Конспект занятия по рассматриванию картин «Золотая осень» художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бачинова Кристина Александровна

Конспект занятия по рассматриванию картин «Золотая осень» художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова в старшей группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatia_po_rassmatrivaniyu_kartin.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рассматриванию картин «Золотая осень» художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова в старшей группе.

Задачи:

Обучающие: Формировать представления детей о пейзажной живописи; Формировать умение выделять средства выразительности, сравнивать и находить сходство и различие в манере исполнения выразительных средств, в содержании.

Развивающая: Активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональные состояния, сенсорные ощущения.

Воспитывающая: Воспитывать любовь к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись.

Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Словарная работа: художник, композитор, картина, произведение, репродукция

Материалы и оборудование: Две репродукции художественных картин «Золотая осень» художников И. Левитана, И. Остроухова, аудиозапись П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня».

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за осенними явлениями природы. Экскурсия в лес, на берег Волги. Чтение произведений: И. Соколов-Митиков «Листопадничек», А. Твардовский «Лес осенью», А. Н. Майков «Осень». Рассматривание репродукции «Золотая осень» и книжных иллюстраций с изображением осеннего пейзажа. Разучивание стихов, пение песен об осени.

Индивидуальная работа: Паша, Лиза- Упражнять в умении сопоставлять свои наблюдения и изображение на картине

Методическое обеспечение: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-rasmatrivaniyu-i-sravneniyu-kartin.html

Ход занятия:

1.Вводная часть:

Дети свободно рассаживаются перед стендами, на которых висят две картины (они пока закрыты).

- Во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа вспыхивает ярко, чтобы потом заснуть до весны. Какое же это время года? (Осень)

- Правильно, это осень. Давайте вспомним, как мы любовались красотой осенней природы в лесу. Мы слушали голоса улетающих птиц, вдыхали осенний воздух, наслаждались последними тёплыми лучами солнышка, ярким нарядным убором деревьев и кустарников.

2.Основная часть:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной.

И. Бунин

-Вот как красиво и проникновенно об этом периоде осени писал поэт. А сейчас, мы посмотрим, как об этом рассказывали художники. (Открываю стенд с картинами и даю время детям полюбоваться ими.) Ах, какая красота! Что за прелесть эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда глядите на них? Какое настроение возникает у вас? (Восторг, радость, запах осеннего ветерка)

- А почему у вас такое настроение? Какие краски использовал художник? (Жёлтые, зелёные, красные, оранжевые, бордовые)

- А как эти краски можно ещё назвать? (Тёплые, нарядные)

- Да, эти краски создают у нас радостное, праздничное настроение. А это краски тихие или громкие? (Громкие, звучные)

- Вот молодцы! Художники почувствовали необыкновенный жар пылающей, нарядной осени, желающей порадовать нас, и нашли такие краски, которые передали нам удивление, радость от увиденного вокруг в природе, восторг перед её красотой! Это праздник радости и светлой грусти, красоты прощания. Скоро зима.

-О каком же периоде осени рассказали нам художники? (О середине осени)

- Да, о середине осени. Они и назвали свои картины одинаково – «Золотая осень». Картины об одном, но посмотрите – каждый художник рассказал об осени по-своему, каждый увидел в ней что-то своё. Давайте внимательно рассмотрим полотна.

-Про что нам рассказывает художник Исаак Ильич Левитан в своей картине? Мы с вами уже рассматривали её. О чём она? (О красоте природы осенью)

-Верно. Здесь всё красиво: и небольшая речка, которая, уходя вдаль, становится всё уже и уже. Кажется, что её тёмно-синяя вода медленно движется, становится вдали всё светлее и светлее. Слева – небольшой пригорок, на котором растут тоненькие деревца. Узнали вы их? Что это за деревца? (Это берёзки)

- А как вы их узнали? (По белым стволам)

- Да, по белым стволам и ажурной золотой листве. Что мы видим дальше? Берёзовая роща пылает костром ярких осенних листьев. Чуть видны кое - где основания беленьких стволов. Листва деревьев словно горит ярким пламенем, жёлто-оранжевыми, коричнево-оранжевыми красками. А что мы видим ещё дальше? (Вдали видна деревенька)

- Верно. Чуть видны домики и лес. Весь склон покрыт яркой зеленью озимых хлебов. У подножия склона жёлтыми пятнами сияют берёзки.

-Деревья как бы расступаются перед нашим взором, чтобы показать нам лужайки и перелески, бескрайние дали полей и лесов, а сверху над этой красотой художник показывает голубизну холодного осеннего неба.

-А сейчас посмотрите на другую картину. (Открываю картину И. С. Остроухова.) Полюбуемся на неё. Как вы думаете, о чём здесь нам рассказывает художник? (Тоже о золотой осени)

- Верно. Но художник рассказал о красоте небольшого кусочка леса. Что мы видим на переднем плане? (Старые деревья, клёны)

- Усыпанная ажурными листьями земля, два старых клёна с поникшими ветвями и несколько тоненьких молодых клёнов. Чуть дальше мы видим мощные корявые стволы старых деревьев, ещё дальше – сплошное яркое золото осенней листвы. Но что-то ещё интересное заметил в этом уголке художник. Что это? (Две сороки)

- Да, две сороки, скачущие по тропинке. Они о чем-то весело стрекочут.

-Отличается ли эта картина от первой? Чем? (Цветом, здесь клёны, сороки)

- Мы видим лёгкую туманную дымку. Это раннее утро. Тихо и спокойно в лесу. А сейчас давайте посмотрим на обе картины, полюбуемся ими. Оба художника рассказали нам о золотой осени, рассказали интересно, каждый по - своему. Какую они нам доставили радость, какое удовольствие! Эти картины мы можем рассматривать в любое время года и вспоминать наши прогулки золотой осенью. Мы будем вспоминать, что видели, чувствовали, гуляя по осеннему лесу.

3.Заключительная часть:

-Давайте послушаем музыку, которая передаёт эти чувства.

Слушание: П. И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня».

-Что вы чувствовали, когда слушали это музыкальное произведение? (Нежность, светлую грусть, радость)

- Да, природа грустит об ушедшем лете. Вот как интересно нам рассказали о золотой осени поэты, художники и композиторы. Рассказали словами, красками, музыкой!

Вопросы:

- Ребята, какие картины мы с вами рассматривали?

- Какая картина вам понравилась больше всего? И почему?

После этого, дети отправляются к остальным ребятам играть

  Картотека речевых

   

   игр и упражнений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рассматриванию картин о зиме

Я много вним ания уделяю ознакомлению дошкольников с произведениями живописи. Данный конспект один из серии таких занятий....

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ "ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ"

кОНСПЕКТ БЕСЕДЫ ПО КАРТИНЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...

Конспект занятия по рассматриванию картин «Золотая осень» художников И. И. Левитана

Конспект занятия по рисованию по замыслу в стКонспект занятия по рассматриванию картин «Золотая осень» художников И. И. Левитанааршей группе...

Технологическая карта ОС. Тема: рассматривание репродукций картин «Золотая осень» художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова

Технологическая карта ОС.Тема: рассматривание репродукций картин «Золотая осень» художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Тема: рассматривание картины "Золотая осень" Левитана

Технологическая картаорганизованной образовательной деятельности.Жанр – пейзажная живопись Тема организованной образованной деятельностиРассматривание картины «Золотая осень» Ле...