конспект непосредственной деятельности по речевому развитию в старшей группе "Помощники Федоры"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Целью НОД является обогащать речь детей существительными и прилагательными по теме "Посуда". Познакомить с понятием "Сериз", "Сервировка стола".
Ценность материала заключается в том, что дети знакомились с новыми словарными словами посредством игровой деятельности с фарфоровыми чайными и кофейными сервизами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_posuda.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ№19 «Берёзка» ЯМР
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию
в старшей группе
на тему: «Помощники Федоры»
Подготовила и провела: воспитатель
1 квалификационной категории
Голикова Светлана Михайловна.
январь 2019года
п. Козьмодемьянск
Тема: «Помощники Федоры»
Цель: обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы
бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующими
свойства и качества предметов. Познакомить с понятиями «сервиз», «сервировка стола».
Программное содержание:
Задачи:
Учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый),
-активизировать употребление слов противоположного значения и многозначных слов;
-закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный).
Развивать внимание, память.
Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Воспитывать эмоционально-волевую сферу;
Совершенствовать коммуникативные качества через игру
Оборудование: тарелки (глубокая и мелкая), вилка, ложки, ножи, кастрюля, сковорода, поварёшка разделочная деревянная доска, чайный и кофейный сервиз мяч; картинки с изображениями предметов посуды.. Костюм Федоры для воспитателя. Аудиозапись «В гостях у сказки». Компьютерная презентация к игре «Четвертый лишний» и схема для составления описательного рассказа.
Предварительная работа: знакомство с видами посуды (чайная, столовая, кухонная);
-правилами столового этикета;
-знакомство с материалами, из которых изготавливают посуду;
-чтение художественных произведений: К.И.Чуковского «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», отгадывание загадок по теме;
-рисование предметов посуды,
-проведение дидактических игр «Назови ласково», «Сосчитай», «Разрезные картинки», «Из чего сделано?», «Добавь слово».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем:
- Доброе утро! - птицы запели -
Добрые люди встали с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам!
- Давайте улыбнемся гостям и друг другу и подарим хорошее настроение!
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Вы готовы? Моя игра называется «Хлопни в ладоши». Правила игры очень простые. Когда я буду называть гласный звук, вы хлопаете в ладоши, когда согласный прячете руки за спиной. Но прежде чем мы начнем, давайте вспомним, как определить гласный звук или согласный? (ответы детей). Молодцы, а теперь давайте поиграем (воспитатель проводит игру).
-Назовите первый звук в словах «чашка», «чайник», «тарелка», «сковородка», «кастрюля».
-Как называется одним словом предметы, которые я назвала?
Дети: Посуда.
Воспитатель: Подумайте и скажите, о чём мы сегодня с вами будем на занятии говорить? Дети: Говорить будем о посуде.
(Воспитатель благодарит детей, они садятся на стулья)
II.Сюрпризный момент.
Упражнение «Узнай героя произведения и назови автора».
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, вы любите сказки, волшебные превращения? Хорошо будь, по-вашему. Сейчас вы закроете глазки, и у нас в группе произойдет волшебное превращение. Я стану уже не вашей воспитательницей, а героиней одной из сказки, но вот какой это большой вопрос (аудиозапись мелодии «В гостях у сказки»).
Повторяйте волшебное заклинанье: «Баррамба, маррамба, тарики, варики, купорос, шафорос, барики, шарики».
Федора: Ребята, кто-то из вас может быть и догадался кто я. Но, чтобы не ошибиться, я вам даю подсказку. Послушайте отрывок сказки, из которой я пришла.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю, поди, поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Федора: Как называется эта сказка?
Дети: Федорино горе.
Федора: Кто написал эту сказку? (показать портрет)
Дети: Корней Иванович Чуковский.
Федора: Теперь я думаю, вы точно мне скажите, как меня зовут?
Дети: Федора.
Федора: Ребята, а какая беда со мной приключилась, вы помните?
Дети: Посуда убежала от Федоры.
Федора: Ой, горе мне, горе! Убежала от меня вся посуда. Ой, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла да убежала в лес. Убежала, и возвращаться не хочет. Бегала я по лесу, искала посуду, да видно старая стала, не могу быстро бегать - устала. Ребята, помогите мне, пожалуйста! Поможете? Я даже дам вам и посуде обещание.
Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!
Буду, буду я посуду, и любить, и уважать!
-Ну что ж, не будем терять времени, ведь на дворе уже зима, нужно поторопиться, а иначе всю посуду в лесу снегом занесет. Давайте разомнемся, да приступим к делу.
Пальчиковая гимнастика:
Я для милых детушек,
Испекла бы хлебушек
Только нет у нас пока
Ни муки и ни песка,
Ни яиц, ни соли,
Ни дрожжей, ни молока.
(Кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно, начиная со слов - “Только нет у нас пока…” поочередно сгибать пальцы, начиная с большого пальца).
III. Практическая часть. Игровая деятельность. «Наведи порядок в посуде» или «Накрой стол»
Дети ищут в группе посуду и находят её на столе под салфеткой.
Федора: Ой, спасибо вам, ребята, помогли мне её найти. Вот только вся посуда перепуталась, а вы должны ее расставить по своим местам. Для этого нужно разделиться на 3 команды.
1 команда - накрывает стол к чаю, т.е. выбирает предметы чайной посуды.
2 команда - накрывает стол к обеду (столовая посуда).
3 команда - убирает и расставляет кухонную посуду.
Проверяется правильность выполнения задания. Дети по очереди перечисляют предметы посуды. При рассматривании столовой посуды обратить внимание на вилку, ложку, нож
Федора: Как можно назвать эти предметы обобщающими словами? (Столовые приборы).
Индивидуальная работа с ОВЗ.
Задание1: посчитать столовые приборы (ложки, ножи).
Задание2: «Назови ласково» :чашка-…, блюдце-…, тарелка-…
IV.Обогащение словарного запаса словами сервиз и сервировать.
Федора: Ребята, а вы знаете, как можно назвать эту посуду (показывает на чайный сервиз) по-другому? (Сервиз, чайный сервиз)
Федора: Кто знает, что это за слово «сервиз» и что оно обозначает? (Набор посуды)
Федора: А что вы делали, когда расставляли сервиз на столе?
Дети: Накрывали.
Федора: Да, можно сказать «накрывать». Можно сказать по-другому – «сервировать», т.е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть. Давайте еще раз повторим новое слово, чтобы я, и вы его запомнили. Сервировать - красиво накрывать стол (3-4 ответа).
Федора: Посмотрите, ребята, а у меня ещё есть набор посуды. Будет ли он называться сервизом? Почему? Докажите(ответы детей).
Федора: Ко мне должны прийти гости, а они любят пить кофе. Давайте накроем на стол кофейный сервиз вместе, а как по-другому сказать, что мы сделаем?
V.Дидактическая игра «Что из чего» (с помощью мячика)
Федора: Всю посуду красиво расставили, а вот из чего она сделана так и не сказали. Для этого нужно выполнить следующее задание.
Ложка из дерева – деревянная…
Чашка из фарфора – фарфоровая…
Ваза из хрусталя – хрустальная
Терка из металла – металлическая
Графин из стекла – стеклянный
Масленка из пластмассы –
VI.Беседа «Как нужно заботиться о посуде»
Федора: Но перед тем как выполнить следующее испытание мы с вами должны ответить на вопрос:
- Как нужно заботиться о посуде?
Дети: Мыть, чистить, вытирать, убирать на место, бережно и очень аккуратно обращаться, чтобы не разбилась.
Федора: Сказать сказали, а теперь пришла пора и показать.
Физ. минутка
Раз, два, три, четыре -
Я посуду перемыла. (Моют)
Чашку, чайник, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Пальчики загибают на правой руке)
Я посуду перемыла, (Моют)
Федора: Ой, спасибо, вам, ребята, что посуду нашли. Ну а теперь самое время помочь расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас покажу,, а вы скажете, правильно или нет. Или я что-то напутала.
VII.Игра «Четвертый лишний» (презентация)
1.Кружка, блюдце, чайник, кастрюля( в ней готовят пищу, кухонная посуда).
2.Чайник, кастрюля, сковорода, тарелка(кухонная посуда, тарелка это столовая посуда).
3.Вилка, ложка, нож, кастрюля(столовые приборы, а кастрюля столовая посуда).
4.Чашка, кружка, стакан, тарелка(чайная посуда, а тарелка столовая посуда).
VIII.Составление описательного рассказа по схеме.
Федора: Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили все по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что я пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в сундуке.
Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нём, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец описания)
— название предмета посуды
— цвет
— форма
— части
— из чего сделана
— как используют
Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.
Федора: Ребята, я исправилась. Мне пора возвращаться в сказку.
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
А как вы своей маме дома помогаете?
А теперь мне пора возвращаться в свою сказку. Спасибо вам за помощь, вы, настоящие помощники. На память вам я оставляю чашки, раскрасив их одинаково, вы соберёте сервиз.
Сейчас вы закроете глазки, и у нас в группе произойдет волшебное превращение. Я стану вашей воспитательницей после заклинания. Повторяйте волшебное заклинанье: «Баррамба, маррамба, тарики, варики, купорос, шафорос, барики, шарики» (аудиозапись мелодии «В гостях у сказки»).
VIII. Рефлексия.
-Как вы думаете, будет Федора свою посуду любить?
- Для чего нам нужна посуда?
-Что тебе понравилось больше всего на занятии?
- Чему ты научился?
- Что тебе не понравилось на занятии?
- Какие советы вы бы дали бабушке Федоре?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».
В материале представлен конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для воспитанников старшей группы, основной целью которого является развитие связной речи. Решаются следу...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности "Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная"
В конспекте представлен материал по речевому развитию детей в процессе ознакомления с профессиями радио и телеведущих....
примерный план -конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Гномик Кузя. Звук [К]"
Примерный план - конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Гномик Кузя. Звук [К]"...
конспект организованной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему:"Осенний урожай"
Представлен конспект организованной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: "Осенний урожай", разработанный с ФГОС ДО, направленный на совершенствование речи ...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе Описание картины И. Левитана "Март"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21608336","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Школа разведчиков»
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Школа разведчиков»...