Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе Стародумов В. "Кот учёный и нерпа"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Жукова Татьяна Николаевна

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: познакомить с новой сказкой, упражнять детей в пересказе, развивать интонационную выразительность речи; развивать художественные способности детей, воображение, память.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: чтение художественной литературы, художественное творчество.
ХОД:
1. Рассматривание портрета писателя. 

Рассказ воспитателя:

Василий Пантелеймонович Стародумов наш земляк. Он родился 26 декабря 1907 года в семье слесаря-железнодорожника на станции Иннокентьевской (ныне Иркутск-Сортировочный).

Во II Иркутске многие до сих пор помнят бородатого дедушку с добрыми глазами — Василия Пантелеймоновича Стародумова. Этот талантливый сибиряк был актёром, прекрасно рисовал, занимался графикой, писал стихи, пародии, романы, рассказы и, конечно же, байкальские сказки. Каждый из нас держал в руках потрепанную книжицу с легендами о грозном Байкале и красавице Ангаре.

Все сказки Василия Стародумова — о нашей сибирской природе, о животных, о людях добрых и злых, о быте и обычаях бурятского народа. И не случайно его сказки любит печатать детский журнал «Сибирячок», ведь в них живут доброта, труд, красота и любовь. Его творчеством восхищались и восхищаются выдающиеся люди.
-Давайте вспомним, какие сказки мы с вами уже читали. Посмотрите на картинки и назовите сказки, к которым они относятся. (Предложить рассмотреть картинки к сказкам "Ангарские бусы", "Омулёвая бочка" и т. д.) 

2. -Ребята, а сейчас мы познакомимся ещё с одной сказкой В. П. Стародумова, которая называется "Кот учёный и нерпа".

Чтение сказки.

Кот ученый и нерпа

В. Стародумов

Помните у Пушкина:
У Лукоморья дуб зелёный, 
Златая цепь на дубе том. 
И днём и ночью кот учёный 
Всё ходит по цепи кругом...

И ходить бы учёному коту, прикованному к дубу, до сих пор, да на его счастье случилась одна из тех, известных лишь живот­ному миру, лесных революций, которая освободила кота. Порвав цепи, кот пошёл бродяжить по белу свету — других зверей и людей повидать, да и себя показать, свободой насладиться.
Так из далёкого Лукоморья он очутился на привольном Байкале. Идёт кот учёный по берегу и припевает:

Я - котишка, мой умишко

Всё постиг, и я берусь

Запугать любых зверюшек,

Попадутся — и лягушек!

Никого я не боюсь!
И верно: кот учёный был не из робких. Всего он насмотрелся, пока добирался из Лукоморья до Байкала. Кажется, ни удивить, ни испу­гать его ничем нельзя было. Познакомился и с Лешим, и с Русалкой, и с Бабой Ягой, Кощея Бессмертного видел, даже ему посочувствовал. Ну сами посудите: всю жизнь чахнуть над златом! Для чего?
Но испугаться коту учёному всё же пришлось. И где? Да тут, на Байкале!
А получилось вот что: видит кот, из воды высунулась этакая усатая морда с круглыми тёмными глазами, полными любопытства. И шерсть у кота сразу встала дыбом, спина сгорбилась, хвост поднялся трубой.

Чего испугался? — фыркнув, усмехнулся диковинный зверь, не вылезая из воды.

Впервые тебя такого вижу, — преодолев испуг, ответил кот и принял свой обычный вид. — Ты кто такой?

Я — нерпа, особого рода тюлень, — охотно отозвался обитатель водных глубин. — А увидеть меня ты мог только здесь, на Байкале. Больше мы нигде не водимся. Ну, будем знакомы!

И усатая голова нерпы скрылась под водой.
Кот учёный устроился на диковинной сосне, какие бывают только на Байкале, и открыл для себя вот что: «Нет, оказывается, я ещё не всё видел на свете. И неважно, что новое иногда познаётся через страх.»
Кот был хоть и учёным, но долго не мог понять, почему он испугался нерпы, у которой такие добрые глаза.

 

3. Физминутка.

Кошка утречком проснулась,

Вверх изящно потянулась,

Вниз красиво наклонилась,

Вправо-влево покрутилась,

И тихонько удалилась!

4. Беседа по вопросам:

-Понравилась ли вам сказка?

-Где очутился кот учёный?

-Кого испугался кот учёный?

-Как это произошло?

-Что понял кот учёный после встречи с нерпой?

5. Пересказ.

6. Предложить детям нарисовать рисунки по мотивам сказки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека конспектов занятий по чтению художественной литературы в старшей группе

Картотека конспектов занятий по чтению художественной литературы в старшей группе...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе р. н. с. "Хаврошечка"

-Пробуждать фантазию и образное мышление детей с помощью путешествия по сказке «Хаврошечка».-Упражнять детей в умении с помощью этюдов изображать состояния человека в разных жизненных ситу...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе "Серебряное копытце"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16227193","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"320"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16227207","...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Серебряное копытце»

Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства. Учить отвечать на вопросы по тексту грамматичес...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе «Серебряное копытце"

Программное содержание:1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям.2. Учить отвечать на вопросы по тексту грамматически правильно.Обогащ...

Конспект занятия по «Чтению художественной литературы» в старшей группе «Чтение английской сказки «Три поросёнка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц».

Конспект занятия по «Чтению художественной литературы»  в старшей группе «Чтение английской сказки «Три поросёнка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, п...