Экологический проект «Птицы - наши друзья»
проект по развитию речи (старшая группа)
Вид проекта: долгосрочный.
Участники: дети, воспитатели, родители старшей группы, учитель-логопед.
Тип проекта: информационно – творческий.
Актуальность проекта: В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Проблема: Низкий уровень экологического воспитания и недостаточные знания детей о перелётных птицах и их значении в природе.
Ожидаемые результаты:
В ходе проекта дети смогут:
- развить любознательность, творческие способности, познавательную активность;
- получить новые знания и представления об особенностях жизни перелётных птиц;
- развить связную речь и пополнить словарный запас.
Цель: формирование у детей представлений об особенностях жизни перелётных птиц, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 41.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 129
140070, Московская область, Люберецкий район, п. Томилино, ул. Гоголя, д. 32
Тел/факс 8(495)5575595, e-mail: tom.detsad129@mail.ru
Экологический проект
Тема «Птицы - наши друзья»
старшая группа
Широкова Л.А
Вид проекта: долгосрочный.
Участники: дети, воспитатели, родители старшей группы, учитель-логопед.
Тип проекта: информационно – творческий.
Актуальность проекта: В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Проблема: Низкий уровень экологического воспитания и недостаточные знания детей о перелётных птицах и их значении в природе.
Ожидаемые результаты:
В ходе проекта дети смогут:
- развить любознательность, творческие способности, познавательную активность;
- получить новые знания и представления об особенностях жизни перелётных птиц;
- развить связную речь и пополнить словарный запас.
Цель: формирование у детей представлений об особенностях жизни перелётных птиц, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам.
Задачи:
- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Знакомить детей с жизнью перелётных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания; закрепить представления о внешнем виде, частях тела.
2. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Активизировать в речи детей слова - названия птиц и птенцов.
Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову.
Учить составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем.
3.СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности. Развивать ролевое взаимодействие.
4. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц в декоративно-прикладном творчестве.
Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах. Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.
5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения.
1 ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Создание развивающей среды в группе: подбор дидактических материалов; подбор детской и научной литературы, презентаций, мультфильмов, художественных и научных фильмов, аудиозаписей с голосами птиц; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Чтение художественной и научной литературы о перелётных птицах.
Разучивание подвижных игр на словесной основе.
Разучивание потешек, закличек о птицах.
Привлечение родителей к оснащению предметно-пространственной среды в группе по теме (подбор наглядно-литературного материала по теме).
2 ЭТАП: ОСНОВНОЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Рассматривание иллюстраций по теме.
Беседы: «Перелётные птицы», «Жизнь перелётных птиц», «Прилёт птиц», «Как нам птицы помогают?».
Составление альбома «Перелётные птицы» (с наглядным изображением, с описанием внешнего вида, особенностей строения, среды обитания).
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
Составление рассказа по картине «Грачи прилетели».
Составление описательных рассказов и загадок по графическому плану.
Составление рассказов из личного опыта «Моя любимая птица», «Как мы с папой скворечник строили?»
Пересказ адаптированного рассказа Л.Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин.
Чтение стихотворений о перелётных птицах, обсуждение пословиц и поговорок, примет о птицах. Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц, работа с загадками.
Чтение и обсуждение художественных произведений о птицах: В.Бианки «Кто чем поёт?», «Синичкин календарь», «Чей нос лучше?», Т.Белозеров «Птичья весна», Н.Сладков «Грачи прилетели», «Ласточка», «Скворчонок», К.Ушинский «Ласточка», Д.Н.Мамин - Сибиряк «Серая шейка», В.Степанов «Что это за птица?», А.Плещеев «Сельская песенка», Г.Снегирёв «Птицы наших лесов», Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?», И.Соколов-Микитов «Над болотом».
Дидактические игры: «Кто как кричит?», «Назови перелётных птиц», «Чей птенец?», «Отгадай, чей домик?», «Что есть у птицы?», «Чем питаются птицы?», «Что сначала, что потом?».
Игры с разрезными картинками по теме.
Пальчиковые игры: «Нашей ласточке», «Мы построили скворечню», «Птенцы в гнёздышке сидят», «Ласточка», «Птички», «С юга птицы домой возвращаются».
Речь с движением: «Птичка песенку поёт», «Хочу быть птичкой», «Гусёнок пропал», «Скворушка прощается».
Словесные игры: «Цепочка слов», «Четвёртый лишний», «Считай и называй», «Какая птица улетела?», «Чья стая?», «Отгадай слово?», «Составь слово», «Подскажи словечко».
Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Скворцы и кошки», «Ястреб и наседка», «Птицелов».
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
Сюжетно – ролевые игры: «Интервью» на тему «Перелётные птицы», «Выставка птиц», «Орнитологи».
Инсценировка стихотворения К.Д. Ушинского «Пойманная птичка».
ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Рисование: «Грачи прилетели», «Серая шейка», «Лебеди на озере», «Скворушка».
Лепка: «Грачи», «Ласточка».
Аппликация: «Скворечник», «Птицы на дереве» (коллективная работа), «Гуси прилетели».
Конструирование: «Грач», «Лебедь» (оригами из бумаги), «Домики для птиц» с помощью палочек Киюзинера, ниток на бархатной бумаге, резинок на математическом планшете, природного материала.
Прослушивание музыкальных произведений: «Песня жаворонка» П. Чайковского, «Пляска птиц» Н. Римского-Корсакова, «Кукушечка» Е.Тиличеевой, слова Долинова.
Слушание аудиозаписи «Голоса птиц нашего леса».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Скворцы и кошки», «Ястреб и наседка», «Птицелов», «Стайка». Хороводная игра «Скворцы и кошка». Дыхательная гимнастика «Чья птичка дальше улетит?», «Птицы поют». Общеукрепляющие упражнения «Птички». Пальчиковая гимнастика «Ласточка», «Перелётные птицы».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Оформление индивидуальных страничек детей с информацией об одной перелетной птице и создание общего альбома «Перелётные птицы».
Изготовление скворечников.
Коллективное мероприятие с родителями «Праздник для птиц» (развешивание скворечников на территории детского сада и в лесу).
Изготовление костюмов и масок для итогового мероприятия «Птицы – наши друзья».
Пополнение литературно-иллюстративного материала по теме «Перелётные птицы».
3 ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
Презентация альбома «Перелётные птицы», с комментариями детей «Что я узнал интересного о птицах?».
Выставка рисунков, поделок детей и родителей.
Итоговое мероприятие «Птицы – наши друзья» по проекту «Перелётные птицы»
Выводы: В ходе реализации проекта у детей расширились знания и представления об особенностях жизни перелётных птиц. Увеличился словарный запас по данной теме. Пополнилась картотека игр, фильмов, литературных произведений, картинок о птицах. Укрепились дружеские взаимоотношения детей и взрослых в ходе совместной деятельности. У детей появилось искреннее желание беречь природу и помогать птицам. Они стали более отзывчивыми и добрыми.
ЛИТЕРАТУРА:
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания.
- Кузнецова «Развитие речи детей 5-6 лет»
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.
- Михеева И.А. Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда.
- Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет.
- Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?
- Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам.
- Нищева Н.В. Занимаемся вместе.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 129
140070, Московская область, Люберецкий район, п. Томилино, ул. Гоголя, д. 32
Тел/факс 8(495)5575595, e-mail: tom.detsad129@mail.ru
Итоговое мероприятие по экологическому проекту
«Птицы – наши друзья!».
старшая группа
Выполнили Широкова Л.А.
Николаева Л.А
Итоговое мероприятие по экологическому проекту
«Птицы – наши друзья!».
Цель: Воспитывать желание беречь природу, закреплять знания детей о разнообразном мире птиц.
Задачи:
- Развивать у дошкольников воображение, мыслительную деятельность, кругозор, память, речь, формировать опыт самопознания ребёнка.
- Создавать условия для формирования социально-личностных качеств дошкольников через включение их в различные виды деятельности
- Развивать интерес к сезонным изменениям в окружающем мире.
- Помогать ребёнку поверить в свои силы, научить быть успешным в деятельности, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми.
Ход мероприятия:
ВЕДУЩИЙ:
Наша планета земля очень щедра и богата.
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встаёт, лучиком день зажигает.
Весело птица поёт, песнею день начинает.
(Песня «Веснянка»)
ВЕДУЩИЙ:
Мы с вами собрались отметить приход весны и прилёт птиц. Просыпается и оживает вся природа. Домой возвращаются перелётные птицы, пора петь красивые песни, строить гнёзда, выводить птенцов.
Пернатые защищают наши леса, поля, сады и огороды. Надо беречь и привечать наших весёлых певцов.
Ведь птиц в природе становиться всё меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники, много шума от города и заводов, растёт загрязнение воздуха, рек. Очень печально – растёт и число птиц в «Красной книге», а ведь птицы должны жить не в книге, а в природе.
Итак, начнём мы все сейчас наш удивительный рассказ о наших пернатых друзьях.
1-й РЕБЁНОК: Мы встали ночью
Из окна смотрели в сад
Ну, когда же, ну когда же
Гости наши прилетят?
2-й РЕБЁНОК: Ну, когда же звонкой стаей
Защебечут у окна?
Может быть, они не знают,
Что вернулась к нам весна?
ВЕДУЩИЙ:
Давайте же позовём перелётных птиц закличкой!
ЗАКЛИЧКА: Птицы перелётные, прилетите к нам
Прилетите к нам,
Весну ясную, весну красную,
Принесите нам!
С солнышком, дождиком.
Зелёным листочком.
И ярким цветочком.
ВЕДУЩИЙ:
Слышу, слышу, птицы летят! (Звучит аудиозапись «Пение птиц»). А вот и скворушка, а вот и грач …
Танец «Птицы».
ПТИЦЫ:
Здравствуйте, друзья!
ВЕДУЩИЙ:
Здравствуйте! Расскажите, птички, где вы побывали? Расскажите, птички, что вы повидали?
СКВОРЕЦ:
В жарких странах – жаркое лето. Ни зимы, ни снега там нет.
ВЕДУЩИЙ:
Хорошо ли вы жили далеко от дома?
СКВОРЕЦ: Мы скучали по деревне,
По журчащему ручью.
По скворечне, по деревьям,
По соседу – воробью.
ВЕДУЩИЙ:
Послушайте, ребята, какие трудности пришлось преодолеть перелётным птицам, чтобы порадовать нас своим пением.
1-я ПТИЦА: Летели мы через моря, летели через горы.
И всё мечтали: скоро, ах очень скоро будет луг,
И скоро будет речка.
«Лети, лети скорей, дружок», - стучало мне сердечко.
А холод силы забирал, и солнце словно печка.
«Лети, лети скорей дружок», - стучало мне сердечко.
2-я ПТИЦА: И вот награда – дома мы, друзья ждут у порога.
И даже домиков для нас готово много – много.
Мы быстро домик обживём и вмиг уют там наведём.
Мы будем очень вас любить и песней звонкою будить.
РЕБЁНОК: Все мы рады вам, друзья!
Будьте с нами вы всегда!
Вы бы с нами поиграли,
Мы вас очень – очень ждали!
(Игра «Скворушки»)
Скворушки, скворушки – чёрные пёрышки.
Греет солнышко теплей,
Прилетайте поскорей!
Домики, домики, мы готовим домики.
Для скворцов построим дом,
Чтобы птицы жили в нём.
В домике – скворечнике скворушки сидят.
Из окна скворечника скворушки глядят.
А в углу, а в углу хитрый кот сидит.
Притворился наш кот, будто сладко спит.
ЛЕСОВИЧОК:
Что за шум? Вы что, крылатые, расчирикались? Даже подремать не дали.
ВЕДУЩИЙ:
Не ворчи, Лесовичок. Не сердись на птиц. Ребята для них сегодня праздник устроили.
ЛЕСОВИЧОК: Я, ребята, птиц люблю, никогда их не ловлю.
Не ловушками, ни в сети, не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону, ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, не воробья, не обидел в жизни я.
Я живу в лесу рядом с птицами и знаю о них почти всё.
А что вы знаете о своих пернатых друзьях?
ВЕДУЩИЙ:
Мы знаем много загадок, пословиц и стихов.
Вот пословицы:
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Всякая птица своим клювом сыта.
Птицы наши друзья, обижать их нельзя.
Соловей берёт пением, а человек умением.
Кукушка кукует, по дому горюет.
ВЕДУЩИЙ:
Птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям. А вы знаете какую? (радуют своей красотой, красивым пением, уничтожают вредных насекомых, разносят семена растений)
Давайте посмотри, какие птицы прилетели к нам. (показ слайдов)
1-й РЕБЁНОК: В зелени ветвей зелёных,
Поёт песни соловей.
Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной!
2-й РЕБЁНОК: Эту птицу всякий знает,
На шесте её дворец.
Червяков птенцам таскает,
Да трещит весь день. (Скворец)
3-й РЕБЁНОК: Трясогузка, трясогузочка!
Полосатенькая блузочка,
По земле шагает,
Хвостиком махает.
4-й РЕБЁНОК: На лесной опушке
«Ку-ку» – поёт кукушка.
Эта птица никогда,
Для птенцов не вьёт гнезда.
Она уж точно знает,
Года наши считает!
5-й РЕБЁНОК: Жаворонок полевой!
Нет певца чудесней.
В чистом поле – домик твой.
В ясном небе – песня.
6-й РЕБЁНОК: Я ласточка.
Под крышей я леплю гнездо.
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
7-й РЕБЁНОК: Я грач чёрный проворный.
Кричу: «Крак!» Всем червякам враг.
Всех перелётных птиц черней,
Чищу пашню от червей.
8-й РЕБЁНОК: Платье на мне золотое,
Солнце его подарило.
Я его за подарок
Песенкой благодарила.
-Фьють – фьють – фьють!
В путь, в путь, в пусть! (Иволга)
9-й РЕБЁНОК: Дрозд я дрозд,
В крапинку хвост.
Носик – остренький.
Бочок – пёстренький,
Перья тонкие.
Песни звонкие.
10-й РЕБЁНОК: Есть птицы красивые очень на свете.
Название лебедь имеют они.
Когда по воде они ровно плывут,
Собой украшают и реку, и пруд.
ЛЕСОВИЧОК:
Да, ребята, вы много знаете о перелётных птицах. Но у меня есть ещё друзья – зимующие птицы. Им зимой было нелегко. Вы о них заботились?
РЕБЁНОК: Мы овсом и ячменём
Кормили птичек за окном.
К нам обедать по привычке
Перелетали две синички.
Пара сизых голубей
И знакомый воробей.
А за ним его семья:
И соседи, и друзья.
Не страшны им холода,
Ведь в кормушке есть еда!
ЛЕСОВИЧОК:
Каких зимующих птиц вы знаете?
Отгадайте мои загадки.
Плотник с острым долотом,
Строит дом с одним окном. (Дятел)
Грудка ярче, чем заря.
У кого? (У снегиря)
Что за птица в лютый мороз выводит птенцов? (Клёст)
Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)
Угадай. Какая птица,
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень – тень!
Как хорош весенний день!» (Синица)
Угадайте, что за птица скачет по дорожке.
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикает «Чик – чирик!» (Воробей)
(ЛЕСОВИЧОК хвалит детей за правильные ответы)
ЛЕСОВИЧОК:
Вы слышите? Где-то в лесу шумят мальчишки. Улетайте скорее птицы!
(Птицы, кроме одной, улетают. Оставшуюся птицу мальчишки ловят сетью.
Инсценировка стихотворения К.Д. Ушинского «Пойманная птичка».)
ПЕРВЫЙ ПТИЦЕЛОВ: Ах, попалась, птичка, стой!
Не уйдёшь из сети.
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете.
ПТИЧКА: Ах, зачем, зачем я вам,
Миленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети.
ВТОРОЙ ПТИЦЕЛОВ: Нет, не пустим, птичка нет!
Оставайся с нами:
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями.
ПТИЧКА: Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю.
В поле мошек я ловлю,
Зёрнышки собираю.
ПЕРВЫЙ ПТИЦЕЛОВ: Там замёрзнешь ты зимой
Где – ни будь на ветке,
А у нас то в золотой
Будешь жить ты в клетке.
ПТИЧКА: О! Не бойтесь, в тёплый край улечу зимою,
А в неволе – светлый рай, будет мне тюрьмою.
ВТОРОЙ ПТИЦЕЛОВ: Птичка, птичка, как любить мы тебя бы стали.
Не позволили б грустить, все б тебя ласкали.
ПТИЧКА: Верю, детки, но для нас
Вредны ваши ласки:
С них закрыла бы как раз
Я на веки глазки.
ПТИЦЕЛОВЫ: (вместе) Правда, правда, птичка! Ты не снесёшь неволи.
Ну, так Бог с тобой, лети, живи на воле!
(Птицеловы убирают сети и отпускают птичку, которая радостно улетает).
ЛЕСОВИЧОК:
Вот, молодцы, мальчишки.
ВЕДУЩИЙ:
Снова к Маю прилетели соловьи из – за морей.
На земле от звонких трелей сразу стало веселей.
Солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льётся разговорчивый ручей.
Сколько звуков, сколько пенья в этот тёплый день весенний.
Вторя песням соловья, здесь споём и ты, и я.
(Песня «Золотило солнышко лес»)
ВЕДУЩИЙ:
Земля – это наш общий дом, в котором человек – хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.
Земля несравненная! Чудо природы!
Её населяют зверьё и народы.
Жизнь на земле беззащитна, хрупка,
Плохо её защищаем пока.
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться её не грязнить!
А сколько уж лет говорят год от году:
«Не надо сорить! Берегите природу!»
(Песня «Вместе весело шагать!» дети под музыку уходят из зала).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Птицы наши друзья"
Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....
Экологический проект "Птицы- наши друзья"
Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе....
Семейный экологический проект "Птицы наши друзья"
Цель проекта:Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.Задачи проекта:1. Расширить представления о жизни зимующих птиц нашего села;2. Практическое выполнение кормушек3. Провести наблюдения за повед...
Экологический проект "Птицы наши друзья"
Данный проект состоит из практического материала экологической образовательной деятельности и непосредственно творческого развития дошкольников ....
Экологический проект" Птицы-наши друзья"
Вашему вниманию предлагаю экологический проект для детей 5-6 лет (учащихся старшей группы) по теме «Птицы- наши друзья». Данная работа будет полезной воспитателям старшей группы. Проект осуществлялся ...
Экологический проект «Птицы – наши друзья» в подготовительной группе
Развивать интерес к жизни птиц; поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование. ...
Экологический проект "Птицы - наши друзья!"
Экологический проект "Птицы - наши друзья!" с детьми средней группы...