитатель

                                                                          Кондрюкова Олеся Анатольевна

Бердск-2016

Сценарий совместной деятельности:

"Москва - столица нашего Отечества".

Программное содержание:

Сформировать представление детей о Москве - как самом главном городе, столице, государстве. Познакомить с основными достопримечательностями Москвы. Воспитывать интерес к истории и настоящему самого прекрасного города нашей страны, чувство восхищения и гордости красотой столицы России.

Материалы и оборудование: карта России, иллюстрации с изображением города Москвы, стихотворение М.Глинки "Москва", аудиозапись с песнями о Москве, раскраски с изображением Москвы, карандаши.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.  

Ход деятельности:

1.Вос-ль:  А как называется наша страна, в которой мы живем?

 - А кто мы с вами? (ответы детей)

 Правильно, все мы россияне и Россия – наша Родина.

Россия очень большая страна (показ на карте России). В нашей стране много городов, но есть один самый главный. Какой это город? (показ иллюстрации с видом Кремля).

2. Сегодня мы познакомился с главным городом нашей страны.

Это Москва (показ на карте). - Кто из вас, ребята, бывал в Москве? Что вам запомнилось больше всего? (Рассказы детей)

 О Москве очень много сложено стихов и песен, послушайте один из них.

В стихотворении нам встретятся незнакомые слова. Словарная работа: объяснение смысла незнакомых слов, обогащение словаря: чудный, древний, ты вместил в свои концы, посады, пашен, исполинскою).

Отрывок из стихотворения Ф.Глинка "Москва"

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах;

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..

Исполинскою рукою

Ты, как хартия, развит

И над малою рекою

Стал велик и знаменит!

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных.

Это матушка-Москва!

Как еще называют Москву? (Столица.) А чем столица отличается от других городов страны? В столице находится наше правительство, работает президент. Президент - это кто? Кого называют президентом? (ответы детей).

 - А кто у нас президент?

3. - Слышали ли вы такое слово - "Кремль"? Как вы думаете, что такое Кремль? (ответы детей).

В древние времена на Москву часто нападали враги, и чтобы защититься от них, построили крепость – Кремль. Это широкая кирпичная стена, в стенах Кремля много сторожевых башен, всего 20.Одна из них Спасская башня. (Рассматривание иллюстраций с изображением Спасской башни). На ней висят главные часы страны. Эти часы самые точные, по ним всегда проверяют время.

Рассмотрим иллюстрации древнего Кремля и Кремля в наше время. Чем они отличаются? (Ответы детей).

Туристы со всего мира приезжают посмотреть на Кремль: на его территории много храмов, соборов. Здесь находится две удивительные достопримечательности – это Царь-Пушка и Царь-Колокол. Царь-пушка отлита из бронзы на московском Пушечном дворе. Пушка предназначена для защиты Спасских ворот, но из нее никогда никого не стреляли. Царь-колокол является самым большим колоколом в мире. Когда мастера – литейщики выплавили этот огромный колокол, в то время случился в Кремле пожар. Сгорели все Кремлевские постройки, и огонь уже подбирался к колоколу. Испугались мастера, что от огня колокол может расплавиться, и стали поливать его водой. И от разницы температур от колокола откололся кусок. Царь-Колокол так ни разу и не зазвонил. Вот сколько интересного можно увидеть на территории Кремля. (весь рассказ сопровождается иллюстрациями с видами достопримечательностей).

4. В Москве есть еще одно месте, известное во всем мире – это площадь.

Как она называется?(показ иллюстраций с изображением Красной площади).

- Главная площадь Москвы называется Красная площадь.

-  Как вы думаете, почему она так называется? (Ответы детей).

- В старину слово «красный» означало «красивый». Вот почему Красную площадь назвали «красной» - значит Красивая площадь.

- Посмотрите, какая она большая! (Показ иллюстрации). Здесь проходят праздничные парады, салюты, выступления знаменитых артистов. Мы с вами много раз видели Красную площадь по телевизору, а кто-то бывал на ней с родителями. (Рассказы детей). Представим сейчас, что идём на параде по Красной площади...(проводится физкультминутка)

5. Москва – очень красивый город. Много веков трудился наш народ, чтобы сделать её ещё краше. Есть в Москве и прекрасные старинные памятники архитектуры, и современные здания. Посмотрите, какие красивые старинные храмы есть в Москве. (Показ иллюстраций).

-У каждого храма – колокольня. В старину говорили, что звон Московских колоколов слышен по всей Руси!

 - Это храм Василия Блаженного, он находится на Красной площади, это храм Христа Спасителя. (Показ иллюстраций).

 - Представляете, ребята, как много людей трудилось, чтобы построить такую красоту.

 - В Москве на Воробьёвых горах был построен первый в России университет имени Михаила Васильевича Ломоносова – это самое большое учебное заведение России. (Показ иллюстрации). Здесь учатся тысячи студентов. Конечно, потом в Москве были построены и другие институты.

 Москва сегодня – это огромный город, в котором множество улиц и переулков, автомобильных дорог и мостов, театров и парков. В Москве самое протяжное в мире метро. Это целый город под землёй, по которому бегут поезда во все концы родной столицы.

6. А сейчас предлагаю раскраски с изображением  достопримечательностей Москвы. Дошкольникам необходимо раскрасить , дополнить рисунок деталями и рассказать, что у него получилось (пока дети выполняют задание включить песню о Москве, на выбор воспитателя) .

Выход на игровую деятельность - строительная игра "Мы строим Московский Кремль"; выход на изобразительную деятельность: раскрашивание храма Василия Блаженного на Красной площади.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Белочка"

Сценарий совместной деятельности:

" Природа России ".

 старшая группа.

                                                                 

                                                                 

                                                                     Выполнила и реализовала:

                                                                     воспитатель

                                                                     Кондрюкова Олеся Анатольевна

Бердск-2016

Сценарий совместной деятельности:

"Природа России ".

Программное содержание:

Познакомить с многообразием климатических зон России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью, представителями  флоры и фауны разных зон России;  формировать в представлении детей образ огромной по территории России.

Развивать умение участвовать в коллективных разговорах, связно излагая собственные впечатления с использованием разных форм речи: речи - объяснения, речи-аргументации, речи-доказательства.

Воспитывать бережное отношение к природному окружению.

Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением разных климатических зон, животных, растений, игрушки.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.  

Ход деятельности:

1.Вос-ль: Ребята, сейчас я расскажу вам небольшое стихотворение. Вы послушайте внимательно и скажите, о чём это стихотворение.

Родина моя— бескрайняя Россия,

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

И куда судьба не заносила,

Не дано забыть нам об одном—

Это ненаглядная Россия

Есть единственный наш отчий дом

                                                                 Т.КОТИ.

2. Я приглашаю вас совершить путешествие по нашей стране, и уверена, что мы увидим много интересного своими глазами.

Россию называют "бескрайней"? Что это значит? (ответы детей)

- На чём же мы отправимся в путешествие? (Дети предлагают варианты).

В зависимости от предложенных детьми вариантов из стульев или других подручных материалов (каната, скакалок, строительных модулей) обозначается пространство выбранного транспортного средства.

Здорово, можно отправляться в путешествие, рассаживайтесь поудобнее, мы взлетаем (или что-то другое).

- Посмотрите в окно, что вы видите? (высказывания детей).

3.Вос-ль: Ну вот, мы с вами добрались до Крайнего Севера! (Показ иллюстрации с изображением тундры).

- Посмотрите, природа Крайнего Севера, такая же, как в нашем городе? (Ответы детей).

- А чего не видно на фотографии? (Ответы детей)

- Правильно, здесь нет лесов, на многие, многие километры простирается тундра – земля с бедной, скудной растительностью. Ведь на севере нашей Родины очень холодно. Зима там длинная, а лето короткое. Поэтому почва не успевает прогреться, а растения не успевают вырастать. В основном в тундре растут мох, лишайники, грибы, ягоды, очень маленькие деревца, которые называют карликовыми.

 - Ой, посмотрите, какие-то животные показались  вдалеке! (Показ иллюстраций) Вы их узнаёте? (Ответы детей)

- Да, это белый медведь и олень – главные животные севера. Они не боятся северных снегов, льда и мороза – толстый мех и шкура защищают их от стужи.

- А может, кто-нибудь был на Северном полюсе? (ответы детей).

- Скажите, север - это хорошо или плохо? (проводится тризовская игра "Хорошо - плохо").

4.Вос-ль: Продолжаем наше путешествие, полетели дальше по нашей бескрайней России.

- Постепенно заканчивается Север и начинается тайга. Что такое тайга? это густые, хвойные леса.

- Что значит хвойные леса? (Ответы детей)

- А у нас бывают хвойные деревья, какие?

- Какие хвойные деревья растут в тайге? (Ответы детей. Каждый ответ детей воспитатель сопровождает показом иллюстрации)

- Есть в тайге ещё одно хвойное дерево – кедр. Оно даёт людям очень ценные, полезные для здоровья орешки – кедровые. Давайте их попробуем. (Все пробуют кедровые орешки).  Растительный мир тайги очень богат. Деревья в тайге образуют непроходимые заросли – настоящую чащу. Если человек пойдёт в тайгу один, то может очень легко заблудиться.

 - Животных в тайге очень, очень много! Это и медведи, и белки, и лисы, и бурундуки. Но есть и такие животные, которых вы не очень хорошо знаете, потому что они не живут в лесах нашего родного края. Посмотрите на картинки: это куница, рысь, соболь. (Показ иллюстраций).

 - Тайга даёт человеку прекрасный строительный материал – ценные породы деревьев, а так же грибы, ягоды, лекарственные растения.

- Дети, тайга - это хорошо или плохо?  (проводится тризовская игра "Хорошо - плохо").

5. Отправляемся дальше.

- Посмотрите, как меняется лес. (Показ иллюстрации) Появляются дубы, берёзы, липы, клёны, орешник.

- Вам знакомы эти деревья? (Ответы детей)

- Верно, это деревья лесов средней полосы России. Здесь живём мы с вами.

- Лес, в котором есть хвойные и лиственные деревья, называется смешанным.

6. Физкультминутка

Как живешь?

 Вот так (дети сжимают пальцы одной руки в кулак, большой палец приподнят вверх).

 Как идешь?

 Вот так (ходьба на месте)

 Как бежишь?

 Вот так (бег на месте).

 Ночью спишь?

 Вот так (дети складывают две ладони вместе и подносят их к уху).

 Как даешь?

 Вот так (вытягивание вперед обеих рук).

 Как берешь?

 Вот так (руки прижимают к груди).

 Машешь вслед?

 Вот так (движение кистью руки впереди)

 Как шалишь?

 Вот так (дети надувают щеки).

7. Летим дальше. Лес кончился. Неужели это опять Север? Конечно, нет! Ведь мы двигаемся на юг, значит, солнышко греет всё сильнее и сильнее. Начинаются степи. (Показ иллюстрации).

- Степь какая? (ответы детей).

- В начале лета степи напоминают яркие ковры, так много трав и цветов в степи: шалфей луговой, душица, румянка, ковыль и др. Живут в степях суслики, бурундуки, мыши, змеи. А за степью начинаются берега Чёрного и Каспийского морей. (Показ иллюстраций)

Это юг России. Погода здесь тёплая, зима короткая и очень мягкая, а лето жаркое и длинное. Здесь растут Кипарисы, олеандры, акации.

 Юг России – любимое место отдыха россиян. Люди приезжают сюда летом, чтобы позагорать, поплавать в море, набраться мил и здоровья на целый год. Многие из вас здесь уже побывали. Расскажите о своём путешествии. (Дети подходят к доске, прикрепляют фотографии о летнем отдыхе и рассказывают, что на них изображено).

8.Ну, вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться. Сегодня мы с вами узнали, как разнообразна и богата природа нашей страны России.

 А теперь, ребята, я вам предлагаю разместить наклейки животных на нашей карте там, где они живут.

Выход на изобразительную деятельность: дети садятся за стол, самостоятельно рисуют по представлению цветными карандашами или восковыми мелками, что им запомнилось из путешествия. Воспитатель включает очень тихо песню сл. В. Лебедева-Кумача, муз. И. Дунаевского «Широка страна моя родная».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Белочка"

Сценарий совместной деятельности:

"Голубое богатство России"

старшая группа.

                                                         

                                                                          Разработала и реализовала:

                                                                          воспитатель

                                                                          Кондрюкова Олеся Анатольевна

Бердск-2016

Сценарий совместной деятельности:

"Голубое богатство России".

Программное содержание: обогащать представление детей о природе России, познакомить с крупными реками и другими водоёмами: Волга, Енисей, Обь, Бердь, Обское водохранилище, с озером Байкал. Развивать связную монологическую речь, побуждать к составлению небольших рассказов из личного опыта. Воспитывать бережное отношение к природному окружению.

Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением рек, озера Байкал, их обитателей;  слайд - программа "Реки моей страны".

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.  

Ход деятельности:

1.Вос-ль: Ребята, отгадайте загадку:

  • Летом бежит, зимой спит.

          Весна настала - опять побежала. Что это? (ответ детей)

  • Среди лесов, среди полей

Протянулся синий Змей. Что за Змей? (ответы детей)

-  Россия – это морская держава, речной и озёрный край. Посмотрите, как много на карте России голубого цвета. Что им обозначают? (ответы детей).

- Всего в России около 120 тысяч рек. Даже трудно себе представить, такое количество рек. Вот какая огромная наша страна Россия!

- Реки страны – это её настоящее богатство.  Как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Правильно, в реке водится рыба и ещё река даёт людям воду. Поэтому именно по берегам рек всегда селились люди, ведь человек не может жить без воды.

- Зачем человеку вода? (ответы детей).

По рекам плавают большие пассажирские теплоходы, огромные грузовые баржи, рыболовецкие суда. На реках построены гидроэлектростанции, которые снабжают города электричеством. (Показ иллюстраций).

2. Я предлагаю вам, отправится в путешествие по рекам России, и думаю, что мы много узнаем интересного. Просмотр слайд - программы "Реки моей страны".

3.- Есть в России одна большая река, которую называют ласково "матушкой".

 - Какую реку в России называют матушкой? (ответ детей).

- А как вы понимаете пословицу "Матушка - Волга и широка, и долга"? (ответы детей).

 - А о каких еще самых больших реках России вы узнали? (ответы детей).

4.  - Ребята, вспомните, на берегу какого водоёма мы с вами фотографировались во время прогулки? (ответ детей).

 Показ иллюстрации с изображением Бердского залива и Обского водохранилища. А что за река впадает в Обское водохранилище? Ребята, такая красивая река протекает совсем недалеко от детского сада. Как вы думаете, это хорошо или плохо? (проводится тризовская игра "Хорошо - плохо").

5.  - Озёра – тоже очень важная часть природы России. О каком знаменитом на весь мир озере шла речь? (ответ детей).

- Посмотрите, какое оно красивое! (Показ иллюстрации). А может кто-нибудь был на озере Байкал? (ответы детей).

- Озеро Байкал – самое большое озеро в мире. Иногда его сравнивают с морем, потому что если встать на одном берегу озера, то противоположный берег не видно. Так он далеко! Во время сильного ветра на Байкале поднимаются волны, как на настоящем море во время шторма. Вода в озере Байкал – самая чистая и прозрачная. В Байкале водится очень много видов рыб. Среди них встречаются очень редкие: омуль, бычки.

6. А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки и проверю, кто из вас самый внимательный.

  • Хомяк - туристка с кличкой Полга

в круиз ушла по речке...(Волга);

  • Дятел выбивает дробь

На сосне у речки.. (Обь);

  • Королевич Елисей

прыгнул в речку...(Енисей);

  • Глядятся в него молодые рябинки,

цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые берёзки,

Свои перед ним поправляя причёски.

И месяц и звёзды -

В нем всё отражается...

Как это зеркало называется? (Озеро)

-Молодцы! Ребята, как вы думаете, может ли Земля существовать без воды? (ответы детей)

- Что будет, если вдруг исчезнут все моря, реки, озёра? (ответы детей)

-  Реки это богатство нашей страны, но любое богатство можно потерять, если им не дорожить. Давайте бережно относится к нашим рекам, морям и океанам.

Выход на продуктивную деятельность: работа с картой "Великие и малые реки России".

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Белочка"

Сценарий совместной деятельности:

  "Россия - великая страна".

старшая группа.

                                                         

                                                                          Разработала и реализовала:

                                                                          воспитатель

                                                                          Кондрюкова Олеся Анатольевна

Бердск-2016

Программное содержание.

Познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, куклы, одетые в национальные костюмы. Дидактические игры: "Чей костюм?" (развивать память, находчивость, логическое мышление); "Кто больше знает?" - найти предмет по описанию (обогащать кругозор детей, углублять их знания о различных видах национальных одежд).

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.  

Предварительная работа: чтение сказок народов России, рассматривание иллюстраций к народным сказкам.

Ход деятельности:

1.Вос-ль: Ребята, сейчас я расскажу вам небольшое стихотворение. Вы послушайте внимательно и скажите, о чём это стихотворение. Стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

 На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

 И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

- Ребята, а как называется наша страна? (Россия)

- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

- Ребята, как вы думаете, люди каких национальностей живут в нашей стране? (ответы детей)

- Да, народов  очень много: русские, татары, чуваши, марийцы, мордва, башкиры – проживают в средней полосе России; чукчи, ненцы – на севере; осетины, ингуши – на юге страны. Каждый народ говорит на своём языке.

- На каком языке говорим мы, русские?

- А татары, чуваши, башкиры, чукчи?

- Многие люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный, например татарский, и ещё русский. Потому что русский – это государственный язык и на нём общаются все народы нашей страны.

- Каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции.

- Что такое народные традиции? (Ответы детей)

- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, семейные традиции.

- Какие русские народные праздники вы знаете? (ответы детей)

- Что это за праздник Масленица? (проводы Зимы, встреча весны)

 Итак, у каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

- У каждого народа есть свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.  У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

2.-  Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми народами нашей страны. И начнём мы своё знакомство с самой дальней стороны нашей огромной Родины  - Севера.

- На крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. (Показ иллюстрации).

- Посмотрите, какая теплая одежда чукчей. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

- Правильно, потому что на севере очень холодно! Одежда сделана из оленьих шкур, ведь, прежде всего она должна быть тёплой и удобной. Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Давайте все вместе повторим это новое для вас слово.

- Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. Часто на одежде вышивали узоры, обозначающие рыб, оленей и птиц.

- А теперь посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. (Показ иллюстрации). Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай. Давайте скажем все вместе – пулай.

- Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

 - А теперь давайте поиграем: игра называется "Чей костюм?" (В ходе игры воспитатель уточняет у детей названия элементов одежды костюмов).

- Молодцы! Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

3. - У каждого народа есть свои игры. Какие русские народные игры вы знаете? (ответы детей). Сегодня я хочу познакомить вас с башкирской народной игрой, которая называется  "Юрта".

- Кто знает, что такое юрта? (ответы)

- Юрта - это переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у кочевников.

Ход игры:

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам комнаты. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

 Мы, весёлые ребята,

Соберёмся все в кружок.

 Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

4. - Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что-то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку.

- Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей). Да, в них есть добрые и злые персонажи, волшебные вещи, говорящие животные и т.д. А ещё во всех сказках, у всех народов, добро всегда побеждает зло.

- А какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей)

 Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

5. У каждого народа есть свои любимые национальные блюда: у чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины; У осетин и ингушей – халва, пахлава.

- А какие русские национальные блюда вы знаете? (Ответы детей)

- Конечно, это блины, пироги.

- А сейчас, ребята, кто вспомнит и назовёт ещё раз:

- Какие народы проживают в России? (Ответы детей)

Наша страна, ребята, сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Выход на продуктивную деятельность: изготовление кукол для группового мини-музея (рисование, аппликация, конструирование).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Белочка"

Сценарий музыкально-тематического развлечения:

  "Пришла Коляда – отворяй ворота".

старшая группа.

                                                         

                                                                          Разработала и реализовала:

                                                                          воспитатель

                                                                          Кондрюкова Олеся Анатольевна

Бердск-2017

Сценарий музыкально-тематического развлечения.

«Пришла Коляда – отворяй ворота»

Программное содержание: обогащать представление детей о русской национальной культуре; знакомить с обрядовыми праздниками, устным народным творчеством (загадками, играми, пословицами и поговорками, песнями, хороводами). Поощрять творческие проявления детей в коллективных видах деятельности.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.  

Действующие лица: ведущая, баба, дед, баба Яга.

Ход деятельности:

Звучит русская народная музыка

     (Дети в народных костюмах входят в зал и садятся на стульчики)

Ведущая:  -  Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые взрослые!

Поздравляю вас с праздником! Издавна на Руси в праздничные дни от Рождества до Крещения (19 января)  ребятишки ходили по дворам, пели песенки, в которых желали достатка в будущем году. Хозяева в награду угощали детей гостинцами: сладостями, леденцами, конфетками и обязательно печенюшками – колядками, приготовленными именно для этого случая. Рядились в костюмы, повязывали яркий бабушкин платок, рисовали щёки свеклой.

  ( Из за ёлки выходят дед и баба и, не замечая, детей ведут беседу)

Баба: -  А помнишь, Дед, как раньше-то было весело? Ходили мы по избам, колядки пели, хозяев величали, Святки справляли?

Дед:  -  А помнишь, Баба, сколько при колядовании ряженых было?

Баба: -   Ой, Дед! А помнишь, как гадали-то, бывало, судьбу свою хотели узнать?  В зеркало, в блюдце, в чашку глядели. А песни какие пели!

Дед и Баба  (поют): -  Ой, Овсень, Овсень, во боре, на дворе,

                             Сосёнки стояли, зелёны, кудрявы…

 Дед:    -  Хватит молодость вспоминать, можно и в старости погулять!

Баба:    -  Пойду поставлю тесто.

                Вдруг заглянут гости, напеку блинов.

Дед:    -   Верно, Баба. «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Дети: (все встают и поют):     Коляда, коляда! Накануне рождества.

                                          Коляда пришла, Рождество принесла!

                                          Мы ходили, мы ходили по святой Руси

                               Поздравляли, величали. Добра, счастья всем желали!

Баба:   -  Коляда пришла, всем веселья принесла. Не сидите, не скучайте, в хоровод скорей вставайте.

  Хоровод «Ёлка»

Дед:      -  Очень любили парни и девки устраивать посиделки, да друг другу загадывали загадки. Загадки загадывать умеете?

Дети:     

  • Дарит нам зима подарок, ослепителен он, ярок!

   У него короткий век. Угадали? Это…. (Снег).

  • Толстопузый и смешной зимний братец наш родной,

На дворе он жить привык, это друг наш… (Снеговик)

  • Что вверх корнями растёт?    (Сосулька)
  • В синем небе светляки, не дотянешь к ним руки,

Один большой светляк, загнулся как червяк.     (Звёзды и месяц).

  • Зимний транспорт очень быстрый, не бензиновый, а чистый,

Едет в садик спозаранку, называется он… (Санки)

  • Лыжи с санками возьмём и во двор гулять пойдём.

 Есть у нашего двора снежная теперь…. (Гора).

Б. Яга:  (Входит в зал напевая)

       Коляда, Маляда, уродилась Коляда!

       Кто подаст пирога – тому двор живота, да ещё и мелкой скотинки!

        А кто не даёт лепёшки – завалю окошки!

Дед с Бабой: Да как же не дать, конечно угостим! (Угощают Б.Ягу конфетами)

Б. Яга:      Ах! Добрые здесь живут хозяева!

           У доброго мужика уродись рожь густа:

           Колоском хороша, а соломкой то пуста!

       Угощайтесь милые мои, вот яблочко наливное, совсем не простое!

Дед:         Подожди, подожди, что это за яблоко такое?

Б. Яга:     Яблоко оригинальное, танцевальное!

         В круг скорее все вставайте и яблочко друг другу передавайте.

         К кому яблоко попадёт тот сразу танцевать начнёт!

  Игра  «Яблоко танцевальное».

Баба:        Коляда пришла, всем веселье принесла.

        Не сидите, не скучайте, дружно пляску начинайте!

Пляска   « Больше не буду с тобой танцевать»

Дед:         Теперь игра – не развлеченье, а с большим, большим значеньем.

        Чтоб был долог колосок, чтобы лён рос высок,

         Прыгайте как можно выше, можно прыгать выше крыши.

  Игра  «Скакалка»

Дети  (все вместе):   Бабка- Ёжка, костяная ножка,

                           С печки упала, ножку сломала!  

             ( Б. Яга догоняет детей,  дразнилка повторяется 2-3 раза)

Баба:      -   Ребята, раньше на Руси для хозяев пели песенки – колядки,  а после исполнения песенок требовали вознаграждения. А если поскупится, пожалеет  хозяин – не видать ему богатства целый год! А вы знаете какие-нибудь колядки?

Дети  (по очереди):

  • Коля-коля-коляда, я у мамы одна, дай мне тётя молока.

          Молоко не сладко, дай шоколадку!

  • Коляда –коляда, жили, были три кота.

          Три кота и котик, дайте срочно тортик!

  • Тётенька – добренька, подай что-то сдобненько,

          Пышку да лепёшку, да свинную ножку.

  • Хозяин с хозяюшкой слезайте с печки, зажигайте свечки.

          Открывайте сундучок, вынимайте пятачок,

  • Коляда, коляда! Подавай пирога!

          Дай блин, дай свининкину ножку, всем понемножку.

          Неси – не тряси! Давай не ломай.

  • Коляда, Коляда, ты подай пирога!

          Или хлеба ломтину, или курочку с хохлом,

          Петушка с гребешком, или индюшку,

          Или сена клок, а нет так вилы в бок!

   Песенка:   «Купим мы бабушка тебе курочку»

Дед:       -  Разрешите вас угостить ребята конфетами!   (Угощают)

                  Тары-бары! Тары-бары! Приглашаем к самовару!

 Баба:   -   Испокон веков на Руси есть обычай старинный

         Гостей встречать у самовара

         Всех сегодня угощаю и на чай горячий приглашаю!

(Колядующие уходят из зала в группу на чаепитие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой проект для детей группы раннего возраста (с приложениями) «Наши папы и дедушки».

Тема: «Наши папы и дедушки».Цель: способствовать обогащению знаний детей о роли пап и дедушек в их жизни....

Долгосрочный групповой проект старший дошкольный возраст "Мы - россияне"

Целью данного проекта является воспитание чувства гордости за родную страну, её достижения и культуру.Гордость - сильное чувство. Оно предполагает удовлетворение и радость, которые испытывает человек,...

Диагностический материал к долгосрочному групповому проекту "Мы-россияне!"

Диагностический материал к долгосрочному групповому проекту "Мы - россияне"...

Приложение 2 к групповому проекту "Мы - россияне"

Приложение 2 к групповому проекту "Мы - россияне"...

"Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"

quot;Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту  "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...