Коммуникативно-речевое развитие старших дошкольников через проектную деятельность
проект по развитию речи (старшая группа)
Сообщение из опыта работы педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativno-rechevoe_razvitie_cherez_proektnuyu_deyatelnost.docx | 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Верхнекетский детский сад»
Верхнекетского района Томской области
Выступление из опыта работы
Педагог-психолог:
Русских В.И.
Белый Яр, 2019 г.
Коммуникативно-речевое развитие – одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через общение с другими людьми. За низким уровнем связной, монологической речи у дошкольников, очень часто скрывается более серьезная проблема, а именно – недостаточность коммуникативной деятельности, где речь является одним из важных средств.
Организовать активную коммуникативно-речевую деятельность в группе хорошо помогает метод проекта.
Как научить детей передавать информацию в процессе межличностного взаимодействия? Как стимулировать детей к общению друг с другом, заинтересовать общей деятельностью? Об этом я хочу сегодня поговорить.
Не секрет, что новый вид предметно-практической деятельности всегда привлекателен для детей. Но объект изучения может оказаться даже скучным для большинства воспитанников, если педагог не умеет вызывать этот интерес. Например, интересное на первый взгляд животное-черепаха быстро наскучивает детям. Они теряют интерес к нему, потому что это животное неподвижно может лежать часами. И сколько на него ни смотри - ничего не изменится.
Представляю вашему вниманию проект «Это загадочное животное»
Цель: создание условий для формирования коммуникативно-речевых и игровых компетенций у детей через занятия с черепахой.
Проблема: в подготовительной к школе группе есть дети с трудностями в развитии речи, у большинства детей слабо сформированы игровые интересы, нарушена эмоциональная сфера. Между детьми, особенно мальчиками, часто возникали конфликтные ситуации. Дети не умели договариваться между собой, играть в парах, в группах. Чаще всего играли в настольные игры обособленно, не общаясь друг с другом.
Задачи:
- Создать условия для коммуникативно-речевого общения детей через проведение игр и занятий с черепахой.
- Воспитывать толерантное, бережное отношение к живому существу не привлекательного внешнего вида.
- Активизировать творческое мышление у дошкольников.
- Поддерживать детскую инициативу и самостоятельность в деятельности и общении.
Ожидаемые результаты:
- Сплочение детского коллектива, появление общего игрового и познавательного интереса через организацию совместной деятельности детей.
- Приобретение опыта общения в различных проблемных ситуациях со сверстниками и взрослыми.
- Обогащение активного и пассивного словаря дошкольников через речевое творчество.
Ситуации для общения я находила в детской деятельности или специально их организовывала.
Например,
До появления черепахи мы с небольшой группой детей занимались сочинением сказок. Сказки свои дети рассказывали и показывали малышам с помощью игрушек. Таким образом, у них уже появился интерес к словотворчеству и театрализации. Этот интерес получил положительные подкрепления: одобрение в виде аплодисментов от маленьких зрителей, их сказки с портретами авторов были опубликованы в общесадовской газете «Карусель». Газету читают родители, следовательно, от них дети также получили положительные отзывы.
Дальше применяется метод активизации творческого мышления.
Я предложила продолжить сказку про то, как один мальчик написал деду Морозу письмо о том, какой он хочет получить подарок на Новый год.
Эта тема близка каждому ребенку. Каждый озвучил свое желание. Детям было предложено изобразить пишущего письмо мальчика, а речевая задача в данном случае была - сформулировать свою просьбу к деду Морозу и описать подробно как выглядит желаемый подарок.
Далее возникает проблемная ситуация в сказочной истории: ребенка не так понял дед Мороз. Вместо пушистого игривого котенка он прислал в подарок твердую, медлительную, молчаливую, серую черепаху. Дети, решая проблему - как играть с таким животным, разворачивали сюжет сказки. И каждый сюжет обыгрывали.
Я фотографировала все, что делали дети, и получилась фотосказка «Приключение черепахи». Эту сказку все желающие озвучивали при показе ребятам из других групп детского сада.
Для воплощения в жизнь задуманного воспитанникам приходилось обращаться за помощью не только ко мне, но и к своим родителям. По детскому саду быстро разошлась информация о появлении черепахи. Каждый день появлялись новые желающие познакомиться с необычным животным.
Далее была организована ситуация общения с малознакомым взрослым человеком. Я попросила старшего воспитателя зайти в кабинет в мое отсутствие и строго сообщить детям, что животным в детском саду без документов быть не полагается. Когда я вернулась, то увидела, что дети спрятались с черепахой за ширму. Вид у них был озабоченный. Когда я спросила, что случилось, они наперебой стали объяснять проблему. И сами предложили сделать документ для черепахи. Работа закипела. И ведь они не успокоились пока не сходили и не показали паспорт старшему воспитателю.
Очень быстро подключились к общей деятельности все дети группы. Забота о черепахе стала общим делом. Ребята каждый день приносили из дома угощение для нее, предлагали все новые и новые игры.
Я ненавязчиво предлагала свои - речевые игры. Например, игра «Найди слово для черепахи». Дети соревнуются в подборе слов-прилагательных (какая черепаха?), глаголов (что она умеет делать?). Условие игры: слова не должны повторяться. Далее эти слова дети применяли уже на празднике.
Вместе мы придумали 14 различных игр с черепахой, узнали, как за ней ухаживать.
Итогом проекта стал предложенный детьми праздник-день рождения черепахи. К этому дню готовились все без исключения. Некоторые дети нашли и выучили дома стихи. Многие принесли подарки и угощения. За столом все по очереди, передавая друг другу цветок, говорили ей комплименты.
После праздника я унесла своего питомца домой. А дети продолжали приносить ему фрукты и овощи, интересоваться о его жизни дома, выражать свои добрые чувства в рисунках и словах. Сейчас они с нетерпением ждут новой встречи со своим любимым другом- черепахой Громозекой. Некоторые пишут письма. А черепаха отвечает. Все дети в разной степени проявили инициативу и самостоятельность, получили опыт позитивного общения.
А мальчик Степа, который самый первый проявил интерес к животному, успешно представил этот проект на научно-исследовательской конференции «Умники и умницы» и занял 1 место.
Совсем недавно мы узнали, что черепаха-это потомок динозавров. И появился новый проект «Динозаврики».
Самое главное, что ребята больше не ссорятся. Объединенные общей деятельностью они научились слушать друг друга, ждать своей очереди, проявили самые лучшие свои человеческие качества. Что в свою очередь положительно повлияло на отношение детей друг к другу. В отношениях появились уважение, симпатия. Дети раскрылись друг перед другом только с лучшей стороны. Доброта улучшает их душевное состояние и увеличивает популярность среди сверстников. Более того, когда дети учатся быть заботливыми и добрыми, они начинают более стремительно развиваться, в том числе и в коммуникативно-речевой сфере.
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, она не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Непринужденность общения детей со сверстниками и взрослыми в проектной деятельности способствует преодолению трудностей взаимодействия и развитию речевых навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»
«Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»...
Роль семьи в развитии познавательной активности старших дошкольников через проектную деятельность.
Статья на тему"Роль семьи в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"...
Формирование познавательной активности у старших дошкольников через проектную деятельность по краеведению.
Проектная деятельность по краеведению является одним из главных источников обогащения детей знаниями о родном крае. воспитание любви и формирование нравственных качеств....
Доклад на августовских педагогических секциях на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность»
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие ...
Перспективный план по формированию позитивных установок к труду взрослых у старших дошкольников через проектную деятельность «Кем быть?»
Перспективный план по формированию позитивных установок к труду взрослых у старших дошкольников через проектную деятельность «Кем быть?»...
Статья «С Чего начинается Родина? Проблемы и пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность»
Актуальность. Родина, это сокровенное слово, в которое каждый вкладывает своё. У каждого человека она разная, но для всех является той отправной точкой, которая на протяжении всей жизни определяет оче...
«Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность»
Проектная деятельность-это уникальная деятельность, направленная на воспитатние патриотических чувств у старших дошкольников....