Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Друг познаётся в беде».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Друг познаётся в беде».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
«Друг познаётся в беде».
Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников.
Задачи:
Образовательные.
- Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.
- Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.
- Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.
- Продолжить знакомство детей с многозначными словами.
- Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
- Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;
- Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.
Развивающие.
- Развивать у детей мышление, память, внимание.
Воспитательные.
Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
Материал: флажки красного, зеленого и синего цвета; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон.
Предварительная работа: заучивание пословиц, физкультминутки.
Ход НОД.
Орг. момент.
Воспитатель.
-Здравствуйте, ребята! Послушайте, что я вам сейчас расскажу.
(Стук в дверь). К нам кто-то пришёл в гости. Кто же это?
Сорока принесла нам письмо. Давайте прочитаем (открываем письмо).
«Дорогие ребята, в нашем Сказочном лесу, происходит что-то не понятное, звери разучились правильно общаться между собой. У нас поселился маленький злой волшебник. Он заколдовал всех друзей. Больше они вместе не гуляют по лесу и не играют. В лес пришла грусть и мрак. Мы надеемся, что вы придёте и поможете нам. Для этого вам надо выполнить несколько заданий, а ещё я приглашаю вас к себе в гости на чай с конфетами.
Ваш Зайчонок».
Воспитатель. Ребята, попробуем помочь жителям Сказочного леса. Скажите, кто живёт в лесу?
Нам надо спешить. Для этого надо выбрать самый быстрый транспорт. Давайте полетим на сказочном транспорте. Назовите самолёт старика Хоттабыча. (Ковёр). Мы скажем волшебные слова и наш ковёр полетит на помощь к животным.
Дети. «Раз, два, три, коврик мой, лети». (Дети закрывают глаза). Воспитатель. Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого спросить, а давайте отгадаем загадку: Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Белка нам оставила своё задание, в общем, нам ребята надо хорошо потрудиться. А больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:
Ла-ла-ла – белочка спала;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы козу пасли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.
Она предлагает нам задание. А задание такое:
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Воспитатель. Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит.
В общем, сразу не поймёшь.
Кто же это всё же?
(Ёж)
Он предлагает нам задание. А задание такое:
Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?» /иллюстрации/
медведь лиса солнце
волк белка окно
лось сорока дерево
аист ворона яблоко
Воспитатель. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, а на ней стоят флажки : красный, синий и зелёный. Интересно, что могут означать эти цвета?
( Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные).
- Назовите и определите первый звук в слове лось (звуко-буквенный анализ слова).
Воспитатель.
- Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше. А вот и наша знакомая елочка, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.
- «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».
- Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки.
А какие вы еще иголки знаете? (у сосны, швейную, у ежа, медицинскую).
- А какие ножки вы знаете? (у детей, у стола, стула, кресла).
- Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно идти дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит, может, отдохнем?
Физкультминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно, в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
Воспитатель.
- Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот кто- то прячется за деревом, кто же это? (Зайчонок).
Он предлагает нам задание. А задание такое: подберите слова к слову «Зайчик».
Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»
Зайчик /какой?/ – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.
Зайчик /что делает?/ – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т.д.
Настроение у зайчика /какое?/ - радостное, веселое, счастливое.
А гости на дне рождения /что делают?/- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.
- Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали.
Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игру.
«Исправь предложение»
На посуду поставили стол.
В помидорах и огурцах растут огороды. (В огороде растут помидоры и огурцы).
Астры посадили садовника.
Куры кормят Марусю. (Маруся кормит кур).
Рыба поймала рыбака. (Рыбак поймал рыбу).
Ваза стоит в розовой розе.
Стул укатился под клубок.
На белке сидела елка. (На елке сидела белка).
По кораблику плывет река. (По реке плывет кораблик).
Воспитатель.
- Ребята, а как вы думаете, Зайчик уже накрыл стол к приходу гостей. (Да)
- Интересно, куда Зайчик положит хлеб?
- Как называется посуда для хлеба? (Хлебница).
- Для сахара? ( Cахарница).
- Для конфет? (Конфетница).
- Для салата? (Салатница).
- Для салфеток? (Салфетница).
- Для масла? (Масленка).
- Для соли? (Солонка).
- Молодцы! Справились с очередной задачей. Мы с вами помогли в беде зайчонку и жителям леса. И нас тоже можно назвать друзьями. Во все времена люди ценили дружбу, берегли ее.
Ведь человеку очень тяжело жить одному, без друзей.
- Ребята, а какие пословицы про дружбу мы знаем? Давайте назовём как можно больше пословиц о дружбе.
Без беды друга не узнаешь.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Без друга в жизни туго.
Друзья познаются в беде.
Давайте споём песню «О дружбе».
Подведение итога.
- Молодцы, ребята! Все задания выполнили правильно. Звери научились правильно общаться между собой и дружить. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садимся на наш ковёр-самолёт произносим волшебные слова.
Дети. «Раз, два, три, коврик мой, лети». (Дети закрывают глаза). И мы снова в нашем детском саду.
- А теперь Зайчик приглашает вас за праздничный стол.
(проводится чаепитие).
МБДОУ Заворонежский детский сад
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
«Друг познаётся в беде»
Воспитатель первой квалифик. категории
Игнатова Светлана Алексеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/17/picture-438732-1397762391.jpg)
Конспект занятия по развитию речи с детьми дошкольного возраста "Репка"
Закрепление знания детьми русской народной сказки «Репка». Продолжени обучения малышей культуре общения. Побуждение к принятию участия в рассказывании сказки, договаривании отдельных слов, фраз....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/27/picture-809051-1472324027.jpg)
Конспект НОД по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.
Конспект НОД по развитию речи детей младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/13/picture-520172-1426231905.jpg)
Конспект занятия по развитию речи для среднего дошкольного возраста. на тему: «Путешествие в страну сказок.»
занятие способствует формированию интереса к сказкам, расширяет представления детей о сказках (вспомнить названия. содержания, героев знакомых сказок), развивает связную речь, память....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/24/picture-908660-1490379331.jpg)
Конспект НОД по развитию речи детей младшего дошкольного возраста по теме «Мои Игрушки»
Методическая разработка НОДТема: «Мои игрушки»...
Конспекты занятий по развитию речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ
Конспекты занятий по развитию речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ...