Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: "Зима. Зимние забавы" в подготовительной речевой группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Данный конспект занятия будет интересен воспитателям, работающим с детьми с ОНР. Занятие по теме «Зима, зимние забавы» в интересной занимательной форме обогатит словарь детей, проведёт коррекцию грамматического строя речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующего вида по лексической теме «Зима. Зимние забавы»
Цель: Обогащение и активизация словаря по теме: «Зима, зимние явления и забавы».
Задачи:
совершенствовать грамматический строй речи через упражнение в подборе слов-признаков, слов-действий; образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных;
формировать умение выделять первый звук в слове, выделять гласные звуки и ударных слог;
развивать языковое чутьё путём образования родственных слов;
развивать зрительное и слуховое внимание, мышление;
развивать речевое дыхание;
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: волшебный снежок, снежинки с картинками, конверты с частями снеговика, картинка-загадка, снежинки на ниточках, сугробы из простыней, мяч, картина «Зима в лесу», музыка
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ребята, посмотрите, к нам сегодня в группу пришло какое-то странное письмо… Потрогайте письмо рукой, какое оно холодное. (Дети прикасаются рукой к письму)
Воспитатель. Как вы думаете, откуда могло к нам прийти такое холодное письмо?
Дети. С улицы, с мороза, с севера (другие варианты ответов детей).
Воспитатель. Давайте письмо откроем и прочитаем (дети открывают письмо и читают).
«Здравствуйте ребята! Я очень рад, что сейчас зима и теперь мы с вами можем дружить каждый день. Отгадайте загадку и узнайте кто я.
Меня не растили, из снега слепили
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза – угольки, губы – сучки,
Холодный, большой, кто я такой?
Дети СНЕГОВИК
Воспитатель. А почему мы его так называем?
Дети. Потому что его лепят из снега.
Воспитатель. А каким образом это делают?
Дети. Скатывают из снега комки, ставят один на другой, а потом украшают.
Воспитатель. Скажите, а комки, из которых составляют снеговика, одинаковые по величине или разные?
Дети. Комки разные: внизу самый большой, на него ставят поменьше, а сверху, где голова – самый маленький.
Воспитатель. У меня есть вот такие круги. Давайте все вместе попробуем сложить из них снеговика.
Воспитатель раздаёт детям детали, и дети выкладывают из них снеговика.
Воспитатель. Вот здорово, уже немного похож, но чего-то не хватает. Какие же ещё детали можно добавить?
Дети. Руки, нос, глаза, ведро на голову, (воспитатель предлагает недостающие детали, дети моделируют снеговика.)
Воспитатель. Какой замечательный Снеговик у нас получился.
Наш Снеговик очень любит игры и забавы. И несколько он прислал нам.
2. «Доскажи словечко» Образование родственных слов.
Зимой вся земля покрыта снегом, поиграем со словом «снег», доскажите словечко:
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба все скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Опускается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Все сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка - (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)
Давайте вспомним все слова ещё раз. От какого слова произошли все эти слова (снег). Как мы называем такие слова (родственные).
А теперь половим с вами снежинки и полепим снежки.
3. Упражнение «Снежинки» (на развитие воздушной струи)
Пока мы с вами играли, на улице пошёл снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? (раздаёт каждому ребёнку снежинку на ниточке).
- давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щёки не раздуваем, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
4. Игра «Собери слово» (Развитие звукового анализа слов и чтение слов). Работа в парах.
- Посмотрите какие сугробы намело (под белыми простынями спрятаны снежинки). А сугробы не простые, а волшебные. Давайте сейчас разобьёмся по парам и каждый выберет себе сугроб для обследования, посмотрим, может найдём что-нибудь (под простынями снежинки на них картинки). По первым звукам (в названиях картинок) нужно отгадать слова.
Сорока, ножницы, енот, гусь, орехи, волк, индюк, коньки – СНЕГОВИК.
Лук, ы, жёлудь, индюк (лыжи)
Сорока, автобус, ножницы, коньки, индюк – САНКИ.
У кого самое длинное слово? Как узнать? (Разделить его на слоги) Дети делят слова на слоги, называют гласные звуки, называют ударный звук.
- Какие слова можно ещё придумать (горка, коньки, снежная крепость, снежки). Как одним словом можно назвать всё, что вы перечислили (зимние забавы)
5. Дидактическая игра «Подбери слова». (Дети приглашаются на ковёр)
Дети садятся в круг. Включается музыка.
- Закройте глаза. Представьте себе зимний лес. Зимой всё выглядит сказочно: тишина, падает снег, деревья укрыты белоснежным нарядом, под ними вьётся лыжня. Всё вокруг пушистое, белое. Давайте попробуем подобрать красивые слова для описания зимы.
«Подбери признаки»
- Зима какая? (холодная, снежная, суровая, морозная, …)
- Снег какой? (белый, пушистый, холодный, мягкий, искристый, серебристый, блестящий и т.д.)
- День какой? (солнечный, морозный, короткий, ветреный, снежный и т.д.)
- Лёд какой? (крепкий, прозрачный, толстый, тонкий, хрупкий …)
«Подбери действия»
Снег – идёт, падает, кружится, лежит, скрипит, блестит, искрится …
Мороз – щиплет, кусает, трещит, рисует …
Метель – воет, завывает, кружит …
6. «Назови ласково» (Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных).
А сейчас мы поиграем с мячом. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нём ласково.
Зима –зимушка мороз - морозец
снег – снежок горка - горочка
санки – саночки дерево - деревце
ёлка - ёлочка сосулька - сосулечка
снеговик – снеговичок холод - холодок
лёд – ледок ветер – ветерок
7. Составление предложений о зиме по картине «Зима в лесу». (Воспитатель выставляет на наборное полотно картину)
А теперь с этими красивыми словами мы составим красивые предложения по этой картине
- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
Начните своё предложение со слова зима, день, земля, деревья, дети.
- Наступила …морозная, снежная зима.
- День … солнечный и морозный.
- Вся земля укрылась … белым, пушистым, мягким одеялом.
- На соснах и елях снег … лежит мохнатыми, снежными лапами.
- Пни надели … снежные шапки. И т.д.
Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось?
Что у каждого из вас получилось лучше всего? (Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают)
Вот и закончилось наше занятие. Спасибо всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»
Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в I младшей группе на тему «Весенний хоровод»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в I младшей группе на тему «Весенний хоровод»Цель: Развитие музыкальных и творче...
Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности с детьми средней логопедической группы.ТЕМА: ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ СО СНЕГОВИКОМ
При выборе темы и целей занятия я руководствовалась текущим временем года и необходимостью показать современные приемы работы с неговорящими детьми. Открытое занятие проводилось на воспитанниках ...
конспект совместной образовательной деятельности по теме "Зима. Зимние забавы"
в занятии используются элементы мнемотехнологии, здоровьясбережения, нетрадиционная техника рисования...
Проект в кратковременной группе Тема: «Зима и зимние забавы»
Проект в кратковременной группе "Зима и зимние забавы" Актуальность Зима – самое любимое время года для ребят, ведь только з...
Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе на тему «Зима и зимние забавы».
Цель: уточнение представления детей о зиме, зимних играх и забавах. Образовательные задачи:закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях;Развивающие задачи:расширять и активизировать слова...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Зима и зимние забавы»
Цель: систематизировать знания детей о времени года зима.Задачи:Образовательные:- закреплять представления о зиме, ее признаках и свойствах снега;- сформировать опыт самостоятельного открытия и э...