Перспективное планирование по методической теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Мерзлякова Мария Александровна

Перспективное планирование по методической теме:

  «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_po_metodicheskoy_teme.docx37.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16

Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Калининского района Санкт-Петербурга

Перспективное планирование по методической теме:

  «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр»

на 2017-2018 учебный год

Воспитатель группы № 12 (подготовительная)

Мерзлякова Мария Александровна

Месяц

Тема

Содержание работы с учетом 5 образовательных областей

Создание РППС

Образовательная деятельность с детьми

Игровое мероприятие

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

«Я и мои друзья. Наша группа»

1.Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках.

2. Создавать условия для формирования активной позиции и позитивного отношения к окружающим.Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

3.Развитвать творческие способности детей в речевой деятельности. Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, речевой деятельности.

4.Совершенствовать умение подчиняться правилам. Формировать потребность в совместной деятельности со сверстниками.

1. Картинки с изображением детского сада (рисунки детей, картинки о профессиях, фото детского сада, план-схема детского сада, группы)

2.Атрибуты для игровой театрализованной деятельности.

3. Атрибуты к с/р играм «Профессии», «Магазин»

4. Картотека речевых игр по лексическим темам

5.Картотека загадок и стихов на заданную тему.

1.Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок.

2.Экскурсия по групповому помещению и территории детского сада.

3.Тематические беседы "Хорошо у нас в саду"

4.Составление творческих рассказов : «Мои друзья», «Наша группа»

5.Чтение худ.литературы :   Л. Кузьмина « Есть на свете детский сад" ; А.Барто «Игрушки»               В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

6.Р/И:

- «Кто больше увидит и назовёт»

 - «Назови, какая игрушка».(Образование относительных прилагательных.)

- «Мой, Моя, Мои». (Согласование информационные слова с местоимениями.)

7.С.р.и. «Детский сад», «Магазин», «Больница»

8.Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

9.Игровая ситуация «Я потерялся»

10.Худ. творчество «Мои друзья»

1.Презентация «Наша дружная семья в детском саду»

2.Фотовыставка «Наша группа»

1.Родительское собрание «Роль детского сада в формировании личности дошкольника.

2. Составление схемы "Я иду в свой детский сад"(домашнее задание дорога

из дома в детский сад).

3.Изготовление родителей атрибутов для сюжетно ролевых игр «Семья», «Парикмахерская», «Больница»

4.Анкетирование родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи»

5.Памятка «Особенности развития детей 5-6 лет»

Октябрь

«Мир осенней природы»

1. Закрепить и расширить знания детей об осенних изменениях в природе.

2. Расширять словарный запас.Развивать звуковую культуру речи, развивать диалогическую, связную речь.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, осознание ее важности в жизни человека.

 4. Развивать воображение, креативное мышление,

воспитывать эстетический вкус.

5.Продолжать развивать двигательную активность детей.

1. картины художников с изображением осени.

 2. иллюстрации осеннего пейзажа, уборки хлеба, перелетных и зимующих птиц,

3.Экологическая энциклопедия для дошкольников  

4. Маски овощей и фруктов.

5. Разрезные картинки «Осень»

1.Беседа «Осенние хлопоты»

2. Составление описательного рассказа  про  осень по плану.

3.Отгадывание загадок об овощах, фруктах, грибах.

4.Чтение худ.литературы:

 А.Н.Майков «Осень».

 С. Есенин «Нивы сжаты…».

 А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало».

 Е. Трутнева «Осень»

 В. Бианки «Синичкин календарь»

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

 А. Плещеев «Осень наступила».

 А.К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад».

 М. Исаковский «Вишня».

 Л.Н. Толстой «Дуб и орешник».

5.Пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим», «Пальчики в лесу»

6. Р/И : - «Подбери признак ». Согласование информационные слова с ИП.

 «Скажи со словом «осенний». Согласование информационные слова с ИП.

-«Назови, какая погода». Образование качественных прилагательных

7.С.р.игра «Овощной магазин»

8.Аппликация из цветных салфеток «Осенний лес»

1.Конкурс поделок «Дары осени»

2.Музыкальный  досуг «Осень в гости к нам пришла»

3.Приготовление и рассматривание гербария из сухих листьев.

4.Презентация «Дары осени»

1.Привлечение родителей к участию в конкурсе «Дары осени»

2.Информационный материал для родителей

«Овощи и фрукты ценные продукты»

«Живые витамины»

«Не все грибы съедобные»

3.Изготовление костюмов, атрибутов к осеннему празднику

Ноябрь

«Что мы знаем о России»

1. Закрепить знания детей о символики страны: флаг, герб, гимн; закрепить знания детей о людях прославивших Россию. Познакомить с главным городом России- столицей Москва.

2. Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме;

3.воспитывать дружеские отношения, толерантность меж разных национальностей между детьми;

4. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну

5.Познакомить с картой России

1.Иллюстрации городов, карта РФ, изображение символики РФ –Флаг,герб.

2.Портрет президента РФ

3. Запись гимна РФ

4.Этнокалендарь + расскраска .

5. д/и мемо «Достопримечательности России»

1. Беседа о России, Москве, о символах -флаге, гимне,.  2.Рассматривание иллюстраций с изображением городов России; рассматривание флага и герба РФ.

3.Чтение художественной литературы:

 А. прокофьев «Родина».

 З. Александрова «Родина».

 М.Ю. Лермонтов «Родина»

 С.Баруздин «За Родину».

4. Заучивание стихотворений о России.

5.Р/И

-«Назови, какой». Образование простых причастий и прилагательных.

-«Скажи наоборот». Подбор антонимов.

- Составление описательного рассказа по плану «Моя Родина»

6.Аппликация: «Флаг России», 7.Конструирование: «Русская берёзка»,  

1.Литературный конкурс «Что такое РОДИНА» ?

2. Викторина «Умники и умницы»

Цель: активизировать знания детей по патриотическому воспитанию при объяснении слов и выполнении заданий викторины.

1.Помощь в приготовлении фотоколлажа «Достопримечательности России»

2.Привлечь родителей собрать материал: коллекцию открыток о городах.

Декабрь

«Здравствуй Зимушка-зима»

1 Обобщить и систематизировать представления о зиме по основным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды.

2. Продолжать развивать связную речь, обогащать словарь детей народными пословицами, загадками, частушками.

Учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными;

3.Развивать координацию движений, музыкальный слух; мелкую моторику и чувство симметрии.

4. Развивать способность наблюдать, делать выводы. Способствовать развитию психических процессов: память, внимание, мышление.  Побуждать детей к самостоятельному поиску знаний.

 5.Развивать равновесие, ловкость, выдержку.

1.Картинки к игре «Четвёртый лишний»

2.Схемы – подсказки о признаках зимы

3.Картинки жилищ диких животных, птиц и их корма

4.Иллюстрации зимней природы

5.запись композиции А.Вивальди «Зима», композиции «Белые снежинки» Детский хор.

1.Чтение рассказа «Зима» Работа по содержанию рассказа «Зима».

2.Составление детьми рассказа о «Зиме»по плану

3.Р/И:

- «Подбери признак».

-«Назови ласково».

-«Собери предложение». Связь слов в предложении.

-«Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа информационного слова.

4.Чтение художественной литературы: . Маршак «Двенадцать месяцев».

 Р. н. с. «Снегурочка»

Л. Воронкова «Таня выбирает елку».

 В. Одоевский «мороз Иванович».

  С.Д. Дрожжин «Дедушка Мороз».

  С. Черный «Мчусь, как ветер, на коньках».

  Р.н.с. «Два Мороза», «В гостях у дедушки Мороза», «Морозко».

5.Наблюдения за зимними явлениями

6. рисование  «Зимний пейзаж»

7. Аппликация «Новогодняя открытка»

1.Развлекательный праздник «Новогодняя Елка»

2.Конкурс «Новогодняя игрушка»

3.Развлекательный досуг «Здравствуй зимушка-зима»

1.Участие семьи в конкурсе:

«Лучшая новогодняя

игрушка»

2.Консультация для родителей «о безопасном поведении на развлекательных новогодних мероприятиях».

Январь

«Мой город Санкт-Петербург»

1. Углубить знания и представления детей о родном городе, закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности Санкт-Петербурга.

2.Воспитание патриотизма средствами эстетического воспитания: музыка, художественное творчество.

3.Пополнять словарный запас детей. Упражнять в составлении рассказов по моделям связно, образно.

4. Воспитывать любовь к своему родному городу.

Воспитывать чувство гордости за то, что мы - горожане этого великого города.

5. Развивать равновесие и меткость .

1. Герб и флаг Санкт-Петербурга

2. Карта города

3. Иллюстрации достопримечательностей города.

4. д/и мемо Санкт-Петербург

5.Энциклопедия «Музеи,которые нас ждут»

6. Деревянный конструктор,

маленькие машинки.

7. Портреты губернатора СПб,Петра 1.

8. Дидактический материал на тему.

9.Пазлы «виды Санкт-петербурга»

1.Рассматривание иллюстраций на тему:

«Санкт-Петербург и его достопримечательности». Рассматривание фотографий о родном городе.

2.Беседы на тему:

«Мы живём в Санкт-Петербурге»,

«Достопримечательности нашего города».

3. Заучивание стихов о городе.

4.Р/И :

-«Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных.

- «Исправь ошибку». Развитие слухового внимания, логического мышления.

-«Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.

5. Составление описательного рассказа по плану «Мой родной город»

6. Чтение художественной литературы:       

«Санкт-Петербург. Три века архитектуры» И. С. Храбрый;

«Чудесный город» Л. К. Ермолаева, И. М. Лебедева;

«Санкт-Петербург» В. Воскобойников.

 З. Александрова «Родина»

 С. Михалков «Моя улица».

7.Сюжетно – ролевые игры:

«Путешествие по городу»

«Экскурсия по городу».

8.Конструирование:

«Дома бывают разные»,

 «Строим мосты».

9.Рисование»Мой любимый город »

1.Развлечение «Путешествие по рекам и каналам»

2.Презентация «Город на Неве»

3.Выставка творческих работ «Мой город»

 1.Предложить родителям погулять с детьми по городу, по самым красивым местам СПб.

2.Консультации «Знакомство с музеями СПб»

3.Привлечение родителей к оформлению альбома с рисунками и фотографиями «Мой город»

Февраль

«ПДД. Виды транспортаДень    защитников отечества»

1. Обобщить представления детей об особенностях улицы, сигналах светофора. Расширять представление детей об армии. Познакомить с историей возникновения праздника, с видами вооруженных сил

2. Воспитывать у детей уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к Вооруженным силам России, к подвигам наших соотечественников, гордости за родную страну.

3. Совершенствовать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь по теме.

4. Продолжать учить детей разнообразным методам работы с пластилином. (скатывание, скручивание и т.д.)

5.Развивать силу, ловкость и выносливость, умение работать в команде.

1.Уголок

«Безопасности дорожного движения»:

-План-схема микрорайона

-Макет микрорайона (здания, дороги, автомобили, дорожные знаки и дор. разметка)

-плакаты «Дорожные знаки», «Безопасность на дороге»

-Д/и на тему БДД

2. Уголок Патриотического воспитания:

-Символика Российской Федерации(Флаг,Герб,гимн)

-макеты военной техники(танки, БМП)

-военная форма (фуражки, пилотки, погоны)

-бинокли

-Дид. Материал «Защитники отечества»

3. Плакаты с видами транспорта

- дид. наглядный материал «Виды транспорта»

-конструктор «транспорт»

-Машинки разной величины и назначения.

-модели «спецтранспорта»

1. Беседы : «Безопасное поведение на улице», «виды транспорта», «Наша армия сильна!»

2.Экскурсия к перекрёстку(светофору), наблюдение за транспортом, рассматривание дорожных знаков.

3. Чтение художественной литературы:

Н. Носов «Автомобиль», А. Гольперштейн» «Трамвай и его семья»

А. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум».

Н. Саконская «песенка о метро»

 М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»

 Н. Калинина «Как ребята переходили улицу». Л.Кассиля «Твои защитники». К.Симонова «Сын артиллериста»

4.Р/И :

-« Вспомни виды транспорта»

-«Кто чем управляет?» Поиск соответствующего понятия.

- «Собери предложение». Связь слов в предложении.

-«Назови одним словом машину, которая…». Образование сложных слов.

5. лепка и рисование дорожных знаков.

1.Проект «Азбука дорожного движения»

2.Презентация «По дорогам сказок»

3.Физкультурно-развлекательный досуг «День защитника отечества».

4. Викторина «Безопасность на дороге».

1.Информация в родительский уголок (папка-передвижка) «Безопасность на дороге»

2.Конкурс «Лучший пешеход»

(совместно с родителями воспитанников).

 

3.Консультации для родителей:

-«Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»

-«Безопасность детей на городских улицах»

4.Памятка для родителей:

-«Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»

-«Обучение детей наблюдательности на улице»

5.Участие родителей в физкультурно-развлекательном досуге «День защитников отечества»

Март

«Весна», «Книжкина неделя»

1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т. д.

Упражнять ориентироваться в жанровом многообразии литературы (сказка, рассказ, стихи).

2. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Развивать интонационную выразительность речи, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении, в драматизациях.

3.Развивать связную речь,  обогащать словарь детей; упражнять в образовании сложных прилагательных; в составлении сложноподчинённых предложений.

4. Развивать художественно-образное видение, воображение и понимание   не только содержания картин, но и образного языка, использованного художником для передачи смысла картины  и выражения настроения и отношения к увиденному.

 

 5.Улучшать технику ходьбы приставным шагом.

1.Иллюстрации,картинки с изображением весенних изменений.

2.Репродукция картины «Пришла весна – прилетели птицы»

3. аудиозапись «Голоса птиц» «Весна»

4. Книжный уголок:

-русские и зарубежные народные сказки

- художественные произведения разных литературных жанров.

5.Портреты зарубежных и русских писателей и поэтов.

1. Беседы с детьми о бережном отношении к природе.

2. Рассматривание с детьми иллюстраций о весне, весенних изменениях в природе.

3. Заучивание стихов о весне, о весенних месяцах, загадывание загадок, поговорок и пословиц.

4. Чтение художественной литературы:

М. Родина «мамины руки».

 Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине». 

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

И. Тютчев «Зима недаром злится»

С. Маршак «Как печатали книгу?»

 В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк».

 «Что такое хорошо и что такое плохо».

5.Р/И:

-«Назови женскую профессию».  Образование информационного слова женского рода.

-«Назови женскую профессию».  Образование информационного слова женского рода.

-«Назови ласково». Образование информационного слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Составление рассказа на тему «Герои разных сказок».

6. Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о признаках весны, почему наступает весна.

7.С/Р игра «Книжный магазин»

1.Развлекательный праздник «День 8 марта»

2.Экскурсия в библиотеку.

Тема:«Творчество К. Чуковского».

3.Презентация «Пернатые друзья»

4. Выставка книжек- малышек «Сказка на новый лад» 

5. Конкурс чтецов «Мои любимые стихи»

1.Участие и подготовка к празднику «День 8 марта»

2.Консультация для родителей:

«Как научить ребёнка бережному отношению к книге»

3. Активное содействие в подготовке детей к конкурсу чтецов.

Апрель

«Мое тело», «Космос»

1. закрепить и уточнить знания детей об особенностях строения частей тела человека;

 расширять представления о пользе частей тела /руки, ноги, нос, рот и т. д. /

Углублять знания детей о Солнечной системе, космических объектах, символике созвездий.

Формировать представления о деятельности людей по освоению космоса (о профессии космонавта, его личностных качествах).

2. Развивать познавательный интерес, внимание, память, воображение, логическое мышление, конструктивные и творческие способности, моторику.

3.Активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов); упражнять в составлении сложных слов на наглядном материале; обратить внимание детей на многозначность слов.

 

4.Развивать воображение,наблюдательность; интерес к выполнению творческой работы; развивать темпо- ритмические навыки движений через исполнение песни.

5.Развивать ловкость, меткость.

1.Плакат «Строение человека»

2. наглядно-дидактический материал на тему «Мое тело», «Азбука здоровья»

3. Д/И : «Ограны чувств»

4. Куклы, пупсики .

5.Наглядно демонстрационный материал на тему «Космос».

5. Глобус

6. Научная энциклопедия для дошкольников.

ИКТ(презентации) «Сердце человека», «Космическое путешествие».

1. беседы о космосе, космонавтах; «Как устроен человек»

2.рассматривание фотографий, иллюстраций на тему.

3.Чтение художественной литературы :

А. Барто «Веревочка».

 С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Ю.А. Гагарин «Вижу землю».

4.Р/И :

-«Назови, какой». Образование простых причастий и прилагательных.

-«Скажи наоборот». Подбор антонимов

-«Что делал? Что делала? Что делали?». Употребление глаголов м.р, ж.р., ср.р. прошедшего времени.

5. Составление описательного рассказа «Мое Тело» по плану.

6.П/И «Найди свою планету»

7.С/И «Космонавты» 8.просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»

1.Презентации «Сердце человека»; « Космическое путешествие»

2.Проведение викторины «День космонавтики»

3. Выставка творческих работ « Мой автопортрет»

1.Информация в родительский уголок : « Здоровый образ жизни»

2.Рекомендация посещения с детьми планетария.

Май

«День победы»; «Насекомые ,цветы»

1. Расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., о героическом прошлом народа;Дать детям понятие о значимости Дня Победы.

Развивать у детей логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

2. Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде

3. Рacширять cлoвaрь дeтeй чeрeз рeчeвыe игры. Вocпитывать  звукoвую культуру рeчи;  рaзвивaть умeниe дeтeй выдeлять звуки в нaчaлe, ceрeдинe и кoнцe cлoвa.

Учить пoдбирaть пoдхoдящиe пo cмыcлу oпрeдeлeния (aктивизирoвaть прилaгaтeльныe).

4. Закреплять умение изображать предмет простым карандашом. а после раскрашивать цветными карандашами, или акварелью.

5.Содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков (точного, выразительного и энергичного выполнения упражнений, движений).

1.Военнопатриотический уголок.:

 -Фотографии и иллюстрации боевых сражений, памятников, Парада Победы, знамени победы.

2. Аудиозапись песен «День Победы» Д. Тухманова, «Священная война» А. Александрова, В.

3.Георгиевские ленточки

4.Подборка книг на военную тематику;

5. Презентация (ИКТ)«День победы»

6. Наглядный дидактический материал на тему «Насекомые» , «Цветы».

7. Экологическая энциклопедия для дошкольников.

8.картотека речевых игр на тему: «Цветы» , «Насекомые».

9.презентация (ИКТ)«Рождение бабочки

,

1. беседа о празднике « День победы» ,«Такие разные насекомые»

2.Рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ.

Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых,цветов

3.Разучивание песни «День Победы» Д. Тухманова

4.Чтение художественной литературы :

С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»

 М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец».

 А. Твардовский «Рассказ танкиста».

Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки».

 Н. Сладков «Любитель цветов».

Бианки «Приключение муравьишки».

 И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».

 К. Ушинский «Капустница»

5.Р/И:

-«Бывает – не бывает». Понимание логико-грамматических конструкций

- Послушай рассказ, ответь на вопросы и перескажи. Развитие связной речи.

«Майский жук»

6. Составление описательного  рассказа  про  цветы(по выбору), по плану.

7.Творческая деят-ть«Поздравительная открытка ветеранам.

1.Проект «День победы»

2.Акция «Бессмертный полк»

3.Фотоколлаж « Мир цветов»

1. Активное участие родителей в проектой деятельности ко дню победы: совместное с детьми написание «истории своего героя»;

2.Изготовление транспоранта для акции «Бессмертный полк»

3.Памятка для родителей « О Безопасном времяпровождении на природе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора."

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития...

Методическая разработка на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

 Основой для полноценного развития личности ребенка выступает познавательно-речевой компонент, где доминирующая роль принадлежит речи.   Речь как ведущее средство общения сопрово...

Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования"

В консультации представлены основные принципы использования LEGO-технологий,  этапы развития способностей к конструированию....

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук&r...

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразител...


 

Комментарии

Чудесная работа, Мария! Спасибо за материал!