Конспект НОД "Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Данное занятие поможет расширить, уточнить и активизировать словарь по теме "Посуда". Закрепить навыки и действия в хозяйственно-бытовом труде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_posuda.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

Тема: «Посуда».

Цели:

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Посуда».

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Образование прилагательных от существительных.

Согласование числительных с существительными.

Упражнение в употреблении антонимов.

Воспитание самостоятельности, активности.

Наметить план трудовой деятельности вместе с детьми.

Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

Закреплять навыки и действия в хозяйственно-бытовом труде.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми.

Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать читателя, способного сопереживать героям книги.

Закреплять правила общения с бытовыми предметами.

Оборудование: 

Демонстрационный материал:

Презентация «История посуды».

Раздаточный материал:

Листы с игрой «Помоги Тане разложить посуду по местам» на каждого ребенка, картинки с изображением посуды;  простые карандаши.

Посуда, клеенка, полотенце, поднос, ведро, тазы, салфетки, щетка-сметка, щетка для пола, совок, фартуки.

Предварительная работа:

Чтение сказки «Федорино горе», рассматривание посуды в групповой комнате, уточнение назначения, выделение  частей посуды; складывание разрезных картинок; работа с раскрасками.

Ход:

1.Организационный момент.

Отгадывание загадок о посуде.

Объявление темы занятия. Дети стоят в кругу.

Игра «Звонкий бубен»

Как возьмёшь ты в руки бубен

Сразу другу передай.

У кого в руках остался

Тот загадку отгадай.

Дети отгадывают загадки.

Когда я пуста бываю

Про тебя я забываю

Но когда несу еду –

мимо рта я не пройду (ложка).

Чайника подружка

Имеет два ушка

Варю кашу, суп для Юли

И зовут меня…(кастрюлей)

Суп, салат, пюре, котлетки

Подают всегда в …(тарелке)

А на чай и простоквашу

Подставляй дружочек…(чашку).

                       

Если хорошо заточен

Все легко он режет очень-

Хлеб, картошку, свеклу, мясо

Рыбу, яблоки  и масло (нож)

                                 

Будет вкусная еда,

С золотою коркою, 

Если пользуешься ты 

Верно…(сковородкою)

На плите - кастрюль начальник.                                      

Толстый, длинноносый… (чайник)

Логопед:

Как все эти предметы можно  назвать  одним словом? Правильно, посуда.

- О чем мы сегодня будем говорить?  О  посуде.

Послушайте отрывок из стихотворения:

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам:

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с гор

Кто догадался, из какого произведения я прочитала отрывок. ("Федорино горе"), кто автор (К.И. Чуковский).

А вот и Федора идет по дорожке.

- Здравствуйте, Федора Егоровна.

- Здравствуйте, ребята. Я вам сейчас расскажу, какая беда со мной приключилась. Не убиралась я дома, не мыла посуду и ушла она от меня. Долго я ходила  по болотам, по лесам и просила ее вернуться.

- А мы Федора Егоровна, как раз с ребятами собрались поговорить о посуде. Оставайся с нами. Ты узнаешь много интересного.

2. Рассказ логопеда о посуде (презентация).

- Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала её делали из глины и дерева. Потом появилась стеклянная, металлическая, фарфоровая посуда.

Фарфоровая посуда изготавливается из глины белого цвета. Она хрупкая, но очень красивая и изящная.

Широко используется в хозяйстве посуда из металлов. Сковородки из чугуна очень прочные и стойкие к высоким температурам. Алюминиевые ковшики очень лёгкие. Эмалированные кастрюли удобны для приготовления пищи.

Из стекла на специальных стекольных заводах создают очень красивую посуду: кувшины, бокалы, стаканы.

Еще один материал для изготовления посуды – это пластик. Из него делают одноразовую посуду и посуду для холодных продуктов.

3. Расширение, уточнение и активизация словаря по данной теме.

  • Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? (чашкой, блюдцем, сахарницей, заварным чайником, конфетницей и т.п.).
  • Как называется эта посуда? (чайная).
  • В какой посуде готовят пищу?  (варят в кастрюле, жарят в сковородке, пекут пироги на противне и т.п.).
  • Как называется эта посуда? (кухонная.)
  • А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая).
  • Назовите столовую посуду. (глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка, селедочница и т.д.).

4. Формирование лексико-грамматических категорий.

 Игра «Как её мы назовём». Образование качественных прилагательных.

Стакан из стекла – стеклянный, чашка из фарфора - …, кастрюля из металла - …, сковорода из чугуна - …, кувшин из глины - …, тарелка из пластмассы - …, бокал из хрусталя - …, ложка из дерева - ...

Игра «Назови ласково» У детей на столах картинки с изображением больших и маленьких предметов посуды.

- Назовем посуду ласково:

  Чашка – чашечка,

  Блюдце -  блюдечко,

  Половник – половничек,

  Стакан – стаканчик,

  Поднос – подносик,

  Кувшин – кувшинчик,

  Миска – мисочка,

  Кастрюля – кастрюлька.

Игра «Наоборот».  

Подбор слов-антонимов.

Игра «Сосчитай до 5».  

Согласование существительных с числительными.

1 половник – 2 половника – 5 половников

5. Игра «Танины помощники». 

(Помогите  девочке Тане поставить чайную посуду на поднос,  столовую — на обеденный стол, а кухонную — в шкафчик. Проведите карандашами  линии от соответствующей посуды к подносу, столу и шкафчику.

Логопед: Ребята, мы с вами узнали много интересного о посуде. А тебе Федора понравилось?

Федора:

Про посуду все узнала

Вот спасибо вам, друзья.

А сейчас к себе на кухню

Пригласить хочу вас я!

Помогите там Федоре

Чистоту, уют создать

Очень хочется  Федоре

Доброю хозяйкой стать!

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Федоре Егоровне?

Воспитатель: Да, ребята, посмотрите какой здесь беспорядок. Все в паутине, кругом пауки и тараканы, посуда грязная. Что же нам нужно будет сделать? (помыть посуду, собрать паутину,  протереть мебель, подмести полы).

Воспитатель: Сначала давайте распределим обязанности.

Кто будет помогать Федоре Егоровне мыть посуду?

Кто будет посуду вытирать?

Кто будет мыть и протирать шкаф для посуды?

Кто будет протирать мебель?

А кто будет подметать?

Ну и конечно нужно начистить самовар, чтобы блестел. Кто этим займется?

- Ну вот, обязанности мы распределили, теперь можно приниматься за дело.  -- Не забудьте одеть рабочую одежду – фартучки. Возьмите то, что вам нужно для работы и можно начинать.

Дети выполняют трудовые поручения. Воспитатели помогают.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая чистота, посуда чистая и аккуратно расставлена в шкафу, тараканов и пауков нет. Давайте накроем стол чистой скатертью и поставим самовар.

Федора: «Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!»

- Спасибо вам, ребята, за помощь.

Воспитатель: А на белой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке,

Самовар стоит,

Словно жар горит,

И пыхтит и на бабу поглядывает:

«Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю.

Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы. Хорошо потрудились.  Кладите салфетки. Снимайте фартуки и пойдем мыть руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....