Досуг по развитию речи "В гостях у сказки"
материал по развитию речи (средняя группа)
Приобщить детей среднего дошкольного возраста к истокам народной культуры через интеграцию различных видов совместной деятельности: игровой, художественной, коммуникативной, продуктивной, музыкальной. Способствовать развитию всех компонентов устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosug_po_razvitiyu_rechi.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Логоритмический досуг «В гостях у сказки»
(средняя группа)
Цель. Приобщить детей среднего дошкольного возраста к истокам народной культуры через интеграцию различных видов совместной деятельности: игровой, художественной, коммуникативной, продуктивной, музыкальной. Способствовать развитию всех компонентов устной речи.
Задачи.
Образовательные:
- закреплять знания детей о русских народных сказках;
- упражнять в употреблении предлогов с пространственным значением;
- активизировать словарь;
- способствовать выработке дикции;
- способствовать формированию навыков правильного звукопроизношения.
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие и фонематический слух;
- стимулировать развитие артикуляционной и мимической моторики;
- способствовать развитию координации речи и движений;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные:
- прививать любовь к устному народному творчеству;
- воспитывать умение согласовывать свои действия с партнерами, быть дружными, находчивыми, сообразительными.
Предварительная работа.
Знакомство с произведениями русского народного фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки), обсуждение, свободное общение на темы: «Мой любимый сказочный герой», «Чему учат сказки». Рассматривание иллюстраций, оформление выставки «Что за прелесть эти сказки». Проведение игр-драматизаций по мотивам прочитанных сказок. Проведение дидактических игр «Сложи сказку», «Из какой сказки герой?», «Скажи голосом героя». Этюды: «Угадай настроение», «Зеркало». Разучивание чистоговорок, стихов для пальчиковых и логоритмических игр. Изготовление с детьми силуэтов грузовых машин.
Оборудование и материалы.
Декорации: домик, елки, пеньки, деревья; атрибуты: «книжка» по сказке «Колобок», короб, бочонок, платок для Машеньки, массажные мячики (по количеству детей), шапки-маски персонажей к сказке «Теремок», бубны, деревянные ложки, силуэты грузовых машин, цилиндры, лотки, прищепки, конфеты; аудиозаписи: музыка «В гостях у сказки», русская народная композиция, Е. Железнова «Есть в лесу из бревен дом», А. Соловьева «Вьюга белая метет», «Едем на машине».
Ход досуга
Дети входят в зал.
Воспитатель. К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Ребята, вы любите сказки? (Да)
Сказки любят все на свете.
Любят взрослые и дети.
Я предлагаю всем отправиться в сказочный лес для встречи со сказками. Согласны? Давайте погуляем, посмотрим вокруг. (Дети под музыку «В гостях у сказки» ходят по залу). С окончанием музыки дети останавливаются.
Воспитатель. Вот и поляна. Давайте здесь остановимся. (Дети садятся на стулья)
Ребята, вы много сказок знаете? (Да) Тогда слушайте внимательно.
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там 3 стула и 3 кружки,
3 кроватки, 3 подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три медведя»).
Воспитатель. Молодцы, отгадали.
Звучит русская народная музыка, в зал входит Медведь.
Медведь. Здравствуйте ребята, здравствуйте гости!
Воспитатель. Здравствуй Медведюшка!
Медведь. Я спал в своей берлоге, здесь недалеко. Проснулся и услышал, как вы говорите про сказки. Я тоже их очень люблю! С удовольствием вас послушаю и поговорю о сказках, в которых я живу. Загадку отгадайте, сказку называйте!
Перед волком не дрожал,
От меня он убежал,
И от зайца убежал,
А лисице на зубок все ж попался. («Колобок»)
Медведь. Отгадали, молодцы! У меня в коробе есть книжка, непростая, с секретом. Ты, девица-красавица, будешь моей помощницей. Почитай. А вы, ребята, будьте внимательны. Если услышите, что в этой сказке что-то не так сказывается – хлопните громко в ладоши.
Сказка «Колобок» (читает воспитатель)
Испекла бабка Колобок. Надоело лежать ему на окне, он полетел (покатился): с окна на лавку, с лавки на тропинку. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Заяц плывет (идет). А волк говорит: «Колобок, Колобок, я тебя отпущу (съем)». Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь едет (идет). А лиса говорит: «Колобок, колобок! Сядь ко мне на носок, да прочитай (спой) песенку еще разок!»
Медведь. Молодцы! Хорошо знаете сказку, не запутаешь вас.
Воспитатель. Ребята, давайте еще раз назовем, с кем в лесу встретился Колобок? (Колобок встретился с зайцем, с волком, с медведем, с лисой)
Медведь. 1,2,3,4,5 – выходите поиграть!
Мимический этюд «Звери лесные»
Воспитатель. Мы 2 раза покружились, и в кого-то (загадочным голосом) превратились! Вдруг подул сильный ветер (дети дуют). Колобок испугался, волку это не понравилось, лиса удивилась, заяц прислушался, а медведь обрадовался. (Дети с помощью мимики и жестов изображают состояние каждого героя.)
Воспитатель. Еще 2 раза покружились, и в ребят вновь превратились. Медведюшка, мы знаем, что с тобой произошло, когда ты летом гулял по лесу.
Медведь. Да? И вы знаете, что я нашел?
Воспитатель. Знаем! Ребята, расскажем, как мед медведь в лесу нашел?
Дети произносят чистоговорку: «Мед медведь в лесу нашел. Мало меда, много пчел» (начало – громко, весело; конец – тихо, грустно)
Медведь. Да, пчел было много, еле ноги унес!
Воспитатель. А сейчас ребята не только расскажут, но и покажут, что еще с тобой произошло.
Логоритмическое упражнение
«Мишка шел и горошину нашел»
Мишка шел, шел, шел | имитируют ходьбу медведя |
И горошину нашел. | наклон вперед; встать, показать пальцами «горошину» |
А горошина упала, | взмах руками |
Покатилась и пропала. | вращение руками перед собой |
Ох-ох-ох-ох! | руки к голове, качают головой |
Где же вырастет горох? | «фонарики» снизу вверх |
Медведь. Да все-то вы знаете! Придет время, узнаю, где растет горох.
А теперь опять загадку отгадайте, сказку называйте!
Сидит в коробе девочка
У меня за спиной.
Я сам того, не ведая,
Несу ее домой. («Маша и медведь»)
Да, правильно! Хочется мне поиграть, вот только жаль, что нет рядом моей Машеньки. Ну ничего, есть у меня в коробе платочек, он то и поможет мне выбрать себе Машеньку. (Медведь выбирает себе девочку и одевает ей платок. Остальные дети садятся.) Мы с ней покажем, как в лесу играем. А вы будете говорить, где Маша?
Дидактическое упражнение «Где же наша Маша?»
Медведь меняет местоположение девочки, а дети отвечают на вопрос: «Где сейчас Маша?» (Под деревом, на пеньке, около дома, за елкой, между елкой и Медведем, в домике)
Медведь. Молодцы! Пойду, посмотрю, что еще в короб положила моя Машенька. Может пирожки? (Медведь достает мячики) Что это? Дети: «Это мячики». А что с ними делать?
Воспитатель. Играть. Сейчас мы с ребятами тебе покажем.
Игровой массаж с мячиками
Я мячом круги катаю, | мяч между ладоней (круговые движения) |
Взад-вперед его гоняю. | смена рук |
Им поглажу я ладошку, | «гладим» |
Будто я сметаю крошку. | смена рук |
И сожму его немножко, | сжимаем мяч |
Как сжимает лапу кошка. | смена рук |
Каждым пальцем мяч прижму, | от большого к мизинцу |
И другой рукой начну. | смена рук |
А теперь последний трюк- | перебрасываем из руки в руку |
Мяч летает между рук! |
Медведь. Спасибо, вот теперь я знаю, как с такими мячиками играть.
Загадку отгадайте, сказку называйте!
В поле домишко. Нашли в нем приют
Жители леса и дружно живут.
Заяц, норушка, лисица и волк,
Но я развалил… («Теремок»)
Кто герои этой сказки, помните? (Да)
Воспитатель. Вот только сначала, Медведюшка, попробуй ты отгадай, кто живет в нашем домике. Мы покажем этих жителей с помощью рук.
Пальчиковая игра «Есть в лесу из бревен дом»
(аудиозапись Е.Железновой)
Есть в лесу из бревен дом, | из ладоней «крыша» |
Есть окошко в доме том. | ладони перед лицом |
Посмотрите в то окно, | ладонь ко лбу |
В доме тихо и темно. | палец к губам, закрыть глаза ладошками |
Мы тихонько кулачком Постучимся в этот дом. | кулаком правой руки постучать в левую ладонь (очень тихо) |
Выглянул какой-то зверь, «Гав» сказал и запер дверь. | две ладошки соединить, большие пальцы поднять |
Мы погромче кулачком Постучимся в этот дом. | кулаком правой руки постучать в левую ладонь (посильнее) |
Выглянул какой-то зверь, «Бе» сказал и запер дверь. | указательным и средним пальцами показать «рога» |
Громко, громко кулачком Постучимся в этот дом. | кулаком правой руки постучать в левую ладонь (сильно) |
Выглянул какой-то зверь, «Му» сказал и запер дверь. | указательным пальцем и мизинцем показать «рога» |
Кошка из окна глядит, «Мяу, мяу» говорит. | пальцы рук широко раздвинуты и приставлены к щекам |
«Хватит в домик наш стучать, | взмах рукой |
Дайте хоть чуть-чуть поспать» | обе ладошки вместе к щеке, глаза закрыть |
Воспитатель. Догадался, кто жители этого дома?
Медведь. Нет, помогите ребята.
Воспитатель. Давайте поможем медведю. Расскажем, кто жил в этом домике, и что он делал. (Корова мычала, баран блеял, собака лаяла, кошка мяукала)
Медведь. Спасибо, ребята! Только я почему то не встречал в своем лесу таких животных.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему медведь не видел их в лесу? (Потому что это домашние животные, а в лесу живут – дикие животные)
Ну а сейчас ребята тебе покажут, где стоит еще один Теремок, и кто в нем живет.
Логоритмическое упражнение «Теремок»
За морями, за горами, | «волна»; руки над головой соединить |
За железными столбами, | руки согнуты в локтях |
На пригорке теремок. | ладонями показать «крышу» |
На дверях висит замок. | кисти рук «в замке» |
Мы за ключиком пойдем, | ходьба на месте |
И замок мы отомкнем. | кисти рук «в замке», резко развести руки в стороны |
Воспитатель. Отомкнули вы замочек? (Да) Побежали в теремочек! (Дети прячутся за домик (теремок) и надевают шапки-маски персонажей: лягушек, мышей, зайцев, лисичек, волчат)
Инсценировка сказки «Теремок»
Медведь. Какай красивый теремок стоит!
Воспитатель. В этом чудо - теремке
Места хватит и тебе.
Только ты постой, не лезь.
Ты послушай, кто там есть.
Много там живет зверей,
Замечательных друзей.
Медведь. Кто, кто в теремочке живет? (Под музыкальное сопровождение выходят герои)
Мышки. Мы мышки-норушки.
В теремочке весело живем,
Кашку варим, песенки поем.
Лягушки. А мы лягушки-хохотушки.
Любим воду мы носить,
В теремке все чисто мыть.
Зайчата. Мы зайчата, быстрые ребята!
Любим мы зарядку проводить,
А потом в лесу дрова рубить.
Лисички. Мы красавицы-лисицы.
Печь блины мы мастерицы.
Гладим, шьем и вышиваем.
Всех вас в гости приглашаем!
Волчата. Мы не страшные волчата,
Вы не бойтесь нас ребята.
Растопить мы можем печь
И хозяйство постеречь.
Медведь. А я Мишенька – медведь,
Я умею песни петь.
А еще с недавних пор
Превосходный дирижер!
Берите музыкальные инструменты, будем веселиться! (Девочки берут деревянные ложки, мальчики бубны, Медведь с бубном)
Оркестр «Вьюга белая метет»
Дети снимают шапочки, а Медведь присел на пенек и загрустил.
Воспитатель. Что с тобой Медведюшка? Сидишь, грустишь.
Медведь. Да вот вспомнил, что в своей-то сказке я развалил теремок. Но ведь я этого не хотел! Теперь нужно новый теремок построить. А для этого мне нужны бревна.
Воспитатель. Медведюшка, не переживай, мы с ребятами тебе поможем, привезем бревна. (Дети подходят к столам, на которых приготовлены силуэты грузовых машин, цилиндры в лотках, прищепки)
Воспитатель. Ребята, скажите, бревна какими бывают: легкими или тяжелыми? Да, они тяжелые. Но наши бревна необычные, сказочные, не очень тяжелые. Чтобы их перенести в кузов машины, нам понадобятся вот такие специальные зажимы. (Указания: «бревна» класть близко друг к другу; предложить смену рук или двумя руками одновременно)
Продуктивная деятельность
«Загрузи машину» (работа с прищепками)
Медведь. Как много бревен вы погрузили! Надо их теперь отвезти.
Воспитатель, Прежде чем грузовики отправятся в путь, надо убедиться, все ли в порядке с машинами. Давайте ребята вспомним, из каких частей и деталей состоит машина, и как они работают.
Фонетическая ритмика «Машина»
Что впереди у машины? Кабина | произносят тонким голосом, руки вытянуты вперед |
Что сзади? Кузов | произносят низким голосом, руки заводят назад |
Что наверху? Потолок | руки вверх |
Постучим Тук-тук-тук | поочередно каждой рукой |
Проверим двери | руки согнуты в локтях перед грудью (горизонтально) |
Открываем-закрываем А-а-а, А-а-а | поочередно каждой рукой, меняя силу голоса |
Дворники включаем Вжик-вжик, вжик-вжик | руки согнуты в локтях перед грудью (вертикально), движенья вправо-влево |
Фары включаем А У | движение руки вперед, широко раздвинуть пальцы правая рука левая рука |
Проверим педали Ба-бо-бу Ба-бо-бу | руки на пояс, нога на пятке «нажимаем» правую «педаль» «нажимаем» левую «педаль» |
Мотор заводим Д-д-д, д-д-д | руки перед грудью, вращательные движения сначала медленно, затем ускоряя |
Воспитатель. Взялись за рули и поехали.
«Едем на машине» (под музыкальное сопровождение)
Воспитатель. Вот и приехали!
Медведь. Спасибо вам ребята! Сколько теперь бревен у меня, построю теремок всем своим друзьям. А вы, ребята, садитесь, отдохните, устали наверно. (Дети садятся на стулья) Вижу, что знаете вы сказки, в которых я живу. Как же вы меня порадовали, повеселили и помогли. За это я хочу угостить вас своими любимыми конфетами «Мишка косолапый». А мне пора домой возвращаться.
Воспитатель. Спасибо! Мы тебя тоже угощаем. Вот тебе бочонок меда, угостишь свою семью.
Медведь. До свидания!
Воспитатель. Ребята, понравилось вам в сказочном лесу? (Да) А теперь пришло время и нам возвращаться в группу.
Дети прощаются с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий досуга с родителями "В гостях у сказки"
В ходе досуга обыгрывается три сказки ("Колобок", "Теремок" и "Репка"), далее следует работа детей и родителей на геоконте....
Досуг по развитию речи через экологическое воспитание «В гости к насекомым»
Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка), их строении, способах передв...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) по образовательной области "Познавательное развитие" " В гостях у сказки"
Викторина по русским народным сказкам...
Конспект занятия по развитию речи. По мотивам сказки «У солнышка в гостях» (с использованием пальчиковых игр)
Конспект занятия по развитию речи.По мотивам сказки«У солнышка в гостях»(с использованием пальчиковых игр)...
Досуг по развитию речи Что за прелесть эти сказки . для детей средней группы
досуги и развлечения для детей...
Конспект по развитию речи Инсценировка детьми сказки «Репка» посредством пальчикового театра Тема: «В гостях у детской сказки» Средняя группа
Конспект по развитию речиИнсценировка детьми сказки «Репка» посредством пальчикового театра Тема: «В гостях у детской сказки&raqu...