Конспект занятия по развитию речи "Как солнышко весне помогало"
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспектзанятия по развитию речи "Как  солнышко весне помогало"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему: «Как солнышко весне помогало»

Программные задачи:

Образовательные: продолжать формировать у детей представление о месяце марте, как месяце пробуждения природы. Обобщать и систематизировать представление детей о временах года. Уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе. Закреплять умение составлять рассказы по опорным картинкам.

Упражнять в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, упражнять в образовании имен прилагательных женского, мужского и среднего рода. Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным; глаголы к существительным, активизировать словарь детей по теме: «Весна».

Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление и воображение, разговорную речь.

Развивать умение замечать изменения в не живой природе.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту. Формировать умение работать в коллективе, прислушиваться к ответам других детей, а так же формировать положительную мотивацию к занятиям.

Материал к занятию: Конверт с письмом. Картинки с изображением характерных признаков весны: солнце, небо, облака, сосульки, ручейки, проталинки, трава, почки, листики, перелетные птицы. Круг  из желтой бумаги с прикрепленными к нему одним концом желтыми лентами, солнечные зайчики (из бумаги), разрезные картинки – пазлы о весне.

Ход занятия

Организационный момент: дети старшей группы взявшись за руки «цепочкой» входят в группу.

Восп: Доброе утро! – тебе сказали,

Доброе утро – ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты!

Восп: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Нам в группу пришла наша уважаемая заведующая Галина Викторовна в гости, а когда приходят гости- это всегда праздник, а так как она пришла одна- то у нас сегодня маленький праздник, давайте с ней поздороваемся и улыбнемся.

Дети: Здравствуйте

Восп: ой ребята я сейчас увидела, как к нашему окну подлетела сорока, постучала в окно и так что-то радостно затрещало. Вы не видели?

Интересно, что она хотела нам сообщить? И так быстро улетела. (подходит к окну). ой, посмотрите что это там за окном? Конверт. А на нем написано Кому? Детям старшей группы детского сада д.Лосня, от кого? От «Волшебницы – Природы». А еще на нем написано: « Сказка». Хотите узнать что за сказка там спряталась?

Дети: Да!

Восп: Давайте прочитаем! (дети садятся на ковер)… Жили были четыре времени года, какие? (Зима, Весна, Лето, Осень). Жили они дружно не тужили и по очереди правили всем миром: три месяца Зима, три месяца Весна, три месяца Лето, три месяца Осень. Все бы хорошо, но в этом году Зима решила, что она из всех самая главная и не захотела уступать место Весне, мете и метет морозит и морозит – достала уже всех! Загрустили под снежным покрывалом растения, птицы перестали петь свои чудесные песни. Забеспокоились Осень и Лето, а Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо - чудное, которое поможет победить холод и мороз!»

Восп: Ребята, а дальше ничего нет!, листок оборван… неужели холода и морозы еще задержаться? И природа не проснется от  долгого зимнего сна? Чтобы этого не произошло, давайте поможем Весне победить Зиму. Как вы думаете какое чудо - чудное поможет Весне победить холод?

Загадка: Красная девица по небу ходит? (солнце)

Восп: Действительно, солнце самое большое чудо на свете, а еще оно какое?

Давайте поиграем в игру «Скажи какое? какой? какие? какая?» (подбор прилагательных к слову).

Весной солнце какое? – весеннее , яркое, лучистое, доброе, теплое, веселое, ласковое, необычное.

А небо весной какое? – голубое, чистое, глубокое, высокое, ясное.

А облака весной на небе какие? – белые, пушистые, легкие, воздушные, необычные.

Ветер весной какой? - свежий, теплый, ласковый.

Снег весной какой? - рыхлый, грязный, темный.

Ручеек весной какой? – быстрый, холодный, звонкий, веселый, журчащий.

Травка весной какая? – зеленая, мягкая, молодая, душистая, нежная, свежая, тонкая, красивая.

Листочки на веточках какие? – маленькие, блестящие, зелененькие, липкие.

Восп: молодцы ребята! – действительно весной в природе все не такое как Зимой. Весной природа просыпается после глубокого зимнего сна. Дети а какой сейчас месяц?, (Март).

Восп: а кто из вас знает пословицы о весне?

1 Матушка весна- всем красна!

2 Красна весна да голодна!

3 Кто весной не пролежит, весь год будет сыт!

4 Хоть марток, а поддевай двое порток!

5 В марте и курица из лужи напьется!

 Восп: да, это все про март. Пора бы уже природе проснуться, но как-то тяжело Солнышку дается пробуждение.  Давайте ребята поможем Солнышку разбудить природу. Встаньте в большой круг и поиграем в игру «Скажи- наоборот».

1 Зимой погода холодная, а весной – ( теплая.)

2 Снег зимой идет, а весной - (тает)

3 Зимой деревья спят, а весной – (просыпаются)

4 Зимой дуют холодные ветра, а – весной (теплые)

Восп: Молодцы! Все правильно сказали, все эти изменения происходят благодаря ласковым солнечным лучам, да и сама Весна ласковое время года, давайте вспомним сейчас с вами весенние приметы и будем их называть ласковыми словами.

Игра с мячом «Назови ласково»

Сейчас я буду называть слова и бросать мяч, а вы поймав его будите мне его бросать обратно, и говорить эти слова только ласково.

Солнце – солнышко, луч – лучик, весна – веснянка, облако – облачко, снег – снежок, льдина – льдинка, проталина – проталинка, лужа – лужица, дорога – дорожка, сосулька – сосулечка, ручей – ручеек, дождь – дождик, трава – травка, гнездо – гнездышко, птицы – птички.

 Восп: Молодцы! Хорошо поиграли все слова правильно назвали, Весна действительно ласковое время года и наступает оно постепенно, каждый день весной в природе происходит изменение. Ребята а в конверте осталось еще что-то!? Помогите мне все это вытащить, да действительно сорока еще что-то припасла в конверте. (а здесь загадки о весне)

1 Лежал, лежал, да в речку побежал? (снег).

2 Была белая, да седая, пришла зеленая, да молодая? (весна).

3 Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою, но солнце чуть-чуть припечет, растает она и умрет? (сосулька).

4 Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (весной).

5 Без языка - говорит, без ног, а бежит? (ручей).

6 Водное покрывало все луга закрывало? (половодье или разлив).

7 Гром грохочет на реке, слышно даже вдалеке? (ледоход).

8 Барабаны в небе бьют, спать всем людям не дают? (гром).

9 на шесте дворец, во дворце певец, а зовут его? (скворец).

Восп: Молодцы! А в конверте еще что-то, конечно, новое задание. Надо собрать весенние приметы в одну картинку. (дети садятся за столы) на каждый стол раздаются пазлы  картинки с весенними приметами. Дети собирают, анализируют и составляют рассказ по картинке, далее сверяются с картинками который выставляет воспитатель на доске.

Ребята сказка наша не закончилась, как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало чтобы природа снова расцвела яркими красками? Давайте мы с вами сейчас расставим все приметы (картинки) по порядку и  продолжим сказку « Как Солнышко Весне помогало», (дети за столами сочиняют рассказы по картинкам).

Дети:  Выглянуло весеннее яркое, ласковое солнце, и отправилось оно гулять по свету, совершая много чудес. Солнышко начало рассыпать повсюду свои золотые лучики, и будить землю. Стало от этого теплее, веселее, светлее!

 Первый лучик коснулся неба. Небо стало чистым, ясным, голубым. По высокому небу поплыли белые, пушистые, воздушные облака. Солнышко приложило теплые свои лучики к прозрачным сосулькам и они стали быстро таять. С крыш домов закапала веселая капель!

Второй лучик попал в ручей. Проснулись и зажурчали по дорожкам звонкие веселые ручейки. Своим теплым дыханием согрело солнышко землю, и вскоре на месте снежного покрывала, появились проталинки, а на них появились и первые подснежники, выросла молодая, зеленая мягкая травка.

Третий лучик попал на деревья. Они стали согреваться и оживать от солнечного тепла. На деревьях стали набухать почки, появились первые листочки. Из теплых стран стали возвращаться перелетные птицы ( грачи, скворцы, галки, ласточки…).

Вот и наступила долгожданная весна!

Физкульт – минутка.

Снег теперь уже не тот

Потемнел он в поле (шагают)

На озерах треснул лед (развести руки в стороны)

Будто раскололи (хлопают руками)

Облака бегут быстрей (бег на месте, взмах руками в стороны)

Небо стало выше (потянулись на носочках, руки вверх)

Зачирикал воробей (показ крылышек)

Веселей на крыше (улыбка, показать домик над головой)

Восп: Молодцы! Вот какая замечательная сказка о весне у нас получилась. Понравилась вам сказка?

-Ребята, есть сказки о весне в прозе, а есть и в стихах. Сейчас я вам прочту стихотворение о весне.

Весна пришла, сосульками
Карнизы украшая.
Ручьи задорно булькают,
Сугробы подмывая.
Забыв морозы прежние,
Без сил свалилась набок
Заплаканная снежная
Подтаявшая баба.
Зиме совсем недужится –
Пора ей в путь сбираться…
И солнце в каждой лужице
Готово искупаться!
И меж снегами влажными
Пробив себе окошки,
Подснежники отважные
Уже встают на ножки!

Чтение стихов о весне детьми (знакомых)

Итог занятия: Так какое же есть главное чудо в природе, которое помогает наступлению весны? Радует нас всегда хорошей погодой? Дети (солнышко).

Восп: Приглашаю вас всех пройти на лужайку и сесть в кружок. «Скажите вы все любите весну?» (да) и у меня для вас есть сюрприз! Каждый из вас будет говорить за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга лежащего вот в этом подносе. (дети поочередно разворачивают ленточки и называют слова. На конце ленточки появляются сладости (конфеты). За участия занятия дети еще получают солнечных зайчиков.

Посмотрите что у нас получилось?

Дети: солнышко

Восп: солнышко услышало нас и заглянуло нам в гости, согрела нас своим теплом, и угостила конфетами. А вы его добрые лучики, от которых всем тепло и радостно.

Восп: Ребята! Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! На этом наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Ранняя весна".

Цели: закрепить время года-весна;вспомнить характерные признаки весны;закрепить умение подбирать признаки к словам;образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;образовыв...

Конспект занятия по развитию связной речи "Весна"

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Ранняя весна»...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи Тема : « Весна пришла».

КОНСПЕКТзанятия по развитию речиТема : « Весна пришла». Образовательные цели: обобщить и закрепить словарь детей по теме «Весна»; определение позиции звука в начале и в конце слова; обучение сост...

Конспект занятия по развитию речи «Здравствуй Весна!»

расширять и систематизировать представления детей о весне...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Весна идет, Весне дорогу» (Занятие – развлечение) для детей старшего дошкольного возраста

Цель: закреплять с детьми характерные признаки весны, упражняя в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.Задачи:Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведен...