Конспект занятия по развитию речи "В поисках Волшебницы весны"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Закрепление представлений у детей о весне и ее приметах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_poiskah_volshebnitsy_vesny.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «В поисках Волшебницы-Весны»
Цель: закрепление представлений детей о весне и ее приметах.
Задачи:
Обучающая: закрепить представления детей о весне, ее приметах; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме; совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающая: развивать диалогическую и монологическую речь, зрительное внимание, мышление, речевое дыхание, координацию речи с движением, фонематический слух.
Воспитательная: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, бережного отношения к природе.
Образовательная среда:
Предметно-практическая:
картинки с изображением времен года, Солнышка, волшебницы – Весны, аудиозапись ветра, ручья, икт, схемы слов, фишки, конверт с заданием, ребус, стаканчики, палочки, гуашь, марля, вода, музыка Д. Лолей «Одинокий пастух».
Характер взаимодействия
(ребёнок – взрослый): внеситуативно- личностная.
(ребёнок – ребёнок): работа в группах.
отношения к миру, другим людям, к себе самому: способы актуализации опыта ребёнка.
Планируемый результат: дети имеют представления о весне и ее приметах; проявляют активность, любознательность и эмоциональность; вступают в общение со взрослыми и сверстниками при беседе по теме, расширяют словарь по теме; не нарушают звуконаполняемость слов, владеют навыками фонематического анализа; могут устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы; знают и соблюдают правила поведения в природе.
Ход занятия:
1.Вводно – мотивационный этап
(Создание положительного эмоционального фона занятия. Развитие речевого слуха и мышления)
– Чтобы день прошел хорошо, надо начать его с улыбки. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. И у нас сразу улучшится настроение. Посмотрите, а кто это сегодня заглянул к нам на занятие - «Солнышко».
(Логопед показывает пособие «солнышко»)
– А какое солнышко бывает?
– Посмотрите, на обратной стороне Солнышка, что-то написано.
«Помогите мне её найти, отгадав загадку.
Расправляют крылья ветерки и птицы,
Теплыми лучами манит тишина.
Открывает сказки первые страницы
Добрая волшебница …. (весна)»
– Ребята, поможем Солнышку найти Волшебницу- Весну?
2.Практический этап
Упражнение «Кому что нужно». (Уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах)).
– Все всегда рады весне и ждут ее с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили специальные слова. Может мы тоже, попробуем сказать эти слова, а Весна услышит нас и сама придет. (Дети за логопедом повторяют закличку)
Весна красна!
В гости просим!
Приходи скорей!
Принеси с собой....
– А что она должна принести, вы скажите сами. Сейчас мы все вместе позовем весну и каждый, у нее что-нибудь попросит.
(Дети стоят в кругу. Логопед передает «солнышко» по кругу, дети по очереди говорят свою просьбу)
- Ребята, посмотрите, появились какие-то картинки.
(на экране компьютера появилось изображение времен года)
Рассматривание картин «Времена года».
– Посмотрите, что изображено на картинках?
- Определите, на какой картине изображена весна. И докажите, почему вы так думаете?
Игра «Хлопни в ладоши». (Развитие словаря, слухового внимания)
– А сейчас я вас проверю, хорошо ли вы знаете признаки весны. Вам надо хлопнуть в ладоши, если услышите слово, относящее к весне.
Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталина, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.
(Параллельно проводится словарная работа. А что такое половодье, проталина, капель, ледоход.)
Речь с движением «Весна» (Развитие общей моторики, чувства ритма)
Светит солнышко с утра (Дети улыбаются, подставляют лица и ладошки к
солнышку.)
Очень рада детвора …. (Наклоняют голову, то к одному плечу, то к
другому.)
Целый день нам не лень (Делают махи прямыми руками вверх и вниз.)
Слушать как звенит капель!
Кап, кап, кап, кап! (Дети поговаривают эти слова под ритмический
рисунок.)
Игра «Подбирай и называй!»
– А сейчас мы ненадолго отправимся в путешествие на весеннюю полянку, которая изображена на картинке, что вы выбрали. Может мы там Весну найдем? Закройте глаза.
Скорее глазки закрывайте
И немножко помечтайте,
Вы в пушинки превратились,
С ветерочком подружились.
Он вас быстро подхватил,
Сильно, сильно закружил
И на весеннюю полянку
Тихо, нежно опустил.
(На доске картинка весенней полянки увеличивается)
– Посмотрите, какая замечательная полянка.
Найдите предметы со звуком «р», назовите их и определите место этого звука в слове. (Детям раздать полоски и фишки)
Упражнение на развитие слухового восприятия, развитие речевого дыхания и голоса.
– А сейчас мы попробуем картинку оживить. (Логопед включает аудиозапись: пение птиц, шум ветра, журчание ручейка.) Дети пробуют сами озвучить эти явления.
«Ветер» Ветер дует: «у — у — у...
Очень скучно одному — у — у...
Песню я пою — у — у...
И деревья гну — у — у...»
«Шум ручья» (Пропевают «бл — бл — бл — бл..» в среднем и низком регистрах.
Экперимент.
– В ручье вода стоит или движется? (Дать детям два стаканчика один с водой, а другой пустой.)
– Перелейте аккуратно воду из одного стаканчика в другой.
– Льется вода? Почему? (Потому что жидкая)
– Если бы она не была жидкой, то она не смогла бы течь в ручейках и реках и из крана.
Вывод: Так как вода жидкая и течет, ее называют жидкостью.
– А почему вода журчит?
– Как вы думаете можно пить воду из ручья? Почему?
– А вот сейчас мы проверим, действительно ли она - грязная? Ручьи весной как образуются?
– Вот я принесла снег, а он у меня растаял. Почему?
– Как мы будем проверять чистоту растаявшей воды? (пропускаем, через марлечку талую воду).
– Какая вода? Можно пить такую воду?
– А мы, какую воду пьем?
Вывод: талая вода грязная, снег грязный.
– Ребята, понюхайте воду. Чем пахнет?
– Вода не имеет запаха, если она чистая. Но вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Вывод: у воды нет запаха.
– Посмотрите, что можно сказать о воде, если взять два стаканчика, в одном из них развести белую гуашь, а потом в оба стаканчика опустить палочки. В каком из стаканчиков они видны? Почему?
Вывод: вода прозрачная.
Предложить детям попить воду через соломинку. Какая вода на вкус? (безвкусная)
Вывод: у воды нет вкуса.
– Повторите, что мы узнали о воде.
– Ребята, а нужна ли вода? Почему?
– К сожалению, люди не берегут воду и сбрасывают мусор. Сливают вредные вещества. Я надеюсь, когда вы вырастите, то не будете этого делать, а наоборот придумаете разные фильтры для очистки воды.
Аутотренинг (Музыка Д. Лолей «Одинокий пастух»)
А сейчас закройте глаза, мы с вами немножко отдохнем.
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок,
Мы вдыхаем его чистый и свежий воздух
Качаются ветви деревьев,
над нами тихо кружат птицы,
нам хорошо и приятно.
Мы очень рады, что встретились с удивительным миром природы,
Мы хотим жить в мире с этой природой!
- 1-2-3 покружитесь, снова в садик все вернитесь!
Ребус
– Вот мы и очутились в саду и вместе с нами Волшебница – Весна. (На компьютере появилась картинка Весны)
Посмотрите, а у Весны в руках, какие – то картинки. (Морковь, мандарин, картошка, торт.)
Что с ними надо сделать, как вы думаете?
Составить слово по первым звукам слов. «Март»
– Скажите, почему март называют «утром весны»? (Март открывает раннюю весну.)
– Да март — месяц переменчивый, то снегом веет, то солнцем греет.
– Ой, смотрите, какой-то конверт лежит. (На конверте изображение солнышка. Дети могут предположить, что это задание от солнышка)
Составь рассказ.
Достаньте из конвертов слова и составьте из них предложения, а затем прочитайте.
Наступила ранняя весна.
Ярко светит солнце.
На крышах появляются сосульки.
Быстро тает снег.
Побежали веселые ручейки.
3.Заключительный этап (рефлексия)
– Вам было интересно на занятии? Вспомните все, что вы делали сегодня. Зачем мы это делали? А что вам больше всего понравилось? В чем испытывали трудности? Где это может пригодиться?
Ребята, одевайтесь весной тепло, чтобы не простудиться. А чтобы вы не сосали сосульки, в благодарность за свое возвращение Волшебница – Весна превратила их в леденцы и хочет угостить вас ими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи. Тема: "ПТИЦЫ ВЕСНОЙ".
План-конспект занятия. Тема:...
конспект занятия по развитию речи на тему "Весна"
конспект занятия по развитию речи на тему "Весна"...
Конспект занятия по развитию речи по теме «Весна идет, весне дорогу» в старшей группе детей с ОВЗ
Конспект занятия по развитию речи по теме: «Весна идет, весне дорогу» в старшей группе детей с ОВЗ...
Конспект занятия по развитию речи "Готовимся встречать весну и Международный женский день"
конспект НОД...
Конспект занятия по развитию речи "Мы идем весну искать"
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в живой и неживой природе....
Конспект занятия по развитию речи "Как солнышко весне помогало"
Конспектзанятия по развитию речи "Как солнышко весне помогало"...