Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у дошкольников
статья по развитию речи

Яковлева Наталья Алексеевна

 Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития человека, она является одним из средств получения знаний и средством контроля над ними. Адекватное восприятие и воспроизведение литературных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – требует достаточного развития связной речи. Развитие связной речи является основной задачей дошкольного образования. Это связано с её социальной значимостью и важной ролью в формировании личности человека. Особую роль в развитии связной речи у дошкольников играет театрализованная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_cherez_teatr._deyat.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у дошкольников

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого – он засушенный цветок»

В. А. Сухомлинский

Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития человека, она является одним из средств получения знаний и средством контроля над ними. Адекватное восприятие и воспроизведение литературных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – требует достаточного развития связной речи.

  Развитие связной речи является основной задачей дошкольного образования. Это связано с её социальной значимостью и важной ролью в формировании личности человека. Особую роль в развитии связной речи у дошкольников играет театрализованная деятельность.

  Театрализованная игра – один из самых эффективных способов воздействия на детей. Именно в театрализованной деятельности наиболее ярко проявляется принцип обучения детей – учить, играя.

Театрализованная игра:

- расширяет представления об окружающем мире;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- совершенствует моторику, координацию, целенаправленность движений;

- помогает понять мир сложных человеческих отношений, следовательно, учиться координировать своё поведение;

- стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса;

- помогает усвоить богатство родного языка и его выразительных средств (динамики, темпа, интонации и т. д.);

- совершенствует артикуляционный аппарат;

- формирует диалогическую и монологическую, эмоционально насыщенную, выразительную речь;

- формирует и корректирует поведение;

- стимулирует развитие творческой и поисковой активности, самостоятельности.

  Всё это говорит о том, что участие ребёнка в театрализованной деятельности способствует полноценному умственному, эмоциональному и духовному развитию.

  Театрализованная деятельность – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, познание мира и умом и сердцем.

  Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс автоматизации звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

  Театр и родители. Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует и участия родителей.

Давайте рассмотрим, какие бывают куклы и как с ними играть.

  Куколки на пальчик.

  Игра с пальчиками – первый шаг, знакомство с первой игровой условностью. Это первый театр, не требующий больших затрат времени и финансов для изготовления атрибутов.

  Возьмите лист бумаги шириной 5-7см, примерно по длине вашего указательного пальца. Если кукловодом будет ребенок, то соответственно лист бумаги должен быть меньше. Сворачиваете бумагу рулончиком прямо на пальце и склеиваете. Дальше – раскрашиваете, украшаете аппликацией, бисером или пайетками. Обязательно сделайте отличительные признаки персонажей: королю – корону, деду – бороду и усы, а бабушке – платочек… Играть такими куколками-рулончиками интересно и одному, и целой компанией. Надеваете на палец… и вы уже не мама, а капризная принцесса! Еще такие артисты очень удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый палец – отдельный герой. Так можно поставить «Репку»«Теремок»«Зимовье зверей».

  Театр на столе.

  Именно на нем и разыгрываются представления.

  Сначала вырезаете из журнала приглянувшиеся картинки и наклеиваете их на картон для прочности. Фигуры должны быть не больше 10 см в высоту.

  Возьмите половинку от внутреннего футляра шоколадного яйца. На каждой сделайте сверху щель ножом. В эту прорезь вставьте картинку на картоне. Герой новой сказки готов! Так можно создать целую семью: маму, папу, малыша, снабдить их необходимыми предметами обихода. Сделайте на таких же подставочках изображения детской кроватки, колясочки, стола. Любая журнальная иллюстрация пойдет в дело! Такие актеры и декорации прочно стоят на столе и их можно свободно передвигать. А то, что в вашей сказке не будет традиционных персонажей бабки и дедки, пожалуй, и лучше: сможете сами вместе с ребенком сочинить новую сказку, с новыми действующими лицами.

  Конусные куклы.

  Возьмите лист тонкого картона или ватмана, сверните конусом (диаметр основания 7-10 см). Склейте или скрепите степлером. Установите, чтобы он прочно стоял на столе. Это будет туловище будущего героя. Сверху на конус приклеиваем голову. Ее изображение может быть двойным: вид спереди и вид сзади. Эти две половинки склеиваем между собой, а внутри, между ними, – вершина конуса. К конусу прикрепите ручки-ножки, усики-рожки.   Объемные куклы сложнее хранить. Они легко мнутся, поэтому их нужно аккуратно сложить в коробку, а плоские фигурки можно снять с подставочек и хранить даже в конверте. Для представления с такими куколками можно смастерить даже декорации – простую ширму, сделанную из 3-4 плотных листов картона большого формата А4 или A3, соединенных между собой «гармошкой» с помощью скотча или лейкопластыря. Он эластичный, прочный, отлично клеится и не шуршит при открывании и закрывании ширмы. На листы наклейте скотчем прозрачные папки-файлы в виде кармашков. Туда вы будете вставлять картинки, соответствующие теме действия, и ширма всегда будет другой. Картон лучше взять разных цветов: это и смотрится интереснее, и обыграть в постановке можно.

  Перчаточные куклы.

  Можно их сшить самим, а можно – взять обычную перчатку, у которой потерялась пара. Для головы подойдет шарик от пинг-понга с отверстием для указательного пальца. С помощью перманентного маркера изобразите на нем лицо, повяжите платочек или приклейте универсальным клеем шевелюру из шерстяных ниток. Если делаете лицо человечка, вместо шарика можно взять небольшой клубочек, обтянутый светлой тканью. Если хотите получить меховую мордашку, можно клубочек не обтягивать, а просто подобрать по цвету: мишке - коричневый, а зайке – белый или серенький. Здесь главное – аксессуары: платочек для старушки, косички для девчушки и т. п.

  Работа над созданием игрушки вместе с ребенком очень увлекательна.   Игрушка, сделанная ребенком, пусть с помощью взрослого, является не только результатом его труда, но и творческим выражением индивидуальности ее создателя. Она особенно дорога ему, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, небольших рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

laquo;… Не только интеллектуальное развитие ребенка,но и формирование его характера,эмоций у личности в целом,находится в непосредственной зависимости от речи»(Лев Семенович Выготский)...

Презентация по проекту "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у дошкольников"

Презентация по проекту. Цель: Развитие связной, выразительной речи у детей средствами театрализованной деятельности....

«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в среднем дошкольном возрасте является необходимым условием р...

Самообразование «Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи у старших дошкольников»

laquo;Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи у старших дошкольников»Цель: создание условий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста п...

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

laquo;… Не только интеллектуальное развитие ребенка,но и формирование его характера,эмоций у личности в целом,находится в непосредственной зависимости от речи»...

Консультация для воспитателей на тему : "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников"

Данная консультация раскрывает эффективные методы и приемы работы с дошкольниками по развитию связной речи с помощью театрализованной деятельности....