Экологический проект «Птицы - наши друзья»
проект по развитию речи (старшая группа)

Вид проекта: долгосрочный.

Участники: дети, воспитатели, родители старшей группы, учитель-логопед.

Тип проекта: информационно – творческий.

Актуальность проекта: В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно  разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Проблема: Низкий уровень экологического воспитания и недостаточные знания детей о перелётных птицах и их значении в природе.

Ожидаемые результаты:

В ходе проекта дети смогут:

- развить любознательность, творческие способности, познавательную активность;

- получить новые знания и представления об особенностях жизни перелётных птиц;

- развить связную речь и пополнить словарный запас.

Цель: формирование у детей представлений об особенностях жизни перелётных птиц, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx41.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 129

140070, Московская область, Люберецкий район, п. Томилино, ул. Гоголя, д. 32

Тел/факс 8(495)5575595, e-mail: tom.detsad129@mail.ru

Экологический проект

Тема «Птицы - наши друзья»

старшая группа

Широкова Л.А

Вид проекта: долгосрочный.

Участники: дети, воспитатели, родители старшей группы, учитель-логопед.

Тип проекта: информационно – творческий.

Актуальность проекта: В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно  разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Проблема: Низкий уровень экологического воспитания и недостаточные знания детей о перелётных птицах и их значении в природе.

Ожидаемые результаты:

В ходе проекта дети смогут:

- развить любознательность, творческие способности, познавательную активность;

- получить новые знания и представления об особенностях жизни перелётных птиц;

- развить связную речь и пополнить словарный запас.

Цель: формирование у детей представлений об особенностях жизни перелётных птиц, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам.

Задачи:

  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Знакомить детей с жизнью перелётных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания; закрепить представления о внешнем виде, частях тела.

2. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Активизировать в речи детей слова - названия птиц и птенцов.

Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову.

Учить составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем.

3.СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:

Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности. Развивать ролевое взаимодействие.

4. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц в декоративно-прикладном творчестве.

Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах. Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.

5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения.

1 ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Создание развивающей среды в группе: подбор дидактических материалов; подбор детской и научной литературы, презентаций, мультфильмов, художественных  и научных фильмов, аудиозаписей с голосами птиц; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Чтение художественной и научной литературы о перелётных птицах.

Разучивание подвижных игр на словесной основе.

Разучивание потешек, закличек о птицах.

Привлечение родителей к оснащению предметно-пространственной среды в группе по теме (подбор наглядно-литературного материала по теме).

2 ЭТАП: ОСНОВНОЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Рассматривание иллюстраций по теме.

Беседы: «Перелётные птицы», «Жизнь перелётных птиц», «Прилёт птиц», «Как нам птицы помогают?».

Составление альбома «Перелётные птицы» (с наглядным изображением, с описанием внешнего вида, особенностей строения, среды обитания).

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Составление рассказа по картине «Грачи прилетели».

Составление описательных рассказов и загадок по графическому плану.

Составление рассказов из личного опыта «Моя любимая птица», «Как мы с папой скворечник строили?»

Пересказ адаптированного рассказа Л.Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин.

Чтение стихотворений о перелётных птицах, обсуждение пословиц и поговорок, примет о птицах. Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц, работа с загадками.

Чтение и обсуждение художественных произведений о птицах: В.Бианки «Кто чем поёт?», «Синичкин календарь», «Чей нос лучше?», Т.Белозеров «Птичья весна», Н.Сладков «Грачи прилетели», «Ласточка», «Скворчонок»,  К.Ушинский «Ласточка», Д.Н.Мамин - Сибиряк «Серая шейка», В.Степанов «Что это за птица?», А.Плещеев «Сельская песенка», Г.Снегирёв «Птицы наших лесов», Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?», И.Соколов-Микитов «Над болотом».

Дидактические игры: «Кто как кричит?», «Назови перелётных птиц», «Чей птенец?», «Отгадай, чей домик?», «Что есть у птицы?», «Чем питаются птицы?», «Что сначала, что потом?».

Игры с разрезными картинками по теме.

Пальчиковые игры: «Нашей ласточке», «Мы построили скворечню», «Птенцы в гнёздышке сидят», «Ласточка», «Птички», «С юга птицы домой возвращаются».

Речь с движением: «Птичка песенку поёт», «Хочу быть птичкой», «Гусёнок пропал», «Скворушка прощается».

Словесные игры: «Цепочка слов», «Четвёртый лишний», «Считай и называй», «Какая птица улетела?», «Чья стая?», «Отгадай слово?», «Составь слово», «Подскажи словечко».

Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Скворцы и кошки», «Ястреб и наседка», «Птицелов».

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:

Сюжетно – ролевые игры: «Интервью» на тему «Перелётные птицы», «Выставка птиц», «Орнитологи».

Инсценировка стихотворения К.Д. Ушинского «Пойманная птичка».

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Рисование: «Грачи прилетели», «Серая шейка», «Лебеди на озере», «Скворушка».

Лепка: «Грачи», «Ласточка».

Аппликация: «Скворечник», «Птицы на дереве» (коллективная работа), «Гуси прилетели».

Конструирование: «Грач», «Лебедь» (оригами из бумаги), «Домики для птиц» с помощью палочек Киюзинера, ниток на бархатной бумаге, резинок на математическом планшете, природного материала.

Прослушивание музыкальных произведений: «Песня жаворонка» П. Чайковского, «Пляска птиц» Н. Римского-Корсакова, «Кукушечка» Е.Тиличеевой, слова Долинова.

Слушание аудиозаписи «Голоса птиц нашего леса».

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Скворцы и кошки», «Ястреб и наседка», «Птицелов», «Стайка». Хороводная игра «Скворцы и кошка». Дыхательная гимнастика «Чья птичка дальше улетит?», «Птицы поют». Общеукрепляющие упражнения «Птички». Пальчиковая гимнастика «Ласточка», «Перелётные птицы».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

Оформление индивидуальных страничек детей с информацией об одной перелетной птице и создание общего альбома «Перелётные птицы».

Изготовление скворечников.

Коллективное мероприятие с родителями «Праздник для птиц» (развешивание скворечников на территории детского сада и в лесу).

Изготовление костюмов и масок для итогового мероприятия «Птицы – наши друзья».

Пополнение литературно-иллюстративного материала по теме «Перелётные птицы».

3 ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

Презентация альбома «Перелётные птицы», с комментариями детей «Что я узнал интересного о птицах?».

Выставка рисунков, поделок детей и родителей.

Итоговое мероприятие «Птицы – наши друзья» по проекту «Перелётные птицы»

Выводы: В ходе реализации проекта у детей расширились знания и представления об особенностях жизни перелётных птиц. Увеличился словарный запас по данной теме. Пополнилась картотека игр, фильмов, литературных произведений, картинок  о птицах. Укрепились дружеские взаимоотношения детей и взрослых в ходе совместной деятельности. У детей появилось искреннее желание беречь природу и помогать птицам. Они стали более отзывчивыми и добрыми.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.
  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно.
  3. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания.
  4. Кузнецова «Развитие речи детей 5-6 лет»
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.
  6. Михеева И.А. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда.
  7. Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.
  8. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?
  9. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам.
  10. Нищева Н.В. Занимаемся вместе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 129

140070, Московская область, Люберецкий район, п. Томилино, ул. Гоголя, д. 32

Тел/факс 8(495)5575595, e-mail: tom.detsad129@mail.ru

Итоговое мероприятие по экологическому проекту

«Птицы – наши друзья!».

старшая группа

Выполнили Широкова Л.А.

Николаева Л.А

Итоговое мероприятие по экологическому проекту

«Птицы – наши друзья!».

Цель: Воспитывать желание беречь природу, закреплять знания детей о разнообразном мире птиц.

Задачи:

- Развивать у дошкольников воображение, мыслительную деятельность, кругозор, память, речь, формировать опыт самопознания ребёнка.

- Создавать условия для формирования социально-личностных качеств дошкольников через включение их в различные виды деятельности

- Развивать интерес к сезонным изменениям в окружающем мире.

- Помогать ребёнку поверить в свои силы, научить быть успешным в деятельности, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми.

Ход мероприятия:

ВЕДУЩИЙ:

Наша планета земля очень щедра и богата.

Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встаёт, лучиком день зажигает.

Весело птица поёт, песнею день начинает.

(Песня «Веснянка»)

ВЕДУЩИЙ:

 Мы с вами собрались отметить приход весны и прилёт птиц. Просыпается и оживает вся природа. Домой возвращаются перелётные птицы, пора петь красивые песни, строить гнёзда, выводить птенцов.

Пернатые защищают наши леса, поля, сады и огороды. Надо беречь и привечать наших весёлых певцов.

Ведь птиц в природе становиться всё меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники, много шума от города и заводов, растёт загрязнение воздуха, рек. Очень печально – растёт и число птиц в «Красной книге», а ведь птицы должны жить не в книге, а в природе.

Итак, начнём мы все сейчас наш удивительный рассказ о наших пернатых друзьях.

1-й РЕБЁНОК: Мы встали ночью

                           Из окна смотрели в сад

                           Ну, когда же, ну когда же

                           Гости наши прилетят?

2-й РЕБЁНОК: Ну, когда же звонкой стаей

Защебечут у окна?

Может быть, они не знают,

Что вернулась к нам весна?

ВЕДУЩИЙ:

Давайте же позовём перелётных птиц закличкой!

ЗАКЛИЧКА: Птицы перелётные, прилетите к нам

Прилетите к нам,

Весну ясную, весну красную,

Принесите нам!

С солнышком, дождиком.

Зелёным листочком.

И ярким цветочком.

ВЕДУЩИЙ:

Слышу, слышу, птицы летят! (Звучит аудиозапись «Пение птиц»). А вот и скворушка, а вот и грач …

Танец «Птицы».

ПТИЦЫ:

 Здравствуйте, друзья!

ВЕДУЩИЙ: 

Здравствуйте! Расскажите, птички, где вы побывали? Расскажите, птички, что вы повидали?

СКВОРЕЦ: 

В жарких странах – жаркое лето. Ни зимы, ни снега там нет.

ВЕДУЩИЙ: 

Хорошо ли вы жили далеко от дома?

СКВОРЕЦ: Мы скучали по деревне,

По журчащему ручью.

По скворечне, по деревьям,

По соседу – воробью.

ВЕДУЩИЙ: 

Послушайте, ребята, какие трудности пришлось преодолеть перелётным птицам, чтобы порадовать нас своим пением.

1-я ПТИЦА: Летели мы через моря, летели через горы.

И всё мечтали: скоро, ах очень скоро будет луг,

И скоро будет речка.

«Лети, лети скорей, дружок», - стучало мне сердечко.

А холод силы забирал, и солнце словно печка.

«Лети, лети скорей дружок», - стучало мне сердечко.

2-я ПТИЦА: И вот награда – дома мы, друзья ждут у порога.

И даже домиков для нас готово много – много.

Мы быстро домик обживём и вмиг уют там наведём.

Мы будем очень вас любить и песней звонкою будить.

РЕБЁНОК: Все мы рады вам, друзья!

Будьте с нами вы всегда!

Вы бы с нами поиграли,

Мы вас очень – очень ждали!

(Игра «Скворушки»)

Скворушки, скворушки – чёрные пёрышки.

Греет солнышко теплей,

Прилетайте поскорей!

Домики, домики, мы готовим домики.

Для скворцов построим дом,

Чтобы птицы жили в нём.

В домике – скворечнике скворушки сидят.

Из окна скворечника скворушки глядят.

А в углу, а в углу хитрый кот сидит.

Притворился наш кот, будто сладко спит.

ЛЕСОВИЧОК: 

Что за шум? Вы что, крылатые, расчирикались? Даже подремать не дали.

ВЕДУЩИЙ: 

Не ворчи, Лесовичок. Не сердись на птиц. Ребята для них сегодня праздник устроили.

ЛЕСОВИЧОК: Я, ребята, птиц люблю, никогда их не ловлю.

Не ловушками, ни в сети, не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону, ни сороки, ни вороны,

Ни скворца, не воробья, не обидел в жизни я.

Я живу в лесу рядом с птицами и знаю о них почти всё.

А что вы знаете о своих пернатых друзьях?

ВЕДУЩИЙ: 

Мы знаем много загадок, пословиц и стихов.

Вот пословицы:

Лес без птиц и птицы без леса не живут.

Всякая птица своим клювом сыта.

Птицы наши друзья, обижать их нельзя.

Соловей берёт пением, а человек умением.

Кукушка кукует, по дому горюет.

ВЕДУЩИЙ: 

Птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям. А вы знаете какую? (радуют своей красотой, красивым пением, уничтожают вредных насекомых, разносят семена растений)

Давайте посмотри, какие птицы прилетели к нам. (показ слайдов)

1-й РЕБЁНОК: В зелени ветвей зелёных,

Поёт песни соловей.

Маленький певец лесной

Лучше всех поёт весной!

2-й РЕБЁНОК: Эту птицу всякий знает,

На шесте её дворец.

Червяков птенцам таскает,

Да трещит весь день. (Скворец)

3-й РЕБЁНОК: Трясогузка, трясогузочка!

 Полосатенькая блузочка,

 По земле шагает,

 Хвостиком махает.

4-й РЕБЁНОК: На лесной опушке

«Ку-ку» – поёт кукушка.

Эта птица никогда,

Для птенцов не вьёт гнезда.

Она уж точно знает,

Года наши считает!

5-й РЕБЁНОК: Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней.

В чистом поле – домик твой.

В ясном небе – песня.

6-й РЕБЁНОК: Я ласточка.

Под крышей я леплю гнездо.

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину.

7-й РЕБЁНОК: Я грач чёрный проворный.

Кричу: «Крак!» Всем червякам враг.

Всех перелётных птиц черней,

Чищу пашню от червей.

8-й РЕБЁНОК: Платье на мне золотое,

Солнце его подарило.

Я его за подарок

Песенкой благодарила.

-Фьють – фьють – фьють!

В путь, в путь, в пусть! (Иволга)

9-й РЕБЁНОК: Дрозд я дрозд,

В крапинку хвост.

Носик – остренький.

Бочок – пёстренький,

Перья тонкие.

Песни звонкие.

10-й РЕБЁНОК: Есть птицы красивые очень на свете.

Название лебедь имеют они.

Когда по воде они ровно плывут,

Собой украшают и реку, и пруд.

ЛЕСОВИЧОК: 

Да, ребята, вы много знаете о перелётных птицах. Но у меня есть ещё друзья – зимующие птицы. Им зимой было нелегко. Вы о них заботились?

РЕБЁНОК: Мы овсом и ячменём

Кормили птичек за окном.

К нам обедать по привычке

Перелетали две синички.

Пара сизых голубей

И знакомый воробей.

А за ним его семья:

И соседи, и друзья.

Не страшны им холода,

Ведь в кормушке есть еда!

ЛЕСОВИЧОК:

 Каких зимующих птиц вы знаете?

 Отгадайте мои загадки.

Плотник с острым долотом,

Строит дом с одним окном. (Дятел)

Грудка ярче, чем заря.

У кого? (У снегиря)

Что за птица в лютый мороз выводит птенцов? (Клёст)

Кто летает, кто стрекочет?

Рассказать нам новость хочет? (Сорока)

Угадай. Какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень – тень!

Как хорош весенний день!» (Синица)

Угадайте, что за птица скачет по дорожке.

Словно кошки не боится –

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикает «Чик – чирик!» (Воробей)

(ЛЕСОВИЧОК хвалит детей за правильные ответы)

ЛЕСОВИЧОК: 

Вы слышите? Где-то в лесу шумят мальчишки. Улетайте скорее птицы!

(Птицы, кроме одной, улетают. Оставшуюся птицу мальчишки ловят сетью.

Инсценировка стихотворения К.Д. Ушинского «Пойманная птичка».)

ПЕРВЫЙ ПТИЦЕЛОВ: Ах, попалась, птичка, стой!

Не уйдёшь из сети.

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете.

ПТИЧКА: Ах, зачем, зачем я вам,

Миленькие дети?

Отпустите полетать,

Развяжите сети.

ВТОРОЙ ПТИЦЕЛОВ: Нет, не пустим, птичка нет!

Оставайся с нами:

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями.

ПТИЧКА: Ах, конфет я не клюю,

Не люблю я чаю.

В поле мошек я ловлю,

Зёрнышки собираю.

ПЕРВЫЙ ПТИЦЕЛОВ: Там замёрзнешь ты зимой

Где – ни будь на ветке,

А у нас то в золотой

Будешь жить ты в клетке.

ПТИЧКА: О! Не бойтесь, в тёплый край улечу зимою,

А в неволе – светлый рай, будет мне тюрьмою.

ВТОРОЙ ПТИЦЕЛОВ: Птичка, птичка, как любить мы тебя бы стали.

Не позволили б грустить, все б тебя ласкали.

ПТИЧКА: Верю, детки, но для нас

Вредны ваши ласки:

С них закрыла бы как раз

Я на веки глазки.

ПТИЦЕЛОВЫ: (вместе) Правда, правда, птичка! Ты не снесёшь неволи.

Ну, так Бог с тобой, лети, живи на воле!

(Птицеловы убирают сети и отпускают птичку, которая радостно улетает).

ЛЕСОВИЧОК: 

Вот, молодцы, мальчишки.

ВЕДУЩИЙ:

 Снова к Маю прилетели соловьи из – за морей.

На земле от звонких трелей сразу стало веселей.

Солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льётся разговорчивый ручей.

Сколько звуков, сколько пенья в этот тёплый день весенний.

Вторя песням соловья, здесь споём и ты, и я.

(Песня «Золотило солнышко лес»)

ВЕДУЩИЙ:

 Земля – это наш общий дом, в котором человек – хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Земля несравненная! Чудо природы!

Её населяют зверьё и народы.

Жизнь на земле беззащитна, хрупка,

Плохо её защищаем пока.

Чтоб жизнь на планете родной сохранить,

Надо стараться её не грязнить!

А сколько уж лет говорят год от году:

«Не надо сорить! Берегите природу!»

(Песня «Вместе весело шагать!» дети под музыку уходят из зала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Птицы наши друзья"

Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....

Экологический проект "Птицы- наши друзья"

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе....

Семейный экологический проект "Птицы наши друзья"

Цель проекта:Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.Задачи проекта:1. Расширить представления о жизни зимующих птиц нашего села;2. Практическое выполнение кормушек3. Провести наблюдения за повед...

Экологический проект "Птицы наши друзья"

Данный проект состоит из практического материала экологической образовательной деятельности и непосредственно  творческого развития дошкольников ....

Экологический проект" Птицы-наши друзья"

Вашему вниманию предлагаю экологический проект для детей 5-6 лет (учащихся старшей группы) по теме «Птицы- наши друзья». Данная работа будет полезной воспитателям старшей группы. Проект осуществлялся ...

Экологический проект «Птицы – наши друзья» в подготовительной группе

Развивать интерес к жизни птиц;  поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование.        ...

Экологический проект "Птицы - наши друзья!"

Экологический проект "Птицы - наши друзья!" с детьми средней группы...