Конспект занятия по познанию в старшей группе Тема: “ Кто я такой”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Исентаева Жания Жексенбаевна

Конспект занятия   по  познанию  в старшей  группе

Тема: “ Кто я такой”

 

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,    речевое , художественно-эстетическое развитие.

Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная

Цель:  Развивать представление детей о себе как о человеке, о том что каждый человек имеет сходства и различия, строение тела, фигуры и т. д

Программное содержание: Вызывать у детей интерес друг к другу, предоставить детям возможность проанализировать свои чувства и желания, осознать их и поделиться ими с окружающими;  Закрепить усвоение знаний детьми о строении человека и его функциях. Помочь приобрести навыки и умения наблюдать, сопоставлять, понимать зависимость целого организма от его частей. Уточнить и активизировать словарь по данной теме. Формировать навыки ответов предложениями. Развивать внимание, память, воображение.

Предварительная работа:  Дидактические игры: « Я человек!, иллюстрации части тела человека

 Материалы и оборудования:  иллюстрации , картинки,  человек, девочка, мальчик

Планируемый  результат: Дети четко отвечают на вопросы воспитателя, знают части тела человека .

Структура занятия

1.

Вводная часть

Организационный момент. « мое имя»

2мин

2.

Основная часть

 

22мин

1.

Беседа . «что умеют дети»

ответы детей»

5мин.

2.

Гимнастика для глаз.

внимательность

3мин

3.

Загадывание загадок

Правильные ответы детей

 4мин.

4.

Физминутка

Движения по тексту

5мин.

3.

Упражнения на дыхание.

Подведение итогов. 

2мин

 

Заключительная часть 

Подведение итогов

1мин

Длительность занятия 25 мин.

Ход занятия

Вводная часть

Мое имя

      Каждый ребенок говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше всего нравится; как он хочет, чтобы его называли в группе.

      Дети работают с вопросами:

  • Бывают ли люди, у которых нет имен?
  • Для чего нужны имена?
  • Кто еще имеет имена?
  • Есть ли люди с одинаковыми именами? Можно ли сказать, что эти люди похожи друг на друга?
  • Какие имена вы знаете?
  • Какие имена носят и девочки и мальчики?

Основная часть

Воспитатель. Подумайте, ребята, пожалуйста, и скажите, что вы умеете делать.

Дети. Я умею одеваться, заправлять постель, рисовать.

Воспитатель. А теперь скажите мне, что вы не умеете делать.

Дети. Я не умею летать как птица, на машине ездить и т.д.

Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением ребенка. Что вы видите на картинке?

Дети. Мальчик, ребенок, малыш.

Воспитатель. Да, на картинке мы видим ребенка, и он нам с вами, как будто бы говорит: Я – человек,  я – вижу,  я – слышу,  я – дышу, я - двигаюсь,  я - живу,

Все, что меня окружает вокруг – это мой мир, он живет вместе со мной каждый день, каждый час, каждый миг.  Мы с вами уже знаем о шести помощниках человека, назовите мне их.

ДетиРуки, ноги, глаза, уши, нос, рот.

Воспитатель. А узнаем мы мир с помощью пяти органов чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Через эти органы чувств - глаза, уши, нос, язык и кожу – наш мозг, который находится у нас в голове, получает информацию об окружающем нас мире.  Что может узнать наш мозг о мире с помощью глаз?

Ребенок. С помощью глаз мы можем видеть разные предметы, где они лежат, стоят, можем видеть друзей, какие они.

Гимнастика для глаз.

1 упр. – посмотреть вверх, прямо, вниз, прямо, вверх. /3 раза/

2 упр. – посмотреть вправо, прямо, влево, прямо, вправо. /3 раза/

3 упр. – вытянуть руку вперед, посмотреть на указательный палец, палец медленным движением руки приблизить к носу и обратно.

4 упр. – нарисовать на доске знак бесконечности ∞ и от середины водить глазами сначала в одном направлении, затем обратно. /5-8 раз/

Загадывание загадок

Брат с братом через дорожку живут,

А друг друга не видят.

(Глаза)

Стоят два кола,

На колах — бочка,

На бочке — кочка,

На кочке — лес дремучий.

(Человек)

Когда мы едим – они работают,

Когда мы не едим – они отдыхают.

(Зубы)

Между двух светил я в середине.

(Нос)

Пять братьев:

Годами равные, ростом разные.

(Пальцы)

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются.

(Веки и глаза)

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

(Язык)

Один говорит, двое глядят, двое слушают.

(Язык, глаза и уши)

Не сеют, не сажают – сами вырастают.

(Волосы)

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле

(Ушки)

Маша ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны Нашей Маше

(Ручки)

Всю жизнь друг друга догоняют,

а обогнать не могут.

(Ноги)

Гладкое поле, белая полянка, ни травинки,

ни былинки, да посередке – ямка.

(Живот)

Я — хозяйка голове,

Хоть сидит она на мне.

Ей команды подаю -

Волю выполнит мою. (шея)

Воспитатель. Что может узнать наш мозг с помощью ушей?

Ребенок. Уши помогают нам услышать то, что говорит нам мама, друзья, воспитатель. С помощью ушей мы слышим разные звуки животных, птиц, насекомых.

Воспитатель. Ребята, а почему у нас в группе висит правило: «Говори тихо»?

Ребенок. От сильного шума может заболеть голова.

Воспитатель. Что может узнать наш мозг с помощью носа?

Ребенок. С помощью носа мы различаем разные запахи.

Воспитатель. Нос нам служит ещё и для того, чтобы дышать. Для дыхания человеку нужны нос и рот, а также легкие, которые находятся под грудной клеткой. Положите руку на грудь и вдохните воздух, что вы чувствуете?

РебенокКогда я вдыхаю воздух, моя грудь поднимается, а когда выдыхаю, грудь опускается.

Воспитатель. Как только человек рождается на свет, он начинает дышать. Мы дышим всегда, даже когда спим. Когда мы дышим, мы обеспечиваем наш организм кислородом, а выдыхаем углекислый газ. Растения, которые растут в нашем доме и группе, наоборот, питаются углекислым газом, а выдыхают кислород. Чтобы узнать, что мы дышим воздухом, давайте проведем опыт.

Сиюминутный опыт «Воздушные шарики»

В бутылке находятся мелкие шарики пенопласта и трубочка. Ребенок дышит в трубочку, и шарики поднимаются вверх.

Воспитатель. Что поднимает шарики кверху?

ДетиВоздух.

Воспитатель. Правильно нужно дышать носом, а не ртом. В носовой полости воздух очищается от пыли и согревается, затем опускается вниз по трахее, грудная клетка расширяется для того, чтобы дать больше места легким, которые наполняются воздухом. Кровь через легкие забирает из воздуха кислород и им наполняет наш организм. Наши легкие похожи на две большие губки и имеют миллионы маленьких отверстий, которые наполняются воздухом. Правило. «Дышим правильно – говорим легко».

Упражнения на дыхание.

Цель. Формирование навыков носового дыхания.

1 упр. - вдох: поглаживать нос от кончика вверх средними пальцами;

- выдох: похлопывать средними пальцами по ноздрям.

2 упр. – широко открыть рот и подышать носом.

3 упр. – закрыть одну ноздрю средним пальцем и пдышать: вдох – выдох.

То же самое с другой ноздрей.

4 упр. – закрыть одну ноздрю пальцем – вдох; выдох через другую ноздрю.

5 упр. «Фокус» - вдох через нос; выдох – высунуть широкий язык, обнять вернюю губу, подуть на нос.

Воспитатель. Снова положите на грудь руку и послушайте, что вы слышите?

Ребенок. Я слышу, как внутри стучит сердце тук-тук.

Физминутка

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

Всех девочек: …

(называем любые имена )

Всех мальчиков: …

(называем любые имена)

Воспитатель. Правильно, вы уже знаете, что у нас в груди находится сердце, которое работает и днем и ночью и не останавливается ни на одно мгновение. Наше сердце можно сравнить с мотором машины, это самый важный орган нашего тела. Помогает работе сердца кровь, которая путешествует по всему нашему телу по узеньким трубочкам, называются трубочки венами и артериями. Кровь – это жидкость красного цвета. Она снабжает наш организм кислородом, который получает из воздуха в легких. Её путешествие по нашему организму очень трудное и длинное и ей нужен помощник, который помогал её движению. И этот помощник – наше сердце, которое дает толчок крови. Из легких кровь попадает в сердце, сердце сжимается и выталкивает кровь в артерии. По артериям кровь путешествует по всему нашему телу и наполняет клетки кислородом, а затем возвращается в сердце по венам.

Воспитатель.  А теперь потрогайте свою руку, ногу и скажите, почему она такая твердая? Что находится внутри руки? /Кости./ Все кости нашего тела образуют скелет. Тело человека держится, благодаря нашему скелету  Череп, который находится на голове, защищает головной мозг, позвоночник – поддерживает все тело. Наши кости покрыты мышцами, а мышцы, покрыты кожей. Кожа защищает наше тело от жары, холода и микробов. Через кожу наше тело ощущает тепло, холод, твердость, мягкость.

Воспитатель. . Сегодня на занятии мы узнали очень много интересного о человеческом теле. Мы  должны беречь его и ухаживать за ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе" Что такое заповедники и Красная книга"

Дать детям  представление о том, что такое Красная книга и охраняемые территории.Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу....

Конспект занятия для первой младшей группы "Такие разные осенние листья"

конспек прогулки " Такие разные осенние листья"Цель:-показать что осень прекрасное время года,-формировать бережное отношение к деревьям,-развивать связную речь, умение говорить правильно четко, ...

Конспект занятия по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"

1. Учить детей разбираться в нравственных ситуациях. 2. Учить аргументировать свои ответы. Развивающие задачи: развивать речь, фантазию и творческое воображение детей. Воспитательные задачи: закрепить...

конспект занятия по теме "Кто я такой"

Формирование представлений детей о разных ступенях развития человека (младенец, ребенок-дошкольник, взрослый человек); о том, что каждый имеет имя; о сходстве и различии в строении тела, фигуры и др. ...

Конспект занятия в средней группе "Что такое хорошо и что такое плохо"

Воспитывать у детей стремление к хорошим поступкам, формировать умениерешать нравственные ситуации...

Конспект занятия по развитию речи "Что такое хорошо,что такое плохо?"

Конспект занятия по развитию речи "Что такое хорошо,что такое плохо?"...