Разработка занятия по речевому развитию на тему: «Поможем Зайцу найти деревянные ложки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Создание образовательной ситуации по обследованию деревянной и

металлической ложек, выделение их качественных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomozhem_zaytsu_nayti_derevyannye_lozhki.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ д/с № 59 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 59 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

План-конспект

Разработка занятия по речевому развитию   на тему: «Поможем Зайцу найти деревянные ложки»

Воспитатель высшей категории: Григорьева Надежда Николаевна

2016 г.


«Поможем Зайцу найти деревянные ложки»

Цель: создать образовательную ситуацию по обследованию деревянной и

металлической ложек, выделению их качественных особенностей.

Задачи

Образовательные:

  • Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, знакомить с новыми способами обследования (вес предмета - взвесить на руке, твердость — поцарапать острым предметом).
  • Формировать у детей умение устанавливать связи между качествами предмета и его назначением.

Развивающие

  • Развивать связную речь детей. Формировать у детей умение составлять описательный рассказ о предмете (деревянной ложке).
  • Способствовать освоению ребенком соответствующего словаря:

самостоятельности называть признаки и качества, действия обследования {шероховатая,        поцарапали, взвесили, погладили,

постучали).

Воспитательные:

  • Развивать любознательность детей.
  •  Поддерживать проявления        самостоятельности в познании окружающего мира.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок».
  2. Просмотр мультфильма по сказке В. Сутеева «Мешок яблок».

Материалы: Заяц (мягкая игрушка), платок, бочонок «с медом», стульчик, сундучок с деревянными и металлическими предметами, деревянные ложки (по одной на каждого ребенка), металлические ложки (по одной на каждого ребенка), ширма, палочка из набора «Гравировка» для выявления твердости предмета, кубики (по одному на каждого ребенка), запись русской народной мелодии.

Организация детей: по подгруппам

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».


Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация

Входит заяц, у него бочонок с медом, сам заяц замотан в платок, так что не понятно кто.

- Здравствуйте!

Воспитатель удивлённо: -Здравствуйте! А вы кто?

Зайчик снимает с себя платок.

Заяц: - Ну и метель в лесу! Пришлось потеплее одеться.

Это я! Вы что меня не узнаете? Воспитатель: - Ребята, кто это?

Это заяц!

Заяц: - Да, я заяц, вы про меня еще в сказке «Мешок яблок» читали, и мультфильм про меня смотрели! Вспоминаете?

Воспитатель:

Зайчик, какой ты замёрзший! Посиди, погрейся, а мы тебе

Да, вспоминаем.

Чистоговорку про метель расскажем.

Заяц: - Помните, мне подарки звери подарили: капусту, морковку, грибы,

Чистоговорка

Ма-ма-ма

К нам пришла зима! Ме-ме-ме,

Мы подготовились к зиме! Ми-ми-ми!

Эй, Мороз, пургу уйми! Мо-мо-мо!

Продаётся эскимо. Му-му-му!

А кому? Кому? Кому?

Мы, мы,мы!

- Нам, - сказали ма-мы!

Ма, ме, ми, мо, му, мы, ма! Ай, да вкусная зима!

орехи? А почему про меня и моих деточек, маленьких зайчишек, звери не забыли, помните?

(Дождаться ответа от детей.) Заяц всем давал яблоки.

Наводящие вопросы, если дети не отвечают: Что я в лесу нашел? Чем со всеми поделился?)

Я помог и мне помогли. В лесу всегда так!

Яблоки! Яблоками поделился!

А вы умеете помогать?

Воспитатель: - А чем тебе, заяц, помочь? Что у тебя случилось?

Заяц: - Принёс медведь для моих зайчишек мёд в бочонке, и сказал, что медом можно лечить моих детей, если они заболеют.

Воспитатель: - Какой медведь добрый! Как хорошо он сделал! Проблематизация

Заяц: - Да, хорошо. Сейчас у меня самый младший сыночек начал чихать. Я хочу ему дать ложку мёда. Медведь сказал, что нужно мёд давать при простуде моим зайчишкам только ложкой из дерева, тогда мои дети вылечатся. А я не знаю, какая это ложка! Ребята, помогите мне, пожалуйста!

Целеполагание

Воспитатель: Ребята, поможем?

Да, умеем.

Да, поможем.

Воспитатель: - Дети, если ложка  сделана из дерева, то она какая?             А если из металла, она какая?

Давайте, поможем зайцу найти деревянные ложки.

Деревянная

металлическая

Проводится дидактическая игра «Найди деревянную ложку» (В сундуке находятся деревянные ложки, расписанные и нерасписанные, разных размеров, лопатки деревянные, палочки деревянные, ложки металлические, а также деревянная посуда - деревянная миска и деревянный стакан).

Заяц: Вы уверенны в том, что это деревянные ложки? А мне, кажется, что эта ложечка, хорошая, как раз мне подходит, или вот эта мне нравится (показывает металлическую

Дети выбирают только большие и маленькие деревянные ложки, выкладывают на стол.

Нет, это не деревянные ложки.

ложку).                                       Воспитатель: - Заяц, ты еще не понял, какие это ложки деревянные? Это ложки, сделанные из материала... К детям обращается: Как, этот материал называется?                                             Заяц: - Нет, не понял! Я не знаю такого материала - дерево, я знаю

Дерево.

только деревья, они растут у нас в лесу. Вот яблоня - замечательное дерево, столько яблок мне подарила! Еще есть ёлки, берёзы в лесу.                            Ребята, расскажете, какой это материал?   Воспитатель: Ты, заяц, садись на стульчик, послушай.                                                 Заяц собирается сесть, но воспитатель «вовремя замечает», что стульчик сломан. К детям: - Что нужно сделать?

Да, расскажем!

Нужно починить стульчик!

Физкультминутка

Поломался стул - беда!

Мы - ребята-мастера!

Молотком тук-тук стучали, Гвозди ловко забивали.

Получилось очень мило, Отпилили мы красиво.

Зачищали шкуркой ножки,

Их подкрасили немножко. Верх узором украшали,

Папу посмотреть позвали.

Дети сгибают левую руку в локте. Указательным жестом показывают на себя; большой палец вверху.

Стучат кулачком о кулачок.

Стучат кулачком по вытянутому указательному пальцу.

Вытягивают руку, показывая диагональ. Совершают поступательные движения ребром ладони.

Потирают ладонью о ладонь.

Потирают вверх - вниз по руке ладонью. Указательным пальцем рисуют волнистую линию в воздухе.

Делают зовущий жест рукой.

Реализация цели. Обследование свойств и качеств материалов, из которых сделаны ложки и их сравнение.

Воспитатель: - Давайте, ребята, поможем зайцу! Давайте сравним деревянную ложку с металлической ложкой.  Сравнение деревянной и металлической ложки.                                                      Цвет                                                      Ребята, какого цвета деревянная ложка? Какого цвета металлическая?

У каждого ребенка по одной металлической и деревянной ложке.

Дети, используя обследовательские действия, сравнивают предметы.

Форма

Какой формы ложки? Какие части у них есть?

Дети называют цвет ложек: Эта ложка - желтого, желто-коричневого цвета, а эта ложка серого цвета. Цветом ложки отличаются.

Теплота

Дети вместе с воспитателем сравнивают форму ложек, и делают вывод, что форма у них одинаковая. В ложке есть широкая часть с углублением для пищи, и узкая длинная ручка, чтобы было удобно держать.

У зайчонка, наверное, горлышко уже красное, холодное ему нельзя!

Какая ложка сейчас теплая, а какая холодная? Как это узнать? Потрогайте свои ложки, какие они? А теперь приложите к своей щечке.

Потрогать

Деревянная ложка теплая, а металлическая холодная

Твердость

Сначала делают вывод, что и деревянная и металлическая ложки - твердые. Потом твердость сравнивают.

Ребята, какая ложка более твёрдая, какая менее твёрдая? Как вы думаете?

Как это узнать точно, чтобы заяц это увидел?

Давайте твердость материала проверим с помощью какого-нибудь острого предмета, попробуем ложки поцарапать. Для этого возьмем палочку с острым концом. (Достает палочку из набора «Гравировка».) Какая она? Из какого материала сделана? Я ее острым концом попробую поцарапать палочку (какую? да, деревянную).

Дети высказывают свои предположения.

Видим мы какие-нибудь царапины на

деревянной палочке? Делает несколько разных царапин, прикладывая разную силу, дает детям попробовать. А если царапать на ложке, то останутся такие царапины на ней?

Если царапать ложку, то можно ее испортить? Портить ложку не будем.

А теперь попробуем поцарапать металлическую ложку. Видим мы какие-нибудь царапины на ложке?

Какой материал более твердый, металл или дерево?

Как мы это узнали?

Вес

Ребята, как узнать, какая ложка тяжелая, а какая легкая?

Положите на каждую ладонь по ложке и взвесьте, немного поднимая и опуская руки. Чувствуете, какая ложка тяжелая, какая легкая?

Как мы это узнали?

Гладкость-шероховатость 

Какая ложка гладкая, а какая шероховатая? Как это узнать?

Давайте погладим ложки рукой, пальчиками. Поверхность ложек какая? Мешает что-нибудь ручке, пальчикам скользить по поверхности ложки?

Какая ложка гладкая, а какая нет, шероховатая?

Как мы это узнали?

Воспитатель обращается к зайцу:

-Ты, Заяц всё понял? Теперь знаешь, как определить деревянную ложку от металлической?

Заяц молчит.

Да, царапины остались. Можно сделать незаметные и глубокие царапины.

Да, останутся.

Да, можно испортить. Не будем портить.

Нет, не видим.

Металл.

Попробовали поцарапать острым.

Дети высказывают свои предположения.

Деревянная ложка легкая, а металлическая тяжелая.

Взвешивали ложки.

Дети высказывают свои предположения.

Дети сравнивают гладкость ложек.


Ребята, давайте все свойства деревянной ложки еще раз повторим

Совместный рассказ

нашему зайцу! Расскажем о деревянной ложке.

Деревянная ложка желтого цвета, твердая, но не очень, ее можно поцарапать, а зубы зайчата от деревянной ложки не испортят, не поцарапают. Она теплая, легкая, гладкая (или негладкая, немного шероховатая). У ложки есть углубление для пищи и ручка. Она очень приятная на ощупь.

Заяц благодарит детей и собирается идти, но воспитатель его останавливает.

  • Подожди, Заяц, мы еще один секрет про деревянную и металлическую ложки тебе раскроем.

Только для этого нужна тишина!

И внимательные уши!

Заяц говорит, что у него очень длинные внимательные уши, он умеет слышать и не отвлекаться.

  • Ты услышишь сейчас песенку ложек.

Ребята, какой звук у наших ложек? Давайте услышим этот звук и назовём его. Только звук должен быть не очень громкий, а то оглушим нашего зайчика.

Попробуйте угадать, какая ложка песенку поёт!

Воспитатель за ширмой стучит ложками. 2 раза металлической и 2 раза деревянной.

Звук какой ложки?

Воспитатель стучит перед ширмой. Какая песенка у металлической ложки?

Какая песенка у деревянной ложки? какая песенка вам, дети, нравится?

Дети отгадывают, а заяц не верит. Воспитатель вместе с детьми пробует подобрать слова для описания этого звука.

Игра «Развеселим зайца песенкой ложек» -

Отбивание ритма деревянными ложками детьми под русскую


Заяц: Какие вы молодцы, ребята! И ложку помогли выбрать, и развеселили меня песенкой! Я хочу вас отблагодарить.

Дарит детям наклейки.

А теперь мне пора торопиться к моему зайчишке, надо его, маленького, лечить медом.

До свидания!

Заяц берет деревянную ложку, бочонок «с медом» и уходит.

народную мелодию.

Рефлексия

Ребята, вы сегодня сделали доброе дело?

Да

Какое доброе дело вы сделали?

А еще чем помогли?

Говорит в случае затруднения детей: Вы научили зайца определять, какая ложка деревянная, а какая металлическая?

Так, значит, ребята, вы помощники? Я тоже считаю, что вы молодцы. Вы хорошо рассматривали ложки, сравнивали их и зайцу хорошо объясняли. Я думаю, что он всё понял!

Мы помогли зайцу выбрать деревянную ложку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Поможем зайцу найти домик

Цель: создание социальной ситуации развития посредством рассматривания иллюстраций сказочных домиковЗадачи: - создать  условия для развития умений описывать сказочный домик, используя при э...

НОД "Поможем зайцу найти друзей"

Это занятие по рисованию. Продолжаем учить детей рисовать методом тычка. Идёт закрепление умения детей правильно держать кисточку. Воспитание любви к животным. Углубляется представление о геомет...

Методическая разработка занятия по речевому развитию. Тема: "Полёт гусеницы".

Прислушайтесь к речи ребёнка. Всегда ли он правильно употребляет предлоги (на, над, за, под, в, перед, от, к) и согласует с ними существительные?Чтобы проверить это и закрепить правильные образцы, мож...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе: «Поможем зайцу найти друзей»

Программное содержание: Познакомить детей нетрадиционным методом рисования - методом тычка (изображение пушистой шерстки (меха) зайчика). Продолжать учить детей моделировать целостный образ на ...

Конспект занятия по физическому развитию Тема: «Поможем солнышку найти лучики»

Конспект образовательной деятельностиОбразовательная область «Физическое развитие»Тема: «Поможем солнышку найти лучики»Разновозрастная группа (младшая, средняя)...

Конспект занятия в младшей группе Тема: «Поможем зайке найти друзей» Образовательные технологии: игровая, информационно-коммуникационная.

Непрерывная образовательная   деятельность осуществляется с  детьми  подготовительной к школе  группы, в возрасте  от 3  до 4 лет, группа общеразвивающей  напра...