Конспект занятия по развитию речи "В поисках Волшебницы весны"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Лаптева Елена Михайловна

Закрепление представлений у детей  о весне и ее приметах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poiskah_volshebnitsy_vesny.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В поисках Волшебницы-Весны»

Цель: закрепление представлений детей о весне и ее приметах.

Задачи:

Обучающая: закрепить представления детей о весне, ее приметах; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме; совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающая: развивать диалогическую и монологическую речь, зрительное внимание, мышление, речевое дыхание, координацию речи с движением, фонематический слух.

Воспитательная: формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, бережного отношения к природе.

Образовательная среда:

Предметно-практическая:

 картинки с изображением времен года, Солнышка, волшебницы – Весны, аудиозапись  ветра, ручья, икт, схемы слов, фишки, конверт с заданием, ребус, стаканчики, палочки, гуашь, марля, вода, музыка Д. Лолей «Одинокий пастух».

Характер взаимодействия

(ребёнок – взрослый):  внеситуативно- личностная.

(ребёнок – ребёнок): работа в группах.

отношения к миру, другим людям, к себе самому: способы актуализации опыта ребёнка.

Планируемый результат: дети имеют представления о весне и ее приметах; проявляют активность, любознательность и эмоциональность; вступают в общение со взрослыми и сверстниками при беседе по теме, расширяют словарь по теме; не нарушают звуконаполняемость слов, владеют навыками фонематического анализа; могут устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы; знают и соблюдают правила поведения в природе.

Ход занятия:

1.Вводно – мотивационный этап

(Создание положительного эмоционального фона занятия. Развитие речевого слуха и мышления)

– Чтобы день прошел хорошо, надо начать его с улыбки. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. И у нас сразу улучшится настроение. Посмотрите, а кто это сегодня заглянул к нам на занятие - «Солнышко».

(Логопед показывает пособие «солнышко»)

– А какое солнышко бывает?  

– Посмотрите, на обратной стороне Солнышка, что-то написано.

«Помогите мне её найти, отгадав загадку.

Расправляют крылья ветерки и птицы,

Теплыми лучами манит тишина.

Открывает сказки  первые страницы

Добрая волшебница …. (весна)»

– Ребята, поможем Солнышку найти Волшебницу- Весну?

2.Практический этап

Упражнение  «Кому что нужно». (Уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах)).

– Все всегда рады весне и ждут ее с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили специальные слова. Может мы тоже, попробуем сказать эти слова, а Весна услышит нас и сама придет. (Дети за логопедом повторяют закличку)

Весна красна!

В гости просим!

Приходи скорей!

Принеси с собой....

– А  что она должна принести, вы скажите сами. Сейчас мы все вместе позовем весну и каждый, у нее что-нибудь попросит.

(Дети стоят в кругу.  Логопед передает «солнышко» по кругу, дети по очереди говорят свою просьбу)

- Ребята, посмотрите, появились какие-то картинки.

(на экране компьютера появилось изображение времен года)

Рассматривание картин «Времена года».

– Посмотрите, что изображено на картинках?

- Определите, на какой картине изображена весна. И докажите, почему вы так думаете?

Игра «Хлопни в ладоши». (Развитие словаря, слухового внимания)

–  А сейчас я вас проверю, хорошо ли вы знаете признаки весны. Вам надо хлопнуть в ладоши, если услышите слово, относящее к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталина, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад,  солнышко.

(Параллельно проводится словарная работа. А что такое половодье, проталина, капель, ледоход.)

Речь с движением «Весна» (Развитие общей моторики, чувства ритма)

Светит солнышко с утра       (Дети улыбаются, подставляют лица и ладошки к

                                              солнышку.)

Очень рада детвора ….         (Наклоняют голову, то к одному плечу, то к

                                                 другому.)

Целый день нам не лень       (Делают махи прямыми руками вверх и вниз.)

Слушать как звенит капель!

Кап, кап, кап, кап!                 (Дети поговаривают эти слова под ритмический

                                               рисунок.)

Игра «Подбирай и называй!»

–  А сейчас мы ненадолго отправимся в путешествие на весеннюю полянку, которая изображена на картинке, что вы выбрали. Может мы  там Весну найдем? Закройте глаза.  

Скорее глазки закрывайте

И немножко помечтайте,

Вы в пушинки превратились,

С ветерочком подружились.

Он вас быстро подхватил,

Сильно, сильно закружил

И на весеннюю полянку

Тихо, нежно опустил.  

      (На доске картинка весенней полянки увеличивается)

 Посмотрите, какая замечательная полянка.

 Найдите предметы со звуком «р», назовите их и определите место этого звука в слове. (Детям раздать полоски и фишки)

Упражнение на развитие слухового восприятия, развитие речевого дыхания и голоса.

А сейчас мы попробуем картинку оживить. (Логопед включает аудиозапись: пение птиц, шум ветра, журчание ручейка.) Дети пробуют сами озвучить эти явления.

      «Ветер»  Ветер дует: «у — у — у...

                     Очень скучно одному — у — у...

                     Песню я пою — у — у...

                     И деревья гну — у — у...»

      «Шум ручья» (Пропевают «бл — бл — бл — бл..» в среднем и низком регистрах.

 Экперимент.

В ручье вода стоит или движется? (Дать детям два стаканчика один с водой, а другой пустой.)

– Перелейте аккуратно  воду из одного стаканчика в другой.

– Льется вода? Почему?  (Потому что жидкая)

– Если бы она не была жидкой, то она не смогла бы течь в ручейках и реках и из крана.

   Вывод: Так как вода жидкая и течет, ее называют жидкостью.

–  А почему вода журчит?

– Как вы думаете можно пить  воду из ручья? Почему?

– А вот сейчас мы проверим, действительно ли она - грязная? Ручьи весной как образуются?

– Вот я принесла снег, а он у меня растаял. Почему?

– Как мы будем проверять чистоту растаявшей воды?  (пропускаем, через марлечку талую воду).

– Какая вода? Можно пить такую воду?

– А мы, какую воду пьем?

  Вывод: талая вода грязная, снег грязный.

– Ребята, понюхайте воду. Чем пахнет?

– Вода не имеет запаха, если она чистая. Но вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.

  Вывод: у воды нет запаха.

Посмотрите, что можно сказать о воде, если взять два стаканчика, в одном из них развести белую гуашь, а потом в оба стаканчика опустить палочки. В каком из стаканчиков они видны? Почему?

  Вывод: вода прозрачная.

Предложить детям попить воду через соломинку. Какая вода на вкус? (безвкусная)

 Вывод: у воды нет вкуса.

Повторите, что мы узнали о воде.

– Ребята, а нужна ли вода? Почему?

– К сожалению, люди не берегут воду  и сбрасывают мусор. Сливают вредные вещества. Я надеюсь, когда вы вырастите, то не будете этого делать, а наоборот придумаете разные фильтры для очистки воды.

Аутотренинг (Музыка Д. Лолей «Одинокий пастух»)

А сейчас закройте глаза, мы с вами немножко отдохнем.

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок,

Мы вдыхаем его чистый и свежий воздух

Качаются ветви деревьев,

над нами тихо кружат птицы,

нам хорошо и приятно.

Мы очень рады, что встретились с удивительным миром природы,

Мы хотим жить в мире с этой природой!

- 1-2-3 покружитесь, снова в садик все вернитесь!

Ребус

– Вот мы и очутились в саду и вместе с нами Волшебница – Весна. (На компьютере появилась картинка  Весны)

Посмотрите, а у Весны в руках, какие – то картинки. (Морковь, мандарин, картошка, торт.)

Что с ними надо сделать, как вы думаете?

Составить слово по первым звукам слов. «Март»

 – Скажите, почему март называют «утром весны»? (Март открывает раннюю весну.)

– Да март — месяц переменчивый, то снегом веет, то солнцем греет.

– Ой, смотрите, какой-то конверт лежит. (На конверте изображение солнышка. Дети могут предположить, что это задание от солнышка)

Составь рассказ.

Достаньте из конвертов слова  и составьте из них предложения, а затем прочитайте.

Наступила ранняя весна.

Ярко светит солнце.

На крышах появляются сосульки.

Быстро тает  снег.

Побежали веселые ручейки.

3.Заключительный этап (рефлексия)

Вам было интересно на занятии? Вспомните все, что вы делали сегодня. Зачем мы это делали? А что вам больше всего понравилось? В чем испытывали трудности? Где это может пригодиться?

Ребята, одевайтесь весной тепло, чтобы не простудиться. А чтобы вы не сосали сосульки, в благодарность за свое возвращение Волшебница – Весна превратила  их в леденцы и хочет угостить вас ими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи на тему "Весна"

конспект занятия по развитию речи на тему "Весна"...

Конспект занятия по развитию речи по теме «Весна идет, весне дорогу» в старшей группе детей с ОВЗ

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Весна идет, весне дорогу» в старшей группе детей с ОВЗ...

Конспект занятия по развитию речи "Мы идем весну искать"

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в живой и неживой природе....

Конспект занятия по развитию речи "Как солнышко весне помогало"

Конспектзанятия по развитию речи "Как  солнышко весне помогало"...