Проект по приобщению детей дошкольного возраста к чтению
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Крымских Евгения Александровна

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_kniga.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26 «Ягодка» комбинированного вида

Принято на п/с №1   протокол№1 от  17.09.2014г.                                                 Согласовано зав.д/с

Проект с детьми старшего возраста

« Волшебница Книга »

Разработчик: воспитатель 1 квалификационной категории

Евгения Александровна Крымских

г. Камень-на-Оби

2014г.

Проект «Волшебница Книга»

Тип проекта – информационно-творческий

Участники проекта: группа общеразвивающей направленности – дети в возрасте 5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников, работники городской детской библиотеки.

Длительность тематического проекта – 5 месяцев.

Актуальность проекта:

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.

Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности ребёнок-дошкольник – это  слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым  читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Опрос родителей на тему:  «Что Вы читали своему ребёнку на этой неделе?» и «Читаете ли Вы ребёнку книги, которые рекомендуют для чтения воспитатели?» показал, что 94% родителей редко читают своим детям книги, если читают, то бессистемно, раз от разу, 68% родителей выбор книги осуществляют по наитию, какая понравится, где картинок больше.

Так же  в нашей группе состоялась встреча с родителями воспитанников по теме «Ценность сказки для развития ребёнка», где предметом обсуждения стал вопрос о том, как сформировать у детей дошкольного возраста интерес к книге. Данное мероприятие позволило нам повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей.  Предметом обсуждения стал вопрос о том, как сформировать у ребёнка интерес к книге. Выяснилось, что у родителей имеется потребность в повышении информированности в области литературного развития детей.

Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Цель проекта. Создание условий для установления сотрудничества с родителями воспитанников в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к книге.

Задачи:

  1. Приобщать детей к книжной культуре.
  2. Расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека.
  3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  4. Воспитывать бережное отношение к книге как  результату труда многих людей.

Проект направлен на установление взаимодействия родителей и педагогов в решении проблемы воспитания грамотного читателя.

Ожидаемые результаты проекта

В результате проделанной работы:

  1. У родителей повысится интерес к чтению художественной литературы  детям.
  2. У детей появится стремление бережно относиться  к книге как  результату труда многих людей.
  3. У детей повысится общая культура общения с книгой.
  4. Расширятся представления детей о значении библиотек в жизни человека.
  5. Наладятся контакты с важнейшим социальным институтом нашего города – городской детской библиотекой

Этапы работы

I этап. –  Подготовительный

  • Сбор информации по теме проекта (художественная литература, методическая литература, посещение сайтов соответствующей тематики, сбор фотографий);
  • Составление перспективно – тематического плана по теме проекта;
  • Создание развивающей среды;
  • Посещение воспитателями и представителями родительского сообщества городской детской библиотеки, ознакомление с  планом её работы;
  • Подбор игр и оборудования, мультимедийных презентаций.

II этап. – Основной (практический)

Перспективно – тематический план по теме проекта

« Волшебница Книга »

Сроки реализации

Тема месяца

Содержание деятельности.

Мероприятия

с детьми и родителями.

Январь

Сказка – ложь, да в ней – намёк…

  • Выставка книг А.С. Пушкина «Сказка – ложь, да в ней – намёк…» (совместно с родителями воспитанников):
  1. Изучение домашней библиотеки.
  2. Рассказ о том, как эта книга появилась в доме.
  • Выставка детских рисунков «Мой Пушкин»:
  1. Рисование портрета А.С. Пушкина в детском саду.
  2. Рисование портрета А.С. Пушкина детьми совместно с родителями.
  • Выставка детско-родительских работ по сказкам А.С. Пушкина.
  • Интервью с детьми «Что ты знаешь о Пушкине?»
  • Конкурс чтецов  

Февраль

«Слава, слава Айболиту! Слава добрым докторам!»

  • Экскурсия в библиотеку. Знакомство с библиотекой.

  • Викторина по сказкам К. И. Чуковского.

  • Экскурсия в дом-музей Чуковского (мультимедиа).

  • Совместное с родителями оформление папок-ширм с биографией детских писателей.

  • Изготовление книжек-самоделок.

  • Сюжетно- ролевые игры «Библиотека», «Школа».

Март

Книга – лучший друг

  • Визит сотрудника библиотеки в группу с целью проведения беседы и знакомства детей с книгами, детскими писателями, новинками детских журналов.

  • Посещение проведения тематического дня в детской библиотеке «Женский день».

  • Оформление стенгазеты в ДОУ «Книга - наш друг и учитель».

  • Выставка совместных с родителями детских работ (по сказкам).

Апрель

Великий сказочник

  • Неделя детской книги, посвящённая дню рождения Г.-Х. Андерсена.

  • Просмотр мультфильма «Фантастические летающие книги Мистера Морриса Лессмора».

  • Оформление мини-музея детской книги.

  • Проведение тематического дня в детской библиотеке «День птиц».

Май

Семейное чтение

  • Совместное с родителями оформление папок-ширм художники -иллюстрато-ры детских книг.

  • Проведение конкурса для детей и родителей «Семейная рукописная книга».

  • Проведение тематического дня в детской библиотеке «Наш друг - светофор»- «Обзор детских журналов».

  • Тематическая выставка в книжном уголке «Моя любимая сказка».

  • Тематическая выставка в книжном уголке «Мой любимый писатель».

III этап. Заключительный

  • Выставка продуктов самостоятельной и совместной деятельности детей, педагогов и родителей;
  • Развивающая среда. Мини – музей детской книги;
  • Проведение совместного досуга «Самая читающая семья» (родители и дети)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению"

Неплохая консультация, будет полезна для обей информации...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным мн...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг

Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками -...

Приемы работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению

В данном материале описаны основные рекомендации, соблюдение которых позволит привить любовь детей дошкольного возраста к книге. Думаю, статья будет интересна как педагогам, так и родителям....

Родительское собрание "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг"

Цель:         развитие интереса к художественной литературе и речевой активности.  Задачи:       1. обогатить лексику, помочь...

«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению в процессе организации совместной деятельности педагогов родителей и детей»

Книга - великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас....

Совместный с библиотекой проект по приобщению детей дошкольного возраста к чтению «Путешествуем, играя»

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным...