Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Конспект занятия

по развитию речи в средней группе

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

                                                               

                                                                  Составитель: Колтубаева Н.В.                                       

                                                                           

Цели: «Учить составлять описательный рассказ».

 

Задачи:

Образовательные : развивать умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь на  схему, при описании называть ее признаки и действия.

Развивающая: активизировать в речи детей слова обозначающие качества и свойства предмета , упражнять в умении образования ласковых слов. Продолжать упражнять детей в отгадывании загадок, опираясь на характерные признаки. Развивать словесно-логическое мышление: умение классифицировать предметы.

Воспитательная: воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений, умение договариваться.

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Словарная работа: разноцветные , резиновая, железная, деревянная, меховая,

 пластмассовая

Методические приемы:

загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутка, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения.

Материал:

Мешок, игрушки для описания: кубик, мяч,   пирамидка, загадки об игрушках, схема для описательного рассказа, игрушки из разного материала.

Ход занятия.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (2МИН)

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл ГОСТЬ, НО КТО ЭТОТ гость вам нужно отгадать

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется …..(Медведь)

-но где он? Он  спрятался. Давайте мы его позовем, только тихо, чтобы он не испугался. ( спрятать медведя под тканью)

ИГРА НА УМЕНИЕ МЕНЯТЬ СИЛУ ГОЛОСА «ГРОМКО, ТИХО»

Дети зовут зайца шепотом

-что то он нас не слышит. Давайте позовем его чуть громче

-все равно не слышит. Давайте позовем мишку громко.

-видимо мы его перепугали. Давайте позовем его ласково ( мишенька , мишутка…)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (15 МИН)

Мишутка пришел к нам с чудесным мешочком, а в мешочке его любимые игрушки. А чтобы узнать, какие у него любимые игрушки, надо отгадать загадки.

                            Загадки

Воспитатель: Разноцветный колобок,

                        Он тебе подставит бок,

                        Он и боли не боится,

                        Любит прыгать и катиться!

 

Воспитатель: Что это?

Дети: Мяч.

Воспитатель: Мы присели на крылечко,

Собираем мы колечки.

И, сравнив их по размеру.

Наряжаем стержень белый.

Ну, скажи-ка мне на вскидку,

Что мы строим?

Воспитатель: Что это?

Дети: Пирамидка.

 Воспитатель: Эти чудо – кирпичи

                        Я в подарок получил,

                        Что сложу из них – сломаю,

                        Все с начало начинаю.

Воспитатель: Что это?

Дети:   Кубики

Воспитатель: Какие игрушки принес мишка, назовите их по порядку?

Дети: мяч, пирамидка, кубик.

Воспитатель: Как можно назвать, одним словом все это?(Умение классифицировать предметы)

ДетиИгрушки.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Это все игрушки.

Физминутка (1мин)

"Медвежата".

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так. (повороты головы в разные стороны)

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так. (наклоны в разные стороны)

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали.

Вот так, вот так.( руки поднять и опустить)

Проговаривание  шепотом).

Воспитатель: Ребята, а мишутка  принес с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтобы вы его научили играть с ними и рассказать об игрушках. Поможем мишутке?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, что бы рассказать об игрушках нам поможет вот эта схема. Давайте посмотрим на схему (умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь на  схему).

Воспитатель: Ребята, рассказ свой надо начинать с название игрушки (по вашему выбору). Следуя схеме нужно сказать про цвет игрушки

 Воспитатель  Игрушки бывают (каким цветом)

Дети: красные, желтые, зеленые, синие; 

                                                           

Воспитатель  Какой формы ? (какой формы): круглые, 

Дети:  квадратные, треугольные, прямоугольные, овальные.

Воспитатель    По величине, игрушки бывают (какие):

Дети: большие и маленькие.

Воспитатель  По величине, игрушки бывают (какие):

Дети: большие и маленькие.

Воспитатель    Игрушки делают из различных материалов: пластмассы, железа, дерева, резины, меха (показ игрушек сделанных из разных материалов)

Как называются игрушки, сделанные из железа?

Дети: Железные игрушки.

Воспитатель: А из дерева?

Дети: Деревянные игрушки.

Воспитатель: А из резины?

Дети: Резиновые игрушки.

Воспитатель: Из меха?

Дети: Меховые игрушки.

Воспитатель: Или мы говорим мягкая игрушка

 

Воспитатель:  игрушка состоит из частей.

    У пирамидки есть палочка , колечки  и верхушка.                                                                                                                            

Воспитатель: А  следующая картинка по схеме ладошка   говорит о том, как можно играть с игрушками. Как можно играть с пирамидкой? Её можно  собирать на палочку колечки и разбирать.

Воспитатель:   А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо рассказывать об  игрушке: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

Воспитатель:  Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

Рассказ воспитателя.   Это пирамидка. Она разноцветная. Пирамида треугольной формы. Она маленькая. Пирамидка сделана из пластмассы, она пластмассовая. У пирамидки есть палочка и колечки  и верхушка. Пирамиду можно собирать и разбирать.

Воспитатель:  Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы) .

Воспитатель:  Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (2МИН)

Воспитатель:   давайте немного поиграем, а Мишутка  посмотрит на нас.

Воспитатель:  «Назови ласково»

Мяч- мячик,

кукла- куколка,

мишка- мишенька,

собака-собачка,

пирамида-пирамидка,

кошка-кошечка,

машина- машинка.

 

Воспитатель: Молодцы.

Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать?

Дети: (Убирать игрушки на место) .

Воспитатель: Молодцы ребята, Мишутка  говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками и убирать их на место.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Файл konspekt_zanyatiya_razvitie_rechi.docx (21.63 КБ)21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по развитию речи в средней группе

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

                                                               

                                                                  Составитель: Колтубаева Н.В.                                       

                                                                           

Цели: «Учить составлять описательный рассказ».

 

Задачи:

Образовательные : развивать умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь на  схему, при описании называть ее признаки и действия.

Развивающая: активизировать в речи детей слова обозначающие качества и свойства предмета , упражнять в умении образования ласковых слов. Продолжать упражнять детей в отгадывании загадок, опираясь на характерные признаки. Развивать словесно-логическое мышление: умение классифицировать предметы.

Воспитательная: воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений, умение договариваться.

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Словарная работа: разноцветные , резиновая, железная, деревянная, меховая,

 пластмассовая

Методические приемы:

загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутка, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения.

Материал:

Мешок, игрушки для описания: кубик, мяч,   пирамидка, загадки об игрушках, схема для описательного рассказа, игрушки из разного материала.

Ход занятия.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (2МИН)

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл ГОСТЬ, НО КТО ЭТОТ гость вам нужно отгадать

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется …..(Медведь)

-но где он? Он  спрятался. Давайте мы его позовем, только тихо, чтобы он не испугался. ( спрятать медведя под тканью)

ИГРА НА УМЕНИЕ МЕНЯТЬ СИЛУ ГОЛОСА «ГРОМКО, ТИХО»

Дети зовут зайца шепотом

-что то он нас не слышит. Давайте позовем его чуть громче

-все равно не слышит. Давайте позовем мишку громко.

-видимо мы его перепугали. Давайте позовем его ласково ( мишенька , мишутка…)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (15 МИН)

Мишутка пришел к нам с чудесным мешочком, а в мешочке его любимые игрушки. А чтобы узнать, какие у него любимые игрушки, надо отгадать загадки.

                            Загадки

Воспитатель: Разноцветный колобок,

                        Он тебе подставит бок,

                        Он и боли не боится,

                        Любит прыгать и катиться!

Воспитатель: Что это?

Дети: Мяч.

Воспитатель: Мы присели на крылечко,

Собираем мы колечки.

И, сравнив их по размеру.

Наряжаем стержень белый.

Ну, скажи-ка мне на вскидку,

Что мы строим?

Воспитатель: Что это?

Дети: Пирамидка.

 Воспитатель: Эти чудо – кирпичи

                        Я в подарок получил,

                        Что сложу из них – сломаю,

                        Все с начало начинаю.

Воспитатель: Что это?

Дети:   Кубики

Воспитатель: Какие игрушки принес мишка, назовите их по порядку?

Дети: мяч, пирамидка, кубик.

Воспитатель: Как можно назвать, одним словом все это?(Умение классифицировать предметы)

ДетиИгрушки.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Это все игрушки.

Физминутка (1мин)

"Медвежата".

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так. (повороты головы в разные стороны)

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так. (наклоны в разные стороны)

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали.

Вот так, вот так.( руки поднять и опустить)

Проговаривание  шепотом).

Воспитатель: Ребята, а мишутка  принес с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтобы вы его научили играть с ними и рассказать об игрушках. Поможем мишутке?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, что бы рассказать об игрушках нам поможет вот эта схема. Давайте посмотрим на схему (умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь на  схему).

Воспитатель: Ребята, рассказ свой надо начинать с название игрушки (по вашему выбору). Следуя схеме нужно сказать про цвет игрушки

 Воспитатель  Игрушки бывают (каким цветом)

Дети: красные, желтые, зеленые, синие; 

                                                           

Воспитатель  Какой формы ? (какой формы): круглые, 

Дети:  квадратные, треугольные, прямоугольные, овальные.

Воспитатель    По величине, игрушки бывают (какие):

Дети: большие и маленькие.

Воспитатель  По величине, игрушки бывают (какие):

Дети: большие и маленькие.

Воспитатель    Игрушки делают из различных материалов: пластмассы, железа, дерева, резины, меха (показ игрушек сделанных из разных материалов)

Как называются игрушки, сделанные из железа?

Дети: Железные игрушки.

Воспитатель: А из дерева?

Дети: Деревянные игрушки.

Воспитатель: А из резины?

Дети: Резиновые игрушки.

Воспитатель: Из меха?

Дети: Меховые игрушки.

Воспитатель: Или мы говорим мягкая игрушка 

 

Воспитатель:  игрушка состоит из частей.

    У пирамидки есть палочка , колечки  и верхушка.                                                                                                                            

Воспитатель: А  следующая картинка по схеме ладошка   говорит о том, как можно играть с игрушками. Как можно играть с пирамидкой? Её можно  собирать на палочку колечки и разбирать.

Воспитатель:   А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо рассказывать об  игрушке: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

Воспитатель:  Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

Рассказ воспитателя.   Это пирамидка. Она разноцветная. Пирамида треугольной формы. Она маленькая. Пирамидка сделана из пластмассы, она пластмассовая. У пирамидки есть палочка и колечки  и верхушка. Пирамиду можно собирать и разбирать.

Воспитатель:  Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы) .

Воспитатель:  Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (2МИН)

Воспитатель:   давайте немного поиграем, а Мишутка  посмотрит на нас.

Воспитатель:  «Назови ласково»

Мяч- мячик,

кукла- куколка,

мишка- мишенька,

собака-собачка,

пирамида-пирамидка,

кошка-кошечка,

машина- машинка.

 

Воспитатель: Молодцы.

Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать?

Дети: (Убирать игрушки на место) .

Воспитатель: Молодцы ребята, Мишутка  говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками и убирать их на место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Цель: Развитие умения у детей составлять описательный рассказ об игрушке по наводящим вопросам....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе  Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»...

Конспект занятия по образовательной области речевое развитие в средней группе. Тема: составление описательного рассказа «Мама - солнышко моё!»

Конспект занятия по образовательной области речевое развитие в средней группе.  Тема: составление описательного рассказа «Мама - солнышко моё!»...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Составление описательного рассказа по картине «Зимующие птицы»."

Цель: Учить составлять рассказ - описание по картине. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются знакомые детям...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы. Тема «Составление коротких рассказов по скороговоркам», 2021

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей  группы. Тема «Составление коротких рассказов по скороговоркам», 2021...

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группе Тема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»

Конспект занятия по речевому развитию В старшей группеТема: Составление описательного рассказа на тему «Весна»...

Конспект занятия по речевому развитию для средней группы.Тема: Составление описательного рассказа по картине «Осень»

Цель: Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Обучать описывать картину....