Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи тема: Итоговое занятие «Весеннее путешествие»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
- Закрепить и расширить знания детей зимующих и перелётных птицах, диких и домашних животных, об их жилищах.
- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными, образование и употребление относительных прилагательных).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_mnemotablitsey.doc | 823 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие «Весеннее путешествие»
(в старшей логопедической группе)
Цели
- Закрепить и расширить знания детей зимующих и перелётных птицах, диких и домашних животных, об их жилищах.
- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными, образование и употребление относительных прилагательных).
- Закрепить понятие – признак, действие.
- Закрепить понятие о родственных словах.
- Закрепить звукопроизношение трудных по артикуляции звуков.
- Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового, слогового, языкового анализа.
- Развивать связную речь, зрительное внимание, общую моторику.
- Развивать мышление, концентрацию внимания.
- Воспитывать дружеское отношение, навыки взаимодействия и сотрудничества.
Оборудование
Цветик - семицветик, схемы-символы, предметные картинки: домашних и диких животных, зимующих и перелётных птиц, лиственных деревьев, цветов, бабушка, девочка, мальчик, ребенок, ученик, женщина, учитель, маски диких и домашних животных, звуковые линейки, фишки для обозначения гласных и согласных звуков.
Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но сначала отгадайте загадки:
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернется,
А в лесу медведь проснется.
Слышны трели соловья.
Это к нам пришла…
Дети: Весна
Тает снежок,
Цветет лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Дети: Весной.
Игра «Так – не так»
Логопед: Весной падает белый пушистый снег.
Так или не так?- (дети отвечают)
Логопед: Весной дети загорают и купаются в море.
Логопед: Весной листья желтеют, кружатся и падают.
Так или не так?- (дети отвечают)
Логопед: Весной цветы расцветают и всю землю украшают.
А какие весенние цветы вы знаете?
Дети: подснежники, пролески, мать-и-мачеха, колокольчик.
Логопед: А у меня для вас сюрприз – весенний цветик-семицветик. Но он не только землю украшает, но и с детьми играет. Сколько у него лепестков? – 7. Посчитайте. Какого они цвета (дети называют цвета)
Цветок не простой на каждом лепестке задание.
1. Логопед отрывает первый лепесток:
- Ребята, этот лепесток не простой. На нем изображен символ. Посмотрите и скажите какой.
Дети: Символ солнца.
Логопед: Правильно.
Игра: «Подбери признак»
«Подбери действие»
Логопед: Солнышко какое? – яркое, радостное, веселое…
Солнышко весной что делает? – греет, припекает, ярко светит, чаще появляется…
- Давайте позовем солнышко (закличка)
Дети стоят полукругом:
Солнышко-колоколнышко
Ты рано взойди, нас пораньше разбуди.
Нам рано вставать,
Нам весну встречать.
2. Второй лепесточек.
Логопед загадывает загадку:
Голубой шатер весь мир покрыл
- Что это? – небо.
Вывешивается на доску символ неба.
Логопед: Дети, садитесь за столы и сделайте звуковой анализ слова ТУЧА.
Игра: «Делим слова на слоги»
Игра: «На что похожи облака»
3. Третий лепесточек.
Логопед загадывает загадку:
Много рук одна нога. (Дерево)
На доску вывешивается символ дерева.
Логопед: Дети, назовите, что происходит с деревьями весной.
Дети отвечают.
Логопед: А вы были в лесу, слышали, как шумят деревья – ш-ш-ш.
А как свистит ветер – с-с-с-с.
Игра: «С какого дерева лист, ветка, полено»
У березы – березовый лист, березовая ветка, березовое полено.
(у клена, у рябины, у дуба, у сосны)
Физкультминутка.
4. Четвертый лепесточек.
На доску вывешивается символ птицы.
Логопед:
- Дети, что происходит в жизни птиц весной?
- Как называются птицы, которые прилетают весной? (перелетные)
- А птицы, которые остаются зимовать? (зимующие)
Пальчиковая гимнастика: Птички.
Игра: «Четвертый лишний»
Сорока, аист, воробей, голубь.
Ласточка, ворона, скворец, грач.
Игра: «Кто как голос подает?»
Воробей - чирикает – чик-чирик.
Ворона – каркает – кар-р
Кукушка – кукует – ку-ку
Дятел – долбит – д-д-д
Сорока – стрекочет – ч-ч-ч
Голубь – воркует – гру-гру
- Дети, а есть птица, у которой нет своей песни. Отгадайте, кто это?
На дереве висит дворец
Во дворце сидит певец
А зовут его - … (скворец)
Игра: «Образование однокоренных слов»
Логопед:
- Как назвать скворца ласково? – скворушка.
- Кто у скворца птенец? – скворчонок
- А много птенчиков? – скворчата.
- А как зовут их маму? – скворчиха.
- Какой домик строят для скворцов люди? – скворечник.
- Что делают все птицы весной? – радуются, чирикают, поют, щебечут.
5. Пятый лепесток.
На нем символ – животного
Логопед: Назовите, что происходит с животными весной? (ответы детей)
Детям раздаются маски диких и домашних животных
Игра с мячом.
Дети становятся в круг и идут друг за другом под речь логопеда.
- Утро наступает, зверюшки гуляют
1,2,3 – зверюшки замри.
Бросая мяч ребенку логопед спрашивает: Ты кто? Где ты живешь? Кто у тебя детеныши?
Дети: Я белка, я живу в дупле, у меня детеныши бельчата.
(Волк, медведь, еж, собака, заяц)
6. Шестой лепесток.
На доску выставляется символ человека.
Логопед:
- Что это за символ? – Человек.
Что делает человек весной? Какую носит одежду? Кто такой человек? Как еще можно назвать человека? (выставляются картинки)
- бабушка, девочка, мальчик, ребенок, ученик, женщина, учитель…
Дети отвечают.
Игра: «Составь предложения по картинке»
Логопед: Дети, вот и остался последний лепесток и последнее задание.
Составьте рассказ о весне (по цепочке) по схеме.(Дети составляют)
8. Итог занятия.
9. Сюрпризный момент.
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Цветик-семицветик дарит всем вам по весеннему цветочку.
Путешествие на Северный Ледовитый океан
Программное содержание:
- Закрепить знания об особенностях природных условий и животного мира Крайнего Севера.
- Учить устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, образом жизни животных.
- Развивать у детей мышление и внимание, способность наблюдать и доказывать.
- Воспитывать осознанно-правильное отношение к объектам живой природы.
Оборудование: глобус или карта, пособия в форме льдин, мнемотаблица, графические схемы; картины: "Белые медведи", "Моржи", "Тюлени"; Красная книга Мурманской области.
Ход занятия:
1. Где мы живём? (В Мурманске, на Севере, Кольском полуострове).
Воспитатель предлагает показать на карте наш город, Кольский полуостров.
- Каким цветом на карте обозначен Кольский полуостров? (Зелёным: много деревьев, кустов, цветов, ягод и грибов).
Обратите внимание на моря, которые омывают Кольский полуостров.
- Какого они цвета?
Воспитатель показывает Северный Ледовитый океан.
- А какими цветами на карте обозначен Северный Ледовитый океан? (Синим и белым).
- Что означают эти цвета? (Лёд, вода, снег).
Воспитатель предлагает отправиться в путешествие на Северный Ледовитый океан и убедиться, есть ли там жизнь.
2. Динамическая пауза.
Мы идём, идём вперёд
Очень удивляемся.
Справа лёд и слева лёд,
Перед нами тоже лёд,
Где же он кончается? (Текст сопровождается движениями)
3. Работа с мнемотаблицами.
а) Ребята, посмотрите на льдине заяц. (Дети доказывают, что это тюлень, а зайцы здесь не живут.)
С помощью мнемотаблицы из символов, характеризующих особенности тюленя, дети рассказывают о нем.
-Большой, с толстым слоем жира, тёмного цвета.
-Похож на зайца: выпуклые глаза и усы.
-Быстро двигается в воде, в которой находится долго.
-Неповоротливый на снегу.
-Тюлень. ( в центре мнемотаблицы буквенный символ -Т)
-Вместо ног у тюленя ласты, помогающие быстро плавать.
-Питается рыбой, моллюсками, рачками.
-Детёныши тюленя белого цвета, их называют "бельки".
-У тюленя много врагов.
б) Воспитатель обращает внимание детей на другое животное. (Иллюстрация "Моржи").
- Вижу бивни. Наверное, это слон.(Ребята доказывают, что слоны живут в жарких странах, а это морж.)
С помощью схемы рассказывают о морже.
-Это морж.
-Морж большое животное, больше тюленя.
-Тёмно- коричневого цвета.
-Небольшой хвост.
-Вместо ног ласты.
-У моржа большие светлые клыки для защиты и выкапывания ракушек со дна.
-Питается рыбой и моллюсками.
-Врагов нет.
в) Воспитатель обращает внимание на "льдину" - куб, на сторонах которого схема-описание белого медведя.
-Дикое хищное животное.
-Тело покрыто густой белой шерстью.
-Детёнышей называют "умки".
-Питается рыбой, охотится на тюленей.
-Живёт на Севере во льдах.
-Спит в ледяной берлоге.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину "Белые медведи". Обращает внимание на медведицу, которая в отличие от медведя делает себе берлогу и там у неё рождаются медвежата, белые как снег. Их называют "умки".
4.Дидактическая игра "Путаница". (Детям предлагается на рисунке "Север" найти несоответствия.)
5. Как вы думаете, есть ли жизнь на Северном Ледовитом океане?
К сожалению животных, живущих на Северном Ледовитом океане, становится всё меньше, и люди встали на их защиту. Многие занесены в Красную книгу. (Показ)
Воспитатель предлагает детям вернуться в детский сад и зарисовать впечатления о путешествии.
Планирование работы по лексической теме “Зима” в старшей логопедической группе(1-ый год обучения)
Понедельник.
Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.
1. Рассматривание мнемотаблицы. (рис.1)
2. Перекодирование информации.
У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.
3. Воспроизведение таблицы по памяти.
Вторник.
Заучивание стихотворения П.Воронько “Пирог” (рис.2)
Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.
Пирог
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.
Среда.
Отгадывание мнемозагадки.
1. Рассматривание мнемотаблицы (рис.3)
2. Подробное объяснение логопедом каждого пункта.
Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.
3. Отгадывание загадки детьми.
4.Игра “Снежная куча”. (рис. 3.1) Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.
- Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
- Есть слово длинное – снегопад.
- Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
- Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
- Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
- Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
- Есть слово – цветок – подснежник.
- Есть слово - птица - снегирь.
Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).
Четверг.
Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”
1.Чтение логопедом текста и демонстрация опорных картинок (рис.4).
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!
2. Ответы на вопросы по содержанию.
Вопросы:
- Какое наступило время года?
- Где лежит снег?
- Какой снег?
- Какая погода на улице?
- Куда пошли дети?
- Как они оделись?
- Что делали дети на прогулке?
- Нравиться ли детям гулять зимой?
3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
4. Пересказ текста ребёнком своими словами.
Пятница.
Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.
1. Рассматривание мнемодорожек (рис. 5).
2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.
- Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
- Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
- В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
- Люди зимой делают кормушки для птиц.
- Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
- Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
- Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
- В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.
3. Рассматривание мнемотаблицы (рис.6).
4. Составление рассказа о зиме логопедом.
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
5.Составление рассказов о зиме детьми.
Хочу поделиться мнемотаблицами для заучивания стихов к Новогоднему празднику, ведь родители всегда хотят, чтобы дети читали стихи у ёлочки, а времени катастрофически не хватает. Быстро выучить стихи помогают мнемотаблицы, которые после работы на занятии, я оставляю в групповой комнате на видном месте, чтобы дети могли по желанию в удобное для них время рассказывать тексты друг другу.
Снеговик (рис.7).
Давай дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа… нос…метла…
Но солнце припечёт слегка –
Увы! – и нет снеговика.
Н.Нищева “Ёлочка” (рис.8).
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Ирина Гурина (рис.9).
В зимнем небе, сделав круг,
Накренились сани вдруг!
И с подарками мешок
Выпал прямо на снежок!
Дед Мороз (рис.10).
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам ёлочку принёс,
А на ней фонарики,
Золотые шарики,
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам сладости принёс,
Вафли ароматные
И конфеты мятные.
Планирование работы по лексической теме “Весна” в старшей логопедической группе (1-ый год обучения).
Понедельник.
Работа с мнемотаблицей на слово “весна” (рис.11).
1. Перекодирование информации по данной таблице.
Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.
2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.
Вторник.
Заучивание стихотворения “Весна – красна” (рис.12).
Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.
Весна – красна
Ты, весна, весна - красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.
Среда.
1. Отгадывание мнемозагадки.
2. Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне (рис.13).
Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Громко запели.
3. Отгадывание загадки детьми.
4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.
Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки.
Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.
- Есть слово маленькое, ласковое – листочек.
- Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
- Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
- Есть слово, когда листья падают – листопад.
- Есть слово-дерево – лиственница.
Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).
Четверг.
Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.
1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы. (рис.14).
Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.
2. Ответы на вопросы по содержанию текста:
- Что делает весной солнце?
- Как солнце весной светит и греет?
- Что делают ручьи?
- Какие изменения происходят на реках?
- Что такое проталины?
- Как называются самые первые цветы?
- Что сделали насекомые?
- Что можно сказать про вербу?
3. Повторное чтение рассказа.
4. Пересказ текста детьми своими словами.
Пятница.
Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.
1.Рассматривание мнемодорожек.
2.Составление предложений по мнемодорожкам (рис.15 – 18).
- Весной солнце часто появляется на голубом небе.
- Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.
- Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.
- Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.
3.Рассматривание мнемотаблицы (рис.11).
4.Составление рассказа о весне логопедом.
Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.
Предлагаю стихи для заучивания с детьми на коррекционных часах.
Воробей (рис.19).
Воробей с березы
На дорогу прыг
Больше нет мороза
Чик-чирик.
А.Плещеев “Весна” (рис.20).
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С.Маршак “Радуга” (рис.21).
В небе гром, гроза
Закрывай глаза!
Дождь прошёл,
Трава блестит,
В небе радуга стоит.
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
- Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000.
- Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.
- Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
- Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
- Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.
- Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
- Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005.
- Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.
- Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.
Система работы по обучению детей моделированию на познавательных занятиях
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"
Занятие-путешествие "В зимнем снежном царстве" по развитию речи с элементами исследовательской деятельности для детей старшего возраста
м
Конспект занятия по теме "Зима" для детей старшей логопедической группы
|
Рекомендации к использованию моделирования в разных видах деятельности детей, имеющих общее недоразвитие речи
Сочиняем сказки вместе с детьми
Занятие по развитию речи в старшей речевой группе "Дикие животные наших лесов"
Проблема: В настоящее время большинство детей рождаются с родовыми травмами, поэтому дети начинают поздно говорить, у них плохо развита связная речь.
Цель: формировать умение грамматически правильного употребления предлогов, расширение словарного запаса у дошкольников.
Задачи:
- Расширение и активизация номинативного и глагольного словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, и их детёнышей, частей тела, жилищ.
- Закрепление умений правильно употреблять предлоги “в”, “с”, “у”, “от” при составлении предложений.
- Развитие мышления на материале описательных загадок.
- Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
- Развитие зрительного и слухового восприятия тактильных ощущений.
- Закрепление умения и составлять рассказ по опорным картинкам.
- Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
Ожидаемый результат: увидеть конечный результат в закреплении предлогов, доставить детям положительные эмоции через загадки, и тактильные ощущения. Расширение словаря и знание диких животных наших лесов.
Участники занятия: воспитатель, дети, учитель-логопед.
Направление работы: логопедическая.
Внутренние связи: дети старшего дошкольного возраста.
Формы работы:
- предметные картинки с изображением диких животных и из детенышей;
- макет жилищ диких животных;
- дидактические игры: “Чей хвост, чья голова”.
Предварительная работа: проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок. Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающем миром чрез дидактические игры. Через подвижные игры, имитации движений животных.
Ход занятия
Раздаётся стук в дверь. Появляется почтальон Печкин с письмом.
Печкин. Здравствуйте ребята, я почтальон Печкин, принёс Вам письмо от Матроскина и Шарика.
Логопед. Спасибо тебе, Печкин!
Печкин. Но мне еще много писем надо разнести, так что я пойду, до свидания ребята. (Почтальон Печкин уходит).
Логопед. Как вы думаете, что Шарик и Матроскин написали нам. Логопед достает из конверта письмо и читает: “Здравствуйте дорогие ребята. Мы обращаемся к вам с огромной просьбой, помогите нам, пожалуйста, отгадать загадки. Надеемся на вашу сообразительность. Матроскин и Шарик”.
Логопед. Ну что ребята поможем нашим друзьям.
Дети. Да.
Отгадывание загадок.
Логопед читает загадки.
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, тёмноглазый,
По деревьям любит лазить. (Белка)
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)
Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
Комочек пуха, длинное ухо,
прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк)
Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёжик)
(На наборном полотне выложены силуэтные фотографии животных. При правильном отгадывании загадки на силуэт, ребенком накладывается фотография самого животного).
Молодцы ребята. Правильно все отгадали. А как вы думаете, про каких животных мы с вами отгадали загадки? Правильно про диких. А почему они так называются? Конечно, потому что они живут в лесу и у каждого из них есть свой дом, как и у людей. Давайте сейчас поиграем.
Логопед предлагает игру “Кто, где живёт”. На столах у детей предметные картинки. На доске висят картины с изображением жилищ животных.
Логопед. Вы сейчас посмотрите внимательно, на ваши картинки и пожалуйста распределите животных по их домам. (Дети выполняют задание). А почему вы поселили медведя в это дом? Как он называется? (Берлога). Значит, где живёт медведь? (В берлоге)
Где живёт волк? (В логове)
Где живёт белка? (В дупле.)
Где живут ёж, лиса? (В норах.)
Где живёт заяц? (Под кустом.)
Отвечая на вопрос, ребёнок должен взять картинку с изображением животного и поместить её на изображение жилища, в котором оно живёт. Логопед хвалит детей за правильные ответы.
Логопед. Отлично вы и с этим заданием справились. Но я вам хочу предложить поиграть еще в одну игру, называется она “Чей хвост, чья голова?”.
(При подачи картинок детям педагог “нечаянно их рассыпает”). Ой! Ребята! Что же мне делать. Помогите мне, пожалуйста, их собрать. (Картинки с изображением хвостов и животных, чьи эти хвосты)
Чей хвост у тебя? (Лисий хвост, беличий хвост.)
Чьё это ухо? (Медвежье ухо, заячье ухо.)
Дети прикрепляют хвосты и головы по назначению, объясняя по чему они так сделали.
Логопед. Вы устали? Давайте немного отдохнем. Игра “Теремок”.
(Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики).
Выполняют движения под стихи, которые читает логопед.
Дети открывают теремок: разводят руки в стороны.
Логопед. Стоит в поле теремок, теремок,
Поднимают руки над головой.
Он не низок не высок.
Приседают и подымаются на носочки.
На двери висит замок.
Пальцы рук складывают в замок.
Кто его открыть бы смог?
Делают движения запястьями вперёд – назад.
Слева – зайка, справа – мишка –
Поворачивают голову.
Отодвиньте-ка задвижку!
Пробуют потянуть замок в стороны.
Слева – ёжик, справа – волк –
Делают повороты головой.
Нажимайте на замок!
Сжимают, разжимают запястья.
Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок.
Разводят руки в стороны.
Логопед. Мы с вами отдохнули, но есть еще задание, а называется оно “Угадай и повтори”.
Злой, голодный, серый .. (волк)
Трусливый, длинноухий, серый ..(заяц)
Хитрая, рыжая, быстрая..(белка)
Большой, бурый, неуклюжий..(медведь)
Логопед. Молодцы вы справились и с этим заданием. Но у меня для вас есть еще одно задание, оно называется “Что не так?”. Найдите ошибку, скажите правильно.
У волка – лисята. Они живут в логове.
У медведя – зайчата. Они живут в берлоге.
У лисы – медвежата. Они живут в норе.
У ежа – бельчата. Они живут в норке.
У зайца –ежата. Они живут под кустом.
У белки – волчата. Они живут в дупле.
(Дети исправляют, и говорят правильно: - У волка – волчата, они живут в логове; и т.д.)
Логопед. Молодцы.
Составление предложений с предлогом “у”: дидактическая игра “Помоги детёнышам найти свою маму”. Дети должны запомнить названия животных и их детёнышей.
Логопед. А сейчас я хочу с вами не много поиграть, слушайте внимательно. Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Помогите детёнышам найти своих мам и назовите их! (На наборном полотне выставлены изображение животных и детенышей в разброс. Нужно собрать их вместе детенышей со своими мамами).
Лисёнок (лисята) – у лисицы;
Зайчонок (зайчата) – у зайчих;
Бельчонок (бельчата) – у белки;
Ежонок (ежата) – у ежихи;
Волчонок (волчата) – у волчицы;
Медвежонок (медвежата) – у медведицы.
Молодцы, помогли детёнышам найти своих мам!
Логопед. Ну, вот ребята, мы с вами и не заметили, как побывали в лесу и познакомились с их обитателями, лесными жителями, дикими животными.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада, тема: «Открытие салона-ателье»
Автор занятия: воспитатель высшей категории Сорокина А. М., МДОУ детский сад №73 «Дельфин» г. Тольятти.
Задачи:
З К Р: дифференцировать свистящие и шипящие звуки: Ч, Ц, Ш и четко произносить их во фразовой речи.
Словарь:
Закрепить умение подбирать слова с противоположным значением /антонимы/; уточнить значение многозначного слова «игла» /прямое и переносное/; учить подбирать слова в рамках семантического поля:
- профессий закройщицы, приемщицы, швеи; - глаголов, обозначающих их действия; - существительных, обозначающих инструменты, продукт работы; - прилагательных, обозначающих качество одежды, ткани.
Грамматика:
Закреплять умение подбирать однокоренные слова /шить, пришивать/ и др.; Связная речь: учить детей составлять описательный рассказ, руководствуясь планом.
Материалы:
Диктофон, образцы тканей, примерочная кабина, фотографии с действиями швеи, закройщицы; визитные карточки, пригласительная открытка.
Предварительная работа:
Экскурсия в ателье, рассматривание иллюстраций, беседа.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, нам в группу принесли пригласительную открытку. Послушайте, что в ней написано: «Дорогие ребята, приглашаем вас на день рожде-ния. Илюша.» Вы принимаете это приглашение? Но как быть? Мы не можем пойти на день рождения в этой одежде, она не нарядная, нужно что-то придумать. Что вы предлагаете? /Купить новую одежду, постирать эту и др./ /включается диктофон, слышится объявление/ «Уважаемые радиослушатели, послушайте объявление: «Сегодня, в 10 часов состоится открытие – презентация салона – ателье «Модница». Первых посетителей ожидает сюрприз. - Ребята, по-моему, нам очень повезло, это как раз то, что нам нужно. Только, ребята, чтобы заказать наряд, нужно многое знать об ателье, кто там работает, из каких тканей шьют. Поэтому скажите, пожалуйста, кто работает в ателье? / приемщица, закройщица, швея/. - А сейчас, пока у нас есть время до открытия ателье, давайте поиграем в игру «Разложи фотографии» /алгоритм пошива одежды/. - «Перед вами фотографии с действиями швеи, приемщицы, закройщицы. Ваша задача: разложить в определенной последовательности их действия по пошиву платья». - А теперь отгадайте, какие действия производят работники ателье.
Дидактическая игра «Кто что делает?»
Швея – шьет, зашивает, прошивает, перешивает, вышивает, примеряет; Приемщица – принимает, выписывает квитанцию; Закройщица – чертит, обводит, кроит, вырезает. - Ребята, давайте поиграем в игру «Ателье». Перед вами лежат картинки с изображением инструментов. Сейчас выберем швею, закройщицу, приемщицу. Они должны будут выбрать для себя необходимые инструменты для работы: для швеи – швейная машина, ткань, иголка, ножницы; для закройщицы – ткань, бумага, сантиметр, ножницы, мел, лекала, выкройки; для приемщицы – ручка, квитанция.
Физминутка «Гномики-прачки»
Жили – были в домике (сжимают и разжимают кулачки) Маленькие гномики Токи, Пики, Лики, (загибают пальцы по одному, начиная с больших) Чики, Мики Раз, два, три, четыре, пять (разгибают пальчики с мизинцев) Стали гномики стирать (трут кулачки друг о друга) Токи – рубашки (загибают пальцы по одному, начиная с больших) Пики – платочки Лики – штанишки, Чики – носочки, Мики умница был, Всем водичку носил. - А теперь я предлагаю вам посетить «Отдел приема заказов». Перед вами разложены разные по назначению ткани. Вы должны их назвать и рассказать, что можно сшить из этих тканей: Из ситца, шелка, капрона – платье, рубашку, сарафан; Из меха, драпа, болоньи – пальто, куртку, шубу; Из шерсти, вельвета – брюки, пиджак, юбку. - Далее из «Отдела приема заказов» мы перейдем в «Отдел кроя» и поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду вам показывать картинки с предметами определенного качества, а вы мне будете называть слова с противоположным значением:
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Белая /ткань/ - черная; Гладкая /ткань/ - шероховатая; Длинное /платье/ - короткое; Широкая /юбка/ - узкая; Острые /ножницы/ - тупые; Большая /игла/ - маленькая. - Ребята, наступило время открытия салона–ателье «Модница». - Заходите, пожалуйста, в ателье. Обратите внимание, как здесь красиво и уютно, а примерочная кабина украшена шарами. - Закройщица приглашает сделать заказ, проходи, Таня. /Таня: «Я хочу заказать нарядное платье из розового шелка: с пышной юбкой, с короткими пышными рукавами, с бантом, с тонким узким пояском»; Саша: «Я хочу заказать рубашку из белого ситца, с длинными рукавами, манжетами, воротничком, пуговицами, с карманом»/ - Ребята, пока швея выполняет ваши заказы, давайте поговорим о таком интересном слове, как «игла». - Скажите, пожалуйста, какие иглы вы еще знаете и объясните, почему их называют одним словом. Швейная, сосновая, еловая, медицинская, у ежика – все они острые. - Ребята, швея приглашает вас на примерку в примерочную кабину, хочет посмотреть, все ли удачно получилось, не нужно ли перешивать. - По-моему, наряды получились замечательные, теперь мы в них смело можем идти на день рождения к Илюше. Но сначала давайте пройдемся по подиуму, и всем покажем свои наряды. /демонстрация нарядов/ - Ребята, работники ателье «Модница» презентуют вам, как первым клиентам, визитные карточки. С этими карточками вы можете в дальнейшем заказывать наряды с 10% скидкой. -Теперь давайте поблагодарим работников ателье за хорошую работу и отправимся на день рождения. Анализ занятия: - Ребята, мне очень понравилось сегодняшнее занятие. А вам? А что больше всего вам запомнилось? А о каких профессиях мы сегодня разговаривали? Чем помогли нам работники ателье?
Занятие по развитию речи в старшей группе
Тема занятия: Зимняя сказка. Программное содержание: -учить детей составлять небольшие связные рассказы по картине; -развивать монологическую речь: -учить отвечать на вопросы полным предложением; -развивать логическое мышление, эмоциональную сферу творческого потенциала ребенка; -закрепить признаки зимы; -совершенствовать координацию движений; -воспитывать интерес к познанию окружающего мира; -формировать положительное отношение к природе, стремление беречь, защищать все живое. Индивидуальная работа: Упражнять Дашу П., Илья Ж., в правильном построении предложений Предварительная работа: 1.Наблюдения на прогулках за природой, зимующими птицами, играми детей. 2. Рассматривание иллюстраций и составление по ним рассказов. 3.Чтение 1. В. Бианки ,, Синичкин Календарь” 2. Н. Никитин ,, Встреча зимы” 3. К. Бальмонт ,, Снежинка ” 4. А. Ягунин ,, Покормите птиц ” Оборудование: иллюстрация с изображением зимних забав, лист ватмана, мольберт, картина. Ход занятия. 1. Вступительная часть Дети стоят вокруг стола. Вос-ль: Ребята, посмотрите, какие предметы лежат у меня на столе? Дети: Ручка, блокнот, микрофон. Вос-ль: Как вы думаете , кому нужны эти предметы? Дети: Журналисту. Вос-ль: Где работают журналисты? Дети: Радио, телевидение, газета, журнал. Вос-ль: Какие должны быть журналисты? Дети: Умные, честные, правдивые, смелые, отважные, грамотные. 2. Основная часть. Дети садятся на стулья. Вос-ль: Мы сегодня будем журналистами. и будем создавать свой журнал. Это наша первая страница. Как мы назовем наш журнал? Дети: Придумывают название, журнала выбираем одно. Вос-ль: Журнал называется ,,Зимняя сказка” Вос-ль: Возьмите лист, сверните его и сделайте подзорную трубу. Кто что увидел на 1 странице журнала. Дети: Снег лежит кругом. Вос-ль: С чем можно сравнить снег? Дети: Как одеяло, покрывало, платок, все покрывало как подушка. Вос-ль: Что ещё зимой можно увидеть. в парке? Дети: Зимующие птицы прилетели на кормушку. Вос-ль: Почему их называют зимующими? Дети: Они всю зиму, живут с нами. Вос-ль: Почему добрые люди заботятся зимой о птицах? Дети: Зимой мало корма. Дети: В парке живет белка, зимой она серая. Вос-ль: Почему серого цвета мех у белки зимой? Дети: Это делает её незаметной на дереве. Дети: В парке деревья стоят голые, укрытые снегом. Вос-ль: Где же листья у деревьев? Дети: Осенью был листопад, сейчас деревья спять, отдыхают. Вос-ль: Красивая у нас получилась 1 страница. Вос-ль: Мы сейчас с вами будем составлять вторую страницу журнала. Представьте себе, что вы попали в эту картину и стали объектом картины. Подумайте, кем бы вы хотели быть, и расскажите о себе. Рассказы детей. 1. Я - сугроб. В начале зимы я маленький, но постепенно я подрастаю, потому что зимой часто идёт снег. Когда солнечный день, я сверкаю на солнце. Ребята из меня могут лепить снежки, снеговиков, строить крепость, Я защищаю от морозов растения, которые спрятались подо мной. 2. Я - кормушка. Меня сделали добрые люди и повесили на ветку дерева. Мне очень нравится когда в меня кладут хлебные крошки, семечки. Я помогаю зимующим птицам выжить зимой. Когда ко мне прилетают синичка или воробей, мне легко и весело. Все птицы мне говорят ,, Спасибо”. 3. Я фотоаппарат. Я могу делать фотографии людей, зверей, природы. У меня есть глазок, который видит, что я хочу сфотографировать. Сейчас я буду фотографировать белку, птиц на кормушке, мальчиков и девочек. Летом, когда ребята посмотрят мои фотографии, вспомнят эту прогулку в зимнем парке. Мне очень нравится делать людям приятное. 4. Я – лопатка. Я помогаю мальчику сгребать снег в кучу и сделать из неё горку. Много расчищаю дорожки от снега, чтобы людям было удобно ходить. Я очень рада, когда он берет меня с собой гулять. Вос-ль: Молодцы! Интересная получилась у нас с вами 2 страница журнала ,,Зимняя сказка” В сказке все возможно. И вы все превратились в лыжников. Физминутка. Иммитация движения лыжников. Вос-ль: Ребята. Сейчас мы будем создавать 3 страницу журнала из картинок. Страница называется ,, Ищи друзей” Вы должны найти 2 объекта на картинке сказать, чем они связаны и объяснить почему, наклеить эту картинку на страницу журнала. Дети: Коньки и лед, лыжи и снег,птицы и кормушка, ветка и кормушка, и т.д. Вос-ль: Предлагает детям рассмотреть страницу журнала. 3. Итог. Что вам сегодня понравилось на занятие? |
Занятие по развитию речи в старшей группе
Программное содержание: 1. Расширить и уточнить представления детей о зимних изменениях в природе. 2. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о необходимости их подкармливать зимой. 3. Учить детей выразительно читать стихи, воспитывать интонационную выразительность речи. 4. Упражнять детей в образовании слов: снежинка, сосулька, лыжи, коньки и т.д. 5. Совершенствовать умение применять дидактические игры на заданную тему. 6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Индивидуальная работа: привлекать к работе малоактивных детей. Активизация словаря: снежная, морозная, вьюжная, ветреная, хмурень, лютовей, снеговей. Предшествующая работа: занятия, наблюдения, на прогулках за сезонными изменениями в природе, чтение книг, заучивание стихов, пословиц, поговорок о зиме. Загадывание загадок. Проведение дидактических, словесных, подвижных и хороводных игр. Материал: демонстрационный и раздаточный материал к дидактической игре «Накорми зимующих птиц», демонстрационный материал к дидактической игре «Что лишнее?». Ход занятия. Дети сидят на стульчиках за столами. Читаю детям стихотворение о зиме: « Утром на лужицах тонкий ледок, В воздухе кружится первый снежок. Вышли ребята из детского сада, Первый снежок - ребятишкам отрада. Вьется на улице легкий пушок, Дети любуются ~ как хорошо!» Ребята, о каком времени года я вам прочла стихотворение? А как вы догадались, что стихотворение о зиме? Какое сейчас идет время года? Какой сейчас идет зимний месяц? Перечислите по порядку зимние месяцы. Стук в дверь. Заходят зимние месяцы в костюмах декабрь, январь и февраль. Обращаю внимание детей на то, что к нам пожаловали в гости братья - месяцы, Первый месяц говорит: «Я Декабрь, первый зимний месяц. В народе меня называют «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на реках. Недаром говорят: ноябрь приходит с гвоздочками, а декабрь - с мосточками. Второй месяц говорит: «Я Январь, второй зимний месяц. Лютует стужа,трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютовей». Месяц январь - зимы Государь. Третий месяц говорит: «Я Февраль, последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, сильные ветры гонят по земле снежную поземку. В старину февраль называли «снеговей». В феврале день становится длиннее. Ребята, как в народе называется декабрь? Как называют в народе январь? А как называют февраль? (Хоровые проговаривания) Присаживайтесь, братцы - месяцы, будете нашими гостями. Ребята на занятии будут много рассказывать о зиме и зимних месяцах. А вы послушайте, что ребята знают о вас. Ребята, какая бывает зима? (Морозная, суровая, снежная, ветреная, вьюжная и т.д.). Что происходит с деревьями и кустарниками зимой? (Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых листьях лежит снег). А какие деревья остаются по-прежнему зелеными? (Ель и сосна). Что происходит с лесными зверями? (Они укрываются от холода в дуплах, норах или зарываются в глубокий снег). Кому мы помогаем прокормиться в зимнее время? (Птицам. Они перебираются зимой поближе к жилью людей). Каких зимующих птиц вы знаете? Как мы им помогаем? Ребята, сейчас мы поиграем в дидактическую игру «Покорми зимующих птиц». Ребята, сейчас к вам на ладошку прилетит птица, вы должны рассмотреть ее и назвать. (Дети поочередно выходят к мольберту, «сажают» птиц в кормушку). У нас получилась птичья столовая. Какие птицы прилетели на кормушку? (Синицы, воробьи, голуби и т.д.). Заканчиваю игру чтением стихотворения А.Яшина «Покормите птиц». «Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма: Горсть зерна нужна, Горсть одна- и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их- не счесть, Видеть тяжело, А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло». Дети, что происходит с реками и озерами зимой? (Покрываются толстым льдом). Зимой у детей много веселых забав. Какие из них вы знаете? Ребята, а сейчас представьте, что вы лыжники и бежите по лыжне. Приглашаем присоединиться и братьев - месяцев. Пробежали по лыжне, идем кататься на каток на коньках, затем дети играют в снежки. Затем дети садятся на свои места. А сейчас, ребята, поиграем в словесную игру «Доскажи словечко» - снежин –ка, вью - га, гор - ка, сосуль - ка, лы - жи, конь - ки, сан - ки, шай - 6а, клюш- ка. Дети хором договаривают слова. Ребята, а какие мы отмечаем зимой праздники? (31 декабря - Новый год, 7 января - Светлый Праздник Рождества Христова, 23 февраля - День Защитника Отечества). Дети, в конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленица - это праздник встречи с солнышком. Дидактическая игра «Что лишнее?». Вот братцы - месяцы, сколько ребята знают о зиме и зимних месяцах. Месяц Декабрь спрашивает. «А стихи о зиме вы знаете?». Дети читают (2 -3 ребенка) программные стихи. Месяц Январь спрашивает: «А загадки вы отгадывать умеете?». Без рук, без глаз, а рисовать умеет (Мороз). Белая скатерть все поле укрыла (Снег). Висит за окошком кулек ледяной, он полон капели и пахнет весной (Сосулька). Месяц Февраль спрашивает: «А какие вы пословицы и поговорки про зиму знаете?». Дети перечисляют пословицы и поговорки о зиме. Братья - месяцы хором спрашивают: «А подвижную игру «Три мороза» вы знаете?». Приглашают детей играть в игру. Ведущие игру морозы говорят: «Мы три брата молодые, Три мороза удалые. Я мороз - «хмурень», я мороз - «лютовень», я мороз - «снеговей». Кто из вас решится в путь - дорогу пуститься?». Дети отвечают хором: «Не боимся мы угроз и не страшен нам Мороз!» Перебегают на другую сторону дома, а морозы стараются их заморозить. Замороженные дети останавливаются и стоят до окончания перебежки. Воспитатель просит Морозов отморозить детей, так как сегодня последний месяц (день) зимы. Очень нам понравилось быть у вас в гостях, много вы нам рассказали интересного о зиме, читали красивые стихи, знаете много пословиц и поговорок о зиме, играли в интересные игры, но наше время править закончилось. Мы вас угощаем и прощаемся с вами до будущей зимы. До свидания, ребята! Вот и закончилось чудесное время года зима. Спасибо вам, ребята! Вы были активны и показали хорошие знания о зиме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в ст.гр."Путешествие на лесную полянку»
Занятие учит детей различать и называть насекомых , отгадывать загадки о них.Учит сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха, стрекоза летают, кузнечик прыгает). Воспитывает любов...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Путешествие в страну Чукоккалу» (по произведениям Чуковского К.И.)
Закреплять знания детей о творчестве детского писателя К. И. Чуковского; продолжать совершенствовать диалогическую речь: понятно для слушателей отвечать на вопросы, учить участвовать в беседе; у...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в страну Волшебников»
Программное содержание: обобщить и закрепить полученные знания и умения: конструировать предложения, обозначая схематическим изображением; формировать понятие о предлоге; проводить звуковой анализ сос...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Путешествуем по сказкам вместе с Красной Шапочкой"
Развитие речи и творческого воображения детей старшей группы с использованием приемов Д.Родари и кругов Луллия....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Путешествие в страну «Грамотейка»
-Воспитывать интерес к образовательной деятельности; доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.-Формировать умение обобщать, классифицировать , расширять словарный запас через участие в ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в ранней группе «Путешествие по сказкам»
Конспект открытого занятия ро развитию речи в группе раннего возраста с участием родителей....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Путешествие в прошлое"
В данном материале я хочу предложить вашему вниманию конспект занятия, разработанный с целью приобщить детей к культуре и традициям русского народа....