Конспект беседы в старшей группе.Тема: «Кто такая Баба-Яга?»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Наверное, нет ни одного русского по духу человека, который бы не слышал сказок про бабу-ёжку костяную ножку. Она летала в ступе с метлой и собирала деток себе на обед. А была страшной и уродливой старухой. Таким нам рисуют её русские народные сказки. Как говорится, слышали звон да не знаем где он! Но стоит помнить, что сказка – это всего лишь обработанный сказ, и в большинстве случаев сказки прошли жёсткую цензуру за последние сотни лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baba-yaga.docx | 205.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕВРАЛЬ.
Конспект беседы в старшей группе «Медвежата»
Тема: «Кто такая Баба-Яга?»
Наверное, нет ни одного русского по духу человека, который бы не слышал сказок про бабу-йожку костяную ножку. Она летала в ступе с метлой и собирала деток себе на обед. А была страшной и уродливой старухой. Таким нам рисуют её русские народные сказки. Как говорится, слышали звон да не знаем где он! Но стоит помнить, что сказка – это всего лишь обработанный сказ, и в большинстве случаев сказки прошли жёсткую цензуру за последние сотни лет.
Как же было на самом деле?
Давным-давно, а может и недавно, наши предки называли бабу-ягу Бабой Йогой или Йогиней-Матушкой. Она была вечнопрекрасная, любящая, добросердечная богиня-покровительница детей сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле то на огенной Небесной колеснице (вайтмана), то верхом на коне по всем землям, на которых жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного, собирая безпризорных детей-сирот по градам и весям.
В каждой Славяно-арийской веси, даже в каждом многолюдном граде или поселении, богиню-покровительницу узнавали по излучающей доброте, нежности, кротости, любви и нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали ей, где живут дети-сироты.
Простые люди называли богиню по-разному, но обязательно с нежностью, кто Бабушкой Йогой Златой ногой, а кто и совсем попросту – Йогиней-Матушкой.
Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный скит, который находился в самой чаще леса, у подножья Ирийский гор (Алтай). Всё это она делала для того, чтобы спасти от неминуемой гибели этих последних представителей из древнейших Славянских и Арийских Родов.
В предгорном скиту, где Йогиня-Матушка проводила детей-сирот через огненный обряд посвящения древним вышним богам, имелось капище рода, высеченное внутри горы.
Рядом с горным капищем рода, в скале имелось специальное углубление, которое жрецы рода называли Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделённый выступом на два равных углубления, называемый лапата. В одно углубление, которое было ближе к Пещи Ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей-сирот в белых одеждах. Во второе углубление накладывала сухой хворост, после чего лапата задвигалась обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост.
Для всех присутствующих на Огненном Обряде это означало, что дети-сироты были посвящены древним вышним богам, и в мирской жизни родов их никто больше не уивидит. Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огенных Обрядах, очень красочно рассказывали в своих краях, что своими галазами наблюдали, как маленьких детей принесли в жертву древним богам, бросив их живыми в огенную печь, и сотворила это Баба Йога. Чужестранцам было неведомо, что когда задвигался помост-лапата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты, и отделял углубление с детьми от огня.
Когда загорался огонь в Пещи Ра, жрецы переносили детей-сирот из углубления на лапате в помещения капища рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали жрецов и жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род. Но ничего из этого чужеземцы не ведали, и продолжали распространять сказки о том, что дикие жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Баба Йога, детей-сирот в жертву боагм приносят.
Эти глупые чужеземные сказки повлияли на образ Йогини-Матушки, особенно после христианизации Руси, когда образ красивой молодой богини подменили образом древней злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадёт маленьких детей, жарит их в печи в лесной избе и потом поедает их. Даже имя Богини Йоги исказили, стали называть её Баба-Яга костяная нога и стали пугать богиней всех детей.
БАБА-ЯГА
Старуха - волшебница в славянской мифологии и в русских народных сказках. В некоторых сказках у Бабы-Ягиодна нога костяная, поэтому ее называют Баба-Яга — костяная нога. В праславянском языке слово былосвязано со значением ‘делать противным, дразнить, сердить’.
В славянских языках встречаются аналоги со значением ‘ведьма’, ‘лесная ведьма’. Персонажи, сходные сБабой-Ягой, известны и в фольклоре народов Западной Европы, например Фрау Холле в немецких сказках.
Баба-Яга живет в лесу в избушке на курьих ножках (см. изба, курица) и летает по небу в деревянной ступеили на метле.
Во время ее полета воют ветры, стонет земля, скот ревет, трещат и гнутся вековые деревья. Она известнатем, что пожирает людей, поэтому забор вокруг ее избушки сделан из человеческих костей, а на заборе — черепа. Избушка Бабы-Яги может поворачиваться, чтобы попасть в нее, необходимо произнести заклинание:Избушка, избушка, встань по-старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом. Первые слова, которыми Баба-Яга встречает гостей: Русским духом пахнет… (например, сказка «Финист — ясный сокол»). Большую часть времени она проводит, сидя на печи, прядет или ткет холсты (сказка «Баба-яга»). Ей служатчерные коты (см. кот), вороны (см. ворон), змеи (см. змея). Она знает язык животных и растений. Иногда онапытается украсть маленьких детей, зажарить в печке и съесть, правда, у нее это не получается (сказка «Гуси-лебеди»). Баба-Яга знает много тайн и может помочь или помешать герою сказки достичь заветной цели(сказка «Василиса Прекрасная»). Она любит загадывать загадки и отгадывать их. Когда Баба-Яга выступаетпомощницей главного героя, то дарит ему волшебные предметы: гусли-самогуды, сапоги-скороходы, ковер-самолет, клубок ниток, указывающий дорогу.
Классический зрительный образ Бабы-Яги создан знаменитыми русскими художниками-иллюстраторами: И.Я. Билибиным (иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная», 1902 г.) и В.М. Васнецовым («Баба-Яга», 1917г.).
Баба-Яга упоминается А.С. Пушкиным во Вступлении к поэме «Руслан и Людмила», где описывается миррусских волшебных сказок: Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой...
В наше время Баба-Яга стала появляться и в анекдотах. Например: В магазине женщина долго выбираетметлу. Все перебрала и еще попросила продавца со склада принести. Наконец, говорит: – Ну ладно, уж таки быть. Я возьму вот эту! – Вам завернуть или вы на ней полетите? — спрашивает продавец.
Иногда за глаза Бабой-
Ягой называют пожилую женщину с тяжелым характером. У детей есть уменьшительно-пренебрежительное название Бабы-Яги — Бабка-Ёжка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.
Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...
Конспект занятия в старшей группе: Тема: " Беседа об осени"
Задачи: Помощь детям выделять характерные признаки осени.Развивать диалог, разговорную речь детей....
Конспект ООД в старшей группе. Тема: «Беседа о кукушке»
Цель занятия : Закрепление знаний детей о прелетных птицах....
Конспект НОД в старшей группе. Тема: «Кто такие волонтеры?»
сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его основных направлениях, о его значении в жизни социума....
Конспект НОД в старшей группе. Тема: «Что такое забота».
Образовательная область социально коммуникативное развитие....
Конспект познавательной беседы в старшей группе Тема "Лето"
Конспект познавательной беседы в старшей группе Тема "Лето"...
Конспект познавательной беседы в старшей группе Тема "Времена года"
Конспект познавательной беседы в старшей группе Тема "Времена года"...