План по Саморазвитию
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 33 «Земляничка»
Принято: На педагогическом совете МБДОУ детский сад комбинированного вида № 33 « Земляничка» Протокол № от «» августа 2015 г. | Утверждаю: Приказ заведующего МБДОУ детский сад комбинированного вида№33» Земляничка» от «01» сентября 2015 г. № ____________М.Н.Катерная |
Программа
профессионально–личностного саморазвития
воспитателя Барышевой Ю.М.
на 2015-2018гг.
2015 год
Тема:
Использование ИКТ технологий при формировании навыков звуко-буквенного анализа и синтеза в процессе подготовки к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста
Чтобы достичь цели,
нужно, прежде всего,
к ней идти.
Обоснование темы
В дошкольном возрасте дети с нарушением речи испытывают затруднения в освоении раздела образовательной программы «Речевое развитие». У дошкольников наблюдается пробелы в развитии фонематической стороны речи. Задержка в формировании фонематических процессов у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременная коррекция речевых нарушений у детей в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки к школьному обучению.
Одна из важнейших проблем в работе по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза – это проблема мотивации:
у детей с недостаточным уровнем сформированности основ звуко-буквенного анализа и синтеза наблюдается
- снижение интереса к обучению,
- быстрая утомляемость,
- низкий уровень концентрации внимания.
Повысить мотивацию, привлечь внимание детей возможно с помощью компьютерных технологий.
Цель:
формирование полноценного фонетико-фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников посредством ИКТ технологий.
Задачи:
- Изучить необходимые документы: ФГОС ДО, закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ, методическую литературу по теме;
- Систематизировать наиболее эффективные технологии по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста;
- Овладеть технологиями создания обучающих презентаций в программе MS Power Point;
- Построить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно – коммуникативных, проектной;
- Разработать систему работы по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников посредством ИКТ;
- Систематизировать и обобщить опыт работы.
Прогнозируемый результат
Создание системы непрерывного повышения квалификации в данном направлении приведёт к:
- Повышению интереса к работе.
- Росту компетентности.
- Росту уровня профессиональных навыков и умений.
- Позволит обобщить опыт работы по данному направлению и распространить его среди педагогов ДОУ, ППМС воспитателей, в сетевом педагогическом сообществе.
Реализация программы:
Изучение специальной литературы и участие в вебинарах
№ п/п | Название мероприятий | Сроки выполнения |
1. | Изучение материалов на сайтах: Электронная библиотека https://rucont.ru/catalog/615 и др. | 2015-2016уч. г. 2016-2017уч.г. 22017-2018уч. |
2. | Литература:
| |
. |
| 2016 г. |
| 2016г. | |
| 2016г. | |
| 2016 г. | |
| 2017 г. | |
| 2017 г. | |
| 2017г. |
Профессионально-педагогическая деятельность:
№ п/п | Название мероприятий | Сроки выполнения |
1. | Разработка модифицированной методики обследования фонетико-фонематических представлений,навыков , сформированности звукобуквенного анализа и синтеза (Т.Б. Филичева, Н.В.Дьякова, В.И.Савченко) | Сентябрь 2015 г. |
2. | Апробация мониторинга уровня сформированности фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста | Сентябрь 2015г., 2016 г. |
3. | Систематизация наиболее эффективных технологий по развитию фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста | В течение 2015-2016 уч. г. (2015-2016уч.г, 2016-2017 уч.г.) |
4. | Разработка перспективного планирования по формированию фонетико-фонематической стороны речи с использования информационно-коммуникативных технологий . | В течение 2015-2016 чу.г., (2015-2016уч.г, 2016-2017 уч.г.) |
5. | Систематизация практического материала, интернет ресурсов по внедрению информационно- коммуникативных технологий . | 2015-2016 уч.г. |
6. | Разработка, практическое применение серии презентаций, направленных на формирование полноценного фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников, постоянное пополнение методического банка | 2015-2017 уч.г., 2017-2018уч.г. 2017-2018уч.г. |
7. | Разработка системы занятий по развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза на занятиях РОД, СОД, СД. | 2015-2017уч. г. |
8. | Разработка серии ИКТ игр по формированию осознания звуковой культуры речи. | 2015-2017уч. г. |
9. | Повышение уровня практического владения педагогами ДОУ коррекционными технологиями по данной теме через консультации, семинары-практикумы, мастер-классы. | Ежегодно |
Консультации для педагогов: «Игровые упражнения для развития фонематического слуха»; Деловая игра: «Ярмарка речевых ИКТ игр»; Семинар-практикум для педагогов: «Создаем игровую презентацию сами», Проект: «Гласные звуки и буквы – мои друзья, Хорошо ль их знаю я?» Обзор возможностей речевых игр-презентаций . | 2015-2016 г. 2016-2017уч.г. 2017-2018уч.г. | |
Деловая игра с применению ИКТ технологий «Обучение с увлечением » Консультация «Игры и игровые задания для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей »; Проект: « Моя азбука»; Представление опыта работы «Использованию интерактивных презентаций на занятиях» | 2016-2017уч.г. 2017-2018уч.г. | |
10. | Активизация педагогического потенциала родителей, приобретение и использование знаний, направленных на коррекцию звукопроизношения и формирование навыков звукового анализ и синтеза через проведение мастер-классов, консультаций | Ежегодно |
Семинар-практикум « Речевые игры в ДОУ и дома» «Разработка памяток:
Консультация « Компьютерные игры-презентации по звуковой культуре речи»; | 2015-2017 уч.г. 2017-2018уч.г. | |
Презентации: «Компьютерные игры для развития речи» «Учимся,играя» | 2015-2016уч. г. 2017-2018уч.г. | |
Презентация «Как правильно использовать «игровые листы» в работе с детьми» | 2016-2017уч. г. | |
11. | Проведение мониторинга уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста . | Май 2015г. 2016г., 2017 г.2018г. |
Распространение опыта работы
№ п/п | Название мероприятий | Сроки выполнения |
1. | Презентация индивидуального занятия со старшими дошкольниками на тему: «Путешествие к буквам и звукам» | 2015 г. |
2. | Семинар-практикум для педагогов ДОУ: «Развитие речевого слуха у старших дошкольников с использованием интерактивных презентаций» | 2016 г. 2018г. |
3. | Выступление на родительском собрании: «Компьютерные игры для развития речи» | 2016 г.-2018г. |
4. | Выступление на педагогическом совете ДОУ «Представление опыта работы по использованию интерактивных презентаций в образовательном процессе» | 2017 г. |
5. | Добавление разработок на мини-сайт, страницу сайта ДОУ | 2015-2018гг. |
Формы отчета по самообразованию:
- Предоставление методических разработок в методический кабинет;
- Предоставление материалов работы на ММПО для воспитателей ДОУ;
- Проведение консультаций для педагогов и родителей;
- Размещение материалов на сайте ДОУ и личном мини-сайте;
- Аттестационное портфолио;
- Презентация по обобщению педагогического опыта по формированию навыков звуко-буквенного анализа и синтеза .
Литература:
- Закон «Об образовании» Российской Федерации.
- «ФГОС ДО» (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Сборник соч.: В 6 т. М., 1982. Т.2.
- Выготский Л.С. Психология развития ребенка – М.: Эксмо, 2004.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о по этапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
- Жинкин Н.И.Механизмы речи. М.: 1985
- Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. М., «Просвещение», 1967.
- Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников / Под. ред. А.В. Запорожца, А.Л. Усовой. М.: Просвещение, 1963.
- Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду. М., «Педагогика», 1978 г.
- Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие. –– М.: Лабиринт, 2004.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. Москва 1958.
- Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений М.:АРКТИ, 2010.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 2000.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1981
- Т.А. Ткаченко Звуковой анализ и синтез. Логопедическая тетрадь М. «Книголюб»2007 г.
- З.Е. Агранович В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонетической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005г.
- Г.А. Туманова Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М.: Мозаика-Синтез, 2006г.
- Н.И. Дьякова Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
- В.П.Невская Речевые игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2013.
Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по саморазвитию воспитателя
«Роль сказки в развитии связной речи дошкольников»....
План по саморазвитию тема" Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
План на 1 год...
индивидуальный план по саморазвитию
индивидуальный план по саморазвитию на 2011-2015...
План личного саморазвития воспитателя по обучению татарскому языку
Индивидуальный план повышения квалификации на 2015 - 2020 годы....
План межаттестационного саморазвития воспитателя
В течении пяти лет была проведена огромная работа по изучению моей темы. В этой таблице указана литература, конспекты занятий и работа с родителями и педагогами....
План межаттестационного саморазвития воспитателя Насыровой Гузель Ахметовны 2013-2015 гг.
Методическая тема плана самообразования " Обучение детей татарскому языку в игровой деятельности и приобщение к татарскому народному творчеству, традициям, культуре"...
План межаттестационного саморазвития воспитателя
план работы за 2013-2015 г....