Методическая разработка совместной деятельности по составлению рассказа по картине «Кошка с котятами»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Методическая разработка совместной деятельности по составлению рассказа "Кошка с котятами" рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. В методической разработке представлено подробное описание работы по составлению рассказа по картине, на примере картины "Кошка с котятами" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №24 КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА    

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект

совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы

 Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

Разработала и провела

воспитатель: Пичугина Т.И.

Программное содержание:

  1. Совершенствовать умение детей строить разные типы высказываний (описание, повествование), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания
  2. Познакомить с новым видом высказывания - рассуждением
  3. Формировать умение выбрать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применить.
  4. Продолжать учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.
  5. Упражнять детей в использовании сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
  6. Развивать творческое воображение.

Ход занятия

1. Сегодня мы будем составлять рассказы по картине

Как называется эта картина?

Картина называется «Кошка с котятами»

(с этой картиной дети встречались в разных возрастных группах с определенной целью)

♦Какие виды рассказов вы знаете?

-Мы знаем описательные и повествовательные рассказы

♦Какой рассказ мы называем описательным?

В описательном рассказе мы:

-называем объект, который нарисован на картине -потом перечисляем признаки и действия -и в конце мы говорим, что нам нравится или что не нравится

♦Что представляет собой повествовательный рассказ?

Повествовательный рассказ это история, в которой рассказывается о том, что происходит с объектом, происходило или будет происходить

2.Перед вами две схемы-модели рассказов (круг и паровозик)

♦Какой схемой обозначается описание?

-Описание обозначается кругом, разделенным на три части

♦О чем мы будем рассказывать в каждой части описательного рассказа?

-первая - зеленая часть, здесь мы называем объекты, которые видим на картине

-вторая часть - красная, в ней мы рассказываем об объекте, отвечая на вопросы: Какой? Какая?

Какие? Что делает?

-третья часть - синяя, здесь мы выражаем свое отношение к объектам

Ребята, вы знаете, для того, чтобы составить рассказ надо очень внимательно рассмотреть картину:

♦Кого вы видите на картине?

На картине мы видим кошку с котятами

♦Что делает кошка?

Кошка смотрит, следит, наблюдает, лежит, раздумывает, мечтает, размышляет

♦Что делает каждый из котят?

-Рыжий катает, бегает,

-Серый лакает, пьет, ест, причмокивает

-Пятнистый спит, дремлет, посапывает, похрапывает, нежится

3. Слушайте задание - придумайте красивые слова о том, что и буду называть (игра с мячом): 

Кошка (Какая?)        пушистая, заботливая, большеглазая,

Котенок с клубком (Какой?)        

Серый котенок {Какой?)        

Котенок, который спит (Какой?)        

Клубки (Какие?)...:        

Коврик {Какой?)        

Молоко {Какое?)        

Молодцы! Подобрали много красивых слов

4. Следующее задание - «Продолжите предложение»:

Котенок прижался к кошке, потому что…..        

Котенок жадно смотрит в тарелку.-потому что….        

Кошка лежит на коврике и …        

Рыжий котенок играет, а серый        

Ребята, как по-другому можно наткать рыжего котенка?

-Шалун. озорник, весельчак, проказник        

Мы рассмотрели картину и теперь можем составить рассказ. Не забывайте про схему-модель описании и о том, что в рассказе должно быть три части.

(Один ребенок составляет описательный рассказ по картине)

5. Логоритмика

Ничто никогда не приходит само:

Само не приходит нам на дом письмо,

Само стать костюмом не может сукно,

Само не умеет свариться варенье,

Само не напишется стихотворенье.

Мы все это делать обязаны сами

Своей головой и своими руками!

6. Теперь составим повествовательный рассказ

Какой моделью обозначаем повествовательный рассказ?

-Повествовательный рассказ обозначаем поездом, у которого вагончики разного цвета

О чем будем рассказывать в первой части?

-В первой части расскажем о том, с чего все начинаюсь, что бич о до этого момента 

♦Вспомните, с каких слов начинаются многие рассказы?

-Однажды, как-то раз. дело было, это произошло        

*Как вы думаете, кто оставил корзину с клубками?

(варианты детей)

•Теперь давайте придумаем начало рассказа. Вариантов может быть несколько.

.

Однажды бабушка сидела у телевизора и вязала. Вдруг        

Дело выло вечером, котята спали и вдруг        

Как-то раз мама принесла в комнату корзину с клубками и        

Это произошло, когда дома никого не было. Неожиданно        

Молодцы! У нас получились разные интересные варианты начала рассказа.

        

7. Вспомните, что обозначает второй вагончик?

Второй вагончик это вторая часть сюжетного рассказа, в которой мы рассказываем о том. что видим на картине

Я думаю, что с этим вы легко справитесь!

 У нас остался третий вагончик, это конец рассказа. В этой части надо будет придумать, что будет происходить потом.

Кто готов представить нашему вниманию свой повествовательный рассказ, состоящий из трех частей?

8 Мы придумали сегодня два хороших рассказа: описательный и повествовательный.

♦Ребята, как вы думаете, хорошо кошачьей семье живется в этом доме?

-да….нет…..

♦Докажите, почему вы так считаете

{дети говорят, а воспитатель мягко опровергает их )

♦Хорошо, хорошо! Вы меня убедили.

Интересно, а вы заметили, что у вас получился еще один рассказ, который называется РАССУЖДЕНИЕ?

♦Как вы думаете, почему его так назвали?

(Ответы детей)

Итак, давайте вспомним, какие рассказы мы сегодня составляли

-Мы сегодня составляли описательный рассказ, повествовательный и рассказ-рассуждение

 Умницы! Вы справились с этой нелегкой задачей. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

составление рассказов по картине "Кошка с котятами"

конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе...

Тема "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".

Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развёрнутый р...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе Тема: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней  группеТема:  «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с дошкольниками в средней группе. Тема: Составление рассказа по картине «Кошка с котятами».

Тема: Составление рассказа по картине «Кошка с котятами».        Цель: Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по картине....