Конспект занятия по рассматриванию картин «Золотая осень» художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по рассматриванию картин «Золотая осень» художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatia_po_rassmatrivaniyu_kartin.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по рассматриванию картин «Золотая осень» художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова в старшей группе.
Задачи:
Обучающие: Формировать представления детей о пейзажной живописи; Формировать умение выделять средства выразительности, сравнивать и находить сходство и различие в манере исполнения выразительных средств, в содержании.
Развивающая: Активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональные состояния, сенсорные ощущения.
Воспитывающая: Воспитывать любовь к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на пейзажную живопись.
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Словарная работа: художник, композитор, картина, произведение, репродукция
Материалы и оборудование: Две репродукции художественных картин «Золотая осень» художников И. Левитана, И. Остроухова, аудиозапись П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня».
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за осенними явлениями природы. Экскурсия в лес, на берег Волги. Чтение произведений: И. Соколов-Митиков «Листопадничек», А. Твардовский «Лес осенью», А. Н. Майков «Осень». Рассматривание репродукции «Золотая осень» и книжных иллюстраций с изображением осеннего пейзажа. Разучивание стихов, пение песен об осени.
Индивидуальная работа: Паша, Лиза- Упражнять в умении сопоставлять свои наблюдения и изображение на картине
Методическое обеспечение: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-rasmatrivaniyu-i-sravneniyu-kartin.html
Ход занятия:
1.Вводная часть:
Дети свободно рассаживаются перед стендами, на которых висят две картины (они пока закрыты).
- Во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа вспыхивает ярко, чтобы потом заснуть до весны. Какое же это время года? (Осень)
- Правильно, это осень. Давайте вспомним, как мы любовались красотой осенней природы в лесу. Мы слушали голоса улетающих птиц, вдыхали осенний воздух, наслаждались последними тёплыми лучами солнышка, ярким нарядным убором деревьев и кустарников.
2.Основная часть:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.
И. Бунин
-Вот как красиво и проникновенно об этом периоде осени писал поэт. А сейчас, мы посмотрим, как об этом рассказывали художники. (Открываю стенд с картинами и даю время детям полюбоваться ими.) Ах, какая красота! Что за прелесть эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда глядите на них? Какое настроение возникает у вас? (Восторг, радость, запах осеннего ветерка)
- А почему у вас такое настроение? Какие краски использовал художник? (Жёлтые, зелёные, красные, оранжевые, бордовые)
- А как эти краски можно ещё назвать? (Тёплые, нарядные)
- Да, эти краски создают у нас радостное, праздничное настроение. А это краски тихие или громкие? (Громкие, звучные)
- Вот молодцы! Художники почувствовали необыкновенный жар пылающей, нарядной осени, желающей порадовать нас, и нашли такие краски, которые передали нам удивление, радость от увиденного вокруг в природе, восторг перед её красотой! Это праздник радости и светлой грусти, красоты прощания. Скоро зима.
-О каком же периоде осени рассказали нам художники? (О середине осени)
- Да, о середине осени. Они и назвали свои картины одинаково – «Золотая осень». Картины об одном, но посмотрите – каждый художник рассказал об осени по-своему, каждый увидел в ней что-то своё. Давайте внимательно рассмотрим полотна.
-Про что нам рассказывает художник Исаак Ильич Левитан в своей картине? Мы с вами уже рассматривали её. О чём она? (О красоте природы осенью)
-Верно. Здесь всё красиво: и небольшая речка, которая, уходя вдаль, становится всё уже и уже. Кажется, что её тёмно-синяя вода медленно движется, становится вдали всё светлее и светлее. Слева – небольшой пригорок, на котором растут тоненькие деревца. Узнали вы их? Что это за деревца? (Это берёзки)
- А как вы их узнали? (По белым стволам)
- Да, по белым стволам и ажурной золотой листве. Что мы видим дальше? Берёзовая роща пылает костром ярких осенних листьев. Чуть видны кое - где основания беленьких стволов. Листва деревьев словно горит ярким пламенем, жёлто-оранжевыми, коричнево-оранжевыми красками. А что мы видим ещё дальше? (Вдали видна деревенька)
- Верно. Чуть видны домики и лес. Весь склон покрыт яркой зеленью озимых хлебов. У подножия склона жёлтыми пятнами сияют берёзки.
-Деревья как бы расступаются перед нашим взором, чтобы показать нам лужайки и перелески, бескрайние дали полей и лесов, а сверху над этой красотой художник показывает голубизну холодного осеннего неба.
-А сейчас посмотрите на другую картину. (Открываю картину И. С. Остроухова.) Полюбуемся на неё. Как вы думаете, о чём здесь нам рассказывает художник? (Тоже о золотой осени)
- Верно. Но художник рассказал о красоте небольшого кусочка леса. Что мы видим на переднем плане? (Старые деревья, клёны)
- Усыпанная ажурными листьями земля, два старых клёна с поникшими ветвями и несколько тоненьких молодых клёнов. Чуть дальше мы видим мощные корявые стволы старых деревьев, ещё дальше – сплошное яркое золото осенней листвы. Но что-то ещё интересное заметил в этом уголке художник. Что это? (Две сороки)
- Да, две сороки, скачущие по тропинке. Они о чем-то весело стрекочут.
-Отличается ли эта картина от первой? Чем? (Цветом, здесь клёны, сороки)
- Мы видим лёгкую туманную дымку. Это раннее утро. Тихо и спокойно в лесу. А сейчас давайте посмотрим на обе картины, полюбуемся ими. Оба художника рассказали нам о золотой осени, рассказали интересно, каждый по - своему. Какую они нам доставили радость, какое удовольствие! Эти картины мы можем рассматривать в любое время года и вспоминать наши прогулки золотой осенью. Мы будем вспоминать, что видели, чувствовали, гуляя по осеннему лесу.
3.Заключительная часть:
-Давайте послушаем музыку, которая передаёт эти чувства.
Слушание: П. И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня».
-Что вы чувствовали, когда слушали это музыкальное произведение? (Нежность, светлую грусть, радость)
- Да, природа грустит об ушедшем лете. Вот как интересно нам рассказали о золотой осени поэты, художники и композиторы. Рассказали словами, красками, музыкой!
Вопросы:
- Ребята, какие картины мы с вами рассматривали?
- Какая картина вам понравилась больше всего? И почему?
После этого, дети отправляются к остальным ребятам играть
Картотека речевых
игр и упражнений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рассматриванию картин о зиме
Я много вним ания уделяю ознакомлению дошкольников с произведениями живописи. Данный конспект один из серии таких занятий....
РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ "ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ"
кОНСПЕКТ БЕСЕДЫ ПО КАРТИНЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ...
Конспект занятия по рассматриванию картин «Золотая осень» художников И. И. Левитана
Конспект занятия...
Конспект занятия по рассматриванию картин «Золотая осень» художников И. И. Левитана
Конспект занятия по рисованию по замыслу в стКонспект занятия по рассматриванию картин «Золотая осень» художников И. И. Левитанааршей группе...
Технологическая карта ОС. Тема: рассматривание репродукций картин «Золотая осень» художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова
Технологическая карта ОС.Тема: рассматривание репродукций картин «Золотая осень» художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Тема: рассматривание картины "Золотая осень" Левитана
Технологическая картаорганизованной образовательной деятельности.Жанр – пейзажная живопись Тема организованной образованной деятельностиРассматривание картины «Золотая осень» Ле...