Диагностический инструментарий для обследования уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка
Диагностический инструментарий составлен на основе иллюстрированного материала О. Б Иншаковой для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребенка - детский сад «Родничок»
Диагностический инструментарий для обследования уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Учитель-логопед:
Богатырева Анастасия Владимировна
Г.п. Пойковский, 2022
Диагностический инструментарий для обследования уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Диагностический инструментарий составлен на основе иллюстрированного материала О. Б Иншаковой для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста. Методика изучения уровня речевого развития включает в себя обследование состояния звуковой стороны речи, состояние фонематических процессов, обследование слоговой структуры слова, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи и соответствует следующим требованиям: материал и условия выполнения подбираются с расчетом на максимальную доступность для детей по всем параметрам. В методику включена серия однородных заданий, что исключает влияние случайных причин.
Проанализировать результаты диагностики помогают краткие характеристики (критерии) уровней развития речи. Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний, низкий.
Изучение состояния звуковой стороны речи.
Критерии оценки | Баллы | Уровни |
Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания. | 3 | Высокий |
Неустойчивость и недостаточная четкость произношения. | 2 | Средний |
Дефекты в произношении звуков. Способность регулировать темпы речи и речевое дыхание отсутствует | 1 | Низкий |
Состояние фонематических процессов
Для определения сформированности фонематических процессов предлагаются задания на исследование фонематического восприятия и задания на исследование фонематического анализа и синтеза. Каждое задание, выполненное правильно оценивается в 1 балл, неверный ответ - 0 баллов.
Возраст | Баллы | Уровни |
5 лет | 22 - 26 12- 21 0 - 11 | Высокий Средний Низкий |
6 лет | 8-9 5-7 4-0 | Высокий Средний Низкий |
Обследование слоговой структуры слова
В каждом задании подсчитывается количество правильно названных слов, словосочетаний и предложений, которые оцениваются в один балл, неверные – 0 баллов.
Возраст | Баллы | Уровни |
5 лет | 8-9 5-7 4-0 | Высокий Средний Низкий |
6 лет | 7-8 4-6 0-3 | Высокий Средний Низкий |
Изучение лексического запаса слов
Классификация понятий. Высшая общая оценка 20 баллов.
В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор – 1 балл, неверный – 0 баллов.
Знание названий детёнышей животных. Высшая общая оценка 10 баллов.
В каждом задании подсчитывается количество правильно названных детёнышей, каждый правильный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.
Знание малознакомых предметов. Высшая общая оценка 6 баллов.
В каждом задании подсчитывается количество верных ответов. Правильный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.
Знание названий профессий. Высшая общая оценка 6 баллов.
Правильный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.
Подбор антонимов. Высшая оценка 8 баллов. 1 балл – если подобранное слово является антонимом заданному, 0 баллов – не соответствует. Для детей 5-6 лет количество заданий и баллов одинаковое.
Баллы | Уровни |
45 – 50 44 - 21 Менее 20 | Высокий Средний Низкий |
Состояние грамматического строя речи
5 лет
∙ понимание предложных конструкций;
∙ согласование числительных с существительными;
∙ образование существительных с помощью уменьшительноласкательных суффиксов;
∙ название действий по предьявленному предмету.
5-6 лет
∙ изменение существительных по числам 6 лет
∙ относительные прилагательные;
∙ притяжательные прилагательные;
Каждое задание, выполненное правильно оценивается в 1 балл, неверный ответ - 0 баллов
Возраст | Баллы | Уровни |
5 лет | 20-24 9-19 0-8 | Высокий Средний Низкий |
6 лет | 10-13 5-9 0-4 | Высокий Средний Низкий |
Обследование связной речи
5 лет
Составление рассказа по серии картин «Нашли ежа»
3 балла – рассказ составлен самостоятельно;
2 балла – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов;
1 балл – вместо рассказа перечисляются изображённые предметы.
6 лет
Составить рассказ по картине
3 балла – рассказ составлен самостоятельно;
2 балла – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов;
1 балл – вместо рассказа перечисляются изображённые предметы.
Составить пересказ текста «Белочка и зайчик»
3 балла – правильное воспроизведение (высокий уровень);
2 балла – незначительное отклонение от текста (средний уровень);
1 балл – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках (низкий уровень).
По результатам итоговой оценки, ребенок может быть отнесен к одному из трех уровней речевого развития.
Результаты обследования могут быть оформлены в итоговой таблице:
Имя ребенка | Дата рождения | Уровни развития | Уровень речевого развития | |||||
Звукопро изношен ие | Фонемат ические процессы | Слоговая структура слова | Словарн ый запас | Граммат ический строй речи | Связная речь | |||
Список литературы:
1. О.Б. Иншакова Альбом для логопеда «Владос» М. 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/06/picture-650784-1438890921.jpg)
Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...
Использование приемов мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Описан опыт работы с мнемотаблицами по развитию связной речи у детей с ТНР...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/21/picture-938685-1550748391.jpg)
Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/02/picture-511028-1449060753.jpg)
«Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Технология детская журналистика, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и у...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/24/picture-617713-1429869393.jpg)
Опыт работы "Развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста"
Учеными было доказано, что систематическая целенаправленная по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка. Простые движения ру...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/13/picture-830752-1476381058.jpg)
Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возроста.
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...
Методика диагностического обследования социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
Данная методика позволяет выявить уровень развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста....