Консультация для воспитателей на тему : "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников"
консультация
Данная консультация раскрывает эффективные методы и приемы работы с дошкольниками по развитию связной речи с помощью театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vuospitateley_teatralizovannaya_deyatelnost.docx | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театрализованная деятельность
как средство развития связной речи дошкольников»
Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает большую услугу в познании мира, в котором мы живем.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.
Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в среднем дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.
Проанализировав литературу и требования программ по данной теме, сделала вывод, что действенным средством для развития связной речи детей является творческая театрализованная деятельность.Мои наблюдения показывают, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя.Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Театрализованная деятельность развивает речевую сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил коррекции черт детей.
Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нарушениями связной речи и недостатком словарного запаса. Среди родителей воспитанников группы было проведено анкетирование, в результате которого отмечены социально-педагогические проблемы воспитания и развития. Также в группе детей проводилось обследование в области «Социально-коммуникативного развития» и «Речевого развития», в результате которого выявлены проблемы в улаживании конфликтов с помощью убеждений и объяснений; дети не всегда берут ответственность и самостоятельность в выполнении поручений; редко умеют договариваться о теме игры и вести ролевой диалог. Наблюдения за детьми показали, что дети испытывали трудности при выполнении разных заданий:
в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова;
умении вслушиваться в текст;
улавливать интонации;
особенности речевых оборотов;
четко, последовательно излагать мысль;
самостоятельно пересказать текст;
в исполнении роли ребенок не владел разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью).
Задачами работы по театрализованной деятельности являются:
— формировать умение детей излагать свои мысли связно, последовательно;
— формировать грамматический, лексический строй речи;
— развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
— продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
— продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;
— продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи.
Для решения поставленных задач в группе создана развивающая предметно—пространственная среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого в группе функционируют центры, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка. Их оснащение периодически пополняется.
Наполняемость среды (центров) в рамках данной темы:
«Центр игры»
В данном центре находятся: сюжетные игрушки; игрушки транспорт разного вида; игрушки, изображающие предметы труда и быта; ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», Больница», «Мастерская», «Гараж», «Почта», «Путешествия», «Ателье»); игрушки-животные; куклы; наборы разных видов посуды; разграниченные зоны ( кукольный уголок, салон красоты, магазин, больница, почта и т.д.).
«Центр театра»
В группе функционирует театрализованный уголок с разными видами театра (настольный, би-ба-бо, плоскостной, теневой, дисковый, пальчиковый); маски, шапочки, парики, элементы костюмов, бутафория (носы, очки, усы и т.д.); театральный грим; картинки и иллюстрации к сказкам; фланелеграф, ширма; атрибуты для ярмарки (платки, ленты, шапки, венки и др.); наглядно-дидактические игры и пособия («Герои сказок», «Какая это сказка?» и т.д.). Разработан перспективный план работы по теме, создана картотека театрализованных и сюжетно-ролевых игр.
«Центр речевого развития»
В данном центре имеются: дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книги по тематикам, развивающие журналы по развитию речевых навыков; «Чудесный мешочек» с различными предметами; наглядно-дидактические пособия и игры: «Рассказы по картинкам», «Что было сначала, а что потом», «Добавь словечко», «Последовательности», «Расскажи почему?»; картотеки коммуникативных и речевых игр.
Для реализации поставленных задач использовала основные направления работы:
Работа с детьми, которая включала в себя:
— диагностику эмоционально-личностного развития (2 раза в год);
— практико-ориентированную направленность в реализации задач.
Осуществляла данную работу посредством следующих форм работы:
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
игры-драматизации (подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок);
речевые игры и упражнения (на развитие монологической и диалогической речи);
упражнение «Интервью из сказки» (развитие умения отвечать на вопросы);
придумывание сказок и рассказов по детским рисункам;
составление рассказов по картинкам из сказок и по схемам;
задания для развития речевой интонационной выразительности;
игры-превращения, образные упражнения;
упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
театральные этюды;
отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.;
показ театрализованных представлений, спектаклей.
Детское художественное творчество носит поэтапный характер
На первом этапе — обогащается восприятие за счёт жизненного опыта детей и ознакомления с литературными произведениями.
Знакомлю детей с произведениями разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), с их содержанием, художественной формой, с выразительным, мудрым языком народных сказок.
Осуществляю знакомство с окружающим миром в соответствии с содержанием литературного произведения. У детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность и активность.
Второй этап — собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, поисками художественных средств, освоением интонации слова, мимики, походки. Развивается речь со всех сторон: обогащается словарь образной лексикой, совершенствуется звуковая сторона речи (интонационная выразительность, дикция, сила голоса), дети обучаются навыкам диалогической речи (умение спросить, ответить, подать реплику, выслушать).
С воспитанниками провожу работу по развитию сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений; пластических этюдов.
Третий этап — характеризуется появлением новой продукции.
С детьми разыгрываю игры-драматизации и спектакли по мотивам прочитанных литературных произведений.
Таким образом, важное условие успешности драматизации – глубокое понимание литературного произведения на уровне эмоциональных переживаний и чувств. Именно в процессе восприятия произведений разных жанров у детей развиваются творческие способности, меняется их поведение.
Они узнают из сказок особенности поведения тех или иных персонажей, представляют их действия и у них возникает потребность самим показать те или иные движения. На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить слово и движение. Для такого понимания необходимо шире использовать упражнения и пластические этюды.
Когда дети начинают выполнять пластические этюды, их действия сопровождаю словами, характеризующими повадки зверей. Затем усложняю задачу. Уже начиная со среднего возраста дошкольники умеют проводить этюды без речевого сопровождения.
У детей 5-6 лет характеризуется формированием контекстной (связной) речи. Ребенка привлекает повествование-импровизация, у него проявляется интерес к творческому рассказыванию, сочинению разных типов фраз.
При этом стараюсь использовать игры на словообразование. Перед детьми ставлю цель — оформить свои мысли в виде рассказа, затем оказываю им необходимую помощь, подсказываю сюжетные ходы, логические связи, а иногда и начало предложения.
В своей работе использую метод составления рассказа «Размытое письмо». Это грамматическое упражнение. При составлении рассказов совершенствуются связная речь, понимание смысловой стороны слова и особенно-синтаксической структуры предложений.
Организую театрализованные игры через такие виды деятельности как театрализованная игра в организации образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей.
Организация театрализованной игры.
1) В ходе непрерывно образовательной деятельности. Стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки).
Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.
2) Совместная деятельность воспитателя с детьми. В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на
свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.
3) Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.
Также включаю игры и речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Правильно формулирую вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуем из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.
После ответа на вопросы предлагаю детям «показать» сказку в игре-драматизации. Особенно важна игра-драматизация для детей среднего дошкольного возраста, т.е. пятого года жизни. При повторном рассказывании сказки использую настольный театр. Затем дети прослушивают аудиозапись сказки, смотрят презентацию. Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства, у них появляется желание снова слушать и видеть хорошо знакомую сказку в новых формах.
Наблюдение за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться с волнением участвуя в игре-драматизации.
Работа с родителями
Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, использую различные формы взаимодействия:
— Родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы).
— Анкетирование: «Ваше отношение к театрализованной деятельности».
— Оформление папки — передвижки: «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно приобрести ребенку?».
— «Трудовой десант»- изготовление и подбор атрибутов к праздникам.
— Консультации: «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника», «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».
— «Родительские посиделки».
— Разработки памяток «Домашний театр», «Развиваем речь детей через театрализованные игры».
Работа с педагогами
Достижение планируемых результатов предполагает совместное взаимодействие воспитателя с другими педагогами ДОУ.
В процессе работы были проведены:
— показ ОД: «Интеллектуальное кафе «Дикие животные» для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие»).
— показ театрализованных игр, сказок: «Репка на новый лад», «Английские песенки», «Карусель сказок».
— показ сюжетно-ролевой игры «Поезд» для детей средней группы.
— Консультации для воспитателей: «Кукольный театр», «Праздник для всех».
— Рекомендации: «Театр своими руками», «Играем в театр вместе».
По результатам учебного года наблюдения показали, что у детей повысился интерес к театрально — игровой деятельности, обогатился и активизировался словарь, усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
Видны результаты: дети умеют проводить этюды с речевым сопровождением, повысилось исполнительское умение в создании художественных образов, могут показать небольшую знакомую сказку, умеют оценивать поступки героев
Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей, посредством театра, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников
Консультация для педагогов дошкольных организаций...
ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».Цель: «Определить содержание, разработать и апробировать методы и приёмы работы по развитию...
Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»
laquo;… Не только интеллектуальное развитие ребенка,но и формирование его характера,эмоций у личности в целом,находится в непосредственной зависимости от речи»(Лев Семенович Выготский)...
презентация опыта работы по теме "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у детей 2 младшей группы.
презентация опыта работы по теме "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у детей 2 младшей группы....
«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»
Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в среднем дошкольном возрасте является необходимым условием р...
Проект «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»
laquo;… Не только интеллектуальное развитие ребенка,но и формирование его характера,эмоций у личности в целом,находится в непосредственной зависимости от речи»...
Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»
Слайд 1. Представляю Вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»Слайд 2.Актуальность. В последние годы, к сожа...