конспект непосредственной деятельности по речевому развитию в старшей группе "Помощники Федоры"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Голикова Светлана Михайловна

Целью НОД является обогащать речь детей существительными и прилагательными по теме "Посуда". Познакомить с понятием "Сериз", "Сервировка стола".

Ценность материала заключается в том, что дети знакомились с новыми словарными словами посредством игровой деятельности с фарфоровыми чайными и кофейными сервизами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_posuda.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

                            МДОУ№19 «Берёзка» ЯМР

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию

 в старшей группе

 на тему: «Помощники Федоры»

                                                     

                                                  Подготовила и провела: воспитатель

                                                              1 квалификационной категории

                                                               Голикова Светлана Михайловна.

                             январь 2019года

                            п. Козьмодемьянск

Тема: «Помощники Федоры»

Цель: обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы

бытового  окружения  (посуда);  прилагательными,  характеризующими

свойства и качества предметов. Познакомить с понятиями «сервиз», «сервировка стола».

 

Программное содержание:

Задачи:  

Учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый),

 -активизировать употребление слов противоположного значения и многозначных слов;

-закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный).

Развивать внимание, память.

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Воспитывать эмоционально-волевую сферу;

Совершенствовать коммуникативные качества через игру

Оборудование: тарелки (глубокая и мелкая), вилка, ложки, ножи, кастрюля, сковорода, поварёшка разделочная деревянная доска, чайный и кофейный сервиз мяч; картинки с изображениями предметов посуды.. Костюм Федоры для воспитателя. Аудиозапись «В гостях у сказки». Компьютерная презентация к игре «Четвертый лишний» и схема для составления описательного рассказа.

Предварительная работа: знакомство с видами посуды (чайная, столовая, кухонная);

-правилами столового этикета;

-знакомство с материалами, из которых изготавливают посуду;

-чтение художественных произведений: К.И.Чуковского «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», отгадывание загадок по теме;

-рисование предметов посуды,

-проведение дидактических игр «Назови ласково», «Сосчитай», «Разрезные картинки», «Из чего сделано?», «Добавь слово».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем:

- Доброе утро! - птицы запели -

Добрые люди встали с постели;

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам!

- Давайте улыбнемся гостям и друг другу и подарим  хорошее настроение!

 - А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Вы готовы? Моя игра называется «Хлопни в ладоши». Правила игры очень простые. Когда я буду называть гласный звук, вы хлопаете в ладоши, когда согласный прячете руки за спиной. Но прежде чем мы начнем,  давайте вспомним,  как определить гласный звук или согласный? (ответы детей). Молодцы, а теперь давайте поиграем (воспитатель проводит игру).

-Назовите первый звук в словах «чашка», «чайник», «тарелка», «сковородка», «кастрюля».

-Как называется одним словом предметы, которые я назвала?

Дети: Посуда.

Воспитатель: Подумайте и скажите, о чём мы сегодня с вами будем на занятии говорить? Дети: Говорить будем о посуде.

(Воспитатель благодарит детей, они садятся на стулья)

II.Сюрпризный момент.

Упражнение «Узнай героя произведения и назови автора».

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, вы любите сказки, волшебные превращения? Хорошо будь, по-вашему. Сейчас вы закроете глазки, и у нас в группе произойдет волшебное превращение. Я стану уже не вашей воспитательницей, а героиней одной из сказки, но вот какой это большой вопрос (аудиозапись мелодии «В гостях у сказки»).

Повторяйте волшебное заклинанье: «Баррамба, маррамба, тарики, варики, купорос, шафорос, барики, шарики».

Федора: Ребята, кто-то из вас может быть и догадался кто я. Но, чтобы не ошибиться, я вам даю подсказку. Послушайте отрывок сказки, из которой я пришла.

Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю, поди, поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Федора: Как называется эта сказка?

Дети: Федорино горе.

Федора:  Кто написал эту сказку? (показать портрет)

Дети: Корней Иванович Чуковский.

Федора:  Теперь я думаю, вы точно мне скажите, как меня зовут?

Дети: Федора.

Федора: Ребята, а какая беда со мной приключилась, вы помните?

Дети: Посуда убежала от Федоры.

Федора: Ой, горе мне, горе! Убежала от меня вся посуда. Ой, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла да убежала в лес. Убежала, и возвращаться не хочет. Бегала я по лесу, искала посуду, да видно старая стала, не могу быстро бегать - устала. Ребята, помогите мне, пожалуйста! Поможете? Я даже дам вам и посуде обещание.

Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

Буду, буду я посуду, и любить, и уважать!

-Ну что ж, не будем терять времени, ведь на дворе уже зима, нужно поторопиться, а иначе всю посуду в лесу снегом занесет. Давайте разомнемся, да приступим к делу.

Пальчиковая гимнастика:

Я для милых детушек,

Испекла бы хлебушек

Только нет у нас пока

Ни муки и ни песка,

Ни яиц, ни соли,

Ни дрожжей, ни молока.

(Кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно, начиная со слов - “Только нет у нас пока…” поочередно сгибать пальцы, начиная с большого пальца).

III. Практическая часть. Игровая деятельность. «Наведи порядок в посуде» или «Накрой стол»

Дети ищут в группе посуду и находят её на столе под салфеткой.

Федора: Ой, спасибо вам, ребята, помогли мне её найти. Вот только вся посуда перепуталась, а вы должны ее расставить по своим местам. Для этого нужно разделиться на 3 команды.

1 команда - накрывает стол к чаю, т.е. выбирает предметы чайной посуды.

2 команда - накрывает стол к обеду (столовая посуда).

3 команда - убирает и расставляет кухонную посуду.

Проверяется правильность выполнения задания. Дети по очереди перечисляют предметы посуды. При рассматривании столовой посуды обратить внимание на вилку, ложку, нож

Федора: Как можно назвать эти предметы обобщающими словами? (Столовые приборы).

Индивидуальная работа с ОВЗ.

Задание1: посчитать  столовые приборы (ложки,  ножи).

Задание2: «Назови ласково» :чашка-…, блюдце-…, тарелка-…

IV.Обогащение словарного запаса словами сервиз и сервировать.

Федора:  Ребята, а вы знаете, как можно назвать эту посуду (показывает на чайный сервиз) по-другому? (Сервиз, чайный сервиз)

Федора:  Кто знает, что это за слово «сервиз» и что оно обозначает? (Набор посуды)

Федора:  А что вы делали, когда расставляли сервиз на столе?

 Дети: Накрывали.

Федора:  Да, можно сказать «накрывать». Можно сказать по-другому – «сервировать», т.е. накрывать красиво, чтобы за столом было приятно сидеть. Давайте еще раз повторим новое слово, чтобы  я, и вы его запомнили. Сервировать - красиво накрывать стол (3-4 ответа).

Федора: Посмотрите, ребята, а у меня ещё есть  набор посуды. Будет ли он называться сервизом? Почему? Докажите(ответы детей).

Федора:  Ко мне должны прийти гости, а они любят пить кофе. Давайте накроем на стол кофейный сервиз вместе, а как по-другому сказать, что мы сделаем?

V.Дидактическая игра «Что из чего» (с помощью мячика)

Федора:  Всю посуду красиво расставили, а вот из чего она сделана так и не сказали. Для этого нужно выполнить следующее задание.

Ложка из дерева – деревянная…

Чашка из фарфора – фарфоровая…

Ваза из хрусталя – хрустальная

Терка из металла – металлическая

Графин из стекла – стеклянный

Масленка из пластмассы –

VI.Беседа «Как нужно заботиться о посуде»

Федора:  Но перед тем как выполнить следующее испытание мы с вами должны ответить на вопрос:
- Как нужно заботиться о посуде?

Дети: Мыть, чистить, вытирать, убирать на место, бережно и очень аккуратно обращаться, чтобы не разбилась.
Федора:  Сказать сказали, а теперь пришла пора и показать.

Физ. минутка
Раз, два, три, четыре -
Я посуду перемыла. (Моют)
Чашку, чайник, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Пальчики загибают на правой руке)
Я посуду перемыла, (Моют)

Федора:  Ой, спасибо, вам, ребята, что посуду нашли. Ну а теперь самое время помочь расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас покажу,, а вы скажете, правильно или нет. Или я что-то напутала.

VII.Игра «Четвертый лишний» (презентация)

1.Кружка, блюдце, чайник, кастрюля( в ней готовят пищу, кухонная посуда).

2.Чайник, кастрюля, сковорода, тарелка(кухонная посуда, тарелка это столовая посуда).

3.Вилка, ложка, нож, кастрюля(столовые приборы, а кастрюля столовая посуда).

4.Чашка, кружка, стакан, тарелка(чайная посуда, а тарелка столовая посуда).

VIII.Составление описательного рассказа по схеме.

Федора:  Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили все по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что я пришла с сундуком. Хотите узнать, посмотреть, что лежит в сундуке.

 Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нём, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец описания)

— название предмета посуды

— цвет

— форма

— части

— из чего сделана

— как используют

 Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

Федора: Ребята, я исправилась. Мне пора возвращаться в сказку.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

А как вы своей маме дома помогаете?

А теперь  мне пора возвращаться в свою сказку. Спасибо вам за помощь, вы, настоящие помощники. На память  вам я оставляю чашки, раскрасив их одинаково, вы соберёте сервиз. 

Сейчас вы закроете глазки, и у нас в группе произойдет волшебное превращение. Я стану  вашей воспитательницей после заклинания. Повторяйте волшебное заклинанье: «Баррамба, маррамба, тарики, варики, купорос, шафорос, барики, шарики» (аудиозапись мелодии «В гостях у сказки»).

VIII. Рефлексия.

-Как вы думаете, будет Федора свою посуду любить?

- Для чего нам нужна посуда?

-Что тебе понравилось больше всего на занятии?

- Чему ты научился?

- Что тебе не понравилось на занятии?

- Какие советы вы бы дали бабушке Федоре?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима».

В материале представлен конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для воспитанников старшей группы, основной целью которого является развитие связной речи. Решаются следу...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности "Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная"

В конспекте представлен материал по речевому развитию детей в процессе ознакомления  с профессиями радио и телеведущих....

примерный план -конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Гномик Кузя. Звук [К]"

Примерный план - конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Гномик Кузя. Звук [К]"...

конспект организованной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему:"Осенний урожай"

Представлен конспект организованной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: "Осенний урожай", разработанный с ФГОС  ДО,  направленный на совершенствование речи ...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Школа разведчиков»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Школа разведчиков»...