«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»
учебно-методический материал по развитию речи
Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в среднем дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnost_govorit.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром нужно
обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности говорить, природа
отвела не так уж много времени - это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту
возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок не заговорил в этот
период, то в дальнейшем это умение ему не будет дано.
Известно, что речь - это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества,
носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь - это полиморфная (многообразная)
деятельность.
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых
законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение,
практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно,
связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или
самостоятельно составить связный текст. Иными словами связная речь представляет собой
развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и
эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и
телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более
актуальной проблемой в нашем обществе.
Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной
литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная
речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и
мультфильмами - все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой
катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
Как общаются наши дети? Рубленые фразы, обиходный словарь. Что говорить о детях, если часто
молодые люди не могут пересказать красочно сюжет фильма или историю, услышанную от кого-
либо. Качество пересказа желает быть лучше. Одно дело пересказать текст сухо - т.е. изложить
цепочку событий, а другое дело дар рассказчика, который включает в себя художественно-
образное оформление речи.
Интерес к речи, ее значимость можно проследить через пословицы и поговорки русского народа.
Например, взгляд на красоту речи, ее складность, выразительность, содержательность выражен в
следующих пословицах и поговорках:
Слово толковое стоит целкового
Хорошая речь слаще меда
Говорит, как река льется
Много пословиц и поговорок отражает взаимосвязь речи и ума человека:
• Умный рад изучать, а дурак - поучать.
• Когда ешь - жуй; говоря - думай.
• Каков разум, таковы и речи.
• Умные речи и слушать приятно
• Язык повинен голове: пустой язык - пуста и голова.
О фразовой речи, о ее трудностях тоже есть пословицы и поговорки:
• Говорит, как на муках
• Слов много, да складу нет
• У него слово слову костыль подает
• Говорит, как борона бороздит (тяжело, нескладно)
Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания
дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава,
грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи -
лексической, грамматической, фонетической.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это
обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.
Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная
речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и
умственного развития ребенка. (Л. С. Выготский)
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а так же на
занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-
практическим путем. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника
виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование,
театрализованная и другие виды деятельности.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями,
развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует
нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского
творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой - нибудь готовый
литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной
действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его
многообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать,
анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует
совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В
процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний
незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль,
особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко,
понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он
начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании
игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли
и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.
Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр,
в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.
Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как
сюрпризный момент. (слайд № 2, 3)
Познание: расширяется и закрепляется словарный запас, формируется и совершенствуетсяграмматический строй речи (существительные в единственном и множественном числе, склонять
по падежам с предлогом и без, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами, согласовывать их с прилагательными и глаголами, составлять предложения по
картинкам, схемам), формируется и развивается правильное речевое дыхание, темп и ритм речи,
ее выразительность, закрепляется правильное произношение звуков, развивается связная речь и
речевое общение ( умение вслушиваться в обращенную речь и понимать ее содержание, отвечать
на вопросы кратко и полно, вести диалоги; учатся составлять рассказы-описания, загадки-
описания по образцу и без, связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и
сюжетной картине; пересказывать хорошо знакомые сказки и тексты).
Чтение художественной литературы: развивается интерес к художественной литературе, навык
слушания, формируется эмоциональное отношение к поступкам героев, умение высказывать его,
умение описать характер героев; формируется и закрепляется умение выразительно читать стихи.
Обращается внимание детей на композицию произведения: как начинается, о чем рассказ или
сказка, чем заканчивается, на его языковые особенности. Для закрепление прочитанного
произведения, можно использовать пальчиковый театр, в котором действия и содержание
производят сами дети. В случае затруднения, воспитатель оказывает необходимую помощь.
Художественное творчество: активизируется и закрепляется речевой материал в процессе
творчества (изготовление афиш, пригласительных и обычных билетов, рисование героев сказки
для театра на фланелеграфе), на физкультминутках (упражнения «речь с движением»),
развивается мелкая моторика.
Музыка: развивается эмоциональная отзывчивость, умение ритмично двигаться в соответствии с
характером музыки, развивается темп и ритм движений, учатся отражать в движениях образы
животных, птиц, активизируется и закрепляется речевой материал.
Физическая культура: формируется правильная осанка, умение ориентироваться в пространстве,
учатся выполнять упражнения с речевым и музыкальным сопровождением.
Здоровье: чтение и обсуждение художественной литературы: «Доктор Айболит», «Репка»,
«Мойдодыр». Инсценируются эпизоды, проговариваются диалоги. Расширяется и активизируется
словарь. Проводятся ситуативные беседы.
Безопасность: чтение сказок «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Три поросенка». Беседы,
обсуждения, диалоги, этюды, инсценировки. Расширяется и активизируется словарь, проводятся
ситуативные беседы.
Социализация: беседы о нравственных качествах героев произведений, их характере. Побуждать
к оценке действий и поведения героев.
Труд: изготовление атрибутов к предстоящей инсценировке с предварительным обсуждением.
Коммуникация: формирование и развитие речи как средство общения. Развитие умения
поддерживать беседу, совершенствовать диалогические формы речи, умение высказывать свою
точку зрения. Развитие умения составлять рассказ о событиях из личного опыта. Придумывание
своих концовок сказок, сочинение сказок на тему, предложенную воспитателем, а так же на
свободную тему, разучивание диалогов.
Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере их развития мышления,
взросления, а так же индивидуальных особенностей. На втором и третьем годах жизни ребенок
наиболее полно понимает сказанное только с опорой на неречевой контекст. Поэтому, желая
активизировать речевое развитие ребенка в этом возрасте, взрослый должен свою речь сочетать с
совместными действиями и игрой. Понимание речи неполно, фрагментарно. У детей младшего
дошкольного возраста начинает формироваться импрессивный и экспрессивный словарь.
Развивается диалогическая речь: формируется умение заканчивать фразу, учатся договаривать за
взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях и стихотворениях. Формируется
умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам. Развивается умение передавать
содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью воспитателя. Формируется
грамматический строй речи: учатся образовывать и использовать в речи существительные
мужского и женского рода в единственном и множественном числе, с уменьшительно-
ласкательными суффиксами, использовать в речи предлоги В, НА, ПОД. Формируется умение
различать формы глаголов по временам и родам. Развивается умение согласовывать
существительные с прилагательным, глаголом, числительным (1 2 3). Формируется умение
составлять двусловное предложение. В этом возрасте дети закономерно и абсолютно правомерно
допускают ошибки как в произношении звуков, так и в грамматическом построении фраз.
У детей среднего дошкольного возраста продолжается формирование импрессивного и
экспрессивного словаря. Продолжается работа над накоплением пассивного словарного запаса и
активизация в речи существительных, прилагательных, глаголов. Активнее используются в
экспрессивной речи местоимения, числительные, предлоги. Формируется умение различать и
называть противоположные по значению названия действий и признаков, умение составлять
предложения из нескольких слов. Использовать при составлении предложения однородные
подлежащие и сказуемые.
Развивается связная речь и речевое общение. Дети учатся вслушиваться в обращенную речь,
понимать ее содержание. Развивается реакция на интонацию и мимику. Ведется работа над
соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов. Формируется умение
«оречевлять» игровую ситуацию. Развивается умение поддерживать беседу, задавать вопросы и
отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. Формируется умение повторять за взрослым
описательный рассказ из 2 -3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный
рассказ с помощью взрослого. Формируется навык пересказа знакомых сказок или небольших
текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников
Консультация для педагогов дошкольных организаций...
Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»
laquo;… Не только интеллектуальное развитие ребенка,но и формирование его характера,эмоций у личности в целом,находится в непосредственной зависимости от речи»(Лев Семенович Выготский)...
Презентация по проекту "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у дошкольников"
Презентация по проекту. Цель: Развитие связной, выразительной речи у детей средствами театрализованной деятельности....
Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у дошкольников
Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития человека, она является одним из средств получения знаний и средством контр...
Проект «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»
laquo;… Не только интеллектуальное развитие ребенка,но и формирование его характера,эмоций у личности в целом,находится в непосредственной зависимости от речи»...
Консультация для воспитателей на тему : "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников"
Данная консультация раскрывает эффективные методы и приемы работы с дошкольниками по развитию связной речи с помощью театрализованной деятельности....
Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»
Слайд 1. Представляю Вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»Слайд 2.Актуальность. В последние годы, к сожа...