НОД по развитию речи ТЕМА: «В мире шуток - прибауток»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Развивать речевую активность детей через малые фольклорные формы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_mire_shutok.docx | 25.75 КБ |
v_mire_shutok_i_pribautok.pptx | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида№1» подготовительная группа №5 воспитатель : Иванова Л.Н. /высшая квалификационная категория
НОД по развитию речи
ТЕМА: «В мире шуток - прибауток»
Цель: Развивать речевую активность детей через малые фольклорные формы.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, шутки-прибаутки, чистоговорки, скороговорки, пословицы, потешки.
- учить читать потешки наизусть выразительно, использовать знакомые потешки в народной игре.
- обогатить словарь детей за счёт понятий: загадка, шутка-прибаутка, чистоговорка, пословица, потешка.
- формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение четко проговаривать звуки в словах.
Развивающие:
- развивать речь детей, память, способность к размышлениям.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к русскому народному творчеству, родному языку.
- воспитывать умение сопереживать, сочувствовать и стремление помогать, умение слушать указания взрослого.
Материалы и оборудование: маршрутная карта, письмо, сундучок , 4 звёздочки, снежинки с пословицами, шапочка – маска лисы, зайца, ёжа, медведя, картинки - схемы с чистоговорками, с потешками, игрушки животных, колпак, презентация .
Предварительная работа: заучивание пословиц, поговорок, скороговорок, потешек, чтение сказок; рассматривание иллюстраций по сказкам, песенкам и потешкам. Создание в группе условий для совместной игровой деятельности воспитателя с детьми.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Солнышко встало , утро настало, Эй братец Федя, разбуди соседа Вставай указка, вставай серёдка, вставай сиротка и ты Митрошка, привет ладошка. Солнышко встало, утро настало. Мы проснулись! Потянулись и друг другу улыбнулись!
Ой ребята, слышите кто-то к нам стучится .
(Раздаётся стук в дверь, вносят сундучок).
- Но этот сундук необыкновенный, он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать, волшебные слова. Послушайте, какие: (открываю презентацию на экране – 1 слайд)
«Фу-ты, ну - ты, лапти гнуты…
Сундучок- сундучок, открывай- ка свой бочок!»
- Давайте вместе с вами скажем эти слова.
Дети произносят волшебные слова. Воспитатель открывает сундук и говорит
Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо. (читает).
Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам волшебник.
Я очень грущу, потому что мой колпак стал не волшебным.
Чтобы он снова стал волшебным, необходимо найти 4 звезды.
Помогите мне, пожалуйста.
А чтоб вы не сбились с пути,
Посылаю вам маршрутную карту.
Желаю вам удачи!
Воспитатель: Интересное послание. Наш путь не лёгкий и не близкий.
(Воспитатель смотрит на карту).(2 – слайд)
Ой, здесь какие-то квадратики, прямоугольники, полоски, стрелочки.
Что это значит? (рассматривают)
Дети: Это план нашей группы!
( Прямоугольники – столы, стрелки – Куда указывает 1 стрелочка? (к телевизору)
Это перекрёсток скороговорок и чистоговорок (3 – слайд) Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем… Дети, а вы знаете для чего люди произносят скороговорки?.... Давным – давно , много лет тому назад в Древней Руси, жили да поживали люди, для того , чтобы правильно говорить, чётко произносить все звуки, ради смеха и забавы, стали быстро проговаривать предложения и фразы А какие вы знаете скороговорки? Посмотрите, на рисунке спрятались скороговорки. Проговорите их.
•От топота копыт – пыль по полю летит.
• У Ёлки иголки колки.
• За – за, прилетела оса.
•Зоиного зайку – зовут Незнайка.
Воспитатель: Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. -Получили первую звезду, а теперь идём дальше.
Воспитатель: Мы пришли в «Перекрёсток загадок» (4 – слайд)
Смотрите и слушайте ,надо отгадать загадки про животных, и расселить их: диких – в лес, а домашних – к домику, на полянку. Если вы их отгадаете, то сможете идти дальше.
1.Грива на шее волной,
Сзади хвост трубой,
Меж ушей челка,
На ногах щетка.
Дети: Лошадка.
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это лошадка? Объясните, пожалуйста. (дети объясняют)
2. Серый, зубастый,
По угодьям рыщет,
Кого съесть ищет (волк)
3. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет (Лиса)
4. Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок,
Пятачок дырявый.
А крючок вертлявый. (свинья)
5. Что за зверь лесной:
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (заяц)
6. Глазищи, усищи, хвостище, когтище, А моется всех чище. (кошка)
Воспитатель: Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! -Получили вторую звезду. - Ребята, устали? Отдохнем?
Давайте мы поиграем в р. н. игру «Ворон».
Ой, ребята, та-ра-ра (идем по кругу)
На горе стоит гора
А на той горе дубок
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)
В позолоченных серьгах (показывают серьги)
Черный ворон на дубу (показывают крылья)
Он играет во трубу (показывают игру на трубе)
Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)
Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)
Да (поднимают и опускают руки) Молодцы!
Воспитатель: Можно идти дальше. Куда указывает нам стрелочка?
« Улица потешек, шуток – прибауток»
Присаживайтесь на скамеечку, сели все красиво, спинка как тростинка. Ребятки, какие потешки вы знаете?
Инсценировка потешек «Тень –тень – потетень», «Куда Федя едешь»…Расшифруйте послания Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Пришло время поиграть.
Игра «Добавлялки»
Ок- ок - ок – стоит в поле (теремок)
Ок - ок – ок - покатился (колобок)
Са – са – са – зайчишку выгнала (лиса)
Ок – ок – ок – помог зайцу (петушок)
Ост – ост – ост – отморозил волк свой (хвост)
Ол – ол – ол – упал в колодец (козёл)
Апоть – апоть – апоть – упал в реку (лапоть) -Получили третью звезду
На карте стрелочка указывает на ёлочку, а вот указатель «Улица пословиц».
(возле ёлочки разбросаны снежинки)
Воспитатель: Как много снежинок!
Соберём их?
Воспитатель: Ой, здесь на снежинках написаны пословицы, но не полностью.
Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом, хозяйство, про людские отношения.
Пословица недаром молвится.
Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы.
Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
Вот послушайте русские пословицы.
-Сделал дело – гуляй смело.
-Без труда не выудишь и рыбку из пруда.
-Доброе слово лечит, а худое калечит.
-За добро – добром и платят.
-Семеро одного не ждут.
-Друга ищи, а нашел, береги.
-Землю солнце красит, а человека труд.
-Семь раз примерь, а один раз отрежь.
-Терпение и труд всё перетрут.
Пословицы вы знаете. Молодцы! -Получили четвёртую ю звезду
Воспитатель: Ну вот, мы с вами и собрали все звезды, посмотрите, стрелочка показывает на сундучок, идем.
Ребята, вы помогли волшебнику сделать колпак волшебным, а он вас решил отблагодарить.
Кончилось веселье –Пришло время угощенья! Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!(Воспитатель и дети благодарят волшебника и прощаются
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФУ – ты, ну –ты , лапти гнуты… Сундучок - сундучок, открывай – ка свой бочок»
Перекрёсток скороговорок и чистоговорок Всех скороговорок, не переговоришь, а мы попробуем! От топота копыт , пыль по полю летит . Шла Саша по шоссе и сосала сушку У ёлки иголки колки За - за , за прилетела оса
Перекрёсток загадок
Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей чёлка.
Серый , зубастый , по лесам рыщет, кого съесть ищет.
Хвост пушистый , мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт.
Вместо хвостика - крючок, вместо носа – пятачок. Пятачок дырявый, а крючок вертлявый.
Что за зверь лесной: Встал, как столбик под сосной, и стоит среди травы Уши больше головы.
Глазище, усище, хвостище, когтище А моется всех чище.
" При солнышке тепло, при матери добро"
Яблочко от яблоньки, не далеко катится .
Друг познаётся в беде.
Много слов - да мало дела.
Есть терпенье, будет и уменье!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои конспекты (НОД по развитию речи в средней группе "В мире шуток - прибауток")
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЯСНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ПИНЕЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД» п. ЯС...
НОД по ознакомлению с окружающим и развитие речи. Тема: "В мире домашних птиц"
Занятие по ознакомлению детей с домашними птицами...
Конспект занятия в средней группе по развитию речи. Тема: «В мире профессий».
Цели:1) закрепить знания детей о профессиях (врач, водитель, продавец, воспитатель, почтальон и т.д.), об орудиях труда; формировать умение составлять связный рассказ с помощью схемы...
Конспект НОД по социокультурным истокам. ТЕМА: «В мире шуток - прибауток» 2020г
Конспект НОД по социокультурным истокам. ТЕМА: «В мире шуток - прибауток»...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи Тема: «Пусть миром правит доброта»
Тематическое занятие направлено на развитие связной речи, расширение и активизицию словаря, совершенствование образовывать однокоренные и сложные слова.Все задачи реализуются через игровые ситуации, д...
Конспект образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром, развитие речи». Тема: «Домашние питомцы» Образовательные области (познавательное развитие, речевое развитие) Группа компенсирующей направленности для воспитанников с интеллектуальной
Конспект образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром, развитие речи». Тема: «Домашние питомцы»Образовательные области (познавательное развитие, речевое развит...
- Мне нравится (1)