Конспект занятия по познанию в старшей группе Тема: “ Кто я такой”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познанию в старшей группе
Тема: “ Кто я такой”
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое , художественно-эстетическое развитие.
Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная
Цель: Развивать представление детей о себе как о человеке, о том что каждый человек имеет сходства и различия, строение тела, фигуры и т. д
Программное содержание: Вызывать у детей интерес друг к другу, предоставить детям возможность проанализировать свои чувства и желания, осознать их и поделиться ими с окружающими; Закрепить усвоение знаний детьми о строении человека и его функциях. Помочь приобрести навыки и умения наблюдать, сопоставлять, понимать зависимость целого организма от его частей. Уточнить и активизировать словарь по данной теме. Формировать навыки ответов предложениями. Развивать внимание, память, воображение.
Предварительная работа: Дидактические игры: « Я человек!, иллюстрации части тела человека
Материалы и оборудования: иллюстрации , картинки, человек, девочка, мальчик
Планируемый результат: Дети четко отвечают на вопросы воспитателя, знают части тела человека .
Структура занятия
1. | Вводная часть | Организационный момент. « мое имя» | 2мин |
2. | Основная часть |
| 22мин |
1. | Беседа . «что умеют дети» | ответы детей» | 5мин. |
2. | Гимнастика для глаз. | внимательность | 3мин |
3. | Загадывание загадок | Правильные ответы детей | 4мин. |
4. | Физминутка | Движения по тексту | 5мин. |
3. | Упражнения на дыхание. | Подведение итогов. | 2мин |
| Заключительная часть | Подведение итогов | 1мин |
Длительность занятия 25 мин.
Ход занятия
Вводная часть
Мое имя
Каждый ребенок говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше всего нравится; как он хочет, чтобы его называли в группе.
Дети работают с вопросами:
- Бывают ли люди, у которых нет имен?
- Для чего нужны имена?
- Кто еще имеет имена?
- Есть ли люди с одинаковыми именами? Можно ли сказать, что эти люди похожи друг на друга?
- Какие имена вы знаете?
- Какие имена носят и девочки и мальчики?
Основная часть
Воспитатель. Подумайте, ребята, пожалуйста, и скажите, что вы умеете делать.
Дети. Я умею одеваться, заправлять постель, рисовать.
Воспитатель. А теперь скажите мне, что вы не умеете делать.
Дети. Я не умею летать как птица, на машине ездить и т.д.
Воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением ребенка. Что вы видите на картинке?
Дети. Мальчик, ребенок, малыш.
Воспитатель. Да, на картинке мы видим ребенка, и он нам с вами, как будто бы говорит: Я – человек, я – вижу, я – слышу, я – дышу, я - двигаюсь, я - живу,
Все, что меня окружает вокруг – это мой мир, он живет вместе со мной каждый день, каждый час, каждый миг. Мы с вами уже знаем о шести помощниках человека, назовите мне их.
Дети. Руки, ноги, глаза, уши, нос, рот.
Воспитатель. А узнаем мы мир с помощью пяти органов чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Через эти органы чувств - глаза, уши, нос, язык и кожу – наш мозг, который находится у нас в голове, получает информацию об окружающем нас мире. Что может узнать наш мозг о мире с помощью глаз?
Ребенок. С помощью глаз мы можем видеть разные предметы, где они лежат, стоят, можем видеть друзей, какие они.
Гимнастика для глаз.
1 упр. – посмотреть вверх, прямо, вниз, прямо, вверх. /3 раза/
2 упр. – посмотреть вправо, прямо, влево, прямо, вправо. /3 раза/
3 упр. – вытянуть руку вперед, посмотреть на указательный палец, палец медленным движением руки приблизить к носу и обратно.
4 упр. – нарисовать на доске знак бесконечности ∞ и от середины водить глазами сначала в одном направлении, затем обратно. /5-8 раз/
Загадывание загадок
Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят.
(Глаза)
Стоят два кола,
На колах — бочка,
На бочке — кочка,
На кочке — лес дремучий.
(Человек)
Когда мы едим – они работают,
Когда мы не едим – они отдыхают.
(Зубы)
Между двух светил я в середине.
(Нос)
Пять братьев:
Годами равные, ростом разные.
(Пальцы)
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются.
(Веки и глаза)
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)
Один говорит, двое глядят, двое слушают.
(Язык, глаза и уши)
Не сеют, не сажают – сами вырастают.
(Волосы)
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле
(Ушки)
Маша ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны Нашей Маше
(Ручки)
Всю жизнь друг друга догоняют,
а обогнать не могут.
(Ноги)
Гладкое поле, белая полянка, ни травинки,
ни былинки, да посередке – ямка.
(Живот)
Я — хозяйка голове,
Хоть сидит она на мне.
Ей команды подаю -
Волю выполнит мою. (шея)
Воспитатель. Что может узнать наш мозг с помощью ушей?
Ребенок. Уши помогают нам услышать то, что говорит нам мама, друзья, воспитатель. С помощью ушей мы слышим разные звуки животных, птиц, насекомых.
Воспитатель. Ребята, а почему у нас в группе висит правило: «Говори тихо»?
Ребенок. От сильного шума может заболеть голова.
Воспитатель. Что может узнать наш мозг с помощью носа?
Ребенок. С помощью носа мы различаем разные запахи.
Воспитатель. Нос нам служит ещё и для того, чтобы дышать. Для дыхания человеку нужны нос и рот, а также легкие, которые находятся под грудной клеткой. Положите руку на грудь и вдохните воздух, что вы чувствуете?
Ребенок. Когда я вдыхаю воздух, моя грудь поднимается, а когда выдыхаю, грудь опускается.
Воспитатель. Как только человек рождается на свет, он начинает дышать. Мы дышим всегда, даже когда спим. Когда мы дышим, мы обеспечиваем наш организм кислородом, а выдыхаем углекислый газ. Растения, которые растут в нашем доме и группе, наоборот, питаются углекислым газом, а выдыхают кислород. Чтобы узнать, что мы дышим воздухом, давайте проведем опыт.
Сиюминутный опыт «Воздушные шарики»
В бутылке находятся мелкие шарики пенопласта и трубочка. Ребенок дышит в трубочку, и шарики поднимаются вверх.
Воспитатель. Что поднимает шарики кверху?
Дети. Воздух.
Воспитатель. Правильно нужно дышать носом, а не ртом. В носовой полости воздух очищается от пыли и согревается, затем опускается вниз по трахее, грудная клетка расширяется для того, чтобы дать больше места легким, которые наполняются воздухом. Кровь через легкие забирает из воздуха кислород и им наполняет наш организм. Наши легкие похожи на две большие губки и имеют миллионы маленьких отверстий, которые наполняются воздухом. Правило. «Дышим правильно – говорим легко».
Упражнения на дыхание.
Цель. Формирование навыков носового дыхания.
1 упр. - вдох: поглаживать нос от кончика вверх средними пальцами;
- выдох: похлопывать средними пальцами по ноздрям.
2 упр. – широко открыть рот и подышать носом.
3 упр. – закрыть одну ноздрю средним пальцем и пдышать: вдох – выдох.
То же самое с другой ноздрей.
4 упр. – закрыть одну ноздрю пальцем – вдох; выдох через другую ноздрю.
5 упр. «Фокус» - вдох через нос; выдох – высунуть широкий язык, обнять вернюю губу, подуть на нос.
Воспитатель. Снова положите на грудь руку и послушайте, что вы слышите?
Ребенок. Я слышу, как внутри стучит сердце тук-тук.
Физминутка
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
Всех девочек: …
(называем любые имена )
Всех мальчиков: …
(называем любые имена)
Воспитатель. Правильно, вы уже знаете, что у нас в груди находится сердце, которое работает и днем и ночью и не останавливается ни на одно мгновение. Наше сердце можно сравнить с мотором машины, это самый важный орган нашего тела. Помогает работе сердца кровь, которая путешествует по всему нашему телу по узеньким трубочкам, называются трубочки венами и артериями. Кровь – это жидкость красного цвета. Она снабжает наш организм кислородом, который получает из воздуха в легких. Её путешествие по нашему организму очень трудное и длинное и ей нужен помощник, который помогал её движению. И этот помощник – наше сердце, которое дает толчок крови. Из легких кровь попадает в сердце, сердце сжимается и выталкивает кровь в артерии. По артериям кровь путешествует по всему нашему телу и наполняет клетки кислородом, а затем возвращается в сердце по венам.
Воспитатель. А теперь потрогайте свою руку, ногу и скажите, почему она такая твердая? Что находится внутри руки? /Кости./ Все кости нашего тела образуют скелет. Тело человека держится, благодаря нашему скелету Череп, который находится на голове, защищает головной мозг, позвоночник – поддерживает все тело. Наши кости покрыты мышцами, а мышцы, покрыты кожей. Кожа защищает наше тело от жары, холода и микробов. Через кожу наше тело ощущает тепло, холод, твердость, мягкость.
Воспитатель. . Сегодня на занятии мы узнали очень много интересного о человеческом теле. Мы должны беречь его и ухаживать за ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе" Что такое заповедники и Красная книга"
Дать детям представление о том, что такое Красная книга и охраняемые территории.Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу....
Конспект занятия для первой младшей группы "Такие разные осенние листья"
конспек прогулки " Такие разные осенние листья"Цель:-показать что осень прекрасное время года,-формировать бережное отношение к деревьям,-развивать связную речь, умение говорить правильно четко, ...
Конспект занятия по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
1. Учить детей разбираться в нравственных ситуациях. 2. Учить аргументировать свои ответы. Развивающие задачи: развивать речь, фантазию и творческое воображение детей. Воспитательные задачи: закрепить...
конспект занятия по теме "Кто я такой"
Формирование представлений детей о разных ступенях развития человека (младенец, ребенок-дошкольник, взрослый человек); о том, что каждый имеет имя; о сходстве и различии в строении тела, фигуры и др. ...
Конспект занятия по развитию речи "Что такое хорошо, а что такое плохо"
Подготовительная группа...
Конспект занятия в средней группе "Что такое хорошо и что такое плохо"
Воспитывать у детей стремление к хорошим поступкам, формировать умениерешать нравственные ситуации...
Конспект занятия по развитию речи "Что такое хорошо,что такое плохо?"
Конспект занятия по развитию речи "Что такое хорошо,что такое плохо?"...