Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ – технологии.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,
что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;
воспитывать взаимопомощь и коллективизм в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_z-e_pro_zdorove.docx | 484.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
с использованием методов ТРИЗ – технологии.
Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,
что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;
воспитывать взаимопомощь и коллективизм в группе.
Ход проведения досуга
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться в страну Неболейка. Правят ею
мудрая царица Здоровье и её дети — принц Спорт и принцесса Физкультура. Попасть в эту страну могут
только здоровые дети, которые знают, что нужно делать, чтобы быть здоровыми. Есть среди вас такие?
(Ответы детей.) Это мы сейчас проверим. Проведём экзамен, а примет его доктор Айболит.
Заходит доктор Айболит, здоровается, раскладывает на столе карточки.
В. Ребята, у доктора на столе лежат карточки красного и зелёного цвета. Пожалуйста, возьмите по
одной карточке. Если у вас карточка зелёного цвета, вы должны сказать, что нужно делать для того,
чтобы сохранить здоровье, если красного цвета — что вредно для здоровья.
Игра «Полезно — вредно».
В. Экзамен выдержали успешно, теперь можно отправляться.
Айболит. Подождите, подождите, мне только что сообщили, что в стране Неболейка произошло несчастье,
и мы не можем туда отправиться. Там побывал злой волшебник. Он заколдовал всех жителей, и они
заболели. Им нужна ваша помощь. Вы готовы помочь? (Да.) Злой волшебник приготовил для вас
сложные задания. Если вы справитесь с ними, то он даст лекарство, чтобы вылечить жителей
страны Неболейка. Согласны?
В. Первое задание — «Упражнения с мячом». Каждому из вас нужно показать упражнение с мячом,
но так, чтобы задания не повторялись.
Дети под музыку показывают упражнения.
В. Второе задание — сказка. «В далёкой жаркой Африке жили маленький львёнок и умная
черепаха. Львёнок был совсем маленький и многого не понимал, поэтому всем интересовался. Однажды…».
А что произошло однажды, мы сейчас увидим.
Разыгрывается сценка. Входят Львёнок и Черепаха. Львёнок держится за живот и хнычет.
Черепаха. Что случилось, Львёнок?
Львёнок. Живот очень боли-и-т.
Черепаха (достаёт узелок, насыпает немного порошка и даёт Львёнку). Вот, проглоти его и
запей водичкой.
Львёнок (когда боль прошла). Скажи, черепаха, почему это у меня так разболелся живот?
Черепаха. Сперва скажи мне, что ты сегодня ел?
Львёнок. Я ел ягоды.
Черепаха. А где ты их нашёл?
Львёнок. В кустарнике. Там ещё много таких ярких, красных.
Черепаха. Послушай, Львёнок, а разве можно есть неизвестные ягоды?
Львёнок. Они были такие красивые!
Черепаха. А ты знаешь, что если ягоды несъедобные, ими можно отравиться?
Львёнок. Да. Но для того чтобы узнать, съедобные ягоды или нет, их нужно попробовать.
Черепаха. Ну, давай подумаем вместе: ягоды нужно есть, чтобы узнать, съедобные они или нет, или
нельзя, потому что можно отравиться?
Львёнок. Как же я всё-таки узнаю, съедобные ягоды или нет?
В. Ребята, помогите Львёнку решить эту задачку.
Дети высказывают свои мнения.
В. Следующее задание «Узнай на вкус». Вам нужно определить продукт на вкус с закрытыми
глазами, рассказать, чем он полезен или вреден для здоровья.
И последнее задание «Чудесный мешочек». В мешочке лежат картинки, на которых изображены
предметы гигиены: расчёска, зубная щётка, мыло, шампунь и т.д.
Детям предлагается достать из мешочка по одной картинке и, никому не показывая, загадать
загадку об изображённом предмете. Остальные дети отгадывают.
В. Вот мы и выполнили все задания. Посмотрите, что я нашла в чудесном мешочке (достаёт
из него бутылочку с надписью «Лекарство»). Это лекарство для жителей страны Неболейка. Давайте
попросим доктора Айболита передать им лекарство, а сами навестим их в другой раз, когда они поправятся.
Логоритмическое упражнение «Дождь»
Вдруг закапал дождь (дети встают)
Кап-кап-кап (дети ритмично щелкают пальцами рук)
И по лужам ты идешь
Так-так-так (топаем ногами)
Ветер шелестит листвой
Ш-ш-ш (потираем ладонь о ладонь)
Спрятал кудри под листвой
Тш-тш-тш (потираем ладони о колени)
Дождь сильнее застучал
Кап – кап - кап (постучать указательным пальцем одной руки о ладонь другой)
Скоро дождик ливнем стал
Кап – кап - кап (хлопки).
Воспитатель: Ребята, а когда идет дождь - это хорошо или плохо?
Дети: Плохо.
Воспитатель: Почему плохо?
Дети: Если мы будем гулять под дождем, мы станем мокрыми.
Воспитатель: Верно, и что может случиться?
Дети: Мы можешь заболеть!
Воспитатель: А что хорошего в дожде?
Дети: Можно по лужам бегать, он цветочки поливает.
Воспитатель: А для Колобка дождь это хорошо?
Дети: Да. В дорогу нельзя отправляться, и это хорошо!
Воспитатель: А когда дождь это плохо для колобка?
Дети: Надо идти дальше, а дождь его задерживает. Это плохо!
Воспитатель: Но, если колобок попадет под дождь, какой он станет?
Дети: Мокрый, липкий, мягкий.
Воспитатель: В сказке лиса съела Колобка, почему?
Дети: Потому что он вкусный, румяный, аппетитный.
Воспитатель: Но как мы можем помочь Колобку, чтобы лиса его не съела.
Дети: Изменить его свойства на противоположные.
Воспитатель: Как изменить?
Дети: Если он станет невкусным, не румяным, будет не таким аппетитным, лисе его не захочется есть.
Воспитатель: Как Колобок может стать невкусным?
Дети: Посыпать на себя побольше соли. Лизнет Лиса. Тьфу! Соленый какой. И есть не станет. Можно
и перца также подсыпать. Горько будет, невкусно. Хорошо бы в тесто положить немного
снотворного порошка. Укусит Лиса кусочек и сразу же уснет.
Воспитатель: То, что вы говорите, – хорошо, но его уже испекли и он уже съедобный! Как же Колобку
быть?
Дети: Стать грязным. Обвалятся в грязи, в саже, тогда каждый зверь в пути примет его за уголек и
есть его не станет.
Прокатиться в песке. Колобок станет похожим на круглый песчаный комок. Кому охота есть песок?
Залезть в лужу. Встретится ему в лесу лужа или канава с водой, он туда прыг – и станет липким.
Лиса его хвать зубами, прилипнет и не съест.
Дети: Спеть какую-нибудь другую песню.
Дети: Посидеть немного на солнышке и зачерстветь! Твердую корку укусить трудно.
Зубы можно поломать и язык поцарапать.
На нем, как на мухоморе, нарисовать белые пятнышки, вот он и уцелеет.
Воспитатель: А лиса, ребята, какая в сказке?
Дети: Злая.
Воспитатель: Почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: А если, лиса станет добрая? Это хорошо или плохо для колобка?
- Почему хорошо? (Ответы детей)
- А почему плохо? (Ответы детей)
Воспитатель: А для лисы? Это хорошо или плохо, если она станет добрая?
- Почему хорошо?
- Почему плохо?
Воспитатель: Мы дали, очень мудрые советы нашему другу – Колобку.
Но он почему-то все равно грустный? Как вы думаете почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как мы можем узнать? (Ответы детей)
(Подвести к тому, чтобы они спросили)
Дети: Спросить.
Воспитатель: Все вместе! Колобок, колобок, почему ты грустный?
КОЛОБОК: Я боюсь, что забуду все ваши советы.
Воспитатель: Как же мы можем помочь Колобку не забыть наши советы и порадовать его?
(Ответы детей) (Написать. Давайте напишим)
Подвести к тому, что надо нарисовать.
Дети: Надо его нарисовать и подарить ему наши рисунки.
Воспитатель: Верно. Мы нарисуем колобка? Но какого колобка?
Дети: Чтобы лиса его не захотела съесть.
Воспитатель: Присядем за стол, но прежде, чем приступить к работе разомнем наши пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика
Жили – были дед и баба на поляне у реки (Стучим кулачком о кулачок)
И любили очень-очень на сметане колобки. (Сжимаем, разжимаем кулачки)
Попросил старик старуху: «Испеки мне колобка».
Бабка тесто замесила (Встряхиваем кисти рук)
Колобка она слепила. (Круговые движения рук).
В печь его поставила (Вытянуть прямые руки вперёд).
Там его оставила (Руки на пояс)
Вышел ровный, вышел гладкий,
Не соленый и не сладкий (Гладим поочередно руки).
Очень круглый, очень вкусный
Даже есть его мне грустно (Хлопаем в ладоши).
Самостоятельная работа детей. (Звучит ТРЕК 3)
(После работы обсуждение рисунков)
Воспитатель: Мы с вами нарисовали замечательные рисунки. Для кого?
Дети: Для колобка.
Воспитатель: Верно. И нужно эти рисунки Колобку…., кто подскажет?
Дети: Подарить.
Воспитатель: Как мы можем подарить их Колобку? (ответы детей)
(Подвести к тому, что нужно положить в коробку)
Дети: Положить в коробку.
(Дети и воспитатель кладут рисунки в коробку и дарят колобку)
Воспитатель: А пока – до свидания говорим Колобку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии.
Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.Одним из непременных условий успешного...
« Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»
Коротко о том, что такое проблемное обучение.Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая явл...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...
Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием методов ТРИЗ – технологии.
Задачи: формировать у детей основы здорового образа жизни; закрепить знания о том, что полезно,что вредно для человеческого организма; развивать внимание, мышление, смекалку;воспитывать взаи...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий «История веселого квадратика»
Цель: Формирование у детей интереса к мыслительной деятельности и самостоятельному поиску решения поставленных перед ними задач, используя современные технологии ТРИЗ.Образовательные задачи:- Зак...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий по лексической теме «Зима».
Развитие связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий с помощью опорных картинок по теме «Зима»Задачи: расширение словарного запаса и активизировать словаря по теме «...