Конспект по развитию связной речи в старшей группе «Птицы разных стран»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Часовникова Олеся Павловна

Задачи: учить детей анализировать результаты своих знаний и наблюдений, делать выводы о характерном поведении птиц в зависимости от времени. Составление опистеьноо рассаза о птицах разных стран

развивать обобщенные представления детей о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах; расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания; совершенствовать слуховое внимание и зрительное восприятие;  упражнения на внимание. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл straus.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию связной речи в старшей группе

«Птицы разных стран» ,      воспитателя старшей группы

             Часовниковой О,П.

Цель: систематизировать знания детей о птицах.

Задачи: учить детей анализировать результаты своих знаний и наблюдений, делать выводы о характерном поведении птиц в зависимости от времени. Научить детей составлять описательный рассказ о птицах разных стран

развивать обобщенные представления детей о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах; расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания; совершенствовать слуховое внимание и зрительное восприятие;  упражнения на внимание. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Предварительная работа:

- Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке  на участок детского сада;

 - Беседы о птицах с использованием иллюстраций; 

- Загадывание и отгадывание загадок;

- Чтение художественной литературы;

- Изображение птиц трафаретами, в изо. деятельности (рисование, лепка, аппликация);  

- Дидактические игры.

Оборудование:

Разрезная  картинка «птица».

Схематичные картинки с улетающими птицами

Ватман, мяч, магнитная доска

Магнитофон, аудиокассета с музыкой

Ход деятельности  по развитию связной речи в старшей группе

Организационный момент

Сегодня  малыши из соседнего детского сада, которые  не умеют читать дали Буратино  бумагу, клей, картинки  и  попросили нарисовать  им стенгазету (а кто знает, что такое стенгазета?) А про кого Буратино  не может вспомнить… (на магнитной доске врассыпную части от птицы)  Дети должны догадаться, о ком попросили нарисовать дети.  Газету про птиц.

Поможем Буратино сделать для малышей газету?

Тогда присаживайтесь и сначала проговорим чистоговорки:

АЯ – АЯ – АЯ -  уток диких стая                                                                                                             

УШКИ – УШКИ – УШКИ - улетают все кукушки                                             

НЫ – НЫ – НЫ - улетают до весны                                                                        

ДУ – ДУ – ДУ - утки плавают в пруду                                                        

ОЙ – ОЙ – ОЙ - птицам холодно зимой                                                        

АТЬ – АТЬ – АТЬ – птицам надо помогать                                                       

Упражнение «птенцы», «клюв».

- Уже завтра наступит зима, и многие птицы улетели в теплые края. Эти птицы называются….

Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей -  повторить 2 раза.

- Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как они называются?

Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие),  повторить 2 раза.

 - Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на картинки с птицами).

- Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся,  какие из них перелетные, а какие зимующие.

Прикрепляю к доске два условных знака. Обговариваем каждый знак.

-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).

Дети: - Перелетные птицы.

-Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак  (на картинке № 2 изображена  кормушка для птиц).

Дети: - Зимующие птицы. Молодцы, правильно догадались.

-Давайте их распределим на зимующих и перелетных  птиц. Внимательно рассмотрите картинку и подумайте, какая у вас птица и решите к  какому знаку вам нужно подойти.

Например:

Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это  зимующая птица, я  прикреплю  возле знака с кормушкой….. и т.д.

- Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.

 

-У каждой птицы есть свои особенности. Сейчас мы поиграем в игру «Кто какой?».

 Просмотрите внимательно на сороку. У сороки белые бока. Какая сорока? (Белобокая)

У снегиря красная грудь. Какой снегирь (Красногрудый снегирь)

У воробья короткие лапы. Какой воробей? (Коротколапый воробей)

У дятла красная голова. Какой дятел? (Красноголовый дятел)

У синицы жёлтая грудь. Какая синица? (Желтогрудая синица)

Игра «Какой птички не стало?»

Воспитатель: А сейчас картинки с птичками будут прятаться от вас, а вы назовите мне какой птицы не стало. (Дети закрывают глаза, а воспитатель  в это время убирает одну картинку. Игра повторяется 4 – 5 раз. Дети дают ответ в родительном падеже по образцу: Не стало цапли. Не стало грача. Не стало кукушки. Не стало аиста. И т.п.)

- Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?

Ответы детей. (Обобщаю ответы  - потому, что они совершают перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой. осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, - холодно, нет пищи  - поэтому они улетают)

Воспитатель -  Осенью люди прощаются с перелетными птицами. Давайте и мы с вами с ними попрощаемся.

Физминутка «Перелётные птицы»

Птички прыгают, летают (дети прыгают)

Крошки птички собирают (собирают)

Перышки почисти, клювики почистили  (изображают)

Птицы в небе тают, тают (машем руками)

Птицы к югу улетают (козырёк)

Всё растаяли вдали (руки над головой)

Аист, цапли, журавли (пальчики соединяем).

Дети присаживаются на стульчики.

Игра «Как птицы улетают?»

Воспитатель - Я буду говорить предложение, а вы помогите мне его закончить. И подходящую картинку к этому предложению мы вклеим в газету. (После ответа детей на доску выставляется схематическая картинка).

Ласточки, грачи, скворцы улетают … (Стаей).

Журавли улетают … (Клином - углом).

Кукушки улетают … (Поодиночке).

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

- Что помогает птице летать? (У нее есть широкие крылья, хвост, легкие и жесткие перья, с помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем, хвост и крылья похожи не веер: в полете птица их расправляет широко, а приземляясь, складывает).

Напоминаю опыт с бумагой.

Воспитатель показывает картинку, где птицы улетают вереницей – верёвочкой  (построиться).

Выбирается вожак (по считалке)

С желтой грудкой у окошка

Собирает  шустро  крошки

Отгадайте, что за птица?

Называется  - Синица

Сейчас мы с вами отправимся в другие страны.

По маршруту (от буквы А,  через У,  до буквы О)

Перелет в Центральную Африку

Зрительная гимнастика.

Рассказ воспитателя - Страусы – самые большие птицы на земле. Ростом они выше людей (2, 5 метра). У них длинная шея с маленькой головой и огромными  глазами, опушенными длинными ресницами, высокие сильные ноги. Эти птицы не умеют летать. Бегают очень быстро со скоростью 70 км в час,  а длина его шага — 4—5 метров. У страуса на ногах два пальца.  У страусов красивые черные и белые перья. В отличие от других птиц, страусы намокают в дождь — их перья не имеют водоотталкивающего покрытия.   В основном питаются растительной пищей, но могут с удовольствием съесть мелких животных –ящериц и небольших черепашек, мышек. Особенно любят саранчу. Вместе с едой они глотают мелкие камешки, для измельчения пищи

Страус обладает уникальной способностью резко менять направление во время бега, не сбавляя при этом скорости. А чтобы затормозить он раскрывает крылья. В развёрнутом виде они достигают ширины двух метров.

Это миролюбивые создания, но в критической ситуации готовы постоять за себя: если что-либо угрожает их жизни или здоровью потомства. Страусы легко справляются даже  со львами. Страусы – единственные двупалые среди птиц.

В гнездо, вырываемое при помощи клюва и лап, каждая самка кладет яйца (иногда их количество достигает 12). Высиживают яйца самки и самец, сменяя друг друга. Чтобы выбраться наружу, птенцам приходится в течение долгого времени  делать в толстой скорлупе дырочки. А затем проламывать её затылком, упираясь в противоположную сторону ногами. В результате такого непомерного труда малыши появляются на свет с синяками на голове.

Яйцо страуса очень  большое. Весит  (Опыт - мешки с сахаром)

- Как правильно назвать детеныша страуса – страусенок.

Выкладывание из палочек страусенка.

Возвращение в детский сад по маршруту (от буквы А,  через У,  до буквы О)

Пальчиковая гимнастика.

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке,

Приготовлю крошки,

Хлебушка немножко

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям,

Галки, да вороны

Ешьте макароны

Воспитатель выставляет на доску схематическое изображение  «Описательный рассказ о страусе».

Для стенгазеты.

- Из каких частей состоит тело птицы? (голова, туловище, крылья, хвост). - Что есть на голове? (ответы детей). - Есть ли у птиц уши? (ответы детей). Есть, но не видны из – за перьев. Наружных ушей нет.

Воспитатель дает образец составления описательного рассказа о птице по схеме. Дети в парах составляют рассказ. Первый ребенок – начало рассказа, второй – конец.

Воспитатель: А я ваши рассказы буду записывать на кассету. Малыши будут смотреть на нашу газету, и слушать ваши рассказы, так они узнают о птицах.

Подведение итогов

Вот только рисунков у нас не хватает в стенгазете. Предлагаю по желанию нарисовать  птицу страуса из листика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД на тему «Птицы» по развитию связной речи в старшей группе.

Конспект решает задачи по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы  с нарушениями речи ....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей напраленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Путешествие пчелки"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитиюсвязной речи при изучении лексической темы "Насекомые"  в старшей группе компенсирующей нвправленности для де...

Конспект ООД «Развитие связной речи» в средней группе «Зимующие птицы»

Конспект ООД«Развитие связной речи» в средней группе«Зимующие птицы» Цель: Уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении, формировать понятие &ldq...