Конспект по развитию связной речи в старшей группе для детей с ТНР (ОНР) «Составление рассказа по серии картин «Ёжик на прогулке»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Рязанцева Ольга Владимировна

Цель занятия: развитие у детей  умения связно излагать текст повествовательного содержания с опорой на серию картин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл серия иллюстраций60.08 КБ
Файл zanyatie.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Конспект  по развитию связной речи

в старшей группе для детей с ТНР (ОНР)

«Составление рассказа по серии картин «Ёжик на прогулке»

Цель: развитие у детей  умения связно излагать текст повествовательного содержания.

Коррекционно-обучающие задачи:

- формировать умение составлять небольшой рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения;

- продолжать учить детей  составлять простые предложения, отвечая на вопросы;

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать зрительное  внимание, слуховое восприятие, память;

- развивать лексико-грамматический строй речи;

- развивать навыки диалогической и монологической речи;

Коррекционно-воспитательные задачи:

- формирование позиции доброжелательности к сверстникам, самостоятельности и инициативности;

- воспитание интереса к живой  природе.

Материалы и оборудование: серия сюжетных картинок «Ёжик на прогулке», набор «Символизация слов при составлении предложений» на каждого ребенка.

Ход занятия:

1.Организационный момент

- Ребята, какое сейчас время года? (осень)

- Помните, как хорошо было, когда мы могли купаться, загорать, ходить в лес за ягодами, собирать цветы, травы. О каком времени я говорю? (лето). Ребята, однажды летом я гуляла в лесу и услышала шорох под ногами, я посмотрела вниз повнимательнее, и увидела….А кого (что) я увидела отгадайте загадку:

- «Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной». Кто это?

- Как вы догадались, что это еж? (дети обосновывают ответ).

2. Рассматривание серии картинок, составление предложений по вопросам

- Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по картинкам. Давайте внимательно рассмотрим их и ответим на вопросы:

- Кто изображен на картинках?

- Что делает ежик на первой картинке?

- Куда пошел ёжик?

- Что несет ёжик?

- Какая погода на первой картинке?

- Как изменилась погода на второй картинке?

- Куда ёжик поставил узелок?

- От чего спрятался ёжик?

- Куда спрятался ёжик?

- Чем накрылся ёжик?

- Что появилось на небе, когда кончился дождь?

- Откуда вылез ёжик?

- Что он хотел сделать на последней картинке?

- Почему ему трудно было это сделать?

3. Пальчиковая игра «Грибы»

Я корзину в лес беру,

Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!

Подосиновик, масленок, Подберезовик, опенок, Боровик, лисичка, груздь,

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу с собой.

А мухомор не понесу.

Пусть останется в лесу!

Ладони сложить «чашечкой»

Руки на щеки, качать головой

Загибать пальцы

Показать «класс!»

Пальчики «шагают»

Ладони сложить «чашечкой»

«Грозить» пальцем

4. Составление рассказа педагогом

- Ребята, послушайте мой рассказ по этим картинкам:

- Был солнечный осенний день. Ёжик взял узелок и отправился за грибами. На поляне он нашел маленький гриб. Вдруг солнышко спряталось и набежали тучи. Ёжик положил узелок на шляпку гриба. А сам спрятался под грибом и накрылся желтым листом. Начал капать дождь. Дождь закончился и ёжик вылез из-под гриба. Он хотел взять свой узелок, но не смог. Гриб-то вырос!

- Вам понравился рассказ? Как его можно назвать?

5. Физминутка

Во дворе стоит сосна, к небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад-вперед,

Ветер их качает, гнет.

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы размялись хорошо

Заниматься нам легко!

Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх.

Наклоны вправо – влево

Наклоны вперед - назад

Приседания

Шаги на месте

6. Рассказывание рассказа детьми по цепочке

- А сейчас вы расскажете рассказ «Ёжик на прогулке» (дети последовательно составляют по одному предложению от начала до конца).

- Кто хочет составить рассказ целиком? (ответы детей).

7. Упражнение «Собери предложение»

- Выложите схему предложений с использованием символов слов:

«Ёжик гуляет», «Ёжик нашёл гриб», «Ёжик под грибом», «Узелок на шляпке».

8. Упражнение «Слова перепутались»

- «Подружите слова в предложениях»:

«Нашел, маленький, гриб, ёжик», «Спряталось, тучи, солнышко, за»,

«Накрылся, листом, ёжик, желтым», «Большой, вырос, очень, гриб».

9. Заучивание пословицы

«Мал гриб, а поклониться нужно».

10. Итоги занятия

Дети приглашаются к столу, на котором стоит корзинка и грибочки.

- Положите в корзинку грибок, и расскажите, чем мы занимались на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в группе для детей с ОНР (1 год обучения) по теме "Цветы"

Конспект занятия по развитию связной речи  по теме "Цветы" (составление сравнительных описательных рассказов). Тема занятия "Путешествие в Цветочный город". Задачи - формирование грамматического ...

Конспект НОД по развитию связной речи в группе для детей с ОНР (второй год обучения) "В гостях у бабушки"

Занятие по обучению пересказыванию румынской сказки "Ромашка" детей с ОНР второго года обучения. Использованная литература: Арбекова Н.Е. "Развиваем связную речь у детей 6-7 лет", Нищева Н.В. "Конспек...

Конспект группового занятия по развитию связной речи. Старшая группа.

Конспект занятия составлен с учетом наличия в группе ребенка с особенностями развития....

Методика "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин"

Методика по развитию связной речи у детей с ОНР старшего возраста через обучение пересказу, рассказу по картине и серии картин, составлению собственного рассказа. В данной методике представлены задани...

Конспект НОД по развитию связной речи дошкольников по лексической теме «День защитника Отечества» Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин (подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия по развитию связной монологической речи на тему: «День защитника Отечества» с применением здоровьесберегающих технологий...