«Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (старшая группа)

Салаватова Татьяна Александровнна

Технология детская журналистика,  развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, его изменение, красоту, его проблемы. Поэтому именно эта профессия, как никакая другая, даёт широкий образовательный спектр для развития речи, любознательности, познавательных способностей и интересов ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация с элементами практикума для педагогов

«Детская журналистика как средство повышения уровня  речевого развития   детей старшего дошкольного возраста»

Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Диалог со сверстником - новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития, ведь именно в процессе диалога дети получают опыт равенства в общении, учатся излагать свои мысли, рассуждать, высказывать предложения и пожелания. Проблема развития речевой и коммуникативной компетентности воспитанников остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка: - Как эффективно использовать различные виды детской деятельности для развития навыков коммуникативного и личностного взаимодействия детей друг с другом, взрослыми и социумом? - Как поддерживать изначально заложенную в ребенке потребность в общении? - Какова роль общения в развитии личности ребенка? Ответы на эти вопросы, творческий педагог найдет в модернизации содержания образовательной работы с воспитанниками – включение комплекса эффективных педагогических технологий. Одной из таких технологий – выступает Детская Журналистика. Обращение к "Детской журналистике" наполнит новым содержанием привычную среду развития ребенка, приобщит дошкольников к миру Медиа, будет эффективным фактором развития их познавательных интересов.

Дошкольники получат новый познавательный опыт, во-вторых такая деятельность прививает детям первоначальные навыки обучения грамоте, организованности и умению взаимодействовать друг с другом. Организация журналистской деятельности детей старшего дошкольного возраста с применением, в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию к созданию условий для формулирования вопросов, а также к построению ими самостоятельных высказываний и рассуждений.

         При этом детскую журналистику можно использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.

Приоритетные задачи данной технологии:

  • развитие связной диалогической речи;
  • развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;
  • расширение и активизация словарного запаса;
  • закрепление навыков ведения диалога;
  • способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.
  • развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
  • формировать начальные представления о профессиональных  журналистских качеств и навыков.

Основополагающим направлением является - помочь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему коммуникации общения.

Основными принципами являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации (СМИ), взаимосвязь с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, логикой, математикой, свободной, игровой деятельностью детей и др., сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Технологию организации детской журналистики предложили кандидат педагогических наук С.М.Жарков, доктор педагогических наук А.Н.Орлов, кандидат педагогических наук А.Ю.Дейкина

Технология содержит два основных блока: познавательный и деятельностный. Познавательный блок предполагает работу расширение представлений детей о средствах массовой информации, о роли газет, журналов и детских передач в жизни людей, формирование начальных представлений о профессиях, связанных с журналистикой:

  • Знакомство с такими понятиями, как «Журнал» и «Газета»,

«Телевидение»

  • История создания газеты и журнала, телевидения
  • Целенаправленное рассматривание и изучение
  • Знакомство с профессией «Фоторепортера»
  • Знакомство с историей создания Фотоаппаратов
  • Знакомство с профессиями: «Журналист», «Редактор», «Диктор», «Оператор» «Художник - оформитель»

После обсуждения детьми особенностей профессии журналиста и необходимых атрибутов в группе создается «центр журналистики» или «пресс-центр».  Туда входят такие атрибуты, как фотоаппарат, блокноты,  бейджики с символами выполняемых функций, микрофоны, бескозырки, косынки, блокноты, образцы журналов, мультимедиа. По мере выкладывания атрибутов, с детьми обсуждаем, как и для чего они используются.

 «Деятельностный блок» - это игры и ситуации, в которых на практическом примере, последовательно раскрывается взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. (выбор темы и названия газеты или передачи, определение рубрик распределение ролей, оформление газеты и т.д.)

Выбрать название газеты помогает прием мозгового штурма, дети предлагают названия, любые, даже фантастические, а в конце выберет самый интересный вариант.

При выборе рубрик лучше использовать модели.  Эти модели можно придумать вместе с детьми после рассматривания журналов. Например, это рубрики: интервью, литературная страничка, полезные советы, наши достижения, от улыбки всем светлей, игралочка, с места событий.

Для выбора рубрик можно использовать вариант игры «Хорошо-плохо». По порядку обсуждаются рубрики – нужно ли ее использовать для данной темы или нет. А после обсуждения дети голосуют за понравившиеся рубрики.

Выбор ответственных за рубрику и выбор редактора- он поможет найти достоинства и недостатки оформленных страниц газеты.

Например, литературную страничку нужно оформить со стихами, загадками, а в рубрике «Интервью» — придумать вопрос и взять интервью, в рубрике «Полезные советы» — подобрать советы, рекомендуемые по теме.

В работе по обучению приему «Интервьюирование» целесообразно использовать метод «Мнемотехника» что в переводе означает «искусство запоминания». Прием, заметно облегчает овладение детьми, связной речью, кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает диалог четким, связным и последовательным, обеспечивая эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки к школе. Игра «Говорим правильно» это развитие коммуникативных навыков, изучение азов риторики, знакомство с такими понятиями, как – мелодика речи, темп речи, тембр голоса, совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи.

Обязательно подведение итогов и оценка результатов детской деятельности (самоанализ, рефлексия). Журналисты рассказывают, что, как они оформили на своих страничках. А редактор выскажется после всех-что ему понравилось, а что следует изменить. Готовый номер предлагается для чтения другим группам, родителям.

Завершающим в работе является составление нового номера газеты, т.е. снова определяются тема, название газеты, рубрики, ответственные за рубрики.

Таким образом, организация такой работы очень увлекательна для детей, прививает детям начальные навыки учения, способствует развитию таких качеств, как самостоятельность, наблюдательность, любознательность, организованность, профессиональное самоопределение.   Развивает речь ребенка, творческие способности. Обращение к "Детской журналистике" наполнит новым содержанием привычную среду развития ребенка, приобщит дошкольников к миру Медиа, будет эффективным фактором развития их познавательных интересов.

   

                               https://ds31himki.edumsko.ru/uploads/3000/2954/section/750288/Risunok2.gif?1523262317091


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...

Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации для повышения уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликационных фильмов

При использовании мультипликационных фильмов как средства нравственного развития ребенка, следует вспомнить о советских мультфильмах, их герои были добрые – это «радуга положительных эмоций» для детей...

Опыт работы "Развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Учеными было доказано, что систематическая целенаправленная по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка. Простые движения ру...

Диагностический инструментарий для обследования уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Диагностический инструментарий составлен на основе иллюстрированного материала О. Б Иншаковой для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста....

Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возроста.

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...