План по Саморазвитию
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yu.m.plan_po_samoobrazovaniyu.docx45.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида № 33 «Земляничка»

Принято:

На педагогическом совете                      МБДОУ детский сад комбинированного вида № 33

« Земляничка»

Протокол №  от «» августа 2015 г.  

Утверждаю:

Приказ  заведующего МБДОУ    детский сад комбинированного вида№33» Земляничка»        

 от «01» сентября 2015 г. №

 ____________М.Н.Катерная

Программа

профессионально–личностного саморазвития

воспитателя Барышевой Ю.М.

на 2015-2018гг.

                                                     

2015 год

Тема:

Использование ИКТ технологий при формировании навыков звуко-буквенного анализа и синтеза в процессе подготовки к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста

                                                     

                                                      Чтобы достичь цели,

                                                       нужно, прежде всего,

                                     к ней идти.

      Обоснование темы 

      В дошкольном возрасте дети с нарушением речи испытывают затруднения в освоении раздела образовательной программы «Речевое развитие».  У дошкольников наблюдается пробелы в развитии фонематической стороны речи. Задержка в формировании фонематических процессов у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременная коррекция речевых нарушений у детей в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки  к школьному обучению.

     Одна из важнейших проблем в работе по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза – это проблема мотивации: 

    у детей с недостаточным уровнем сформированности  основ звуко-буквенного анализа и синтеза наблюдается

  • снижение интереса к обучению,
  • быстрая утомляемость,
  • низкий уровень концентрации внимания. 

Повысить мотивацию, привлечь внимание детей  возможно с помощью компьютерных технологий.

      Цель:  

 формирование полноценного фонетико-фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза  у старших дошкольников  посредством ИКТ технологий.

   Задачи:

  •  Изучить необходимые документы: ФГОС ДО, закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ, методическую  литературу по теме;
  • Систематизировать  наиболее эффективные  технологии по развитию фонематического восприятия и  формированию навыков звукового анализа и синтеза  у детей дошкольного возраста;
  • Овладеть технологиями создания обучающих презентаций в программе MS Power Point;
  • Построить учебный процесс с использованием инновационных технологий: информационно – коммуникативных, проектной;
  • Разработать систему работы по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза    у старших дошкольников посредством ИКТ;
  • Систематизировать и обобщить опыт работы.

   Прогнозируемый результат

 Создание системы непрерывного повышения квалификации в данном направлении приведёт к:

  • Повышению интереса к работе.
  • Росту компетентности.
  • Росту уровня профессиональных навыков и умений.
  • Позволит обобщить опыт работы по данному направлению  и распространить его среди педагогов ДОУ, ППМС воспитателей, в сетевом педагогическом сообществе.

Реализация программы:

 Изучение специальной литературы и участие в вебинарах

№ п/п

Название мероприятий

Сроки

выполнения

1.

Изучение материалов на сайтах:

http://www.boltun-spb.ru/

Электронная библиотека

https://rucont.ru/catalog/615 и др.

https://mersibo.ru/prices

https://portalpedagoga.ru/

 2015-2016уч. г.

2016-2017уч.г.

22017-2018уч.

2.

Литература:

  • Выготский Л.С. Мышление и речь  // Сборник соч.: В 6 т. М., 1982. Т.2.
  • Выготский Л.С. Психология развития ребенка – М.: Эксмо, 2004.
  • Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о по этапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
  • Жинкин Н.И.Механизмы речи. М.: 1985
  • Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. М., «Просвещение», 1967.
  • Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников / Под. ред. А.В. Запорожца, А.Л. Усовой. М.: Просвещение, 1963. 
  • Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду. М., «Педагогика»,  1978 г.
  • Сохин Ф.А. Развитие речи у детей дошкольного возраста. М.: 1970.
  • Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие. –– М.: Лабиринт, 2004. 
  • Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. Москва 1958.
  • 11.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений  М.:АРКТИ, 2010.
  • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1981
  • Т.А. Ткаченко  Звуковой анализ и синтез. М. «Книголюб»2007 г.
  • З.Е. Агранович В помощь педагогам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонетической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005г.
  • Г.А. Туманова Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М.: Мозаика-Синтез, 2006г.
  • Н.И. Дьякова Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
  • Н.В.Соловьева Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • В.П.Невская Речевые игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2013.
  • Шебаршева А. Е. Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 127-129. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8860/
  • Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Е.В.  Колесникова.  - М.: Академия,  2002.

.

  • Вебинар «Использование компьютерных и настольных игр по формированию навыков звуко-буквенного анализа и синтеза»

2016 г.

  • Вебинар «Игровые приёмы в развитии фонематического слуха у детей как профилактика дисграфии и дислексии», «Мерсибо»

2016г.

  • Вебинар «Формирование положительной мотивации к обучению у детей с ОВЗ с использованием современных интерактивных игр», «Мерсибо»

2016г.

  • Вебинар «Проведение обследования и групповых занятий с помощью интерактивных и настольных игр», «Мерсибо»

2016 г.

  • Вебинар «Создание базы дидактических пособий и педагога с помощью интерактивного игрового материала и Конструктора картинок», «Мерсибо»

2017 г.

  • Семинар-практикум «Создание интерактивных обучающих презентаций в программе MS Power Point» Ассоциация образовательных организаций «Педагог будущего» г. Н.Новгород

2017 г.

  • Вебинар «Применение инновационных педагогических технологий в практике учителя-логопеда», «Мерсибо»

2017г.

Профессионально-педагогическая деятельность:

№ п/п

Название мероприятий

Сроки

выполнения

1.

Разработка модифицированной методики обследования фонетико-фонематических представлений,навыков , сформированности  звукобуквенного анализа и синтеза

(Т.Б. Филичева, Н.В.Дьякова, В.И.Савченко)

Сентябрь 2015 г.

2.

Апробация мониторинга уровня сформированности фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Сентябрь 2015г., 2016 г.

3.

Систематизация наиболее эффективных технологий по развитию фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза  у детей старшего дошкольного возраста

В течение

 2015-2016 уч. г.

(2015-2016уч.г,

2016-2017 уч.г.)

4.

Разработка перспективного планирования по формированию фонетико-фонематической стороны речи с использования информационно-коммуникативных технологий .

В течение

 2015-2016 чу.г.,

(2015-2016уч.г,

2016-2017 уч.г.)

5.

Систематизация  практического  материала, интернет ресурсов по внедрению информационно- коммуникативных технологий .

2015-2016 уч.г.

6.

Разработка, практическое применение  серии презентаций, направленных на формирование полноценного фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза  у старших дошкольников, постоянное пополнение методического банка

2015-2017 уч.г.,

2017-2018уч.г.

2017-2018уч.г.

7.

Разработка системы занятий по развитию  фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза на занятиях РОД, СОД, СД.

2015-2017уч. г.

8.

Разработка серии ИКТ игр по формированию осознания звуковой культуры речи.

2015-2017уч. г.

9.

Повышение уровня практического владения педагогами ДОУ коррекционными технологиями по данной теме через консультации, семинары-практикумы, мастер-классы.

Ежегодно

Консультации для педагогов:  

«Игровые упражнения для развития фонематического слуха»;

Деловая игра: «Ярмарка речевых ИКТ игр»;

Семинар-практикум для педагогов: «Создаем игровую  презентацию сами»,

 Проект: «Гласные звуки и буквы – мои друзья,

Хорошо ль  их знаю я?»

Обзор возможностей речевых  игр-презентаций .

2015-2016 г.

2016-2017уч.г.

2017-2018уч.г.

Деловая игра  с применению ИКТ технологий «Обучение с увлечением »

Консультация «Игры и игровые задания для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей »;

Проект: « Моя азбука»; 

Представление опыта работы  «Использованию интерактивных презентаций на занятиях»

2016-2017уч.г.

2017-2018уч.г.

10.

Активизация педагогического потенциала родителей, приобретение и  использование знаний, направленных на коррекцию звукопроизношения и формирование навыков звукового анализ и синтеза через проведение мастер-классов, консультаций

Ежегодно

Семинар-практикум  « Речевые игры в ДОУ и дома» «Разработка памяток:

  • «Артикуляционная гимнастика «для трудных»  звуков»,
  • «Учимся слышать звуки»

Консультация  « Компьютерные игры-презентации по звуковой культуре речи»;

2015-2017 уч.г.

2017-2018уч.г.

Презентации: «Компьютерные игры для развития речи»

                         «Учимся,играя»

2015-2016уч. г.

2017-2018уч.г.

Презентация  «Как правильно использовать  «игровые листы» в работе с детьми»

2016-2017уч. г.

11.

Проведение мониторинга уровня сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста .

Май 2015г. 2016г.,

2017 г.2018г.

Распространение опыта работы

№ п/п

Название мероприятий

Сроки

выполнения

1.

Презентация  индивидуального занятия со старшими дошкольниками на тему:

«Путешествие  к буквам и звукам»

2015 г.

2.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: «Развитие  речевого слуха у старших дошкольников  с использованием интерактивных презентаций»

2016 г.

2018г.

3.

Выступление на родительском собрании: «Компьютерные игры для развития речи»

2016 г.-2018г.

4.

Выступление на педагогическом совете ДОУ

«Представление  опыта работы по использованию интерактивных презентаций  в образовательном процессе»

2017 г.

5.

Добавление разработок на мини-сайт,  страницу сайта ДОУ

2015-2018гг.

Формы отчета по самообразованию:

  • Предоставление методических разработок в методический кабинет;
  • Предоставление материалов работы на ММПО для воспитателей ДОУ;
  • Проведение консультаций для педагогов и родителей;
  • Размещение материалов на сайте ДОУ и личном мини-сайте;
  • Аттестационное портфолио;
  • Презентация по обобщению педагогического опыта по формированию навыков звуко-буквенного  анализа и синтеза .

Литература:

  1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
  2. «ФГОС ДО» (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь  // Сборник соч.: В 6 т. М., 1982. Т.2.
  4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка – М.: Эксмо, 2004.
  5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о по этапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
  6. Жинкин Н.И.Механизмы речи. М.: 1985
  7. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. М., «Просвещение», 1967.
  8. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников / Под. ред. А.В. Запорожца, А.Л. Усовой. М.: Просвещение, 1963. 
  9. Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду. М., «Педагогика»,  1978 г.
  10. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие. –– М.: Лабиринт, 2004. 
  11. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. Москва 1958.
  12. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений  М.:АРКТИ, 2010.
  13. Филичева Т.Б., Туманова Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 2000.
  14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1981
  15. Т.А. Ткаченко  Звуковой анализ и синтез. Логопедическая тетрадь М. «Книголюб»2007 г.
  16. З.Е. Агранович В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонетической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005г.
  17. Г.А. Туманова Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М.: Мозаика-Синтез, 2006г.
  18. Н.И. Дьякова Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
  19. В.П.Невская Речевые игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2013.

Интернет-ресурсы

  1. https://nsportal.ru/ 
  2. https://mersibo.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по саморазвитию воспитателя

«Роль сказки в развитии связной речи дошкольников»....

индивидуальный план по саморазвитию

индивидуальный план по саморазвитию на 2011-2015...

План личного саморазвития воспитателя по обучению татарскому языку

Индивидуальный план повышения квалификации на 2015 - 2020 годы....

План межаттестационного саморазвития воспитателя

В течении пяти лет была проведена огромная работа по изучению моей темы. В этой таблице указана литература, конспекты занятий и работа с родителями и педагогами....

План межаттестационного саморазвития воспитателя Насыровой Гузель Ахметовны 2013-2015 гг.

Методическая тема плана самообразования " Обучение детей татарскому языку в игровой деятельности и приобщение к татарскому народному творчеству, традициям, культуре"...