Программа саморазвития на 2021-2022 учебный год Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
материал

Абдульманова Жулдыз Сагитовна

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Углубление знаний в образовательной области "Речевое развитие".  Повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_plan_samoobrazovaniya.docx38.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Программа саморазвития на 2021-2022 учебный год 

Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

                                                                                         Выполнила:

 Воспитатель Абдульманова Ж.С.

г. Покачи

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Углубление знаний в образовательной области "Речевое развитие".  Повышение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

           Задачи:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников.
  • Использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;
  • Проверить целесообразность и успешность использования дидактических игр  в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
  •  Взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, консультации, буклеты).
  • Обогащать РППС: центр игр (картотеки, дидактические игры).

           Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Актуальность

«Игра- это искра,  зажигающая огонёк                                                                                      пытливости и любознательности».                                                                                                          В.А.Сухомлинский

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка, возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи.

Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка, а своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.

Речевое развитие включает владение речью, как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Игра -основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.

Развитие представлений о детской игре составляет замечательную страницу в истории отечественной психологии. Игра понимается как «особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности, имеющий свое специфическое содержание и строение -- особый предмет и мотивы деятельности, и особую систему действий».

Одним из важнейших положений отечественно теории детской игры является подход к игре как ведущей деятельности. Это означает, что «в связи с развитием игры происходят главнейшие изменения в психике ребенка... развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития».

Дидактическая игра - одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра -основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели.

Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.

Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

          Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

         Формы работы с родителями:

  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
  • проведение встреч-обсуждений проблемы речевого развития детей (с использованием ИКТ).

           Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно -коммуникационные, личностно-ориентированные.

           Ожидаемые результаты для детей:

  • Развитие и улучшение качества речи,
  • формирование положительных эмоций от творческой и игровой деятельности.
  • научить детей выражаться в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.

            Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования; повышение мотивационной заинтересованности педагогов в использовании новых, более эффективных технологий, методов и приемов.
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Приложение 1

План деятельности по теме самообразования

Содержание работы

Цель

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки.

Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования.

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.

Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.

Изучение нормативных документов, периодических изданий.

Разработка пособия дидактических игр по развитию речи.

Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.

Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов.

Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их в своей деятельности.

Участие в профессиональных конкурсах.

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.

Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.

Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег.

Освоить формы работы с родителями.

Проведение анализа.

Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.

Этапы самообразования:

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

Организационно - диагностический

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования.

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Практический

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса.

Выступления на педсоветах, заседаниях МО, участие воспитанников в разнообразных конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Участие в работе городского МО педагогов.

Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

Публикация в сети Интернет.

План деятельности воспитателя с детьми

по теме самообразования

Содержание

Дидактические игры

Ход игры

Сен-тябрь

1.«По кругу».  

Учить детей выделять признаки объектов.

1. Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.

2. «Вертолина».

Способствовать расширению и активизации словарного запаса детей.

2. Игровое поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. Раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

3. «Угадай по описанию».

Учить детей по описанию определять объект.

3. Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному.

4. «Предложения по цепочке».

Учить составлять предложения.

4. Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку. Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (например, «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.

Октябрь

1.«Выбери признак, который есть у других объектов»

Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.  

1. Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные).

2. «Я назову признак, а вы перечислите его значения».

Учить детей подбирать разные значения одному признаку.

2. Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.) В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся – светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества).

3. «Что (кто) делает так же?»

Учить детей выделять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям

3. Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие выражено ярко. Пример:

-Воробей что делает?

-Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь.

Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка».

4. «Сравни разных зверят»

Учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

4. Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит…(сыр, сухарики).                                                                             Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.

Ноябрь

1.«Назови одним словом».

Обогащать словарный запас детей существительными, развивать речь, внимание, мышление.

1. Взрослый что-то описывает, а ребенок называет это одним словом. Например: утренняя еда — это завтрак; большая посуда для приготовления компота — кастрюля; дерево, которое наряжают на Новый год, — елка. Потом играющие меняются ролями.

2. «Опиши, одним словом»

Обогащать словарный запас детей при помощи прилагательных, развивать речь, внимание, мышление.

2. Эта игра аналогична предыдущей, только называть нужно не существительное, а прилагательное. Например, чашка для кофе — кофейная, цветок из бумаги—бумажный, варенье из клубники— клубничное, сок из яблока—яблочный. Потом играющие меняются ролями.

3. «Исправь ошибку» Развивать связную речь, логическое мышление

3. Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная» «Мел твердый, а сажа мягкая»

Примерный речевой материал:

-Внучка маленькая, а бабушка старенькая.

-Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.

-Лиса хитрая, а Колобок желтый.

-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая.

-Заяц серый, а петушок смелый.

-Лунтик добрый, а Вупсень зеленый.

-Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый.

-Дюймовочка легкая, а ласточка большая.

4. «Дразнилка»

Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.

4. Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика - украшалка, потерялка, и т.д.).

Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а голову украшалка»).

Декабрь

1. «Исправь меня» Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

1. Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу.

2. «Хорошо-плохо»

 Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

2.  Ведущим называется любой объект или  система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

3. «Вертолина»

Способствовать расширению и активизации словарного запаса детей

3. Поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. Раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют  слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

4. «Новая сказка» (круги Луллия)

Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.

4. Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой". (например: "Красная Шапочка" Ш. Перро.) "Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет". (Корзинка.)

Январь

1.«Сказка-калька».      Формировать фонематические представления. Учить символическому моделированию сказок.

Педагог вспоминает с детьми хорошо им знакомую сказку и предлагает её рассказать. Один-два ребёнка будут рассказывать, а все остальные за это время её «записывают». Первый раз это показывает сам педагог на доске. Затем, дети создают как бы портрет этого героя, украшая каждую букву (соответствующую первому звуку в названии героя) элементами, характеризующими именно этого сказочного персонажа. Вечером для родителей устраивается выставка – пусть отгадывают, какую сказку «записали» дети.

2.Игра «Рассказ из слова». 

Формировать навыка фонематического анализа, развитие образного мышления, связной речи.

Педагог загадывает любое слово, дети называют его по звукам и записывают большими буквами на доске, листе или рулоне обоев. Затем педагог предлагает детям придумывать слова, начинающиеся на каждый звук  - букву. Одно из слов зарисовывается под буквой картинкой, понятной для всех. После этого каждый из рисовавших детей составляет 1-2 предложения со своим словом, так чтобы в целом получился рассказ.

Февраль

1.Игровое упражнение «Сказка о себе»

Снятие скованности; развитие умения пользоваться имеющимися знаниями, развитие связной речи.

1.Детям предлагается поставить себя на место какого-либо звука (слова) и рассказать о себе. Можно использовать алгоритм (схему-карточку) рассказа. Рассказ может быть, например такой: «Я – звук А, я гласный, я могу баюкать малыша «аааааа», могу плакать «ааа», меня можно петь и тянуть. Я дружу с У. Мы похожи. Нас вместе можно петь: АУ… Рассказывая о слове, можно рассказать о звуковом составе, значении, пофантазировать.

2. Игра «Горки»  (системный подход)

Упражнять в отборе слов на заданный звук; развивать словесно-логическое мышление через нахождение общей надсистемы.

2.Детям предлагается отобрать слова на заданный звук. Например, на звук Ф: валенки, филин, фен, вата, фокусник, василёк, туфли. Отобранные слова расставляются на доске. Каждые рядом стоящие слова объединяются горкой. Далее обсуждаем с детьми, где мы можем встретить два этих слова вместе. Например:  Филин и фокусник выступают в цирке. Фен и туфли купили в универмаге.  Фокусник пришёл в парикмахерскую, и ему феном уложили волосы. И т.д. (см. рисунок).

3.«Системный лифт»

Развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.

3.«Системный лифт» графически выглядит, как трёх этажный дом - введение понятия, для дальнейшей работы НС – С – ПС; гнездо – 1 этаж, птица – 2 этаж. Раньше была икринкой - стала лягушкой. Будущее человека. Сейчас маленький потом – большой.

4.«Исправь ошибку» Развивать связную речь, логическое мышление

4.Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два объекта. Ребенок должен исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая» В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй – о твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная» «Мел твердый, а сажа мягкая»

Примерный речевой материал:

-Внучка маленькая, а бабушка старенькая.

-Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.

-Лиса хитрая, а Колобок желтый.

-Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая.

-Заяц серый, а петушок смелый.

-Лунтик добрый, а Вупсень зеленый.

-Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый.

-Дюймовочка легкая, а ласточка большая.

Рекомендуется со среднего возраста.

Март

1. «О ком? О чем?»  Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте.

1.Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы:

  1. О каком объекте идет речь?
  2. Каким признаком наделен объект?
  3. Какие действия он совершал?
  4. Какой вывод сделал автор?

Игровой мотив: соревнование, кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.

2.«Доскажи словечко»

Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

2.Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны назвать дети. Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос. Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны назвать отгадку-рифму

3.«Склад-не склад»Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

3.Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к нему (рогатая - бодатая, жевала - глотала). Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом. Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.

4.«Чистоговорки»  Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

4.Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним. Пример: Са - са - са - прилетела в сад оса. Ща - ща - ща - мы нашли в траве клеща. Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.

1.«Сочини дальше»Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше. Пример: «В море плавает тюлень..». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень». Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от других детей или сочинение «путаницы».  Пример: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень».

Апрель

2.«Сочини дальше» с усложнением

Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

2.Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны составить двустишье про изображенный на картинке объект.

3.«Исправь меня» Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

3.Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение, сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно произносят заданное предложение, фразу. Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя.

4.«Сочиним стишок и его запишем»

Учить детей составлять рифмованный текст и записывать его схемами.

4.Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами. Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного стихотворного текста. С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную, повествовательную интонации, паузу и т.д.

Май

1.«Да –

нет»Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство).

Задача ребенка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.

2.«Кто о чем говорит?»

Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.

Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит».

3.«Что было, что будет?»

Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.

Ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем.

4.«Действия героя» Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Воспитатель предлагает героя из сказки.

Пример: Коза из сказки «Волк и семеро козлят». Просит детей назвать все действия козы. Условия: говорить только глаголами. ПР: жила- была, ходила, наказывала, пела и т.д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

При затруднении детей воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты сказок.

План работы с родителями воспитанников

Период

Содержание

Сентябрь

Подбор материала, необходимого для работы с родителями по теме самообразования.

Постановка целей и задач по данной теме.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития правильного звукопроизношения»

Октябрь

Папка – передвижка «Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста»

Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде .

Ноябрь

Консультация для родителей "В игры разные играем, что мы в детях развиваем"

Декабрь

Акция "Дидактические игры по развитию речи своими руками". Домашнее задание на новогодние каникулы.

Январь

Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение для ребёнка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребёнка. Речевые и словесные игры»  

Февраль

Познакомить родителей с РППС группы. Предложить оказать помощь в пополнении и обогащении.

Март

Консультация для родителей в печатном виде  «наши достижения»

Апрель

Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу речевого развития.

Май

Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему:  "Речь ребенка на кончиках пальцев".

Ожидаемый результат самообразования:

  1. Научить детей  нестандартно мыслить, создавать собственные творения, развить фантазию и речь.
  2. Стимулировать развитие мышления дошкольников, проявление творчества, как детьми, так и педагогами.
  3. Работа на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
  4. Развивать умения самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать.
  5. Формировать активность и заинтересованность родителей в воспитании и развитии детей

Изучение методической литературы в течение года

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.
  3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.
  4.  Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.
  5.  Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.
  6.  Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.
  7. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: 1991г.
  8. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.
  9.  Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

В презентации представлены игры, используемые нами в работе по развитию диалогической речи дошкольников....

Статья "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развё...

Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и художественной литературы»

ull; Сформировать интерес к художественной литературе;• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.• Совершенствовать художественно-речевые исполнительс...

Методическая разработка на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

 Основой для полноценного развития личности ребенка выступает познавательно-речевой компонент, где доминирующая роль принадлежит речи.   Речь как ведущее средство общения сопрово...

Развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Звуковая ромашка»

Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают, как процесс говорения (ре...

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

laquo;Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Картотека игр «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

В жизни ребенка старшего дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игры для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего...