Программа саморазвития на 2021-2022 учебный год Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
материал
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Углубление знаний в образовательной области "Речевое развитие". Повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_plan_samoobrazovaniya.docx | 38.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Программа саморазвития на 2021-2022 учебный год
Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Выполнила:
Воспитатель Абдульманова Ж.С.
г. Покачи
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Углубление знаний в образовательной области "Речевое развитие". Повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников.
- Использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;
- Проверить целесообразность и успешность использования дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
- Взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, консультации, буклеты).
- Обогащать РППС: центр игр (картотеки, дидактические игры).
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Актуальность
«Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка, возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи.
Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка, а своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.
Речевое развитие включает владение речью, как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Игра -основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.
Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.
Развитие представлений о детской игре составляет замечательную страницу в истории отечественной психологии. Игра понимается как «особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности, имеющий свое специфическое содержание и строение -- особый предмет и мотивы деятельности, и особую систему действий».
Одним из важнейших положений отечественно теории детской игры является подход к игре как ведущей деятельности. Это означает, что «в связи с развитием игры происходят главнейшие изменения в психике ребенка... развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития».
Дидактическая игра - одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра -основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели.
Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.
Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
- проведение встреч-обсуждений проблемы речевого развития детей (с использованием ИКТ).
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно -коммуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты для детей:
- Развитие и улучшение качества речи,
- формирование положительных эмоций от творческой и игровой деятельности.
- научить детей выражаться в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования; повышение мотивационной заинтересованности педагогов в использовании новых, более эффективных технологий, методов и приемов.
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Приложение 1
План деятельности по теме самообразования
Содержание работы | Цель |
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки. | Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования. |
Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию. | Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию. |
Изучение нормативных документов, периодических изданий. Разработка пособия дидактических игр по развитию речи. | Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении. |
Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов. | Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их в своей деятельности. |
Участие в профессиональных конкурсах. | Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. |
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. | Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков. |
Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. | Освоить формы работы с родителями. |
Проведение анализа. | Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств. |
Этапы самообразования:
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Организационно - диагностический | Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования. | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Знакомство с работами других педагогов. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. | Выступления на педсоветах, заседаниях МО, участие воспитанников в разнообразных конкурсах. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Участие в работе городского МО педагогов. Оформление результатов работы. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | Публикация в сети Интернет. |
План деятельности воспитателя с детьми
по теме самообразования
Содержание Дидактические игры | Ход игры | |
Сен-тябрь | 1.«По кругу». Учить детей выделять признаки объектов. | 1. Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. |
2. «Вертолина». Способствовать расширению и активизации словарного запаса детей. | 2. Игровое поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. Раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов. | |
3. «Угадай по описанию». Учить детей по описанию определять объект. | 3. Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному. | |
4. «Предложения по цепочке». Учить составлять предложения. | 4. Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку. Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (например, «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок. | |
Октябрь | 1.«Выбери признак, который есть у других объектов» Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта. | 1. Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). |
2. «Я назову признак, а вы перечислите его значения». Учить детей подбирать разные значения одному признаку. | 2. Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.) В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся – светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). | |
3. «Что (кто) делает так же?» Учить детей выделять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям | 3. Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие выражено ярко. Пример: -Воробей что делает? -Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь. Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». | |
4. «Сравни разных зверят» Учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки. | 4. Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку. - Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит…(сыр, сухарики). Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя. | |
Ноябрь | 1.«Назови одним словом». Обогащать словарный запас детей существительными, развивать речь, внимание, мышление. | 1. Взрослый что-то описывает, а ребенок называет это одним словом. Например: утренняя еда — это завтрак; большая посуда для приготовления компота — кастрюля; дерево, которое наряжают на Новый год, — елка. Потом играющие меняются ролями. |
2. «Опиши, одним словом» Обогащать словарный запас детей при помощи прилагательных, развивать речь, внимание, мышление. | 2. Эта игра аналогична предыдущей, только называть нужно не существительное, а прилагательное. Например, чашка для кофе — кофейная, цветок из бумаги—бумажный, варенье из клубники— клубничное, сок из яблока—яблочный. Потом играющие меняются ролями. | |
3. «Исправь ошибку» Развивать связную речь, логическое мышление | 3. Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная» «Мел твердый, а сажа мягкая» Примерный речевой материал: -Внучка маленькая, а бабушка старенькая. -Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый. -Лиса хитрая, а Колобок желтый. -Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая. -Заяц серый, а петушок смелый. -Лунтик добрый, а Вупсень зеленый. -Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый. -Дюймовочка легкая, а ласточка большая. | |
4. «Дразнилка» Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов. | 4. Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и т.д.). Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а голову украшалка»). | |
Декабрь | 1. «Исправь меня» Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже. | 1. Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу. |
2. «Хорошо-плохо» Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. | 2. Ведущим называется любой объект или система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства. | |
3. «Вертолина» Способствовать расширению и активизации словарного запаса детей | 3. Поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. Раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов. | |
4. «Новая сказка» (круги Луллия) Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов. | 4. Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой". (например: "Красная Шапочка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.) | |
Январь | 1.«Сказка-калька». Формировать фонематические представления. Учить символическому моделированию сказок. | Педагог вспоминает с детьми хорошо им знакомую сказку и предлагает её рассказать. Один-два ребёнка будут рассказывать, а все остальные за это время её «записывают». Первый раз это показывает сам педагог на доске. Затем, дети создают как бы портрет этого героя, украшая каждую букву (соответствующую первому звуку в названии героя) элементами, характеризующими именно этого сказочного персонажа. Вечером для родителей устраивается выставка – пусть отгадывают, какую сказку «записали» дети. |
2.Игра «Рассказ из слова». Формировать навыка фонематического анализа, развитие образного мышления, связной речи. | Педагог загадывает любое слово, дети называют его по звукам и записывают большими буквами на доске, листе или рулоне обоев. Затем педагог предлагает детям придумывать слова, начинающиеся на каждый звук - букву. Одно из слов зарисовывается под буквой картинкой, понятной для всех. После этого каждый из рисовавших детей составляет 1-2 предложения со своим словом, так чтобы в целом получился рассказ. | |
Февраль | 1.Игровое упражнение «Сказка о себе» Снятие скованности; развитие умения пользоваться имеющимися знаниями, развитие связной речи. | 1.Детям предлагается поставить себя на место какого-либо звука (слова) и рассказать о себе. Можно использовать алгоритм (схему-карточку) рассказа. Рассказ может быть, например такой: «Я – звук А, я гласный, я могу баюкать малыша «аааааа», могу плакать «ааа», меня можно петь и тянуть. Я дружу с У. Мы похожи. Нас вместе можно петь: АУ… Рассказывая о слове, можно рассказать о звуковом составе, значении, пофантазировать. |
2. Игра «Горки» (системный подход) Упражнять в отборе слов на заданный звук; развивать словесно-логическое мышление через нахождение общей надсистемы. | 2.Детям предлагается отобрать слова на заданный звук. Например, на звук Ф: валенки, филин, фен, вата, фокусник, василёк, туфли. Отобранные слова расставляются на доске. Каждые рядом стоящие слова объединяются горкой. Далее обсуждаем с детьми, где мы можем встретить два этих слова вместе. Например: Филин и фокусник выступают в цирке. Фен и туфли купили в универмаге. Фокусник пришёл в парикмахерскую, и ему феном уложили волосы. И т.д. (см. рисунок). | |
3.«Системный лифт» Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта. | 3.«Системный лифт» графически выглядит, как трёх этажный дом - введение понятия, для дальнейшей работы НС – С – ПС; гнездо – 1 этаж, птица – 2 этаж. Раньше была икринкой - стала лягушкой. Будущее человека. Сейчас маленький потом – большой. | |
4.«Исправь ошибку» Развивать связную речь, логическое мышление | 4.Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная» «Мел твердый, а сажа мягкая» Примерный речевой материал: -Внучка маленькая, а бабушка старенькая. -Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый. -Лиса хитрая, а Колобок желтый. -Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая. -Заяц серый, а петушок смелый. -Лунтик добрый, а Вупсень зеленый. -Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый. -Дюймовочка легкая, а ласточка большая. Рекомендуется со среднего возраста. | |
Март | 1. «О ком? О чем?» Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте. | 1.Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы:
Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя. |
2.«Доскажи словечко» Учить детей подбирать рифмующиеся слова. | 2.Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети. Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос. Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму | |
3.«Склад-не склад»Учить детей подбирать рифму к заданному слову. | 3.Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая, жевала - глотала). Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом. Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке. | |
4.«Чистоговорки» Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию. | 4.Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. Пример: Са - са - са - прилетела в сад оса. Ща - ща - ща - мы нашли в траве клеща. Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний. | |
1.«Сочини дальше»Учить детей подбирать рифму к заданному слову. | Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше. Пример: «В море плавает тюлень..». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень». Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы». Пример: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень». | |
Апрель | 2.«Сочини дальше» с усложнением Учить детей подбирать рифму к заданному слову. | 2.Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект. |
3.«Исправь меня» Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже. | 3.Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу. Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя. | |
4.«Сочиним стишок и его запишем» Учить детей составлять рифмованный текст и записывать его схемами. | 4.Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами. Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста. С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т.д. | |
Май | 1.«Да – нет»Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. | Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене. |
2.«Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. | Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит». | |
3.«Что было, что будет?» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом. | Ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем. | |
4.«Действия героя» Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок. | Воспитатель предлагает героя из сказки. Пример: Коза из сказки «Волк и семеро козлят». Просит детей назвать все действия козы. Условия: говорить только глаголами. ПР: жила- была, ходила, наказывала, пела и т.д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках. При затруднении детей воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты сказок. |
План работы с родителями воспитанников
Период | Содержание |
Сентябрь | Подбор материала, необходимого для работы с родителями по теме самообразования. Постановка целей и задач по данной теме. Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения» |
Октябрь | Папка – передвижка «Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста» Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде . |
Ноябрь | Консультация для родителей "В игры разные играем, что мы в детях развиваем" |
Декабрь | Акция "Дидактические игры по развитию речи своими руками". Домашнее задание на новогодние каникулы. |
Январь | Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение для ребёнка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребёнка. Речевые и словесные игры» |
Февраль | Познакомить родителей с РППС группы. Предложить оказать помощь в пополнении и обогащении. |
Март | Консультация для родителей в печатном виде «наши достижения» |
Апрель | Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу речевого развития. |
Май | Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему: "Речь ребенка на кончиках пальцев". |
Ожидаемый результат самообразования:
- Научить детей нестандартно мыслить, создавать собственные творения, развить фантазию и речь.
- Стимулировать развитие мышления дошкольников, проявление творчества, как детьми, так и педагогами.
- Работа на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
- Развивать умения самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать.
- Формировать активность и заинтересованность родителей в воспитании и развитии детей
Изучение методической литературы в течение года
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.
- Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: 1991г.
- Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.
- Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
В презентации представлены игры, используемые нами в работе по развитию диалогической речи дошкольников....
Статья "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развё...
Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и художественной литературы»
ull; Сформировать интерес к художественной литературе;• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.• Совершенствовать художественно-речевые исполнительс...
Методическая разработка на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Основой для полноценного развития личности ребенка выступает познавательно-речевой компонент, где доминирующая роль принадлежит речи. Речь как ведущее средство общения сопрово...
Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Звуковая ромашка»
Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают, как процесс говорения (ре...
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
laquo;Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...
Картотека игр «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
В жизни ребенка старшего дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игры для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего...