Диагностический инструментарий для обследования уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка
Диагностический инструментарий составлен на основе иллюстрированного материала О. Б Иншаковой для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskiy_instrum.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребенка - детский сад «Родничок»
Диагностический инструментарий для обследования уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Учитель-логопед:
Богатырева Анастасия Владимировна
Г.п. Пойковский, 2022
Диагностический инструментарий для обследования уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Диагностический инструментарий составлен на основе иллюстрированного материала О. Б Иншаковой для проведения индивидуального обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста. Методика изучения уровня речевого развития включает в себя обследование состояния звуковой стороны речи, состояние фонематических процессов, обследование слоговой структуры слова, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи и соответствует следующим требованиям: материал и условия выполнения подбираются с расчетом на максимальную доступность для детей по всем параметрам. В методику включена серия однородных заданий, что исключает влияние случайных причин.
Проанализировать результаты диагностики помогают краткие характеристики (критерии) уровней развития речи. Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний, низкий.
Изучение состояния звуковой стороны речи.
Критерии оценки | Баллы | Уровни |
Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания. | 3 | Высокий |
Неустойчивость и недостаточная четкость произношения. | 2 | Средний |
Дефекты в произношении звуков. Способность регулировать темпы речи и речевое дыхание отсутствует | 1 | Низкий |
Состояние фонематических процессов
Для определения сформированности фонематических процессов предлагаются задания на исследование фонематического восприятия и задания на исследование фонематического анализа и синтеза. Каждое задание, выполненное правильно оценивается в 1 балл, неверный ответ - 0 баллов.
Возраст | Баллы | Уровни |
5 лет | 22 - 26 12- 21 0 - 11 | Высокий Средний Низкий |
6 лет | 8-9 5-7 4-0 | Высокий Средний Низкий |
Обследование слоговой структуры слова
В каждом задании подсчитывается количество правильно названных слов, словосочетаний и предложений, которые оцениваются в один балл, неверные – 0 баллов.
Возраст | Баллы | Уровни |
5 лет | 8-9 5-7 4-0 | Высокий Средний Низкий |
6 лет | 7-8 4-6 0-3 | Высокий Средний Низкий |
Изучение лексического запаса слов
Классификация понятий. Высшая общая оценка 20 баллов.
В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор – 1 балл, неверный – 0 баллов.
Знание названий детёнышей животных. Высшая общая оценка 10 баллов.
В каждом задании подсчитывается количество правильно названных детёнышей, каждый правильный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.
Знание малознакомых предметов. Высшая общая оценка 6 баллов.
В каждом задании подсчитывается количество верных ответов. Правильный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.
Знание названий профессий. Высшая общая оценка 6 баллов.
Правильный ответ – 1 балл, неверный – 0 баллов.
Подбор антонимов. Высшая оценка 8 баллов. 1 балл – если подобранное слово является антонимом заданному, 0 баллов – не соответствует. Для детей 5-6 лет количество заданий и баллов одинаковое.
Баллы | Уровни |
45 – 50 44 - 21 Менее 20 | Высокий Средний Низкий |
Состояние грамматического строя речи
5 лет
∙ понимание предложных конструкций;
∙ согласование числительных с существительными;
∙ образование существительных с помощью уменьшительноласкательных суффиксов;
∙ название действий по предьявленному предмету.
5-6 лет
∙ изменение существительных по числам 6 лет
∙ относительные прилагательные;
∙ притяжательные прилагательные;
Каждое задание, выполненное правильно оценивается в 1 балл, неверный ответ - 0 баллов
Возраст | Баллы | Уровни |
5 лет | 20-24 9-19 0-8 | Высокий Средний Низкий |
6 лет | 10-13 5-9 0-4 | Высокий Средний Низкий |
Обследование связной речи
5 лет
Составление рассказа по серии картин «Нашли ежа»
3 балла – рассказ составлен самостоятельно;
2 балла – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов;
1 балл – вместо рассказа перечисляются изображённые предметы.
6 лет
Составить рассказ по картине
3 балла – рассказ составлен самостоятельно;
2 балла – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов;
1 балл – вместо рассказа перечисляются изображённые предметы.
Составить пересказ текста «Белочка и зайчик»
3 балла – правильное воспроизведение (высокий уровень);
2 балла – незначительное отклонение от текста (средний уровень);
1 балл – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках (низкий уровень).
По результатам итоговой оценки, ребенок может быть отнесен к одному из трех уровней речевого развития.
Результаты обследования могут быть оформлены в итоговой таблице:
Имя ребенка | Дата рождения | Уровни развития | Уровень речевого развития | |||||
Звукопро изношен ие | Фонемат ические процессы | Слоговая структура слова | Словарн ый запас | Граммат ический строй речи | Связная речь | |||
Список литературы:
1. О.Б. Иншакова Альбом для логопеда «Владос» М. 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...
Использование приемов мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Описан опыт работы с мнемотаблицами по развитию связной речи у детей с ТНР...
Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Детская журналистика, как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста...
«Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Технология детская журналистика, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и у...
Опыт работы "Развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста"
Учеными было доказано, что систематическая целенаправленная по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка. Простые движения ру...
Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возроста.
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение я...
Методика диагностического обследования социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
Данная методика позволяет выявить уровень развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста....