Долгосрочный групповой проект по образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
план-конспект занятия (старшая группа)

Аликова Ирина Николаевна

Одной из актуальных задач дошкольного учреждения является обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах. Как показал анализ несчастных случаев с детьми, знания детьми одних лишь Правил дорожного движения недостаточно для обеспечения их безопасности.Опасность пребывания детей на дорогах и улицах постоянно возрастает, т.к. количество транспортных средств постоянно увеличивается, например, в Московской области каждый год на 170 тыс. единиц. За последние 4 года статистика по детскому дорожно-транспортному травматизму не уменьшилась.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-peshehodiya.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 3 «Снежинка»

Долгосрочный групповой проект по образовательной области

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Тема: «Страна Пешеходия!»

Для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Количество участников: 24

Продолжительность проекта: сентябрь 2015 – май 2016г.

Автор: Аликова И.Н.

Воспитатель

Пушкино, 2015г.

Одной из актуальных задач дошкольного учреждения является обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах. Как показал анализ несчастных случаев с детьми, знания детьми одних лишь Правил дорожного движения недостаточно для обеспечения их безопасности.Опасность пребывания детей на дорогах и улицах постоянно возрастает, т.к. количество транспортных средств постоянно увеличивается, например, в Московской области каждый год на 170 тыс. единиц. За последние 4 года статистика по детскому дорожно-транспортному травматизму не уменьшилась. Только за последний год в Пушкинском районе произошло 6 ДТП с участием детей, к счастью ни один ребенок не погиб. Но ДТП с участием ребенка не всегда происходит по вине водителя. Статистика ГИБДД распределения ДТП (с пострадавшими детьми) по вине детей:

  1. Переход проезжий части в неустановленном месте 54%
  2. Нарушение ПДД велосипедистами 22%
  3. Выход на проезжую часть перед близко идущим транспортным средством 10 %
  4. Выход на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства 7%
  5. Ходьба вдоль проезжей части 3%
  6. Игра на проезжей части 2%
  7. Неподчинение сигналам светофора 2%

В связи с тем, что наш детский сад непосредственно расположен вблизи дороги, которая не разделена на тротуар и проезжую часть. Тема ПДД особенно актуальна для наших воспитанников. Поэтому каждый наш ребенок должен знать: характеристику транспортной среды окружающей его на улице; часто возникающие дорожные ситуации, в которых происходят несчастные случаи, — и уметь избегать их; часто встречающиеся ошибки детей при движении по улице, — стараться избегать и предотвращать их; владеть навыками оценки обстановки на улице и наблюдения. Конечно же МБДОУ не может решить все поставленные задачи самостоятельно, поэтому необходимо активно привлекать родителей к участию в практическом обучении своих детей.

В сентябре и мае проводится диагностика знания детьми Правил дорожного движения. Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей Правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Цель проекта: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге и улице. Формировать навыки умения оценивать дорожную ситуацию.

Задачи проекта:

  • Создание в группе максимально эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков по правилам дорожного движения.
  • Формировать у детей навыки безопасного поведения на улице и дорогах.
  • Учить наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации.
  • Ориентироваться в ближайшем пространственном окружении.
  • Познакомить с различными видами транспорта, с регулированием движения на улицах города, с правилами дорожного движения.
  • Воспитывать наблюдательность и дисциплинированность.
  • Сформировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения на улице.

Этапы реализации проекта.

I этап: Подготовительный

  1. Сбор информации по проблеме
  2. Подготовка материала и оборудования
  3. Анкетирование родителей
  4. Диагностика детей
  5. Подбор эффективных технологий и методик
  6. Составление плана по проектной деятельности

II этап: Реализация проекта

III этап: Итоговый

  1. Проведение досуга «Путешествие в страну дорожных знаков»
  2. Анкетирование родителей
  3. Диагностика детей

План проектной деятельности по достижению цели

Сентябрь

Тема «Зачем нам нужны дорожные знаки?»

Цель: познакомить детей с некоторыми дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными, предписывающими, знаками сервиса.

Тема «Рассматривание автомашин, автобуса, трамвая» (игрушки)

Цель: учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай, а также их основные части (кабина, руль, кузов, колеса, окна).

Тема «Сказка-игра «Азбука пешехода»»

Цель: развивать представления детей о безопасном поведении на улицах и дорогах; закрепить знания о значении сигналов светофора; развивать внимание, быстроту реакции.

Разработка маршрута «Дом - детский сад»  

Подвижная игра "Светофор»

Дидактическая игра «Собери машину»

Октябрь

Тема «Дорога к терему»

Цель: уточнить знания о дорожных знаках; закрепить умение применять знания.

Тема «На чем люди ездят»

Цель: дать детям представление о транспорте, который они могут наблюдать на улице. Побуждать делиться впечатлениями о знакомых видах  транспорта.

Тема «Рассказ воспитателя о средствах передвижения, рассматривание картины «Едем в автобусе»

Цель: уточнить представления детей о некоторых видах транспортных средствах: грузовых и легковых автомобилях, автобусах. Активизировать в речи слова: кабина, руль, колеса, шофер, салон.

Дидактическая игра «Светофор»

Подвижная игра «СТОП»

Ноябрь

Тема «Игры во дворе. Правила для велосипедистов»

Цель: познакомить детей с правилами для велосипедистов; рассказать об опасностях, которые могут возникнуть во время катания на велосипеде.

Тема «Улицы города»

Цель: Воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах. Закрепить знания о ПДД.

Тема «Опасные шалости»

Цель: Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в транспорте, на улице, на дороге.

Дидактическая игра: «Дорожные знаки»

Подвижная игра: «Красный, желтый и зеленый»

Декабрь

Тема «Чтение сказки С.Михалкова «Бездельник светофор», знакомство с светофором и его сигналами»

Цель: дать детям понятие о светофоре, о его назначении, познакомить с сигналами светофора.

Тема: Смешарики «Дорожная азбука»

Цель: рассмотреть наглядно дорожные ситуации и обсудить поведение героев.

Тема «Знакомство с дорогой и ее частями» (на макете)

Цель: познакомить детей с понятием «дорога», частями дороги (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса).

Дидактическая игра «Найди свой знак»

Подвижная игра «Водители»

Январь

Тема «Чтение и беседа по книге В. Арбекова «Про умных зверушек»

Цель: познакомить детей  с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на дороге. Учить предвидеть и избегать их.

Тема «Мы знакомимся с улицей» (на макете)

Цель: познакомить детей с улицей, ее особенностями, учить правилам поведения на улице (быть внимательными, идти только по тротуару, по правой стороне, переходить улицу только по подземному переходу или по специально выделенному переходу – зебре).

Сюжетно - ролевая игра «Инспектор ДПС».

Цель: закрепить правила перехода через дорогу с регулировщиком, обобщить знания детей.

Подвижная игра «Перекресток»

Дидактическая игра «Безопасный путь»

Досуг «Красный, желтый, зеленый»

Февраль

Тема «Улица полна неожиданностей»

Цель: расширять представление о правилах поведения во дворе и на улице. Учить видеть все то, что представляет опасность для жизни и здоровья.

Тема «Чтение книги А.Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили»

Цель: на примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций.

Дидактическая игра «Занимательная дорожная азбука»

Подвижная игра «Стоп!»

Март

Тема «Когда мы пассажиры»

Цель: познакомить детей с понятием «пешеход», «пассажир»; продолжать знакомить с правилами поведения в общественном транспорте.

Тема «Я потерялся» (игра-тренинг)

Цель: учить детей правильно действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в этой ситуации.

Дидактическая игра «Говорящие знаки»

Дидактическая игра «Дорожные знаки»

Подвижная игра «Веселые гонки»

Викторина «Пешеход на улице».

Цель: организовать развлечение при индивидуальной работе с детьми; закрепить правила дорожного движения.

Апрель

Тема «Для чего нужны правила дорожного?»

Цель: познакомить детей с историей правил дорожного движения. Объяснить, почему их необходимо выполнять.

Тема «Участники дорожного движения»

Цель: дать детям понятие о том, что каждый человек является участником дорожного движения (в качестве: пешехода, водителя, пассажира) и при этом обязан выполнять определенные правила.

Дидактическая игра «Найди свой цвет»

Подвижная игра «Автомобилисты»

Май

Тема «Автомобиль»

Цель: познакомить детей со средством передвижения – автомобилем, его составными частями (кузов, кабина, руль, колеса). Дать понять, что автомобилем управляет человек – водитель.

Тема «Как рождаются опасные ситуации на дороге?»

Цель:  учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице, и стараться ее избегать.

Тема «Мы  - пассажиры»

Цель: расширять знания детей о пассажирском транспорте: о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров; познакомит с правилами поведения при ожидании транспорта.

Спортивный праздник: «Путешествие в страну дорожных знаков»

Цель: закрепить знания детей одорожных знаках, правил дорожного движения; развивать внимание и скорость реакции.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Родительское собрание

        Тема «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют?»

Анкетирование родителей

Консультации для родителей

  • «психофизиологические особенности дошкольников и поведение на дорогах»;
  • «Если вы купили ребенку велосипед»;
  • «Как научить ребенка наблюдать за дорогой»;
  • «Если вы взяли ребенка с собой на улицу»;
  • «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами»

Результат проекта и способы презентации полученного продукта:

По результатам проведённой диагностики мы видим, что у 60% детей высокий уровень развития по данному вопросу, 30 % - средний, 10% - низкий. Обучая детей правилам дорожного движения, использовались все доступные формы и методы работы. Работа шла комплексно, у детей богатые знания о безопасном поведении на улице. Дети легко справляются с задачами поставленными воспитателями в процессе игр, макетирования.

Преобразование предметно-развивающего пространства и информационной среды посредством внесения атрибутики - залог успешности работы по безопасному поведению на улицах и дорогах. В нашей группе оборудованы мини-центры детской активности по основам безопасности жизнедеятельности детей, которые дают возможность проводить индивидуальную или подгрупповую работу с воспитанниками по их интересам и предпочтениям, а также поло-ролевой социализации. Оборудование и дидактические материалы данных центров несут определённые сведения о безопасности на дороге, о мире транспорта, профессиях, используются для передачи детям накопленного социального опыта.

Регулярное проведение методических выставок (пособий, игровых материалов, смотров, конкурса на лучшую организацию предметно-развивающей среды с элементами ориентации на соблюдение правил безопасного поведения на дороге) позволило значительно усовершенствовать образовательное пространство, информационную среду группы и детского сада.

Реализация проекта «Страна Пешеходия» помогла:

  • сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице;
  • выработать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях на дорогах;
  • сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение жизни и здоровья.
  • повысить компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения.

Работа над проектом продолжается. Творческому коллективу воспитанников детского сада, педагогам и родителям предстоит немало совместных интересных дел, но положительные результаты работы по развитию и воспитанию дошкольников – как начального звена на пути будущих профессионалов заметны всем, ответственных за свою жизнь и жизнь окружающих, адекватно воспринимающих все опасности дороги заметны всем.

Продукт проекта:

  • протокол родительского собрания «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют?»;
  • наглядные пособия: игры, атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков;
  • методическая и художественная литература;
  • сценарии праздников,  бесед, консультаций, занятий;
  • детские рисунки, коллективная художественная работа по правилам дорожного движения;
  • комплект плакатов по предупреждению травматизма на дорогах; комплект плакатов «Правила поведения на дорогах»;
  • материал по работе с родителями;
  • информационные стенды для родителей;
  • макеты светофора, дорожных знаков, проезжей части;
  • уголки безопасности в группе;
  • выставки детских рисунков;
  • фотографии занятий;
  • макет «Наша улица»;
  • конспекты занятий и тематических дней;

Список использованной литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность» учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – Детство-пресс 2002
  2. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» -  Мозайка-синтез 2012
  3. Голицына Н.С. «ОБЖ для младших дошкольников» - Скрипторий 2012
  4. Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т.А., Уклонская С.А. «Три сигнала светофора» - Просвящение 1989
  5. Елжова Н.В. «ПДД в детском саду» -  Феникс 2012
  6. Старцева О.В. «Школа дорожных наук» Дошкольникам о правилах дорожного движения – Сфера 2012
  7. Степаненкова Э.Я, Филенко М.Ф. «Дошкольникам – о правилах дорожного движения» Просвящение 1975
  8. Скорлупова О.А. «Правила и безопасность дорожного движения» занятия с детьми дошкольного возраста -  Скрипторий 2002
  9. Методические рекомендации по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях Московской области
  10. Программа дошкольного образования«От рождения до школы» под редю Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарово, М.А. Васильевой – Мозаика – синтез 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по безопасности жизнедеятельности для детей среднего дошкольного возраста с использованию средств народной педагогики

          Практика включения средств народной педагогики в воспитательно-образовательную работу нашего детского сада охватывает все образовательные области.  Об ис...

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...

Педагогический проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.

БЕЗОПАСНОСТЬ! Это основа основ современного мира. Дети беззащитны перед агрессивной средой и не умеют защитить себя, своё здоровье, окружающих. Мы, взрослые, родители и педагоги обязаны научить , объя...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста.

Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведени...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста

Пояснительная записка  Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной си...

Проект На тему: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть?»

1.     Краткая аннотация проектаПроект на тему: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста «Как ребенку не попасть злому волку пр...

Проект На тему: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Краткая аннотация проектаПроект на тему: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть?» - ...