Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Весна. Приметы весны»
Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме «Весна, приметы весны». Образовательные задачи: Закрепить знания детей о весне, весенних приметах; умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении. Развивающие задачи: Развивать элементарные навыки звуко–слогового анализа; умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами. Воспитательные задачи: Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей и при необходимости уметь исправить или дополнить ответ. Оборудование: иллюстрации по темам: «Весна, приметы весны, резиновый мяч, фонограмма «Пение птиц», конверт с письмом. Предварительная работа: Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек о весне, наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций.
Вводная часть: (дети стоят полукругом) Цель: сосредоточить внимание детей на проблемной ситуации и активизировать желание выполнять задание совместно для достижения общей цели. - Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с нашими гостями! Здравствуйте! - Наша беседа совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия. Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Давайте подарим друг другу наши с вами улыбки. Молодцы, ребята! (Обращаю внимание на письмо на окошке) Кто- то бросил нам в окошко Посмотрите, письмецо. Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо. Или это воробьишко, пролетая обронил. Или это кот письмо, как мышку На окошко заманил! - Ребята! Нам пришло тревожное письмо от жителей сказочного города. А называется он «город красивой речи». Они просят о помощи и надеются только на нас. Из – за долгой «Зимы» город становится бесцветным и помочь несчастью может только «Весна», так как с ее приходом вся природа оживет и город станет разноцветным. Но она куда то запропастилась. Жители надеятся на вашу смекалку и сообразительность. Ребята, давайте поможем жителям города и подскажем, как приходит весна. Что происходит с наступлением весны? - Ну что, ребята, поможем жителям сказочного города? С настоящей зимой справиться будет сложно, но сказочную мы с вами точно одолеем, так как - Мы ребята смелые, ловкие, умелые. Мы друг другу помогаем, и друзей в беде не бросаем.
Основная часть: - Ребята, в старину «Весну» зазывали закличками. Это небольшие стихи, которыми люди просили весну прийти. Послушайте: Звонко с крыши капли скачут. Над окном сосульки плачут. Скачут капли мне в ладошку. И на бабушкину кошку. Игра «Вопрос – ответ» — проводится с использованием резинового мяча. Цель: Совершенствование грамматического строя (образование однокоренных слов) - Скажите, о каком явлении в природе говориться в этом стихотворении? (капель)
- Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? (капли)
- Как можно назвать маленькую каплю? (капелька)
- Если капли капают, какие они? (капающие)
- Давайте повторим вместе слова одной семейки, начиная со слова КАПАТЬ, КАПЛЯ, КАПЕЛЬКА, КАПЕЛЬ, КАПАЮЩИЕ. - Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. Дыхательная гимнастика «Ветерок» - Ребята! Кто вспомнит, какие месяцы в календаре отводятся для весны? (март, апрель, май) - А сейчас какой месяц? (март) - А какая погода у нас на улице? (Холодная) - А какой ветер дует весной? (теплый, весенний, холодный, ласковый и т. д.) — Давайте и мы изобразим весенний ветерок. - Подуем на ладошку теплым, еле слышным ветерком. А теперь подул сильный, прохладный ветер. Подуем на ладошку. Чтобы было слышно сильный ветер (вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваем, 3 раза) - Молодцы! Замерзли ладошки от холодного ветра, разогреем наши ладошки, А теперь свои замерзшие ладошки Друг об друга мы потрем немножко (потирают руки). Мы потерли хорошо. Что за чудо? Нам тепло! Игра «Приметы Весны» — проводится с использованием резинового мяча. Цель: Уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках. - А какие приметы весны вы еще знаете? - небо стало высокое и голубое. - солнце светит ярко и пригревает. - на солнце снег начинает таять. - появились первые проталинки вокруг деревьев. - ночи стали короче, а дни длиннее. - побежали веселые ручейки. - мы зимнюю тяжелую одежду поменяли на легкую — весеннюю. - вся природа просыпается от зимнего сна. - прилетают перелетные птицы с юга. - птицы строят гнезда и выводят птенцов. - Молодцы, ваши ответы радуют меня. Физкультминутка. Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел Шевельнулся, потянулся – Взвился вверх и полетел. (Повторить 4 раза). Воспитатель приглашает детей за стол. Игра «Капельки или раздели на слоги» (за столами) Цель: Совершенствование навыка слогового анализа слов - Ребята, будем мы сейчас водить будем вслух произносить Слово нужно повторить и на слоги разделить (Ручей, солнце, капля, туча). Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит на ваших столах? Что нарисовал художник, мы сможем узнать только тогда, когда отгадаем загадку: Висит за окошком Кулек ледяной. Он полон капели И пахнет весной. Дети. Это сосулька. Воспитатель. Правильно. - Ребята, давайте подготовим наши пальчики к работе. Пальчиковая игра «Весна» Весна пришла по снежному, По влажному ковру (загибаем по одному пальцу на каждой руке) Рассыпала подснежники (трем ладошки друг о друга) Посеяла траву (раздвигаем и сдвигаем пальцы рук) Теперь зовет со всех сторон (руки согнуть в локтях, пальцы открыты) Гусей, стрижей и аистов Кукушек и скворцов (загибаем по одному пальцу на каждой руке) Обведите по точкам сосульки голубым карандашом. Заключительная часть: Ребята, я горжусь вами и очень рада, что и с этим заданием вы справились достойно. Посмотрите ребята, наши старания были не напрасны. В городе «Красивой речи» наступила волшебная «Весна». Она пробудила город от зимнего сна, все вокруг ожило и стало ярким, и разноцветным. Вы ребята, молодцы, через все прошли преграды. Итог: - Что мы делали сегодня на занятии? Что больше всего вам понравилось? - Ребята, о каком времени года мы говорили сегодня? (О весне). - Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май). - Какие признаки весны вы знаете? (Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются первые цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из теплых стран). - Ребята, вы справились со всеми заданиями. Молодцы, все сегодня хорошо поработали.
|