Отграничительные критерии ЗРР от ЗРР при сопутствующих нарушениях
статья по развитию речи
Отличие темповой физиологической задержки речевого развития от задержки речевого развития при ЗПР и РДА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezrechevye_deti_dif._diagnostika.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии отграничения
ЗРР от нормы
при отсутствии общеупотребительной речи у детей 2 – 3 лет
(поведенческие маркеры)
Речевое поведение детей с ЗРР в возрасте 2 – 3 лет резко отличается от речевого поведения сверстников с нормальным развитием речи.
Дети с задержкой речевого развития:
- демонстрируют отказ по просьбе взрослого повторять за ним элементарные звукоподражания, короткие слова и выражения;
- протестуют, когда взрослый побуждает их к повторению новых слов;
- редко сообщают взрослым о своих потребностях с помощью слов.
Критерии отграничения
физиологического косноязычия от ЗРР
при отсутствии общеупотребительной речи
Физиологическое косноязычие – этап нормального развития фонетической стороны речи ребенка.
Если нарушение «физиологическое», то возможна самокомпенсация (спонтанное исчезновение искажений звуков).
Самые «уязвимые» в смысле самокомпенсации звуки позднего фонетического онтогенеза;
- трудно поддаются самокоррекции ротацизмы (боковой, одноударный, горловой);
- наиболее «физиологический», т.е. поддающийся самокоррекции, – щечный сигматизм шипящих (щечное произношение шипящих) и призубный сигматизм (призубное произношение свистящих).
Самокоррекция объясняется поздним созреванием у ряда детей артикуляторно-слуховой интеграции и наличием «физиологической диспраксии».
Феномен «самокоррекции» зависит от адекватного речевого окружения ребенка, его эмоционально-волевой зрелости. Активность самокоррекции зависит от остроты переживания эмоционального дискомфорта при неправильном звукопроизношении.
Физиологическое косноязычие может быть определено, если:
- отсутствуют признаки системного нарушения речи (ОНР);
- не выявлены типичные дизартрические расстройства;
- нет признаков фонетического дизонтогенеза, т.е. нарушения порядка появления согласных звуков: П, Б, М, затем Т, Д, Н, затем К, Г, Х, затем С, З, затем В,Ф;
- нет грубых искажений: ротацизмов (бокового, одноударного, горлового); боковых и межзубного сигматизмов.
Перечисленные признаки с возрастом только закрепляются и не поддаются самокоррекции.
Для детей 2 – 3 летнего возраста при своевременной смене стадий речевого развития правильнее использовать термин «возрастная речь», так как произносительные особенности диффузны.
Термин «физиологическое косноязычие» всегда содержит положительную прогностическую составляющую, поэтому должен использоваться грамотно и осторожно: он предполагает самокоррекцию, а значит, исключает логопедическую помощь.
Критерии отграничения
ЗРР от нарушенного речевого развития
при отсутствии общеупотребительной речи
Критерии | ЗРР | Нарушенное речевое развитие |
Начало активной речи | Смещено относительно нормальных показателей. | Позднее начало активной речи (в 3 – 4 года). |
Период употребления аморфных слов-предложений | Более 6 месяцев. | 1 год и более при позднем начале активной речи. |
Умение спонтанно объединять несколько аморфных слов в предложение | Могут спонтанно начать объединение. | Не могут. |
Первые грамматические связи слов (флексии) | После 2 лет 6 месяцев. | После 3 – 4 лет, по качеству аграмматичны. |
Особенности грамматических конструкций | Сосуществование аграмматиных конструкций и грамматически правильных словосочетаний недолгое. Аграмматичные конструкции быстро вытесняются (через 1 – 2 месяца). | Объем предложений расширяется до 3 – 4 слов, которые грамматически никак не будут связаны. |
Невербальные способы общения (жесты, мимика, пристальный взгляд на лицо говорящего. возгласы, привлекающие внимание) | Присутствуют. | При дизартрии мимика отсутствует. |
Критерии отграничения
ЗРР от ЗПР
при отсутствии общеупотребительной речи
Критерии | ЗРР | ЗПР |
Познавательная деятельность | Не нарушена | Нарушена |
Принимают задания | Да | Нет |
Понимают задания | Да | Нет |
Интерес к конечному результату | Присутствует | Безразличное отношение |
Интерес к похвале взрослого | Присутствует | Безразличное отношение |
Переход на более высокий уровень ориентации при показе способа действия | Быстрый, даже если действуют из подчинения. | Не выполняют даже после показа способа действия. |
Сотрудничество со взрослым | Охотно идут на контакт, либо, проявляя заинтересованность в контакте со взрослым, демонстрируют негативные проявления лишь в ситуациях утомления, психического напряжения. | Затруднения в межличностном взаимодействии либо не испытывают потребности в общении даже со своими близкими людьми. |
Критерии отграничения
ЗРР от РДА (раннего детского аутизма)
при отсутствии общеупотребительной речи
Критерии | ЗРР | РДА |
Реакция на обращенную речь | Не зависит от ситуации, охотно идут на контакт | Зависит от ситуации: в аффективно-насыщенных условиях даже «мутичный» ребенок может понять достаточно сложную фразу; сказать слово громким, чистым голосом; правильно произнести сложные звукосочетания. Реакция на обращенную речь отсутствует. |
Средства речи | Соответствует какой-то одной стадии речевого развития. Для 2-х летнего ребенка нормальным развитием речи считается сформированность определенной речевой функции в пределах одного квартала, т.е. 3-х месяцев. Для 3-х летнего ребенка – в пределах 1-го полугодия. | Одновременно употребляют «лепетные» слова и сложно организованные, правильные по языковой структуре, высказывания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аквааэробика- технология здоровьесбережения и сопутствующая форма развития плавательных способностей детей дошкольного возраста.
Образовательный процесс в овладении плавательными навыками требует от детей усидчивости, концентрации внимания на выполнении каждого движения, а дети не любят монотонности и однообразия. В связи с эти...
Новые технологии сопутствующие снижению переутомляемости.
Новые технологии сопутствующие снижению переутомляемости.(сообщение для педсовета)...
Критерии эффективности музыкальной деятельности с детьми с нарушением слуха
Данные критерий эффективности помогут вам объективно оценить качество музыкального развития детей с нарушением слуха...
Сопутствующие документы к видео НОД
Сопутствующие документы к видео НОД...
Сопутствующие документы к видео НОД Тимофеевой О.А.
Сопутствующие документы к видео НОД Тимофеевой О.А....
Сопутствующие документы к видео НОД Кирамовой Л.Г.
Информационная карта педагога...
Сопутствующие диагнозы при ТНР (тяжелых нарушениях речи)
Описание сопутствующих диагнозов при ТНР...