« Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Коротко о том, что такое проблемное обучение.
Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением. Он не может найти объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути. Очень верным, и уместным здесь будет высказывание М. Ф. Достоевского «Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжатые в детстве собственным усилием, проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_prezentatsiya.pptx | 2.08 МБ |
tekst_vystupleniya_3.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность «Один учитель преподносит истину, Хороший– учит ее находить». А. Дистервег В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребёнка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу? Как же научить ребёнка не пасовать перед трудностями, преодолевать их, тем самым, осуществляя собственный пост как личности. Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко изменённого социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Мы живём в период изменений требований к системе образования. В связи с Приказом Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ещё более актуальными стали требования, направленные на целостное развитие дошкольника как субъекта детской деятельности.
Использование проблемного обучения помогает педагогу выполнить важные задачи, поставленные ФГОС: Формировать у дошкольника самостоятельное, активное, творческое мышление; Развивать познавательные возможности , речь; Воспитывать инициативную личность ребенка; Развивать внутреннюю мотивацию к обучению; Способствовать стойкому, качественному усвоению знаний; Научить ребенка не пугаться трудностей.
Основа проблемного обучени я - вопросы и задания, которые предлагают детям. . Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением. Он не может найти объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути. Очень верным, и уместным здесь будет высказывание М.Ф.Достоевского «Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжатые в детстве собственным усилием, проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…» Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения и путем решения проблемных ситуаций
Задачи: Образовательные: 1. Самостоятельно применять знания при анализе ситуаций, находить противоречия и решать их; 2. Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ. Развивающие: 1. Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных и житейских задач, решении нравственных ситуаций; 2. Развивать способности у дошкольников самостоятельно и творчески мыслить. Воспитательные: 1. Воспитывать самостоятельность, активность, целеустремленность; 2.Воспитывать у детей культуру общения, обучать умению доказывать свои суждения, вести дискуссию, отстаивать свое мнение.
Знание или образец действия. Создание проблемного поля. Преобразовательная деятельность ребенка. Новый личный опыт. АЛГОРИТМ ТЕХНОЛОГИИ
Алгоритм решения проблемных ситуаций (А.М. Матюшкин) Проблемная ситуация Проблема (осознание неизвестного) Противоречие ? ? Формулирование проблемы Потребность Мотивация Выдвижение гипотезы (решение проблемы) Вариант1 Вариант2 Вариант3 Поиск решения проблемы (проверка гипотезы) Новое знание
Картотека проблемных вопросов к занятиям Введение в грамоту. -Почему одинаково звучащие слова могут быть разными по смыслу? -Из чего состоит слово, если мы его произносим? -Из чего состоит слово, если мы его пишем? -Может ли слово состоять только из гласных звуков? -Может ли слово состоять только из согласных звуков? -Что образует слог? -Что определяет границы предложения на письме? -Что определяет границы предложения в речи? Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. -Что будет, если в сказке появится новый герой? -Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая? -Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали? -Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»? -Для чего используются образные слова? -Можно ли словами «нарисовать» портрет? -Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?
Картотека проблемных ситуации Тема: «ОБЖ» подготовительная группа Ситуация: Машенька заблудилась на улице и не может найти дорогу домой .Что же ей делать? Цель: Закреплять у детей знания правил поведения в опасных ситуациях , развивать мыслительную деятельность. Область применения: НОД , совместная деятельность, прогулки Тема : «История вещей» подготовительная группа Ситуация: Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей. Цель: Формирование у детей мыслительных процессов Область применения: совместная деятельность.
Картотека мультфильмов, сказок и рассказов, содержащих проблемные ситуации Беги ручеек Красная шапочка Мойдодыр Кот Леопольд Мама мамонтенка Квартет Гуси – лебеди На горке Дудочка и кувшинчик Серая Шейка Буратино Айболит
Ожидаемый результат Повысилась «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)».
Трансляция педагогического опыта в интернет сообществах
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА : ФГОС - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 0384). Ильницкая И.Л., Остапенко JI . B . Развитие творческого потенциала личности дошкольника в процессе проблемного обучения . Омск: ООИПКРО. 2001. Ильницкая И.Л, Остапенко JI . B . Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения // Дошкольное воспитание. 2006. № 12. С. 82-85; 2007. № 1. С. 19-23; 2007. № 3. С. 15-21. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение : истоки, сущность, перспективы. М., 1991. МатюшкинА.М . Проблемные ситуации в мышлении и обучении . М.: Педагогика, 1972 .
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Текст выступления
1 слайд. Тема моего выступления « Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»
2 слайд. Актуальность
«Один учитель преподносит истину, Хороший– учит ее находить».
А. Дистервег
Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет детям радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности. Оно направленно на то, чтобы сформировать у детей необходимую систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития , развития способности к самообучению, самообразованию.
Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
Меняется характер общения ребенка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». Дети могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о «непонятном», высказать предложение.
Без этого не может быть развивающего обучения.
3слайд
Мы живём в период изменений требований к системе образования. В связи с Приказом Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ещё более актуальными стали требования, направленные на целостное развитие дошкольника как субъекта детской деятельности. Ребенок должен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, любознательность, задавать вопросы, интересоваться причинно-следственным связям, пытаться самостоятельно придумывать объяснения, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослым, обладать разным воображением, склонен наблюдать и экспериментировать.
4 слайд. Коротко о том, что такое проблемное обучение.
Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением. Он не может найти объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути. Очень верным, и уместным здесь будет высказывание
М. Ф. Достоевского «Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжатые в детстве собственным усилием, проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…»
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Проблемная ситуация
создается при нехватке знаний у детей.
Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
(Противоречие - положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.)
Основные компоненты проблемной ситуации
неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
познавательная деятельность;
творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.
5 слайд. Цель:
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения и путем решения проблемных ситуации.
6 слайд. Задачи:
Образовательные:
1. Самостоятельно применять знания при анализе ситуаций, находить противоречия и решать их;
2. Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ.
Развивающие:
1. Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных и житейских задач, решении нравственных ситуаций;
2. Развитие способности у дошкольников самостоятельно и творчески мыслить.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, активность, целеустремленность; 2.Воспитывать у детей культуру общения, обучать умению доказывать свои
суждения, вести дискуссию, отстаивать свое мнение.
7 слайд. Алгоритм технологии
- Знание или образец действия.
- Создание проблемного поля.
- Преобразовательная деятельность ребенка.
- Новый личный опыт.
8 слайд. Алгоритм решения проблемных ситуаций (А.М. Матюшкин)
При создании проблемной ситуации используем определённые приемы, методы и средства:
– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;
– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;
– определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
– ставим проблемные задачи.
9,10,11 слайды. Нами была создана картотека проблемных вопросов, проблемных ситуации и картотеку мультфильмов, сказок и рассказов, содержащих проблемные ситуации. У нас у воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенные нами картотеки помогут вам в этом.
12 слайд. Предполагаемый результат
В дальнейшем действия детей приобрели более самостоятельный характер, они учились не только решать проблему, но и пытались ее выделить, осознать, сформулировать, что является более ценным для развития личности. Важным компонентом являются приёмы создания проблемных ситуаций такие как: одновременное предъявление противоречивых фактов или точки зрения; столкновение разных мнений детей вопросом или практическим заданием.
Таким образом, применение в образовательном процессе проблемных ситуаций помогает воспитателю реализовать одну из важных задач определённых образовательными стандартами дошкольного образования.
13 слайд. На слайде вам представлена трансляция педагогического опыта в интернет сообществах по данной теме.
14 слайд. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
ФГОС - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 0384).
Ильницкая И.Л., Остапенко JI.B. Развитие творческого потенциала личности дошкольника в процессе проблемного обучения . Омск: ООИПКРО. 2001.
Ильницкая И.Л, Остапенко JI.B. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения // Дошкольное воспитание. 2006. № 12. С. 82-85; 2007. № 1. С. 19-23; 2007. № 3. С. 15-21.
Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение : истоки, сущность, перспективы. М., 1991.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении . М.: Педагогика, 1972.
15 слайд. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Развитие диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц"
Мнемотехника...
Семинар-практикум «Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».
Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области речевого развития ребенка в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образ...
Развитие связной, граматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста через освоение умений перессказа литературных произведений.
презентация по развитию речи детей старшего доршкольного возраста...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в подготовительной группе.
Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей подготовительной к школе группы....
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством использования метода моделирования
В статье рассматривается вопрос о развитии связной речи детей дошкольного возраста. Автор данной работы предлагает применение схем и знаковых моделей при обучении детей рассказыванию, к...
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования картин с проблемным сюжетом
выявление психолого-педагогических условий развития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования картин с проблемным сюжетом....
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в подготовительной группе".
Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей подготовительной к школе группы....