Долгосрочный групповой проект по образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
план-конспект занятия (старшая группа)
Одной из актуальных задач дошкольного учреждения является обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах. Как показал анализ несчастных случаев с детьми, знания детьми одних лишь Правил дорожного движения недостаточно для обеспечения их безопасности.Опасность пребывания детей на дорогах и улицах постоянно возрастает, т.к. количество транспортных средств постоянно увеличивается, например, в Московской области каждый год на 170 тыс. единиц. За последние 4 года статистика по детскому дорожно-транспортному травматизму не уменьшилась.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-peshehodiya.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 3 «Снежинка»
Долгосрочный групповой проект по образовательной области
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Тема: «Страна Пешеходия!»
Для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Количество участников: 24
Продолжительность проекта: сентябрь 2015 – май 2016г.
Автор: Аликова И.Н.
Воспитатель
Пушкино, 2015г.
Одной из актуальных задач дошкольного учреждения является обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах. Как показал анализ несчастных случаев с детьми, знания детьми одних лишь Правил дорожного движения недостаточно для обеспечения их безопасности.Опасность пребывания детей на дорогах и улицах постоянно возрастает, т.к. количество транспортных средств постоянно увеличивается, например, в Московской области каждый год на 170 тыс. единиц. За последние 4 года статистика по детскому дорожно-транспортному травматизму не уменьшилась. Только за последний год в Пушкинском районе произошло 6 ДТП с участием детей, к счастью ни один ребенок не погиб. Но ДТП с участием ребенка не всегда происходит по вине водителя. Статистика ГИБДД распределения ДТП (с пострадавшими детьми) по вине детей:
- Переход проезжий части в неустановленном месте 54%
- Нарушение ПДД велосипедистами 22%
- Выход на проезжую часть перед близко идущим транспортным средством 10 %
- Выход на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства 7%
- Ходьба вдоль проезжей части 3%
- Игра на проезжей части 2%
- Неподчинение сигналам светофора 2%
В связи с тем, что наш детский сад непосредственно расположен вблизи дороги, которая не разделена на тротуар и проезжую часть. Тема ПДД особенно актуальна для наших воспитанников. Поэтому каждый наш ребенок должен знать: характеристику транспортной среды окружающей его на улице; часто возникающие дорожные ситуации, в которых происходят несчастные случаи, — и уметь избегать их; часто встречающиеся ошибки детей при движении по улице, — стараться избегать и предотвращать их; владеть навыками оценки обстановки на улице и наблюдения. Конечно же МБДОУ не может решить все поставленные задачи самостоятельно, поэтому необходимо активно привлекать родителей к участию в практическом обучении своих детей.
В сентябре и мае проводится диагностика знания детьми Правил дорожного движения. Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей Правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Цель проекта: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге и улице. Формировать навыки умения оценивать дорожную ситуацию.
Задачи проекта:
- Создание в группе максимально эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков по правилам дорожного движения.
- Формировать у детей навыки безопасного поведения на улице и дорогах.
- Учить наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации.
- Ориентироваться в ближайшем пространственном окружении.
- Познакомить с различными видами транспорта, с регулированием движения на улицах города, с правилами дорожного движения.
- Воспитывать наблюдательность и дисциплинированность.
- Сформировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения на улице.
Этапы реализации проекта.
I этап: Подготовительный
- Сбор информации по проблеме
- Подготовка материала и оборудования
- Анкетирование родителей
- Диагностика детей
- Подбор эффективных технологий и методик
- Составление плана по проектной деятельности
II этап: Реализация проекта
III этап: Итоговый
- Проведение досуга «Путешествие в страну дорожных знаков»
- Анкетирование родителей
- Диагностика детей
План проектной деятельности по достижению цели
Сентябрь
Тема «Зачем нам нужны дорожные знаки?»
Цель: познакомить детей с некоторыми дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными, предписывающими, знаками сервиса.
Тема «Рассматривание автомашин, автобуса, трамвая» (игрушки)
Цель: учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай, а также их основные части (кабина, руль, кузов, колеса, окна).
Тема «Сказка-игра «Азбука пешехода»»
Цель: развивать представления детей о безопасном поведении на улицах и дорогах; закрепить знания о значении сигналов светофора; развивать внимание, быстроту реакции.
Разработка маршрута «Дом - детский сад»
Подвижная игра "Светофор»
Дидактическая игра «Собери машину»
Октябрь
Тема «Дорога к терему»
Цель: уточнить знания о дорожных знаках; закрепить умение применять знания.
Тема «На чем люди ездят»
Цель: дать детям представление о транспорте, который они могут наблюдать на улице. Побуждать делиться впечатлениями о знакомых видах транспорта.
Тема «Рассказ воспитателя о средствах передвижения, рассматривание картины «Едем в автобусе»
Цель: уточнить представления детей о некоторых видах транспортных средствах: грузовых и легковых автомобилях, автобусах. Активизировать в речи слова: кабина, руль, колеса, шофер, салон.
Дидактическая игра «Светофор»
Подвижная игра «СТОП»
Ноябрь
Тема «Игры во дворе. Правила для велосипедистов»
Цель: познакомить детей с правилами для велосипедистов; рассказать об опасностях, которые могут возникнуть во время катания на велосипеде.
Тема «Улицы города»
Цель: Воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах. Закрепить знания о ПДД.
Тема «Опасные шалости»
Цель: Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в транспорте, на улице, на дороге.
Дидактическая игра: «Дорожные знаки»
Подвижная игра: «Красный, желтый и зеленый»
Декабрь
Тема «Чтение сказки С.Михалкова «Бездельник светофор», знакомство с светофором и его сигналами»
Цель: дать детям понятие о светофоре, о его назначении, познакомить с сигналами светофора.
Тема: Смешарики «Дорожная азбука»
Цель: рассмотреть наглядно дорожные ситуации и обсудить поведение героев.
Тема «Знакомство с дорогой и ее частями» (на макете)
Цель: познакомить детей с понятием «дорога», частями дороги (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса).
Дидактическая игра «Найди свой знак»
Подвижная игра «Водители»
Январь
Тема «Чтение и беседа по книге В. Арбекова «Про умных зверушек»
Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на дороге. Учить предвидеть и избегать их.
Тема «Мы знакомимся с улицей» (на макете)
Цель: познакомить детей с улицей, ее особенностями, учить правилам поведения на улице (быть внимательными, идти только по тротуару, по правой стороне, переходить улицу только по подземному переходу или по специально выделенному переходу – зебре).
Сюжетно - ролевая игра «Инспектор ДПС».
Цель: закрепить правила перехода через дорогу с регулировщиком, обобщить знания детей.
Подвижная игра «Перекресток»
Дидактическая игра «Безопасный путь»
Досуг «Красный, желтый, зеленый»
Февраль
Тема «Улица полна неожиданностей»
Цель: расширять представление о правилах поведения во дворе и на улице. Учить видеть все то, что представляет опасность для жизни и здоровья.
Тема «Чтение книги А.Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили»
Цель: на примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций.
Дидактическая игра «Занимательная дорожная азбука»
Подвижная игра «Стоп!»
Март
Тема «Когда мы пассажиры»
Цель: познакомить детей с понятием «пешеход», «пассажир»; продолжать знакомить с правилами поведения в общественном транспорте.
Тема «Я потерялся» (игра-тренинг)
Цель: учить детей правильно действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в этой ситуации.
Дидактическая игра «Говорящие знаки»
Дидактическая игра «Дорожные знаки»
Подвижная игра «Веселые гонки»
Викторина «Пешеход на улице».
Цель: организовать развлечение при индивидуальной работе с детьми; закрепить правила дорожного движения.
Апрель
Тема «Для чего нужны правила дорожного?»
Цель: познакомить детей с историей правил дорожного движения. Объяснить, почему их необходимо выполнять.
Тема «Участники дорожного движения»
Цель: дать детям понятие о том, что каждый человек является участником дорожного движения (в качестве: пешехода, водителя, пассажира) и при этом обязан выполнять определенные правила.
Дидактическая игра «Найди свой цвет»
Подвижная игра «Автомобилисты»
Май
Тема «Автомобиль»
Цель: познакомить детей со средством передвижения – автомобилем, его составными частями (кузов, кабина, руль, колеса). Дать понять, что автомобилем управляет человек – водитель.
Тема «Как рождаются опасные ситуации на дороге?»
Цель: учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице, и стараться ее избегать.
Тема «Мы - пассажиры»
Цель: расширять знания детей о пассажирском транспорте: о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров; познакомит с правилами поведения при ожидании транспорта.
Спортивный праздник: «Путешествие в страну дорожных знаков»
Цель: закрепить знания детей одорожных знаках, правил дорожного движения; развивать внимание и скорость реакции.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Родительское собрание
Тема «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют?»
Анкетирование родителей
Консультации для родителей
- «психофизиологические особенности дошкольников и поведение на дорогах»;
- «Если вы купили ребенку велосипед»;
- «Как научить ребенка наблюдать за дорогой»;
- «Если вы взяли ребенка с собой на улицу»;
- «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами»
Результат проекта и способы презентации полученного продукта:
По результатам проведённой диагностики мы видим, что у 60% детей высокий уровень развития по данному вопросу, 30 % - средний, 10% - низкий. Обучая детей правилам дорожного движения, использовались все доступные формы и методы работы. Работа шла комплексно, у детей богатые знания о безопасном поведении на улице. Дети легко справляются с задачами поставленными воспитателями в процессе игр, макетирования.
Преобразование предметно-развивающего пространства и информационной среды посредством внесения атрибутики - залог успешности работы по безопасному поведению на улицах и дорогах. В нашей группе оборудованы мини-центры детской активности по основам безопасности жизнедеятельности детей, которые дают возможность проводить индивидуальную или подгрупповую работу с воспитанниками по их интересам и предпочтениям, а также поло-ролевой социализации. Оборудование и дидактические материалы данных центров несут определённые сведения о безопасности на дороге, о мире транспорта, профессиях, используются для передачи детям накопленного социального опыта.
Регулярное проведение методических выставок (пособий, игровых материалов, смотров, конкурса на лучшую организацию предметно-развивающей среды с элементами ориентации на соблюдение правил безопасного поведения на дороге) позволило значительно усовершенствовать образовательное пространство, информационную среду группы и детского сада.
Реализация проекта «Страна Пешеходия» помогла:
- сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице;
- выработать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях на дорогах;
- сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение жизни и здоровья.
- повысить компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения.
Работа над проектом продолжается. Творческому коллективу воспитанников детского сада, педагогам и родителям предстоит немало совместных интересных дел, но положительные результаты работы по развитию и воспитанию дошкольников – как начального звена на пути будущих профессионалов заметны всем, ответственных за свою жизнь и жизнь окружающих, адекватно воспринимающих все опасности дороги заметны всем.
Продукт проекта:
- протокол родительского собрания «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют?»;
- наглядные пособия: игры, атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков;
- методическая и художественная литература;
- сценарии праздников, бесед, консультаций, занятий;
- детские рисунки, коллективная художественная работа по правилам дорожного движения;
- комплект плакатов по предупреждению травматизма на дорогах; комплект плакатов «Правила поведения на дорогах»;
- материал по работе с родителями;
- информационные стенды для родителей;
- макеты светофора, дорожных знаков, проезжей части;
- уголки безопасности в группе;
- выставки детских рисунков;
- фотографии занятий;
- макет «Наша улица»;
- конспекты занятий и тематических дней;
Список использованной литературы:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность» учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – Детство-пресс 2002
- Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» - Мозайка-синтез 2012
- Голицына Н.С. «ОБЖ для младших дошкольников» - Скрипторий 2012
- Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т.А., Уклонская С.А. «Три сигнала светофора» - Просвящение 1989
- Елжова Н.В. «ПДД в детском саду» - Феникс 2012
- Старцева О.В. «Школа дорожных наук» Дошкольникам о правилах дорожного движения – Сфера 2012
- Степаненкова Э.Я, Филенко М.Ф. «Дошкольникам – о правилах дорожного движения» Просвящение 1975
- Скорлупова О.А. «Правила и безопасность дорожного движения» занятия с детьми дошкольного возраста - Скрипторий 2002
- Методические рекомендации по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях Московской области
- Программа дошкольного образования«От рождения до школы» под редю Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарово, М.А. Васильевой – Мозаика – синтез 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по безопасности жизнедеятельности для детей среднего дошкольного возраста с использованию средств народной педагогики
Практика включения средств народной педагогики в воспитательно-образовательную работу нашего детского сада охватывает все образовательные области. Об ис...
Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)
Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...
Педагогический проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
БЕЗОПАСНОСТЬ! Это основа основ современного мира. Дети беззащитны перед агрессивной средой и не умеют защитить себя, своё здоровье, окружающих. Мы, взрослые, родители и педагоги обязаны научить , объя...
Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведени...
Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста
Пояснительная записка Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной си...
Проект На тему: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть?»
1. Краткая аннотация проектаПроект на тему: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста «Как ребенку не попасть злому волку пр...
Проект На тему: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Краткая аннотация проектаПроект на тему: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть?» - ...