Методическая разработка на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Ларионова Светлана Вячеславовна

   Основой для полноценного развития личности ребенка выступает познавательно-речевой компонент, где доминирующая роль принадлежит речи.

   Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, при планировании и обсуждении деятельности, наблюдении на прогулке и т.д. зависит успешность ребёнка.

   Богатая словарным составом речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._razrabotka.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

«Игра – это искра, зажигающая огонёк

 пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

   Основой для полноценного развития личности ребенка выступает познавательно-речевой компонент, где доминирующая роль принадлежит речи.

   Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, при планировании и обсуждении деятельности, наблюдении на прогулке и т.д. зависит успешность ребёнка.

   Богатая словарным составом речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

   Формирование правильной речи является одной из актуальных задач дошкольного образования. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем, требующих незамедлительного

решения, ведь любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

   Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

   Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести в дальнейшем к учебной неуспеваемости.

   Анализ научной литературы по обозначенной проблеме показывает, что существенные преимущества в развитии речи дошкольников имеет игровая деятельность как ведущая в этом возрасте.

   Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, того, что в нём заложено и проявлено. Благодаря дидактическим играм воспитательно-образовательный процесс проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

   Дидактическая игра развивает речь детей, обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

   Несмотря на преимущества дидактических игр в развитии речи детей, они не в должной мере применяются в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Во многом это связано с небогатым арсеналом у воспитателей игр и упражнений для развития речи детей, в связи с чем, и была создана данная методическая разработка.

   Представленные в методической разработке игры и упражнения направлены на решение следующих задач:

– обогащение активного и пассивного словаря дошкольников;

– развитие слоговой структуры слова, фонематического слуха;

– формирование грамматического строя речи;

– закрепление навыков пользования инициативной речью.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Игры на обогащение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.

   Игра: «Подбираем рифмы».

   Цель игры: овладение умением образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

   Ход игры. Педагог читает ребенку шуточное стихотворение — начало английской народной песенки в переводе С.Я. Маршака:

Даю вам честное слово, вчера в половине шестого Я видел двух свинок без шляп и ботинок. Даю вам честное слово!

Далее, ребенку задаются вопросы на понимание текста:

– Кого видел поэт? В каком виде они были?

– Носят ли свинки ботинки? А может они носят чулки? (Носки, тапочки,

рукавички и т.д.)

– Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы тоже можем сочинить веселые шуточные стихи про разных птиц и животных.

Я буду начинать, а ты продолжай.

Даем честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без ... (ботинок) и ... (чулок)

И щенков без ... (рукавичек)

   Данное стихотворение можно продолжать и дальше. По образцу этой игры на развитие речи можно брать и другие стихи и делать то же самое.

   Игра «Кузовок»

   Цель игры: овладение умением образовать уменьшительно-ласкательные наименования; соотношение действия с его названием. Оборудование: корзинка.

   Ход игры. Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает

игру. Ребенку дается в руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время

говорят слова:

Вот тебе кузовок,

Клади в него, что на - ок.

Обмолвишься – отдашь залог.

   Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством взрослого назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

   Игра: «Чьё все это?»

   Цель игры: упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в

нужном числе и падеже.

   Оборудование: картинки животных.

   Ход игры. Педагог показывает детям картинку с изображением животного и задает вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова?

Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.

Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.

Игры на развитие звуковой культуры речи.

   Игра «Придумай слово»

   Цель игры: овладение умением определить количество слогов в слове.

Оборудование: посылка.

   Ход игры. В процессе игры ребенок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м']. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если взрослый заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.

   Игра «Строим дорожку»

   Цель игры: развитие фонематического слуха.

   Оборудование: мяч.

   Ход игры. Дети садятся в круг. Кому-то дается мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передается следующему игроку. Ребенок должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова.

И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе взрослый активно помогает детям правильно произнести слово (вместе с ними), выделяя очень четко последний звук в слове. На следующем этапе взрослый уже просто следит, чтобы дети четко проговаривали слово и выделяли последний звук.

   Игра «Ловушка»

   Цель игры: развитие умения услышать в слове определенный звук.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

   Ход игры. Педагог предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Педагог дает задание детям: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются педагогом в зависимости от темы занятия по развитию речи.

Игры на развитие связной речи.

   Игровое упражнение «Распространи предложение»

   Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Оборудование: можно использовать сюжетные картинки.

   Ход игры. Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» .

   Игра «Пойми меня»

   Цель игры: развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета. Оборудование: предметные картинки, коробочка.

   Ход игры. Педагог показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше педагог объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, педагог спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда педагог говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось педагогу. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

   Игровое упражнение: «Закончи сам»

   Цель игры: развитие у детей воображения, сказочной речи.

   Оборудование: специального оборудования не требуется.

   Ход игры. Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   Дидактические игры и упражнения языкового содержания – важнейшее средство стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере лексики и грамматики.

   Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: познавательное и игровое (занимательное). Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

   Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

   Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логического мыш...

Мастер-класс на тему: «Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логического мыш...

Статья на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр....

Методическая разработка по теме "Развитие речи детей младшего школьного возраста посредствам дидактической игры"

Основные задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста определены в ФГОС ДО и примерных основных образовательных программах дошкольного образования. Анализ психолого-педагогической ...

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр»

Перспективное планирование по методической теме:  «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр»...

Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и художественной литературы»

ull; Сформировать интерес к художественной литературе;• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.• Совершенствовать художественно-речевые исполнительс...

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

laquo;Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...