Развитие речи с помощью театрализации
статья по развитию речи (средняя группа)

Бухарова Оксана Николаевна

Тезисы  по развитию речи воспитанников через театрализацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_buharova_on_oktyabr_2016.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Бухарова Оксана Николаевна,

воспитатель Подгорновского детского сада,

городской округ Красноуфимск

Развитие речи с помощью театрализации

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно приобретением, так как речь ребенка не дается ему от рождения. Должно пройти не мало времени, чтобы ребенок  начал говорить. И для этого не обходимо приложить множество усилий как родителям, так и воспитателям, что речь ребенка развивалась и формировалась правильно и своевременно. Развитие речи дошкольников по ФГОС – актуальная задача на всех этапах становления коммуникативных умений дошкольника. Речь является приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих. Развитие речи это прививание дошкольникам ряда умений:

- умение понять тему, вдуматься в неё, осмыслить и раскрыть её содержание в своем высказывании;

- умение подчинить высказывание определенной мысли;

- умение подобрать языковые средства для определенного высказывания; умение систематизировать материал, выстроив логическую цепочку;

- умение критически относиться к своей речи, совершенствовать её, исправлять не точности высказываний, текста.

Без овладения речи невозможно дальнейшее развитие и образование ребенка. Из – за большой занятости родителей процесс развития речи ребенка пускается на самотек. Дома ребенок проводит мало времени  в обществе взрослого, родитель занят другими домашними делами, и поэтому ребенок редко слушает рассказы и сказки из уст мамы и папы, а уж планомерные занятия по освоению речи  - вообще редкость. Поэтому процесс развития речи требует постоянного педагогического вмешательства, контроля, руководства. Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач  дошкольного учреждения.

В поисках эффективных средств развития связной речи дошкольников  педагоги всё больше обращают внимание на использование разных видов искусств. Одним из главных методических средств, для решения комплекса задач, по развитию речи является театрализованная деятельность.

По мнению основателя русской актерской школы К. С. Станиславского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собою и каждого  самим собою, …на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит исключительно из диалогов».

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализация позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение  или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом  позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

 В игре – драматизации формируется диалогическая, эмоционально – насыщенная речь, активизируется словарный запас. С помощью игры – драматизации дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. В театрализованной работе   развивается разговор как форма социальной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги точны, логичны, чувственны. Заученные слова, фразы, диалоги используются в дальнейшем при свободном общении, т.е. происходит усвоение правильной речи. Сам процесс подготовки проведения театрализованной игры решает множество задач по развитию речи6

- систематическое выполнение  игровых упражнений придает уверенность говорящему в жизненных ситуациях;

- введение игр на развитие дыхания, свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, дикции, разнообразной интонации;

- переход к заучиванию прибауток, стишков, пословиц и поговорок, затем разыгрывание их (пальчиковый театр, настольный).

- переход к более сложному виду деятельности – драматизация сказок, рассказов, где используются различные виды масок, костюмов, виды театров: настольный, пальчиковый, теневой, би-ба-ба, дети могут разыгрывать текст в качестве актеров.

Исходя из выше сказанного, хочется отметить, что влияние театральной деятельности, игры на развитие речи неоспоримо. Благодаря театрализации ребенок познает героя, проживает все его чувства, пополняет словарный запас, и в дальнейшем использует его в повседневной жизни. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Используемая литература:

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2006., С. 18
  2. Доронова Т. М. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2005., с. 38.
  3. Колодяжная Т.П., колунова ребенка в детском саду (новые подходы). – Ростов – н/Д.: Феникс, 2002., с.29
  4. Цейтлин. С. Н. и др. Язык. Речь. Коммуникация. Междисциплинарный словарь. – М.: КАРО, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации с детьми второй младшей группы «Сказочные рукавички»

Конспект предназначен для того, чтобы учить детей громко и чётко произносить слова, сочетая речь с движениями пальцев рук, воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарный зап...

Конспект организованной деятельности по развитию речи с использованием театрализации в средней группе по мотиву сказки "Заячья избушка".

Програмное содержание:Развивать содержательность, связность речи.Активизировать словарь детей, побуждать к использованию слов – описаний.Упражнять в звукопроизношении, работать над дикцией.Учить детей...

Конспект организованной деятельности по развитию речи с использованием театрализации в средней группе по мотиву сказки "Заячья избушка".

Програмное содержание:Развивать содержательность, связность речи.Активизировать словарь детей, побуждать к использованию слов – описаний.Упражнять в звукопроизношении, работать над дикцией.Учить детей...

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализации "Путешествие в страну сказок"

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализации. В занятие включены упражнения на ЗКР, пантомимические этюды и драматизация сказки "Заюшкина избушка"...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации в средней группе "На лесной опушке"

Закрепление знаний по теме "Дикие животные и их детеныши, развитие речи в игре - драматазации"Теремок"...

НОД по развитию речи с элементами театрализации

Закрепить содержание сказки «Теремок» с помощью развивающих игр и упражнений. Формировать у детей умение передавать в театрализации интонацией характер персонажей. Закрепить умение подбирать определен...


 

Комментарии

Прекрасная тема...