Рекомендации для родителей по использованию малых фольклорных форм для закрепления у детей правильного звукопроизношения (пословицы и поговорки)(старший дошк. возраст)
консультация (старшая группа)
Рекомендации для родителей по использованию малых фольклорных форм для закрепления у детей правильного звукопроизношения (пословицы и поговорки)(старший дошк. возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk._kul.rechi_.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №17 «НЕЗАБУДКА»
Рекомендации для родителей по использованию малых фольклорных форм для закрепления у детей правильного звукопроизношения (пословицы и поговорки)(старший дошк. возраст)
Подготовила воспитатель
Сысоева Т.А.
Ст.Новороговская
2024г
Рекомендации:
1. Знакомя детей с пословицами и поговорками, учите их рассуждать над смыслом услышанного, делать выводы, исходя из жизненного опыта. Действуйте по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интеллектуальные и речевые способности.
2. Не оставляйте без внимания новые и непонятные детям слова. В доступной форме объясняйте их значение. Пользуйтесь при этом толковыми словарями. Например:
*«И готово, да бестолково» (бестолково – непонятно, по-глупому, неумно)
*«У стряпухи Дарьи целый день аварии» (стряпуха – простореч.- женщина, занимающаяся стрепнёй, кухарка; стряпня – устар., разг. кушанье)
*«Не всякий столб - околица, не всякая речь - пословица» (околица - изгородь вокруг села; пословица – краткое народное изречение)
3.Воспитывайте у детей интерес к родному языку, его меткости и образности. Обогащайте и активизируйте их лексику за счёт новых слов.
4.Расширяйте знания детей о традициях и быте нашего народа.
5.Используйте пословицы и поговорки в соответствующих жизненных ситуациях:
- во время умывания, одевания:
«Поспешишь - людей насмешишь»
«Семеро одного не ждут»
«Каков мастер - такова и работа»
«Тяп-ляп не выйдет корабль»
«Наскоро делать - переделывать»
«И готово, да бестолково»
«На охоту ехать - собак кормить» и др.
- в процессе трудовой деятельности:
«Делу - время, потехе - час»
«Кончил дело - гуляй смело»
«Глаза страшат, а руки делают»
«Терпенье и труд всё перетрут»
«Где хотенье, там и уменье»
«Оной рукой и узла не завяжешь»
«Труд человека кормит, а лень портит» и др.
- в игровой деятельности:
«Где лад, там и клад»
«Как аукнется, так и откликнется»
«Каков привет, таков ответ»
«Что посеешь, то и пожнёшь» и др.
- в повседневной жизни для создания хорошего настроения у детей:
«Будет и на нашей улице праздник»
«Слезами горю не поможешь»
«Терпи, казак, атаманом будешь»
«Не всё ненастье, проглянет и ясно солнышко» и др.
- при обучении детей рассказыванию (пословицы могут быть темами для рассказов):
«Старый друг лучше новых двух»
«Любишь кататься - люби и саночки возить»
«Не рой другому яму, сам в неё попадёшь»
«Семь раз отмерь - один отрежь» и др.
- на утренниках, вечерах досуга, викторинах (использование пословиц и поговорок при проведении конкурсов, игр)
Последовательность и формы работы по ознакомлению старших дошкольников с пословицами и поговорками:
1этап - подготовительный
- употребление пословиц воспитателями и родителями в повседневной жизни, объяснение их смысла детям;
- рассматривание картинок, подбор к ним соответствующих пословиц и поговорок:
«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
«Хочется есть – да не хочется лезть»
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»
«Чтобы рыбку съесть – надо в воду влезть»
«Скучен день до вечера, коли делать нечего»
«Отчего кот гладок? Поел, да и на бок»
«Поспешишь – людей насмешишь»
- рассказ-образец воспитателя по пословице, объяснение значения новых слов;
- чтение рассказов Л.Н.Толстого по пословицам
«От добра добра не ищут»,
«Как глядишь, так и видишь» и др. (с показом картинок).
Например: «Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге - и наскочил на волка. Волк схватил его. Видно, правда, - подумал заяц, что от добра добра искать не надо. Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал».
«Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал: « Дерево кривое». А другой мальчик сказал: « Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь»;
- внесение в книжный уголок сборников пословиц и поговорок.
2 этап- Активное самостоятельное ознакомление детей с пословицами - игры и упражнения:
* «Найди нужную картинку» (подбор детьми картинки соответствующего содержания к названной взрослым пословице);
* «Назови пословицу к картинке»;
* «Я начну, а ты продолжи» (взрослый начинает, а ребёнок заканчивает пословицу; и наоборот): «Семеро одного…не ждут», «Один за всех, и все…за одного», «Как аукнется так и…откликнется» и др.;
* «Подбери слово в рифму» («Делано наспех – сделано…на смех», «Сделал дело – гуляй… смело», «У стряпухи Дарьи целый день…аварии», «Работай до поту, так поешь…в охоту», «Нужно наклониться, чтоб из ручья воды…напиться», «Чтобы рыбу съесть, надо в воду…лезть», «Хочешь есть калачи, так не сиди…на печи», «Без труда не выловишь и рыбку…из пруда», «На чужой каравай рта …не разевай, а пораньше вставай да свой…добывай», «Птицу узнают в полёте, человека - …в работе», «Терпенье и труд всё…перетрут», «К большому терпенью придёт и…уменье», «Умелые руки не знают…скуки», «Не за своё дело не берись, а за своим…не ленись», «У ленивой пряхи и для себя нет…рубахи», «Лень, отвори дверь, сгоришь.-Хоть сгорю да …не отворю»);
* «Исправь ошибку»: («Что с возу упало, то…нашлось (пропало)», «Тяп-ляп – выйдет корабль (не выйдет)», «Готовь сани…зимой (летом), а телегу летом (зимой)», «К большому терпенью придёт и…безделье (уменье)» и т.д.)
- рисование по пословице («Волков бояться – в лес не ходить», «Где блины, тут и мы», «Грибов ищут - по лесу рыщут», «Готовь летом сани, а зимой телегу», «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть», «Гора с горой не сойдётся, а человек с человеком сойдётся», «Любишь кататься, люби и саночки возить» и др.);
- составление детьми рассказов по пословицам («Долог день до вечера, когда делать нечего», «Один - за всех, и все - за одного», «Лениться да гулять – добра не видать», «Семь раз отмерь – один отрежь», «Не рой другому яму - сам в неё попадёшь», «Одна пчела много мёда не наносит», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Как аукнется, так и откликнется» и др.). Например. «Жили в одной деревне две хозяйки. Одна приветливая: о чём её попросят – всё сделает, что имеет – всем поделится. Другая же злая да ворчливая, всё причитает: то не так, да это не так. Случилась беда – сгорели от пожара их дома. Добрую и приветливую все к себе зовут, помочь ей спешат, а от жадной злюки отворачиваются. Верно говорят: как аукнется – так и откликнется»;
- чтение пословиц (в подготовительной к школе группе – индивидуальные задания): «Пройди по лабиринту, прочитай пословицу (поговорку)». Например, «Кто не ра-бо-та-ет, тот не ест», «Спус-тя ле-то по ма-ли-ну не хо- дят», «За дву-мя зай-ца-ми по-го-нишь-ся, и од-но-го не пой-ма-ешь».
3 этап- Употребление детьми пословиц в разговорной речи
Литература:
1.Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей Т.В. Розе, - Изд-во: ОЛМА Медиа Групп, 2011
2. Детский словарь пословиц и поговорок в картинках С.Н.Зигуненко, - Изд- во «Астрель», 2014
3.Знакомим дошкольников с литературой О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш. – М., ТЦ «Сфера», 1998
4. Старинные русские пословицы и поговорки М., Изд-во «Детская литература», 1983
5.http://www.slavianin.ru/mudrost/poslovitsy/russkie-narodnye-poslovitsy-vkartinkah-dlya-detey.html (Русские народные пословицы в картинках для детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей
Консультация для педагогов...
Использование малых фольклорных форм для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР
Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взр...
«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста»
С самого раннего возраста ребёнок откликается на потешки, прибаутки, колыбельные. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимо...
Использование малых фольклорных форм в музыкальном развитии детей дошкольного возраста
Выступление на стажировочной площадки....
Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего возраста «Ой, качи – качи…»
Цель проекта: использовать малые формы фольклора в развитии речи детей младшего возраста....
Презентация "Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"
Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...