Индивидуальные задания для звука С
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Светлана Евгеньевна Козлова

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasy.doc43 КБ
Файл individualnye_zadaniya_dlya_s.docx689.41 КБ
Файл individualnye_zadaniya.docx2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Козлова Светлана Евгеньевна

Учитель-логопед

МБДОУ ЦРР

                                                                                             «Детский сад «Голубок»  г. Сорск

                                                                                             Раб.:  ул. Кирова 19 А                                                                                                                                                                                        Тел.: 83903325877

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Экскурсия в страну часов» 

Цель:  внести в речевую деятельность детей словарь о времени и его отображении в различных изобретенных человеком часах.

Задачи:

Коррекционные:

- формирование навыка словоизменения;

- закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными;

- продолжить учить согласовывать числительные с существительными.

Образовательные:

- закреплять речевой деятельности словарь по данной теме;

- учить поддерживать диалог, рассуждать, обосновывать свои суждения;

- упражнять в подборе определений, характеризующих временные представления;

Воспитательные:

- воспитывать у детей умение выслушивать вопрос до конца и давать полным предложением;

- воспитывать доброжелательное, дружественное отношение друг к другу, желание и умение

  сотрудничать, уважая и учитывая интересы других; умение находить общие решения в

  поисковых  ситуациях;

- способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка.

Материал к занятию: разнообразные виды часов – (если нет показ на мультимедиа и на картинном материале); циферблат со стрелками.

Предшествующая работа: беседа на темы: «Для чего нужны часы?» и «Без часов прожить нельзя!»; работа с символами и перфокартами; речевая игра «Сколько время?».

Интеграция образовательных областей:

- речевая активность – загадывание загадок о часах;

- познание – побуждать детей к исследовательским действиям с разными видами часов.

- здоровьесбережение - координация движений со словом, пальчиковые

  гимнастики; массажи лица, мимических мышц, психологические мини - паузы;

- коррекция - развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики, правильного

  дыхания, мимических мышц;

- социализация (учить быть вежливыми, побуждать детей приходить друг другу на

  помощь, учить несмеяться над неправильными ответами других детей);

- коммуникация вступление в диалог со взрослым и другими детьми; внимательно

  слушать собеседника, отвечать друг за друга, не перебивать товарищей;

- музыка использование музыкальных фрагментов для совместной деятельности;

Предварительная логопедическая работа: постановка звука «Ч», его автоматизация, обогащение словарного запаса детей на занятиях по лексическим темам «»; формирование грамматических знаний и умений в сознании детей; игры в рифмы; развитие артикуляционного аппарата; пальчиковые игры; игры  на развитие слуха, внимания, ритма…

Ход непосредственно образовательной деятельности

Логопед: Ребята, отгадайте-ка загадку:

               ***

Ног нет, а ходим,

Рта нет, а говорим –

Когда спать, когда вставать.

По делам, когда шагать! (часы)

           

Артикуляционная гимнастика:

  1.  «Трубочка»
  2. «Часики».
  3. «Стрелочки бегут» - вращение языком между губами и зубами.

  1. Игра «А часы – идут, идут» -  язычок у верхних альвеол и произносим «Ч_Ч_Ч_Ч_Ч»…..  (быстро, медленно, в норме, тихо, громко…)

Логопед: Вот ещё одна загадка, ждёт она свою отгадку:

                 

                   ***

И день не спят, и ночь не спят –

А всё стучат, стучат, стучат.

Стучат, гремят и вертятся,

Считаю век от века

И не боятся человека. (часы).            

Звонит будильник

Логопед: Молодцы! Загадки отгадали и в страну часов попали.

Открывается выставка часов (укрытая материалом) и включается мультимедиа с изображением разных видов часов) дети свободно рассматривают часы.

Логопед: Ребята, а как можно назвать эту страну, в которой можно встретиться с таким

                 множеством часов? (мир часов, музей часов, магазин часов, улица часов…)

Координация слова с движением «Живые часы»

(дети становятся по кругу – один присел, другой стоит  и по переменки  - тот, который сидит, встаёт и произносит: «Тик!», а тот который стоит садиться и произносит: «Так!» и так, через одного --- 2 – 3 круга).

Логопед: Почему будильник называют  - будильником? (мнения детей)

Мимика

Вот будильник звенит, улыбается – гудит….(улыбка)

Но никто не встаёт…(удивление)

Вот он снова  звенит, но никто не спешит подниматься с койки ….(сердится)

Громче, громче он поёт – всех разбудит так орёт! …. (широко открыть рот)

Просыпается народ!!! …..(хлопать в ладошки и «улыбка»)

Словесная игра: «Бывают разными часы?» (подбор однородных прилагательных - «Какие? – к слову часы)

Логопед: На руке часы ---- Дети:  ручные

                    На стене часы  ----   Дети: настенные

        Из песка часы  ----   Дети: песочные

                    Из воды, то значит --- Дети: водные

                    На полу они     ----   Дети: напольные

                    На столе они     ----   Дети: настольные

                    В мобильнике ---- Дети: мобильные

                    В компьютере ---- Дети: компьютерные

        Механически идут --- Дети: механические

        Без  электричества встают --- Дети: электрические

                    А в кармане возят их --- Дети: карманные …. .

Логопед: А теперь друзья представьте, что часы все встали, даже может быть они вовсе все  

                 пропали. Что тогда произойдет? (мнения детей)

Логопед: Кто подскажет нам тогда, когда в садик собираться, когда мамочка придёт и домой нас    

                заберёт? (мнения детей)

Логопед: Точно солнышко наш друг. Много, много лет назад, время узнавали наши далёкие

                 предки по солнечным часам.

Опыт. Просмотр познавательного фильма: «Солнечные часы».

Логопед: Ребята, а вам бы хотелось всегда узнавать время по солнечным или по песочным часам?

                 Почему?

Словесная игра: «Много и один»  -  (формирование навыка словоизменения)

Когда их много они – часы, а когда одни? – часы

Стрелки – стрелка

Час – часы

Циферблаты - циферблат

Будильники – будильник

Маятники – маятник

Пальчиковая игра «Часы поют» - с  проговариванием звуковых и слоговых сочетаний:

Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч – (делают круговые движения указательным пальцем правой руки, а затем левой –

                           по   часовой стрелки)

Тик – так, тик – так, так – тик, так – тик – (большими пальцами левой и правой руки делают одновременно

                                                                            движения влево – вправо)

Бум – бум – бум, бум – бум – бум – (стучат кулачками правой и левой руки друг от друга)

Дзнь – дзнь – дзнь – дзнь – (щепотками из пальцев качают влево – вправо)

Логопед: Ребята, сколько всего часов в сутках? (24)

Логопед: А цифр в каждом часовом циферблате сколько? (24)

Словесная игра: «Сколько на часах времени» - (согласование   числительных с существительными)

( дети делятся на пары, логопед проговаривает числа от одного до пяти – один ребёнок проговаривает правильный словесный ответ, а другой в паре выставляет на муляже часов названное время)

1 – один час                                        

2 – два часа  

3 – три часов

4 – четыре часа        

5 – пять часов        

6 – шесть часов 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 (можно только до 12) – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 19 – 18 – 19 – 20 -21 – час, 22 – часа. 23 – часа, 24 – часа

Стук в дверь – посылка. Открывают…. .

Логопед: С завода часов, нам с вами отправили запчасти и просят, чтобы мы помогли собрать их, а то люди, которые собирают часы на этом заводе не успевают. Поможем?

Логопед: Ребята, а как называют людей, которые собирают  и налаживают часы? (часовщик, часовой

                  мастер).

Аппликация «Часы»

Итог занятия

- О чём мы сегодня с Вами говорили?.... .

- Что вы можете рассказать о часах?...... .

Логопед каждому ребёнку вешает медальку из часов…. .



Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа для язычка (обязатедьная работа на каждый день)

  1. Артикуляционные упражнения для постановки звука «С» (все упражнения выполнять по 2-3 раза -

- Упражнение «Блинчик» - улыбнуться, открыть рот и положить широкий язык на губу и удерживать его неподвижно под счёт до 5, а затем до 10:

- Упражнение «Качели» - улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» отпустить кончик языка за нижние зубки, на счёт «два» поднять язычок за верхние звуки.

-

2. «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть в ладошки, услышав звук [с]. Сначала взрослый произносит звуки [л], [с], [р] [с], [л], [м], [б], [с], затем слоги ла, со, ро, су, па, су, сы, ба. 

3.Проговаривание чистоговорок:

Та-та-та – я везу кота.
Ту-ту-ту – помоги коту.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ты-ты-ты - у куклы белые банты.
Ты-ты-ты - я люблю цветы.
То-то-то – я иду в пальто.

Индивидуальная работа для язычка (обязательная работа на каждый день)

  1. Артикуляционные упражнения для постановки звука «С» (все упражнения выполнять по 2-3 раза.

- Упражнение «Блинчик» - улыбнуться, открыть рот и положить широкий язык на губу и удерживать его неподвижно под счёт до 5, а затем до 10:

- Упражнение «Качели» - улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» отпустить кончик языка за нижние зубки, на счёт «два» поднять язычок за верхние звуки.

-

Автоматизируем звук «С» в речи ребёнка:

Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух.

Са-са-са, вот летит … (оса)

Сы-сы-сы, не боимся мы …

Су-су-су, а я боюсь …

Сы-сы-сы, убегаю от …

Индивидуальная работа на каждый день. Обязательная!

  1. Артикуляционную гимнастику повторить см. закладку

      2. Упражнение «Хлопни в ладоши»

Объясните ребенку, что нужно хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук «С» (среди звуков). Это необходимо для того, чтобы малыш научился отличать этот звук от остальных.

Звуки: С, Ш, Л, С, Ш, К, С, Л, З, С, Ж, Ш, С, З, С …

Пробуем проговаривать звук «С» --- губы в «Улыбке»; кончик языка упирается в нижние зубки, если не получится сразу при таком артикуляционном укладе, то можно чуть прикусить кончик язычка и многократно произносить звук

«С…С…С…С…………», а затем пробуем произносить:

3.Автоматизация звука «С» в прямых слогах. Раскрась картинку.

Просите ребенка произносить слоги со звуком «С», шагая пальчиками по лесенке, один шаг – один слог.

Слоги можно менять и чередовать:

СА- СА- СА             СА – СЫ – СО – СУ                      

СО-СО-СО               СУ – СО – СЫ – СО        

СУ-СУ-СУ                СА – СО – СУ – СЫ          

СЫ-СЫ-СЫ              СУ – СО – СЫ – СА

                 

Индивидуальная работа на каждый день. Обязательная!

  1. Артикуляционную гимнастику повторить см. закладку

      2. Упражнение «Хлопни в ладоши»

Обьясните ребенку, что нужно хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук «С» (среди звуков).Это необходимо для того, чтобы малыш научился отличать этот звук от остальных.

Звуки: С, Ш, Л, С, Ш, К, С, Л, З, С, Ж, Ш, С, З, С …

  1. Упражнение «ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК» или «Песенка водички» («Насос»)

Перед зеркалом ребенку предлагается широко улыбнуться, показать зубки (сделать «Заборчик»), а затем, не разжимая зубы («заборчик не ломать!»), сильно подуть, как:

ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК – СССССССССССССССС

- НАСОС – СССССССССССССССССС

- ВОДИЧКА БЕЖИТ – ССССССССССС

Индивидуальная работа на каждый день. Обязательная!

1.        Артикуляционную гимнастику повторить см. закладку

      2. Упражнение «Хлопни в ладоши»

Объясните ребенку, что нужно хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук «С» (среди звуков). Это необходимо для того, чтобы малыш научился отличать этот звук от остальных.

Звуки: С, Ш, Л, С, Ш, К, С, Л, З, С, Ж, Ш, С, З, С …

Проговариваем звук «С» --- губы в «Улыбке»; кончик языка упирается в нижние зубки, если не получится сразу при таком артикуляционном укладе, то можно чуть прикусить кончик язычка и многократно произносить звук

«С…С…С…С…………», а затем пробуем произносить:

3. Автоматизация звука «С» в начале слов.

Следите за тем, чтобы губы были в улыбке!

Са

Сани, сатин, сапог, сайка, сам, сад, оса, коса, лиса, роса, досада, писать, кусать, посадка, колбаса, гусак.

Со

Соня, сок, сон, сом, сопка, сотня, совы, песок, кусок, осока, колесо, фасоль, носок, босой, высокий.

Су

 Сумка, сук, суп, суть, суд, судно, сухо, несут, пасу, посуда, колбасу, вынесу.

Сы

Сын, сыт, сыпь, сынок, сыпать, сыч, носы, весы, косы, кассы,

усы, босые, посыпка.

Выучить чистоговорку:

Са – са – са – в лесу бегает лиса.

Со – со – со – у Сани колесо.

Су – су – су – было холодно в лесу.

Индивидуальная работа на каждый день. Обязательная!

1.        Артикуляционную гимнастику повторить см. закладку

  1. Спеть песню Насоса: сссссссс………. губы в «Улыбке»; кончик языка упирается в нижние зубки, если не получится сразу при таком артикуляционном укладе, то можно чуть прикусить кончик язычка и многократно произносить звук

3. Повторяй слоги в ритмической последовательности:

Са-са – са-са-са

Са-са – са-са – са-са

Са-са-са – са-са-са – са-са-са

Са-са-са –са-са

4. Запомни и повтори цепочку слов:

Сад – сани – сапоги

Сани – сапоги – сад

Сапоги – сад – сани

5. Проговаривай предложения:

У Сани сад. Саня идет в сад. Саня поливает сад. Саня в

саду.

6. «Поймай звук [с]» (хлопни в ладоши, если услышишь

звук [с]):

С, п, м, с; са, ма, ва, су; ас, ам, ус, оп; Саня, Соня, дом, коса,

вода, молоко, лес, колесо.

7. «Отгадай слово»

О, с, а      с, у, п       у, с, ы

Индивидуальная работа для язычка (обязательная на каждый день):

Задание 1: Артикуляционная гимнастика (на каждый день у зеркала)

Задание 2: Хлопни в ладоши , если услышишь звук «С»:Р, С, Ш, М, З, С,Л,П, Ш, С.

Задание 3:Проговаривание чистоговорок (чётко проговаривай слоги и слова …):

Па-па-по, па-па-по –     (родитель)..Пете песню пой.

По-па-по, по-па-по - поехали в депо.

Ап-ап-уп, ап-ап-уп – я готовлю суп.

Ап-оп-оп, ап-оп-оп – все ногами топ.

Уп-ап-уп, уп-ап-уп – я готовлю суп.

Оп-уп-уп, оп-уп-уп – мы едим суп.

Уп-оп-оп, уп-оп-оп - идёт толстый поп.

Ап-оп-оп, ап-оп-оп – давим мы на стоп.

Яп-яп-яп - не делай все тяп-ляп.

Индивидуальная работа для язычка (обязательная на каждый день):

  1. Артикуляционную гимнастику для звука «С» повторить см. тетрадь (закладка)

При произношении звука «С» - губы растянуты в улыбку, зубы «Заборчиком» со щелью, кончик языка за нижними зубами «Горкой», воздушная струя холодная, направленная вниз – свист длительный.

  1. Проговаривание:

Са ссссссссса с,ссссссса

Ссса-ссса-ссса – медленно и длительно са-са са-са са-са

Са-са-са-са-са са-са-са-са-са са-са-са-са-са-са

Сы-сы сы-сы-сы сы-сы-сы-сы

  1. Прогваривание слов с чётким произношением звука «С» - следить за тем, чтобы при произнесении звука С кончик языка упирался в нижние резцы:

Сад, сам, сало, сажа, сани, сайка, оса, коса, лиса, гусак, досада, писать, кусать, усатый.

Сады, салат, салют, сапёр, сапог, сатин, самовар, самолёт, санитар, сарафан, салфетка, касса, масса, колёса, Лариса.

Сын, сыт, сыч, сыпать, сыпать, сырой, сырки, сынок, сыта, осы, бусы, косы, русый, волосы, полосы, рельсы, выписывать, посылать.

  1. Пробуй проговаривать звук «З» - в слогах

са-за аса-аза са-за-са за-са-за
со-зо асо-азо со-зо-со зо-со-зо 
су-зу асу-азу су-зу-су зу-су-зу
сы-зы                         асы-азы                        сы-зы-сы                      


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание индивидуальных заданий со звуками "С-Ш"

Индивидуальные задания с ребенком на постановку  "С",   Автоматизацию  " Ш", дифференциацию этих звуков...

Дифференциация звуков [Т-П-К]. Индивидуальное задание для воспитателя подготовительной логогруппы.

Дифференциация звуков [Т-П-К]. Индивидуальная работа  воспитателя по заданию логопеда в подготовительной логогруппе. Развитие фонематического слуха и восприятия. Обучение грамоте. Предупреждение ...

Дифференциация звуков [С-З]. Индивидуальное задание для воспитателя подготовительной логогруппы, родителей

Дифференциация звуков [С-З]. Индивидуальное задание для воспитателя подготовительной логогруппы, а также повторение и закрепление пройденного для родителей....

Индивидуальное задание для детей дошкольного возраста. Дифференциация звуков Ш и Ж

Индивидуальное задание для детей дошкольного возраста. Дифференциация звуков Ш и Ж...

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.

Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...

Дидактический материал для автоматизации звука РЬ в речи детей старшего дошкольного возраста "Нескучные домашние задания для звука РЬ"

Данный дидактический материал позволяет автоматизировать правильное произношение звука РЬ в игровой форме в условиях семьи. Материал даётся от простого к сложному - от уровня изолированного звука до п...