«Художественная литература, как средство развития познавательно-коммуникативных способностей и интегративных качеств личности» - конспект занятия
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Толстенева Ирина Юрьевна

Конспект фронтального комплексного занятия Тема «Художественная литература, как  средство развития познавательно-коммуникативных способностей и интегративных качеств личности»

в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx382.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Нижневартовска детский сад  № 66 «Забавушка»

Конспект фронтального комплексного занятия

Тема «Художественная литература, как  средство развития познавательно-коммуникативных способностей и интегративных качеств личности»

в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Подготовила

воспитатель высшей категории И.Ю. Толстенева

 

г. Нижневартовск, 2017

Программное содержание

  1. - Учить детей сотрудничать, выполнять задания в парах, соблюдая правила взаимодействия.

- Активизировать и обогащать словарь и знания детей по теме (слова – омонимы, устаревшие слова, слова признаци); упражнять: в делении слов на слоги.

- Закреплять умение  выделять главные характеристики героев сказки, передавать   пантомимически.

  1.  Развивать:

- логическое мышление через умение читать модели, отгадывать загадки;

- восприятие через умение зрительно синтезировать изображение из 5-6 частей без зрительной опоры,  умение узнавать по  «теневому» изображению героев сказки;

- память через заучивание загадок, пословиц, фраз из сказки, стихотворения;

- конструктивные навыки, сенсорику,  мелкую моторику;

- связную речь, через составление предложений, употребление в речи пословиц, фраз из сказки, заучивание загадок;

- коммуникативную функцию речи через элементы драматизации, беседу.

  1. Воспитывать устойчивый интерес к русским народным сказкам, добрые чувства и эмоциональную отзывчивость.

Методические приемы:

  1. Сюрпризный момент
  2. Индивидуально-дифференцированная работа
  3. Загадывание загадок
  4. Видеоролик (работа с родителями
  5. Элементы драматизации
  6. Моделирование
  7. Конструирование из палочек Кюизерена
  8. Физминутка
  9. Психогимнастика
  10. Собирание разрезных картинок
  11. Деление слов на слоги
  12. Беседа
  13. Самоанализ
  14. Элементы технологии сотрудничества

Оборудование: презентация с использованием ИКТ, палочки Кюизенера по количеству детей, маски – волк, лиса, петух; мальберт, барабан, шары из цветной бумаги синего и красного цвета по количеству детей, разрезные картинки, карточки сотрудничества, геометрические фигуры для работы в паре, книжки – сказки для подарков

Ход занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ι. Организационный момент (2 минуты)

Игра «Я знаю много…»

- Встали на дорожку, подравняли ножки, приготовили ладошки.

- Мы знаем много-много русских народных сказок. (Воспитатель  проходит мимо детей  хлопает их по ладошкам).

Дети заходят в помещение, здороваются.

Дети  строятся на край ковра и выставляют ладошки вперёд.

Дети отвечают педагогу ударяя его по ладошкам: - «Репка»

- «Курочка Ряба»

- «Теремок»

- «Колобок»

- «Гуси-Лебеди»

-« Лисичка со скалочкой»

- «По щучьему велению»

- «Три медведя»

ΙΙ. Введение в тему.

- Ребята,  поднимите руку те,  кто из вас любит сказки?

- Ятоже очень люблю читать сказки  и предлагаю вам почитать очень интересную сказку из «Волшебной книги сказок».

Включается музыка «Там, на неведомых дорожках». (Открывается первая страница,  появляются тени сказок).

-Ой, ребята, какая-то  загадочная страница -все сказки в этой книге  спрятались. А вы знаете загадки про сказки? Загадай загадку - покажи отгадку- сказку.

- Молодцы, ребята. А сейчас моя загадка: «На лесной опушке стоит две избушки. Один теплый дом, а второй покрыт льдом».  Как называется эта сказка?

-Да.

Дети присаживаются на стульчики перед экраном, на котором  появляется книга сказок.

Дети загадывают загадки:

Отгадывают названия сказок  и показывают их на экране.

Птицы страшные летали, 
Братца милого украли. 
Ничего с ним не случится - 
Выручит его сестрица.

Маша по лесу гуляла,

Заблудилась, потерялась,

К мишке в домик забрела,

Вместе с мишенькой жила.

Отворили дверь козлята –
И пропали все куда-то.
Стоит коза, голосит коза:
-Ой, беда, беда, беда!
Разбежались кто куда.
 Загадка Лиса и журавль

Отгадывают названия сказок  и показывают их на экране.

- «Заюшкина избушка».

 (картинка на экране)

III. Основная часть.

1. Словарная работа.

- Вспомните, как в сказке называется избушка зайца? Кто из вас знает, что такое «лубяная избушка»?

(На экране открывается видео, в котором  Демьян с мамой изучают слово «лубяная»).

- «Пришла весна избушка у лисы растаяла, она и попросилась пожить у зайчика, да и выгнала его»

Вспомните, какими словами лиса выгнала зайца из его лубяного домика.

- А что это такое «закоулочки»?

(На экране открывается видео, в котором  Арсений с мамой изучают слово, закоулочки»).

2. Зашифрованные модели, палочки Кьюзенера.

- Продолжаем читать сказку. Выгнала лиса зайчика из дому.

(Страница  переворачивается, на экране  появляется плачущий зайчик).

- «Идёт зайчик по лесу, плачет, а навстречу ему…»

(На экране появляются  зашифрованные модели).

- Снова сказочная зашифрованная страница?

Попробуем отгадать, кого же встретил зайчик.

- Не называя отгаданного животного, выложите его из палочек Кюизенера.

(Для подсказки на экране появляются   изображения трёх домашних животных: собака, кот и кролик и схематическое их изображение из палочек Кюизенера.После того как дети выложат отгадку – собака, проверка все ли дети правильно справились с заданием. На экране появилась собака).

3.Физминутка. Психолог

(На экране плачет заяц)

-Ребята, зайчик наш совсем грустный, давайте попробуем его развеселить, а поможет нам в этом волк (взрослый одевает ребенку маску волка).

Раз – присядка,
Два – прыжок,
Это заячья зарядка.

А лисички, как проснутся,
Кулачками трут глаза.
Сразу любят потянуться,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть

Ну а мишка – косолапый,


Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе -
Долго топчется на месте.
А наш Петя-петушок,
Подняв красный гребешок,
Важно по двору шагает,
Свою песню распевает.

- Ребята, а в сказке удалось волку прогнать лису из заячьего домика?

  1. Задание

- Продолжаем читать сказку (страница переворачивается на ней разрезанная картинка и ее части перепутаны).

- Ребята, что же случилось с этой страницей? Как же дальше читать сказку?

 -Я предлагаю вам сейчас сложить иллюстрации к этой сказке. Работать вы будете в парах. Для того чтобы найти свою пару обратите внимание на геометрическую фигуру приклеенную к вашей груди и найдите у кого такая же.

- Перед вами разрезанная иллюстрация к сказке, сложите ее.  Если у вас возникнут затруднения, вы должны поднять, вверх молча вот такой знак (знак «Вопрос»). Когда ваша картинка будет собрана, вы должны поднять вот этот знак (знак «Работа в паре»).

- Молодцы у вас получилось все замечательно

- Ребята, каждая пара покажет зрителям своего героя не называя его, пусть отгадают.

(Зрители отгадывают).

- Какая лиса (собака, медведь, заяц) в этой сказке?

(на экране  картинка складывается)

- Ой, ребята, посмотрите на нашу страницу, картинка сложилась. Как вы думаете, почему именно эта картинка на странице?

  1. Задание

(страница переворачивается)

- Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Идет зайка и плачет, а на встречу ему …

Вышел Петя – петушок,

Золотистый гребешок.

Масляна головушка.

Шелкова бородушка.

Важно Петенька идет

Барабан в руках несет.

- Ребята, а в сказке, с чем пришел Петух?

- А с какой косой пришел петух?

- Петушок, а почему ты к нам пришел с барабаном.

- Стукни в барабан столько раз, сколько частей в слове: петушок, лиса, зайка, собака, дом, избушка, пес).

- Ребята, какими словами заканчивается сказка.

 - А какими словами еще закачиваются сказки.

- Какой же урок для нас в этой сказке?

*- Все что вы сейчас говорили можно сказать пословицей: «Кто смело с врагом бьётся, тот победителем остаётся», а еще какие пословицы подходят к этой сказке?

- Почему, эта пословица подходит? О каком «каравае» говорится в сказке?

Лубяная избушка.

Демьян Марущенко: «Я знаю, мне мама рассказала. А хотите  мы вам тоже расскажем».

- Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.

Ответы детей.

Арсений Пашков: «А я знаю, что такое закоулочки, и мы с мамой сейчас вам об этом расскажем».

Дети должны прочитать их. «Это животное, оно живёт рядом с человеком, оно среднего роста, чёрного цвета, питается мясом».

Дети не должны называть отгадку вслух, а выложить её из палочек Кюизенера.

Дети выходят на ковер.

Ребенок-волк проводит зарядку.

Дети приседают.

Подпрыгивают, кладут ладошки на голову – ушки на макушке.
Потягиваются, отводят руки назад.
Зевают, прикрывая рот ладонью.
Двигают бедрами из стороны в сторону.
Слегка сгибают руки в локтях.

Ставят ноги на ширину плеч.
Переступают с ноги на ногу.
Раскачивают туловищем.
Ставят руки на пояс.
Поднимают голову вверх.
Шагают, высоко поднимая

колени.
- Нет, не удалось.

- Страницу порвали, её нужно сложить или склеить.

- Дети, молча, находят себе пару по наклеенной на груди геометрической фигуре.

Дети выполняют предложенное задание  в парах.

Дети показывают пантамимически героев.

- Потому что медведь пришел на помощь зайцу.

Входит ребенок в маске петуха с барабаном (слова сказки): Иду…. Уходи лиса прочь.

- Петух пришел с косой.

(дети выбирают картинку коса – инструмент для уборки травы, девичья коса – прическа).

Ребенок – петушок: а я барабанным стуком хочу лису прогнать.

- Так вы здорово стучали, что лису – то и прогнали.

- А Зайчик с Петушком стали жить-поживать, да добра наживать!Дружно, весело живут и гостей к себе ждут.

- Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.

- И я там был мед – пиво пил по усам текло, а в рот не попало.

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Ответы детей (предложения).

-«И на силу найдётся пересилок».

«На чужой каравай, рот не разевай».

Ответы детей (предложения).

IV. Итог занятия

(На экране домик, перед ним пляшут зайка с петушком).

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, как радуются зайчик с петушком, у них праздник. Давайте украсим их дом праздничными шарами. Кто не испытал трудности при выполнении заданий возьмите красный шарик, а кому  было трудно подарите синий шар.

(Книга закрывается)+мелодия.

Воспитатель:

- Вот, ребята,мы с вами и прочитали сказку до конца. Надеемся, что она вам понравилась. Но на этом наша встреча со сказками не заканчивается. За активную работу мы хотим каждому из вас подарить книжку со сказками, которую вы сможете прочитать дома с родителями, а затем нам ее пересказать.

Дети выбирают шар и прикрепляют к доске.

Педагоги дарят книжки детям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка.Развитие интегративных качеств личности детей с ОНР дошкольного возраста с помощью игр-драматизаций.

Реализации проекта по развитию интегративных качеств у детей с ОНР с помощью игр-драматизаций....

Обобщение опыта по теме "Развитие интегративных качеств личности ребенка в процессе трудовой деятельности"

Труд  – важнейшее средство воспитания. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.   Труд это то, что развивает маленького человека, поддер...

Мониторинг развития интегративных качеств личности по музыкальному воспитанию

Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам внутреннего мониторинга (по результатам диагностики)...

Развитие интегративных качеств личности детей в современном образовании.

Новые государственные требования к качеству образования в детском саду ставят перед педагогами ДОУ сложные, но интересные задачи.Развивающая функция образования обеспечивает становление личности ребен...

Развитие интегративных качеств личности детей в современном образовании на основе логико-математических игр

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие ...

Проект инновационной деятельности для ДОО «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАК ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...