Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Друг познаётся в беде».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

 Игнатова Светлана Алексеевна

Конспект НОД по развитию речи для детей  старшего дошкольного возраста «Друг  познаётся  в  беде».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_razvitiyu_rechi_drug_poznaetsya_v_bede.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи для детей  старшего дошкольного возраста

«Друг  познаётся  в  беде».

Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников.

Задачи:

 Образовательные.

- Совершенствовать  произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.

- Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.

- Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении  первого  звука в слове.

- Продолжить знакомство детей с многозначными словами.

- Упражнять детей в  умении  определять  родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.

- Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;

- Закрепить умение детей называть прилагательные и  глаголы к существительным.

Развивающие.

- Развивать у детей мышление, память, внимание.

Воспитательные.

Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Материал: флажки красного, зеленого и синего цвета;  иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон.

Предварительная работа: заучивание пословиц, физкультминутки.

Ход НОД.

Орг. момент.

Воспитатель.

-Здравствуйте, ребята! Послушайте, что я вам сейчас расскажу.

(Стук в дверь). К нам кто-то пришёл в гости. Кто же это?

Сорока принесла нам письмо. Давайте прочитаем (открываем письмо).

«Дорогие ребята, в нашем Сказочном лесу, происходит что-то не понятное, звери разучились правильно общаться между собой. У нас  поселился маленький злой волшебник. Он заколдовал всех друзей. Больше они вместе не гуляют по лесу и не играют. В лес пришла грусть и мрак. Мы надеемся, что вы придёте и поможете нам.  Для этого вам надо выполнить несколько заданий, а ещё я приглашаю вас  к себе в гости на чай с конфетами.

                                                                                                   Ваш Зайчонок».  

Воспитатель. Ребята, попробуем помочь жителям Сказочного леса. Скажите, кто живёт в лесу?

Нам надо спешить. Для этого надо выбрать самый быстрый транспорт. Давайте полетим на сказочном транспорте. Назовите самолёт старика Хоттабыча. (Ковёр). Мы скажем волшебные слова и наш ковёр полетит на помощь к животным.

Дети. «Раз, два, три, коврик мой, лети». (Дети закрывают глаза). Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого спросить, а давайте отгадаем загадку:      Кто по ёлкам ловко скачет
                   И взлетает на дубы?
                   Кто в дупле орехи прячет,
                   Сушит на зиму грибы?
                                                    (Белка)

Белка нам оставила своё задание, в общем, нам ребята надо хорошо потрудиться.  А больше всех у нас трудится  язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:

Ла-ла-ла – белочка спала;

 Ло-ло-ло – у сосны дупло;

  Лу-лу-лу – дайте нам пилу;

                                            ля-ля-ля – вот моя земля;

                                            ли-ли-ли – мы козу пасли;

       лю-лю-лю – я вас всех люблю.

Она  предлагает нам  задание.  А задание такое:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День        –  ночь  

Сахар      –  соль

Чистота  –  грязь

Зима        –  лето

Потолок  –  пол          

узкая       –  широкая /юбка/        

длинное  –  короткое /платье/        

сильный  –  слабый /спортсмен/        

веселая    –  грустная /девочка/        

высокий  –  низкий /человек/                

Смеется   –  плачет /ребенок/

Лежит      –  сидит /человек/

Закрыть   –  открыть /книгу/

Взлетает  –  садится /самолет/

Воспитатель.  Из иголок колобок.
                         Кто свернулся здесь в клубок?
                         Не поймёшь, где хвост, где носик,
                         На спине продукты носит.
                         В общем, сразу не поймёшь.
                         Кто же это всё же?
                                                                 (Ёж)

Он  предлагает нам  задание.  А задание такое:  

Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?» /иллюстрации/

медведь         лиса             солнце

волк               белка            окно

лось               сорока          дерево

аист               ворона          яблоко

Воспитатель. Трав копытами касаясь,
                        Ходит по лесу красавец,
                        Ходит смело и легко,
                        Рога раскинув широко.
                                                         (Лось)

Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, а на ней стоят флажки : красный, синий и зелёный. Интересно, что могут означать эти цвета?

 ( Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные).

 - Назовите   и определите первый звук в слове лось (звуко-буквенный  анализ слова).

Воспитатель.

- Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше. А вот и наша знакомая елочка, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.

- «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».

- Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки.

 А какие вы еще  иголки знаете? (у сосны, швейную, у ежа, медицинскую).

- А какие ножки вы знаете? (у детей, у стола, стула, кресла).

- Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно идти  дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит,  может, отдохнем?

Физкультминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,          

Наши пальчики встряхнуть.          

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –              

Так шевелят ушками                  

Серенькие зайчики.                  

Крадемся тихо на носочках,    

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно, в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

Воспитатель.

- Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот кто- то прячется за деревом, кто же это? (Зайчонок). 

Он  предлагает нам  задание.  А задание такое: подберите слова  к слову «Зайчик».

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

Зайчик /какой?/ – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.

Зайчик /что делает?/ – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т.д.

Настроение у зайчика /какое?/ - радостное, веселое, счастливое.

А гости на дне рождения /что делают?/- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.

- Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали.

Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игру. 

 «Исправь предложение»

На посуду поставили стол.

В помидорах и огурцах растут огороды. (В огороде растут помидоры и огурцы).

Астры посадили садовника.

Куры кормят Марусю. (Маруся кормит кур).

Рыба поймала рыбака. (Рыбак поймал рыбу).
Ваза стоит в розовой  розе.

Стул укатился под клубок.

На белке сидела елка. (На елке сидела белка).

По кораблику плывет река. (По реке плывет кораблик).

Воспитатель.

- Ребята, а как вы думаете, Зайчик уже накрыл стол к приходу гостей. (Да)

- Интересно, куда Зайчик положит хлеб?

- Как называется посуда для хлеба? (Хлебница).

- Для сахара? ( Cахарница).

- Для конфет? (Конфетница).

- Для салата? (Салатница).

- Для салфеток? (Салфетница).

- Для масла? (Масленка).

- Для соли? (Солонка).

- Молодцы! Справились с очередной задачей. Мы с вами помогли в беде зайчонку и жителям леса.  И нас тоже можно назвать друзьями. Во все времена люди ценили дружбу, берегли ее.

Ведь человеку очень тяжело жить одному, без друзей.

  - Ребята, а какие пословицы про дружбу мы знаем? Давайте назовём как можно больше пословиц о дружбе.

Без беды друга не узнаешь.

Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Без друга в жизни туго.

Друзья познаются в беде.

Давайте споём песню  «О дружбе».

Подведение итога.

Молодцы, ребята! Все задания выполнили правильно. Звери научились правильно общаться между собой и дружить. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садимся на наш ковёр-самолёт произносим волшебные слова.

 Дети. «Раз, два, три, коврик мой, лети». (Дети закрывают глаза). И мы снова в нашем детском саду.

- А теперь Зайчик приглашает вас за праздничный стол.

(проводится чаепитие).

МБДОУ  Заворонежский  детский сад

Конспект НОД по развитию речи для детей  старшего дошкольного возраста

«Друг  познаётся  в  беде»

Воспитатель первой квалифик. категории

         Игнатова Светлана Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с детьми дошкольного возраста "Репка"

Закрепление знания детьми русской народной сказки «Репка». Продолжени обучения малышей культуре общения. Побуждение к принятию участия в рассказывании сказки, договаривании отдельных слов, фраз....

Конспект НОД по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по развитию речи детей младшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию речи для среднего дошкольного возраста. на тему: «Путешествие в страну сказок.»

занятие способствует формированию интереса к сказкам, расширяет представления детей о сказках (вспомнить названия. содержания, героев знакомых сказок), развивает связную речь, память....

Конспекты занятий по развитию речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Конспекты занятий по развитию речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ...