Буклет "Значение картины как дидактического средства образования дошкольников"
материал по развитию речи

Богачук  Елена  Валериевна

        Родной язык играет уникальную роль становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходится все линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение человека. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания, к его народному духу, к его поэзии ребенок должен приобщаться с первых годов своей жизни.

 

          В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и воспитания

Администрации г.Стаханова

po-kartine11.jpg

Значение картины как дидактического средства образования дошкольников

Подготовила методист ГБДОУ ЛНР ЯСКСТ №6 «Золотой ключик»

Богачук Е.В.

г.Стаханов

2019 г.

Виды рассказывания  по картине

1. Описание предметных картин –

это связное последовательное описание изображенных на  картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин:  ребенок рассказывает о содержании каждой  сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине:     ребенок придумывает  начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта.
Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН:

1.Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

2.Картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;

3.Картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного

Общие требования к организации работы с картиной

1.Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

 5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Речь – удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им”
Г. Гегель

        Родной язык играет уникальную роль становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходится все линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение человека. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания, к его народному духу, к его поэзии ребенок должен приобщаться с первых годов своей жизни.

          В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).

Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно- эстетического восприятия, формирование эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально-чувственной сферы  и речевого воспитания (развитие художественно-коммуникативных способностей, стимулирования инициативы выражения, овладения различных типов связной речи).

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:

Картины по характеру изображения :

  • Реальные
  • Фантастические
  • Символические
  • Юмористические
  • Проблемно-загадочные

Картины по способу функционального использования

  • Атрибут игры
  • Предмет обсуждения
  • Дидактический материал
  • Источник для вдохновения собственного творчества

Картины по тематике

  • О мире природы
  • О мире предметов
  • О мире искусства
  • О мире отношений

Картины по формату

  • Демонстрационные
  • Раздаточные

Картины по содержанию :

  • Дидактические
  • Художественные
  • Предметные
  • Сюжетные

        

При выборе картины для занятия, педагог должен учитывать, что дети знают:

1.О персонажах картины (девочка, мальчик, колобок);

2.Их действиях (гуляют, играют, едят);

3.О месте действия (Где? В лесу, дома);

4.О времени действия (Когда?).

        Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетная картина как универсальное средство развития речи дошкольника"

Логопед представляет   коллегам  свой опыт работы с сюжетной картиной. В статье рекомендованы  виды заданий по лексике, грамматике, фонетике, связной речи, пространственной ориентировке...

Программа дополнительного образования дошкольников по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников «Праздники добра» (для детей 5-7 лет)

laquo; …. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие. Православие...

Проект "Дидактическая игра как средство экологического образования дошкольников"

Экологическое образование – приоритетное направление дошкольного образования (ФГОС ДО)-Необходимость формирования экологического сознания уже в дошкольном возрасте.-Игра – ведущая деятельн...

Статья: "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

теоретически обосновать и практически доказать использование дидактической игры как средства экологического образования детей дошкольного возраста....

Дидактическая игра как средство экологического образования дошкольников

Экологическое образование – приоритетное направление дошкольного образования (ФГОС ДО)--Необходимость формирования экологического сознания уже в дошкольном возрасте.--Игра – ведущая деятел...

Дидактическая игра как средство экологического образования дошкольников

Дидактическая игра как средство экологического образования дошкольников...