Конспект по развитию связной речи в старшей группе «Птицы разных стран»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Задачи: учить детей анализировать результаты своих знаний и наблюдений, делать выводы о характерном поведении птиц в зависимости от времени. Составление опистеьноо рассаза о птицах разных стран
развивать обобщенные представления детей о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах; расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания; совершенствовать слуховое внимание и зрительное восприятие; упражнения на внимание. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
straus.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию связной речи в старшей группе
«Птицы разных стран» , воспитателя старшей группы
Часовниковой О,П.
Цель: систематизировать знания детей о птицах.
Задачи: учить детей анализировать результаты своих знаний и наблюдений, делать выводы о характерном поведении птиц в зависимости от времени. Научить детей составлять описательный рассказ о птицах разных стран
развивать обобщенные представления детей о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах; расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания; совершенствовать слуховое внимание и зрительное восприятие; упражнения на внимание. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Предварительная работа:
- Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке на участок детского сада;
- Беседы о птицах с использованием иллюстраций;
- Загадывание и отгадывание загадок;
- Чтение художественной литературы;
- Изображение птиц трафаретами, в изо. деятельности (рисование, лепка, аппликация);
- Дидактические игры.
Оборудование:
Разрезная картинка «птица».
Схематичные картинки с улетающими птицами
Ватман, мяч, магнитная доска
Магнитофон, аудиокассета с музыкой
Ход деятельности по развитию связной речи в старшей группе
Организационный момент
Сегодня малыши из соседнего детского сада, которые не умеют читать дали Буратино бумагу, клей, картинки и попросили нарисовать им стенгазету (а кто знает, что такое стенгазета?) А про кого Буратино не может вспомнить… (на магнитной доске врассыпную части от птицы) Дети должны догадаться, о ком попросили нарисовать дети. Газету про птиц.
Поможем Буратино сделать для малышей газету?
Тогда присаживайтесь и сначала проговорим чистоговорки:
АЯ – АЯ – АЯ - уток диких стая
УШКИ – УШКИ – УШКИ - улетают все кукушки
НЫ – НЫ – НЫ - улетают до весны
ДУ – ДУ – ДУ - утки плавают в пруду
ОЙ – ОЙ – ОЙ - птицам холодно зимой
АТЬ – АТЬ – АТЬ – птицам надо помогать
Упражнение «птенцы», «клюв».
- Уже завтра наступит зима, и многие птицы улетели в теплые края. Эти птицы называются….
Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей - повторить 2 раза.
- Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как они называются?
Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие), повторить 2 раза.
- Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на картинки с птицами).
- Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.
Прикрепляю к доске два условных знака. Обговариваем каждый знак.
-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).
Дети: - Перелетные птицы.
-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).
Дети: - Зимующие птицы. Молодцы, правильно догадались.
-Давайте их распределим на зимующих и перелетных птиц. Внимательно рассмотрите картинку и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.
Например:
Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это зимующая птица, я прикреплю возле знака с кормушкой….. и т.д.
- Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.
-У каждой птицы есть свои особенности. Сейчас мы поиграем в игру «Кто какой?».
Просмотрите внимательно на сороку. У сороки белые бока. Какая сорока? (Белобокая)
У снегиря красная грудь. Какой снегирь (Красногрудый снегирь)
У воробья короткие лапы. Какой воробей? (Коротколапый воробей)
У дятла красная голова. Какой дятел? (Красноголовый дятел)
У синицы жёлтая грудь. Какая синица? (Желтогрудая синица)
Игра «Какой птички не стало?»
Воспитатель: А сейчас картинки с птичками будут прятаться от вас, а вы назовите мне какой птицы не стало. (Дети закрывают глаза, а воспитатель в это время убирает одну картинку. Игра повторяется 4 – 5 раз. Дети дают ответ в родительном падеже по образцу: Не стало цапли. Не стало грача. Не стало кукушки. Не стало аиста. И т.п.)
- Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?
Ответы детей. (Обобщаю ответы - потому, что они совершают перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой. осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, - холодно, нет пищи - поэтому они улетают)
Воспитатель - Осенью люди прощаются с перелетными птицами. Давайте и мы с вами с ними попрощаемся.
Физминутка «Перелётные птицы»
Птички прыгают, летают (дети прыгают)
Крошки птички собирают (собирают)
Перышки почисти, клювики почистили (изображают)
Птицы в небе тают, тают (машем руками)
Птицы к югу улетают (козырёк)
Всё растаяли вдали (руки над головой)
Аист, цапли, журавли (пальчики соединяем).
Дети присаживаются на стульчики.
Игра «Как птицы улетают?»
Воспитатель - Я буду говорить предложение, а вы помогите мне его закончить. И подходящую картинку к этому предложению мы вклеим в газету. (После ответа детей на доску выставляется схематическая картинка).
Ласточки, грачи, скворцы улетают … (Стаей).
Журавли улетают … (Клином - углом).
Кукушки улетают … (Поодиночке).
Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.
- Что помогает птице летать? (У нее есть широкие крылья, хвост, легкие и жесткие перья, с помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем, хвост и крылья похожи не веер: в полете птица их расправляет широко, а приземляясь, складывает).
Напоминаю опыт с бумагой.
Воспитатель показывает картинку, где птицы улетают вереницей – верёвочкой (построиться).
Выбирается вожак (по считалке)
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте, что за птица?
Называется - Синица
Сейчас мы с вами отправимся в другие страны.
По маршруту (от буквы А, через У, до буквы О)
Перелет в Центральную Африку
Зрительная гимнастика.
Рассказ воспитателя - Страусы – самые большие птицы на земле. Ростом они выше людей (2, 5 метра). У них длинная шея с маленькой головой и огромными глазами, опушенными длинными ресницами, высокие сильные ноги. Эти птицы не умеют летать. Бегают очень быстро со скоростью 70 км в час, а длина его шага — 4—5 метров. У страуса на ногах два пальца. У страусов красивые черные и белые перья. В отличие от других птиц, страусы намокают в дождь — их перья не имеют водоотталкивающего покрытия. В основном питаются растительной пищей, но могут с удовольствием съесть мелких животных –ящериц и небольших черепашек, мышек. Особенно любят саранчу. Вместе с едой они глотают мелкие камешки, для измельчения пищи
Страус обладает уникальной способностью резко менять направление во время бега, не сбавляя при этом скорости. А чтобы затормозить он раскрывает крылья. В развёрнутом виде они достигают ширины двух метров.
Это миролюбивые создания, но в критической ситуации готовы постоять за себя: если что-либо угрожает их жизни или здоровью потомства. Страусы легко справляются даже со львами. Страусы – единственные двупалые среди птиц.
В гнездо, вырываемое при помощи клюва и лап, каждая самка кладет яйца (иногда их количество достигает 12). Высиживают яйца самки и самец, сменяя друг друга. Чтобы выбраться наружу, птенцам приходится в течение долгого времени делать в толстой скорлупе дырочки. А затем проламывать её затылком, упираясь в противоположную сторону ногами. В результате такого непомерного труда малыши появляются на свет с синяками на голове.
Яйцо страуса очень большое. Весит (Опыт - мешки с сахаром)
- Как правильно назвать детеныша страуса – страусенок.
Выкладывание из палочек страусенка.
Возвращение в детский сад по маршруту (от буквы А, через У, до буквы О)
Пальчиковая гимнастика.
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке,
Приготовлю крошки,
Хлебушка немножко
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям,
Галки, да вороны
Ешьте макароны
Воспитатель выставляет на доску схематическое изображение «Описательный рассказ о страусе».
Для стенгазеты.
- Из каких частей состоит тело птицы? (голова, туловище, крылья, хвост). - Что есть на голове? (ответы детей). - Есть ли у птиц уши? (ответы детей). Есть, но не видны из – за перьев. Наружных ушей нет.
Воспитатель дает образец составления описательного рассказа о птице по схеме. Дети в парах составляют рассказ. Первый ребенок – начало рассказа, второй – конец.
Воспитатель: А я ваши рассказы буду записывать на кассету. Малыши будут смотреть на нашу газету, и слушать ваши рассказы, так они узнают о птицах.
Подведение итогов
Вот только рисунков у нас не хватает в стенгазете. Предлагаю по желанию нарисовать птицу страуса из листика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД на тему «Птицы» по развитию связной речи в старшей группе.
Конспект решает задачи по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...
Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы с нарушениями речи ....
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик». Конспект НОД (развитие связной речи) в старшей группе
конспект НОД...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей напраленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Путешествие пчелки"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитиюсвязной речи при изучении лексической темы "Насекомые" в старшей группе компенсирующей нвправленности для де...
Конспект ООД «Развитие связной речи» в средней группе «Зимующие птицы»
Конспект ООД«Развитие связной речи» в средней группе«Зимующие птицы» Цель: Уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении, формировать понятие &ldq...