Самообразование
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МКДОУ
«Детский сад «Ласточка»
____________Шахэмирова Г.М.
«____»____________2017
План по самообразованию воспитателя младшей группы
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3 лет»
Рамазановой Райны Романовны. на 2017-2018 гг.
Цель работы: Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения, запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора. Развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Актуальность выбранной темы
Одним из эффективных приёмов развития речи ребёнка-дошкольника является использование фольклора, ведь ни для кого не секрет, что ребенок уже с самого раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни ребёнка: прислушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет и радует его, организует его поведение.
Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, веселые - радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Трудно найти более ценный материал, для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно – прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном, словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Знакомство с фольклором расширяет кругозор детей, формирует отношение к окружающему миру, обогащает их чувства и речь.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь-май | 1.Гербова В.В. Преобщение детей к художественной литературе. М.,2005 2.Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. М., 2005 3.Гриценко З.А. Положи твоё сердце у чтения. М., 2004 4.Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго… М., 2004 5. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. М.,1995 6.Ася Штейн Раннее развитие «Как приучить ребёнка читать» М., 2007 7.Кондрыкинская Л.А, Вострухина Т.Н. Художественная литература в развитии творческих способностей дошкольников М., 2006 | |
Работа с детьми | Сентябрь | Что такое загадка? Познакомить с загадкой как с самостоятельным жанром. Что такое рифмованные загадки? Учить отгадывать рифмованные загадки на основе наглядности. Разгадывание загадок об овощах и фруктах. | «Отгадай загадку-нарисуй отгадку» Рисование овощей и фруктов. Создание картотеки загадок. |
Октябрь | Что такое описательная загадка? Познакомить детей с описательными загадками. Игра «Расскажи обо мне»: Учить отгадывать описательные загадки по 3-4 признакам, стараясь узнавать домашних животных по описанию характерных признаков внешнего вида и по голосам. | Самостоятельное придумывание детьми загадок. Презентация: «Угадайте, кто я?» | |
Ноябрь | Познакомить детей со схемой описательной загадки. Учить пользоваться схемой описательной загадки. Учить загадывать и отгадывать описательные загадки о предметах ближайшего окружения по схеме. Учить придумывать описательные загадки по 4 признакам о предметах ближайшего окружения. | Досуг «Вечер загадок» | |
Декабрь | Познакомить детей с жанром литературного творчества Русской народной сказкой. Что такое сказки о животных? Познакомить детей со сказками, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы. Учить драматизировать знакомую сказку. | Подбор русских народных сказок для оформления книжного уголка. Драматизация сказки « Теремок» | |
Январь | Что такое бытовые сказки? Познакомить детей со сказками в основе которых лежат события каждодневной жизни. Обсуждение с детьми характеров сказочных персонажей: кто добрый? Кто злой? Кто хитрый? Кто коварный? Просмотр мультфильмов по сюжетам знакомых бытовых сказок. | Досуг « Прощание с ёлкой» Показ и защита своего костюма персонажа сказки. | |
Февраль | Что такое волшебные сказки? Познакомить со сказками, в основе которых лежит преодоление чего-то при помощи волшебных предметов, чуда или волшебных помощников. Дидактическая игра «Бывает-не бывает» Учить детей определять где правда, а где вымысел; что может быть в жизни, а что нет. | Конкурс рисунков и поделок « Мой любимый сказочный герой» Драматизация любимой сказки. | |
Март | Дать детям понятие, что такое потешка. Для чего они нужны. Разучивание и чтение потешек. Учить детей разыгрывать потешки при помощи пальчиков. | Пальчиковые игры на основе потешек. | |
Апрель | Познакомить детей с произведениями русского фольклора, такими как заклички, считалки. Дать понятие, что такое закличка, считалка. Учить детей использовать знакомые считалки в играх. | Открытый просмотр занятия по развитию речи с применением новых технологий. | |
Май | Дать детям понятие о том, что такое пословицы и поговорки. Познакомить с простыми пословицами и поговорками. Учить объяснять значение той или иной пословицы при помощи наглядного материала. | ||
Работа с семьёй | Январь | Разучивание стихотворений о сказочном персонаже с помощью родителей. | « До свидания ёлочка» Творческий досуг с участием родителей. |
Март | Совместное творчество детей и родителей. Изготовление дома детьми вместе с родителями поделок «Любимый сказочный герой» | Конкурс поделок « мой любимый сказочный герой» | |
Апрель | Какие книги полезно читать детям. Проведение консультации для родителей о том какие книги покупать и читать детям. | Выставка «Читаем детям хорошие и добрые книжки» | |
Самореализация | Апрель | Открытый показ в средней группе | Открытое занятие с применением новых технологий. |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете | Выступление на педсовете. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...