Отграничительные критерии ЗРР от ЗРР при сопутствующих нарушениях
статья по развитию речи

Отличие темповой физиологической задержки речевого развития от задержки речевого развития при ЗПР и РДА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezrechevye_deti_dif._diagnostika.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии отграничения

ЗРР от нормы  

при отсутствии общеупотребительной речи у детей 2 – 3 лет

(поведенческие маркеры)

Речевое поведение детей с ЗРР в возрасте 2 – 3 лет резко отличается от речевого поведения сверстников с нормальным развитием речи.

Дети с задержкой речевого развития:

- демонстрируют отказ по просьбе взрослого повторять за ним элементарные звукоподражания, короткие слова и выражения;

- протестуют, когда взрослый побуждает их к повторению новых слов;

- редко сообщают взрослым о своих потребностях с помощью слов.

                                               Критерии отграничения

физиологического косноязычия от ЗРР

при отсутствии общеупотребительной речи

Физиологическое косноязычие – этап нормального развития фонетической стороны речи ребенка.

Если нарушение «физиологическое», то возможна самокомпенсация (спонтанное исчезновение искажений звуков).

Самые «уязвимые» в смысле самокомпенсации звуки позднего фонетического онтогенеза;

- трудно поддаются самокоррекции ротацизмы (боковой, одноударный, горловой);

- наиболее «физиологический», т.е. поддающийся самокоррекции, – щечный сигматизм шипящих (щечное произношение шипящих) и призубный сигматизм (призубное произношение свистящих).

Самокоррекция объясняется поздним созреванием у ряда детей артикуляторно-слуховой интеграции и наличием «физиологической диспраксии».

Феномен «самокоррекции» зависит от адекватного речевого окружения ребенка, его эмоционально-волевой зрелости. Активность самокоррекции зависит от остроты переживания эмоционального дискомфорта при неправильном звукопроизношении.

Физиологическое косноязычие может быть определено, если:

-  отсутствуют признаки системного нарушения речи (ОНР);

- не выявлены типичные дизартрические расстройства;

- нет признаков фонетического дизонтогенеза, т.е. нарушения порядка появления согласных звуков: П, Б, М, затем Т, Д, Н, затем К, Г, Х, затем С, З, затем В,Ф;

- нет грубых искажений: ротацизмов (бокового, одноударного, горлового); боковых и межзубного сигматизмов.

Перечисленные признаки с возрастом только закрепляются и не поддаются самокоррекции.

Для детей 2 – 3 летнего возраста при своевременной смене стадий речевого развития правильнее использовать термин «возрастная речь», так как произносительные особенности диффузны.

Термин «физиологическое косноязычие» всегда содержит положительную прогностическую составляющую, поэтому должен использоваться грамотно и осторожно: он предполагает самокоррекцию, а значит, исключает логопедическую помощь.

                                               Критерии отграничения

ЗРР от нарушенного речевого развития

при отсутствии общеупотребительной речи

Критерии

ЗРР

Нарушенное речевое развитие

Начало активной речи

Смещено относительно нормальных показателей.

Позднее начало активной речи (в 3 – 4 года).

Период употребления аморфных слов-предложений

Более 6 месяцев.

1 год и более при позднем начале активной речи.

Умение спонтанно объединять несколько аморфных слов в предложение

Могут спонтанно начать объединение.

Не могут.

Первые грамматические связи слов (флексии)

После 2 лет 6 месяцев.

После 3 – 4 лет, по качеству аграмматичны.

Особенности грамматических конструкций

Сосуществование аграмматиных конструкций и грамматически правильных словосочетаний недолгое. Аграмматичные конструкции быстро вытесняются (через 1 – 2 месяца).

Объем предложений расширяется до 3 – 4 слов, которые грамматически никак не будут связаны.

Невербальные способы общения (жесты, мимика, пристальный взгляд на лицо говорящего. возгласы, привлекающие внимание)

Присутствуют.

При дизартрии мимика отсутствует.

Критерии отграничения

ЗРР от ЗПР

при отсутствии общеупотребительной речи

Критерии

ЗРР

ЗПР

Познавательная деятельность

Не нарушена

Нарушена

Принимают задания

Да

Нет

Понимают задания

Да

Нет

Интерес к конечному результату

Присутствует

Безразличное отношение

Интерес к похвале взрослого

Присутствует

Безразличное отношение

Переход на более высокий уровень ориентации при показе способа действия

Быстрый, даже если действуют из подчинения.

Не выполняют даже после показа способа действия.

Сотрудничество со взрослым

Охотно идут на контакт, либо, проявляя заинтересованность в контакте со взрослым,  демонстрируют негативные проявления лишь в ситуациях утомления, психического напряжения.  

Затруднения в межличностном взаимодействии

либо не испытывают потребности в общении даже со своими близкими людьми.

Критерии отграничения

ЗРР от РДА (раннего детского аутизма)

при отсутствии общеупотребительной речи

Критерии

ЗРР

РДА

Реакция на обращенную речь

Не зависит от ситуации, охотно идут на контакт

Зависит от ситуации:

в аффективно-насыщенных условиях даже «мутичный» ребенок может понять достаточно сложную фразу; сказать слово громким, чистым голосом; правильно произнести сложные звукосочетания.

Реакция на обращенную речь отсутствует.

Средства речи

Соответствует какой-то одной стадии речевого развития.

Для 2-х летнего ребенка нормальным развитием речи считается  сформированность определенной речевой функции в пределах одного квартала,

т.е. 3-х месяцев.

Для 3-х летнего ребенка – в пределах

1-го полугодия. 

Одновременно употребляют «лепетные» слова и сложно организованные, правильные по языковой структуре, высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аквааэробика- технология здоровьесбережения и сопутствующая форма развития плавательных способностей детей дошкольного возраста.

Образовательный процесс в овладении плавательными навыками требует от детей усидчивости, концентрации внимания на выполнении каждого движения, а дети не любят монотонности и однообразия. В связи с эти...

Новые технологии сопутствующие снижению переутомляемости.

Новые технологии сопутствующие снижению переутомляемости.(сообщение для педсовета)...

Критерии эффективности музыкальной деятельности с детьми с нарушением слуха

Данные критерий эффективности помогут вам объективно оценить качество музыкального развития детей с нарушением слуха...

Сопутствующие документы к видео НОД

Сопутствующие документы к видео НОД...

Сопутствующие документы к видео НОД Тимофеевой О.А.

Сопутствующие документы к видео НОД  Тимофеевой О.А....

Сопутствующие диагнозы при ТНР (тяжелых нарушениях речи)

Описание сопутствующих диагнозов при ТНР...