Звуковая культура речи. Звук "ч"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Трофимова Валентина Валериевна

Многие дети в наше время страдают от того, что неправильно произносят звуки, но занятия с логопедом многим не по карману. На занятиях по звуковой культуре речи мы стараемся научить ребенка правильно ставить и произносить звук. Для этого сначала проводим артикуляционные гимнастики. С помощью игр развиваем слух ребенка, чтобы он научился определять и различать звук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "В гости к Чебурашке"41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей №40 «Радость»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект занятия по образовательной деятельности « Коммуникация» (Речевое развитие)

в средней группе «Ягодки».

Тема: Звуковая культура речи  «Звук «Ч»

Подготовила и провела: Трофимова В.В.

Февраль-2019г.

Образовательные задачи: познакомить детей с новым звуком (ч); отрабатывать произношение звука изолированно, в слогах и в словах; научить произносить звук (ч) медленно - быстро, громко – тихо (шепотом); активизировать и расширять словарный запас по теме; закреплять умение определять место звука в начале и конце слов.

Развивающие:  развивать  физиологическое дыхание.

Воспитательные: воспитывать интонационную выразительность речи.

Методы и приёмы: словесные (художественное слово, объяснение, указание); игровые (артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент).

Индивидуальная работа:  помочь затрудняющемуся ребенку найти место звука ч в слове

 Активизировать речь детей: чисто проговаривать звук ч в слогах, словах., в ласковом назывании слов.

Оборудование: мягкая игрушка: Чебурашка, красивая коробка с картинками.

Предварительная работа: проведение артикуляционных гимнастик, физминуток.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1Приветствие

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

 Пусть доброе утро длится до вечера!

Игровой момент Дети садятся на стульчики возле ковра.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром на адрес детского сада пришла телеграмма. «Дети группы «Ягодка». Приглашаю вас в город «Звукоград».

Ой. А от кого пришла телеграмма - не подписано. Ребята, хотите узнать, кто же отправил нам эту телеграмму?

Дети: Да.

Воспитатель: Такое необычное название города – Звукоград.  Как вы думаете, кто живет в этом городе?

Ответы детей:   Может быть, там живут звуки.

Воспитатель: Действительно.В таком случае, чтобы попасть в город звуков, надо сначала сделать гимнастику для языка и губ. Почему, как вы думаете?

Дети: Потому что, чтобы сказать слово, нам нужны язык и губы.

Воспитатель: Посмотрите на экран и повторите также.

Проведение артикуляционной гимнастики: Слайд №1

1.»Слоненок»

 В гости к нам пришел слоненок,

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри,

Губки хоботком тяни.

2 «Непослушный язычок» Слайд №2

 Язычок твой – озорник,

Он не слушает тебя.

Накажи его скорее:

«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

3. «Маляр» Слайд №3

Стал язычок твой маляром,

Он будет красить старый дом:

Вперед-назад, вперед-назад…

  Ремонту каждый будет рад.

Основная часть:

Воспитатель: Молодцы! Язычки мы подготовили, теперь отправляемся в путь на паровозике. Вставайте за мной. Говорим:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу

                 И колесами стучу.

                 Чух-чух-чух, чух-чух-чух

                  Всех ребяток прокачу.

Показываю слайд №4 «Звукоград». Вот и приехали мы в город Звукоград. Сколько тут переулок, улиц. Где же наш друг, который пригласил нас к себе?

Показываю слайд №5 «предметы на «Ч»»

Наверное, он спрятался на этой картинке. Ребята, назовите все предметы, которые вы видите.

Дети садятся на стульчики.

1.Игра «Назови все предметы , которые видишь и отгадай, кто пригласил нас в гости»

Дети называют предметы.

- На какой звук они все начинаются?

-На звук «ч».

- Правильно.

Появляется  Чебурашка. Здравствуйте, друзья. Мой друг крокодил Гена, уехал к своей бабушке. Мне стало так грустно. Вы поиграете со мной?

Дети: Да, поиграем.

Дети встают полукругом.

2.Д/и «Будь внимательным»-хлопни в ладоши, если услышишь звук ч

 (чашка, машина, лампочка, часы, сумка, луч, мяч, окно, лиса, чебурашка, чиж, ручка, перо)

3.Игра «Громко-шепотом, быстро-медленно»

Ча-ча-ча , ча-ча-ча горит в комнате свеча

4.Игровое задание «Определи место звука Ч в слове»

Воспитатель: Садитесь за стол. У каждого из вас на столе лежат карточки. Вам нужно определить, где стоит звук «ч»: в начале или в конце слова. Поставить фишку в первую или последнюю клеточку карточки.

Физминутка:

Часики на полочке

Стучат: «тик-так, тик-так»                

Стрелочки встречаются

  Вот так, вот так, вот так.                    

Крутятся колесики в такт, в такт, в такт,  

Часики, как солнышко, время говорят.      

Движения

1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в стороны

2. И.п. – ножницы (скрещивание рук перед грудью)

3. Круговые движения прямыми руками вперед, назад.

4. Потягивание, посмотреть на руки, руки опустить вниз через стороны.

Дети стоят полукругом возле воспитателя. Из мешочка достают предметы и называют ласково.

5. Игровое задание «Скажи ласково» Звук «Ч»-мягкий звук, ласковый. Давайте наши предметы назовем также ласково, мягко.

В мешок вложены предметы: тарелка, яблоко, банан, утка, вилка, ложка, мяч, огурец.

Тарелка-тарелочка

Яблоко-яблочко

Банан-бананчик

Утка-уточка

Вилка-вилочка

Ложка-ложечка

Мяч-мячик

Огурец-огурчик.

Игра «Исправь ошибку»

  1. Булочки пекут Танечку.
  2. Ботиночки чистят Сонечку.
  3. Стихи читают ученика.
  4. Юбочка сшила внучку.

Чебурашка: Спасибо вам ребята, что приехали ко мне. Я приготовил вам небольшой подарок. (Дарит картинку раскраску со звуком ч). Мне пора ложится спать, ведь я тоже еще маленький. До свидания!

Воспитатель и дети:  До свидания! Нам тоже надо возвращаться в детский сад. Становитесь за мной, паровозик нас уже ждет.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу и колесами стучу

Чух-чух-чух, чух-чух-чух-всех ребяток прокачу.

-Вот мы и вернулись. Ребята, садитесь на ковер. С каким звуком мы сегодня познакомились, кто пригласил нас в гости?

-В какую игру вам понравилось играть?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...