Использование малых фольклорных форм в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников
консультация по развитию речи
Все больше детей перед школой не имеют нормированного звукопроизношения. Существует много средств устранения недостатков речи. Малые фольклорные жанры одни из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_mart_np.docx | 16.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование малых фольклорных форм в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время процент детей с нарушения звукопроизношения неуклонно растет. Все больше детей перед школой не имеют нормированного звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Что создает определенные проблемы при обучении и общении со сверстниками. Хотя отдельные недостатки произношения звуков в словах у дошкольников и являются естественной физиологической закономерностью, однако условия жизни и воспитания оказывают существенное влияние на развитие звуковой стороны речи: благоприятные условия ускоряют его, неблагоприятные задерживают. К моменту выпуска из детского сада дети должны достигнуть определенного уровня речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.
Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие). Малые фольклорные жанры одни из них (пестушки, потешки, прибаутки, заклички, считалки, загадки, пословицы, поговорки и др.). С их помощью можно решать практически все задачи методики развития ребёнка: расширение, обогащение и активизация словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование правильной разговорной речи; развитие связной речи. Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения, делают речь детей более выразительной, яркой. Для автоматизации и дифференциации поставленных звуков и совершенствования речи, а также для отработки дикции, силы голоса, темпа речи с успехом используются, например
скороговорки:
* У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки,
Кармашки - у рубашки, рубашка - у Ивашки.
*На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.
*Карл украл у Клары кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
чистоговорки:
*Хорош пирожок, внутри творожок
*Ан-ан-ан — шел домой баран.
*Но-но-но – у нас темно.
*На-на-на – стоит стена.
Загадки:
Сам пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает,
Шагать помогает.
(барабан)
Был тугим он кулачком,
А разжался – стал цветком.
(бутон)
Стихи. На звук «Ж»
*Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма!
*Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
Рифмовки:
*Испытает много мук,
Кто без хлеба скушал… (лук)
*Кто в земле укрылся ловко?
Это красная …(морковка)
*Вот зеленый молодец,
Он зовется… (огурец)
Тексты рассчитаны на образное, зрительное восприятие, быстрое запоминание. Ребенок способен запоминать информацию небольшими частями, поэтому для различных жанровых форм характерны повторы разного уровня: отдельных слов, оборотов и понятий.
Цынцы-брынцы, брын-ца-ца.
Цапле дали холодца.
Холодец холодный был,
Цапле горло застудил.
Чайка, цаплю выручай,
Завари целебный чай.
Только при систематической работе различные формы фольклора способствуют коррекции звукопроизношения. Детский фольклор используется в режимных моментах, на прогулке, в игре, в свободной деятельности, в НОДе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.
В сообщении представлен опыт работы педагога по использованию малых фольклорных форм для речевого развития детей с ОНР...
Авторское интерактивное пособие - презентация по развитию речи с использованием малых фольклорных форм "Милости просим" для старших дошкольников
Возраст целевой группы: старшие дошкольники 5-7 лет.Цель пособия: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи дошкольников с использованием малых фольклорных форм. Задачи пособ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, п...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так же важно заботится о современном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильнос...
Семинар-практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм при формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников"
Расширение спектра профессиональных компетентностей педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....
Консультация на педсовет по теме: «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
В данной консультации рассматривается фольклор, как своеобразный инструмент социализации ребенка....
Рекомендации для родителей по использованию малых фольклорных форм для закрепления у детей правильного звукопроизношения (пословицы и поговорки)(старший дошк. возраст)
Рекомендации для родителей по использованию малых фольклорных форм для закрепления у детей правильного звукопроизношения (пословицы и поговорки)(старший дошк. возраст)...