Конспект ООД по развитию речи старшего дошкольного возраста с использованием метода синквейн "Волшебное зазеркалье"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хораськина Галина Николаевна

В  ООД  используется новый метод синквейн для создания положительного эмоционального фона восприятия литературного произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_s_sinkveyn.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                           «Большеатменская СОШ» Красночетайского района

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 Конспект

организованно образовательной деятельности

по развитию речи детей

старшего дошкольного возраста

с использованием приема "Синквейн"

"Волшебное Зазеркалье"

                                                        Подготовила воспитатель:

                                                        Хораськина Галина Николаевна

д.Кумаркино 2019 г.

Цель: Используя игровой прием синквейн, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге.

Задачи:
         Образовательные: уточнение, активизация словаря по теме «Буратино»; обогащение экспрессивного словаря словами – определениями; совершенствование грамматического строя речи (использование прилагательных). Обучение самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель. Воспитание интереса к художественной литературе.

Развивающие: развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой моторики, координации речи с движением, памяти, творческого воображения, логического мышления.

Воспитательные: воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование: презентация, зеркало, книга, следы, алгоритм-модель синквейна, предметные картинки для составления синквейна.

ХОД:     

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением с нашими гостями.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, где много полок с книгами?

Дети: В библиотеке.  

Воспитатель: А как по-другому мы можем назвать библиотеку, если в ней живут книги?

Дети: Дом для книг, книжкин дом, читательский дом.

Воспитатель: Молодцы, все верно. 

(На полу лежит книга)

Воспитатель: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги?

Дети: В шкафу, на книжной полке.

Воспитатель: Правильно. А как мы должны обращаться с книгами?

Дети: Бережно, аккуратно, не рвать их, не рисовать на страничках.

Воспитатель: Я предлагаю прочесть книгу. Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Наверное, они обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли.

Голос из книги: Ребята, помогите! Чтобы не читать меня, злой волшебник Лентяйка – Нечитайка заколдовал  Могучий ветер, который все мои странички унес в волшебную страну. Пройдите испытания и верните мне, пожалуйста, сказки.

Воспитатель: Ребята, вы готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу? 

Дети: Да!

Воспитатель: Чтобы помочь книге, нам нужно попасть в волшебную страну. Как вы думаете, как мы можем в нее перенестись?

Дети: На ковре – самолете, на печи, в ступе Бабы Яги, летучем корабле и т.д.

Воспитатель: Сейчас мы с вами пройдем через волшебное зеркало и попадем в волшебную страну Зазеркалье.

Воспитатель: Вот мы и попали в сказочное Зазеркалье. Ой, а что это за следы? Наверное, они указывают нам путь. Пойдем по ним?

Дети: Да! (Идут по следам и находят на столе шкатулку)

Воспитатель: Ребята, сейчас посмотрим, что здесь находится? Давайте отгадаем загадку:

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?

Дети: Буратино.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами попробуем составить Синквейн.

Синквейн - это нескладное стихотворение, которое состоит из пяти строк.

Первая строка - это слово - предмет, которое обозначает о чем или о ком говорится в произведении.

Вторая строка, слова – признаки: какой это предмет. Слов-определений должно быть два.

На третьей строке располагаются слова – действия: что делает предмет.

Четвертая строка - предложение, фраза, которая выражает ваше отношение к предмету.

А на пятой строке – вывод. Слово - отражающее сущность темы.

Воспитатель: Ребята, картинку с Буратино мы разместим на верхней строке нашего синквейна.

На второй строке, под Буратино мы должны поместить картинки – признаки: Из чего сделан Буратино? (Из дерева) Значит он какой? (деревянный). Какой Буратино по характеру грустный или веселый? (веселый) Кладем улыбку.

На третьей строке мы выкладываем картинки – действия: что делает Буратино? (ходит) Помещаем ноги. Что еще он умеет делать? (учится читать) Кладем азбуку. Что еще он может делать? (любит Папу Карло) Правильно, добавляем и сердечко.

Ниже мы составляем предложение, что же Буратино сделал?. (Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь).

А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: кто же такой Буратино? (мальчик, человечек).

Воспитатель: Ребята, вы запомнили, что мы с вами составили?         

Дети: Синквейн.

Воспитатель: Давайте, попробуем рассказать весь синквейн о Буратино.

Воспитатель: А сейчас все вместе наберемся сил перед следующим испытанием.

Физкультминутка: «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать

Воспитатель: Вот полянка, давайте немного посидим на ней. (Присели на ковер)

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

1. 1. ?

 2. Добрый, трудолюбивый.

 3. Заботится, учит, воспитывает.

 4. Смастерил деревянную куклу.

 5. Мастер на все руки.

Воспитатель: Кто это может быть?

Дети: Папа Карло.      

2. 1. ?

2. Мудрая, старая.

3. Плавает, ползает, живет в пруду.

4. Подарила золотой ключик Буратино.

5. Долгожительница.

Воспитатель: Кто это может быть?  

Дети: Черепаха Тортилла.

3. 1. ?

2. Добрая, умная.

3. Воспитывает, помогает, заботится.

4. Любит порядок во всем.

5. Девочка с голубыми волосами.

Воспитатель: Кто это может быть?

Дети: Мальвина.      

Воспитатель: Ребята, вам понравились мои загадки?

Дети: Да!

Голос книги: Спасибо за вашу помощь, можете возвращаться в библиотеку.

Воспитатель: Ребята обратите внимание, мы вернулись к зеркалу. Пора возвращаться домой.  (Проходим сквозь зеркало назад).

Воспитатель: Теперь с книгой все в порядке. Ребята, кто-нибудь знает автора книги «Золотой ключик или приключения Буратино»?

Дети:  Алексей Николаевич Толстой.  

Воспитатель:  Вот и завершилось наше путешествие, вам оно понравилось? Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами выкладывали по схеме.

Дети: Синквейн.

Воспитатель: Ребята, продолжайте любить сказки. Мне очень понравилось, как вы пришли на помощь волшебной книге.

Воспитатель: За руки умелые, за ум и смекалку,

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто старался,  тем, кто трудился

Подарок свой всем сейчас подарю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи "Ателье для кукол" с использованием метода наглядного моделирования в группе старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по развитию речи Ателье для кукол с использованием метода наглядного  моделирования в группе старшего дошкольного возраста...

Конспекты НОД по развитию речи(старший дошкольный возраст)

Конспекты НОД по развитию речи старшего дошкольного возрастаКонспект 1. Тема: "Счастливая зыбка".Программное содержание. Поддерживать положительное эмоциональное отношение, развивать интерес к колыбел...

Конспект НОД по развитию речи старший дошкольный возраст

Конспект занятий по развитию речи (составление рассказа по картине ) старший дошкольный возраст...

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ – технологии.

Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;воспитывать взаи...

« Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»

Коротко о том, что такое проблемное обучение.Проблемное обучение - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации, которая  явл...

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ – технологии.

Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;воспитывать взаи...

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования метода наглядного моделирования»

Цель: ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Задачи:-р...