Роль семьи в развитии познавательной активности старших дошкольников через проектную деятельность.
статья (средняя группа) на тему
Статья на тему"Роль семьи в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_razvitii_poznavatelnoy_aktivnosti_starshih_doshkolnikov.docx | 214.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль семьи в развитии познавательной активности старших дошкольников через проектную деятельность».
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Следовательно, необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация познавательно-исследовательской деятельности.
Задача педагогов, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ребенок - исследователь, проявляет интерес ко всему, что его окружает. Он познает предметы в ходе взаимодействия и действий с ним, осуществляя при этом познавательную, исследовательскую деятельность, раскрывая содержание изучаемого предмета.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этих задач, является метод проектной деятельности, позволяющий скоординировать действия в триаде «педагог - родители - дети», т.е. организовать совместное сотрудничество, направленное на развитие познавательных способностей воспитанников. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Проектная деятельность подразумевает выражение инициативы и проявление самостоятельной активности. Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы. Педагог в силу своего профессионального опыта имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей.
Целью моей работы:
Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.
Для достижения цели определила следующие задачи:
-создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
- развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение, речь;
- формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности;
- приобщать родителей к творческой работе.
На начальном этапе привлекла родителей к работе по поиску информации и иллюстративного материала, к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Благодаря родителям, у нас появилась мини лаборатория, в которой дошкольник, в процессе экспериментирования, имеет возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. В нашей лаборатории есть все для проведения разнообразных опытов на темы: «Вода», «Почва», «Воздух», «Магниты» и другие.
В течение года мы реализовали в нашем детском саду творческо - исследовательский проект «Мини – погрузчик для БМВ». Участвовали дети подготовительной группы. А началось все с того, что однажды дети с родителями ехали из гостей и на одной из сельских дорог увидели бойлер с надписью «Вода» и заинтересовались, как минеральная вода из Борского становится той вкусной водой в зеленой бутылке, которую продают во всех магазинах.
1. На подготовительном этапе дети совместно с родителями и педагогом:
- вели сбор информации о том, как и где набирает воду бойлер,
в каких скважинах;
-читали энциклопедии, «Почемучки»,
- знакомились со свойствами воды;
- читали стихи, рассказы
о волшебнице воде;
-провели серию опытов по самостоятельной очистке воды от примесей, сравнивая фильтры очистки; Ультрафиолетовый облучатель
-познакомились с ультрафиолетовым облучателем – фильтром, установленным на мини-заводе БМВ;
- был организован конкурс рисунков;
- проведена экскурсия на мини – завод по производству Борской минеральной воды БМВ.
2. Основной этап:
из легоконструктора конструировали: сборник отстаивания, сатуратационную установку, разливочно – укупорочный автомат, термоусадочный автомат или термоусадочную печку т.е. полностью линию для изготовления минеральной воды как на мини - заводе.
В ходе экскурсии дети заметили, что весь конвейер автоматизирован на БМВ,
кроме последней точки, и решили создать автомат, который захватывал бы палетки с минералкой и складывал бы их на поддон, потому что людям это очень трудно – целую смену складывать упаковки с минералкой. Поэтому предложили сделать мини - робот погрузчик.
Также мы создали инженерную книгу, где описали все этапы своей деятельности.
Проектная деятельность включала интеграцию различных видов детской деятельности: игровую, познавательную, исследовательскую, изобразительную и продуктивную. Моя задача заключалась не предлагать свои варианты решения, уйти от традиционного и привычного действия по заданному образцу, а успевать обобщать, выделять главное, реальное и интересное.
Самым важным и значимым для детей этапом в работе над проектом является презентация результатов, которая имеет большую значимость для социального развития ребенка.
Презентация проекта проходила в марте 2016 года и своего мини – робота погрузчика для БМВ дети представляли на региональных отборочных соревнованиях по робототехнике «ИКаРёнок» в образовательных учреждениях Самарской области.
Совместная работа над проектами стимулирует познавательную активность детей, объединяет родителей группы, активизировать их творческие способности, развивает интерес к продолжению исследовательской деятельности.
Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире, дети научились самостоятельному поиску информации. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей - познавательных, коммуникативных. Дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей. Речь детей стала богаче, пополнился словарный запас. Обогатилось и содержание игровой деятельности - игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу. В ходе проектной деятельности дети выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения. Я смогла вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий дальнейших проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности
Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....
Развитие познавательной активности старших дошкольников через организацию краеведческой деятельности
Мини-музеи в детских садах рождаются с малого – уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду....
Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности
Данный учебный материал представляет собой статью-опыт работы использования проектной методики для развития экологических представлений у старших дошкольников.материал адресован воспитателям. родителя...
«Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»
гТе«Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»познавательной активности старших дошкольников через эксТема пма педагогического проекта: «Развитие...
Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность
Презентация...
«Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности»
Дошкольное детство - длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий....
«Развитие познавательной активности старших дошкольников в проектной деятельности»
Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуально. В первую очередь потому, что ребенок, как можно раньше должен получить позитивный социальн...