Приемы работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению
консультация по художественной литературе на тему
В данном материале описаны основные рекомендации, соблюдение которых позволит привить любовь детей дошкольного возраста к книге. Думаю, статья будет интересна как педагогам, так и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_raboty_po_priobshcheniyu_detey_doshkolnogo_vozrasta_k_chteniyu.docx | 57.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы работы по приобщению дошкольников к чтению
Э. П. Короткова отмечает высокое воздействие художественных произведений на личность ребенка, на его речевое развитие, особенно если дошкольник не только слушает рассказы, сказки, но и воспроизводит их в собственной речи.
Думаем, каждый согласится с утверждением О.С. Ушаковой, что художественная литература и устное народное творчество сопровождают человека с первых лет жизни: воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, поскольку последний не только расширяет знания об окружающей действительности, но и развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка [5].
Конечно же, умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой. Все эти умения нужно развивать и воспитывать с самого раннего возраста, а значит, важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря именно этим навыкам у ребенка будет формироваться своя красочная, яркая, образная и грамматически правильно построенная речь.
Работая с дошкольниками, следует помнить о том, что для детей данного возраста характерно слушать, а не читать. Именно поэтому очень важно для воспитателя уметь каждое прочитанное вслух произведение донести до детей не только как произведение искусства и раскрыть его замысел, но и побудить будущего читателя эмоционально выражать свое отношение к прочитанному: к поступкам героев книг, их переживаниям и мыслям [4, с. 145].
Приобщение дошкольников к художественной литературе является одной из целей речевого развития дошкольников и проводится с учетом возрастных особенностей их эстетического восприятия. К общим задачам, стоящим перед педагогом в данном направлении можно отнести следующие:
1) обеспечение усвоения детьми содержания произведений, их понимание (дети учатся пересказывать, заучивать наизусть);
2) формирование умения воспринимать литературное произведение (переживать чувства, которые передает автор, соотносить изображенное в книгах с фактами жизни);
3) формирование умения элементарного анализа произведения (определять основных героев, форму произведения, примеры образности языка);
4) воспитание правильного отношения к книге и чтению.
Другими словами, задачи, стоящие перед каждым возрастным периодом, постепенно усложняются по мере повышения уровня восприятия литературных произведений. От группы к группе происходит усложнение вышеперечисленных общих задач:
1-я младшая группа | Чтение небольших рассказов, сказок бытовых и о животных |
2-я младшая группа | Подведение к различению жанров (сказка, рассказ, стихотворение); чтение небольших стихов, содержание которых близко опыту ребенка |
Средняя группа | Акцентирование внимания не только на содержании, но и некоторых особенностях языка (идет работа над выразительностью); тематика произведений более разнообразна |
Старшая группа | Различение жанров, введение рассказов о природе, усложнение тематики (сказки и рассказы со скрытой моралью) |
Подготовительная группа | Научение элементарному анализу произведения, знакомство с тропами |
Методы работы по приобщению детей к чтению:
- Словесные: выразительное чтение художественных произведений (сказок, рассказов, стихов, потешек и т.д.); заучивание наизусть и пересказ произведений; беседы о прочитанном в процессе свободного общения воспитателя с детьми.
- Практические: игры-драматизации; дидактические игры; упражнения-инсценировки; изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации); театрализованная деятельность.
- Наглядные: показ иллюстраций, картинок, игрушек; просмотр видеороликов, фильмов; оформление выставок в книжном уголке; использование разных видов театра.
Работа по приобщению к художественной литературе может проходить в форме:
- Непосредственно-образовательной деятельности (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников-иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию речи).
- Кружковой работы.
- Культурно-досуговой деятельности (литературных конкурсов, праздников, развлечений, интеллектуальных игр).
- Свободной от занятий деятельности (экскурсии в библиотеку ДОУ; оформление тематических выставок, макетов, организация «Больницы для книжек»; проведение «Недели детской книги»; игровой деятельности – сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, режиссерские игры, настольно- печатные игры).
- Сотрудничества с родителями (родительские собрания; индивидуальные консультации; семинары-практикумы; папки-передвижки; фото презентации; участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок, макетов).
Структура занятий по ознакомлению с художественной литературой:
- Вводная часть (подготовка к восприятию текста): рассматривание книги, вводная беседа (постановки проблемы в виде вопроса), рассказ о писателе (фактах в основе сюжета), рассматривание рисунков по содержанию, прослушивание музыкальных произведений, наблюдения во время прогулок, объяснение и уточнение значения непонятных слов.
- Выразительное чтение произведения,
- Беседа о прочитанном произведении (целенаправленные вопросы в определенной последовательности).
- Повторное чтение произведения или интересных отрывков из него. Если это поэтическое произведение, то следует сделать установку на запоминание.
- Для поэтических произведений – воспроизведение текста детьми индивидуально, можно менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме)
Н. А. Стародубова напоминает, что время вне занятий также следует проводить плодотворно: с одной стороны, можно читать объемные книжки с продолжением, с другой стороны, повторно прочитывать знакомые с занятий произведения. Желательно также соблюдать определенные правила:
- читать не более 1 раза в течение дня;
- нельзя рассказывать или читать между делом, в ожидании еды и т.д.;
- нельзя читать перед сном (образы книг возбуждают воображение);
- не заставлять слушать произведение тех, у кого обязательность слушания вызывает негативную реакцию;
- читать книги, принесенные детьми из дома, по их просьбе [4, с. 196].
Приемы рассматривания художественных иллюстраций. В разных возрастных группах следует отметить различные цели данной работы.
В 1-й и 2-й младшей группе цель рассматривания художественных иллюстраций – научить ребенка узнавать персонажи, вещи («Скажи, кто (что) это?», «Покажи, где, кто или что?»).
В средней группе – помочь ребенку научиться соотносить фразы текста с картинками, к примеру, «Найди картинку к таким словам героя», «Какие слова из прочитанного подходят к этой картинке?»
В старшей группе цели рассматривания книжных иллюстраций еще более усложняются: ребенок учится оценивать цвет нарисованных предметов и выразительность жестов героев произведений, определять расположение фигур и т.д. – определять свое отношение к данной иллюстрации («Почему нравится тебе эта картинка?»).
В подготовительной к школе группе детей подводят к сравнению иллюстраций разных художников-иллюстраторов одного и того же произведения.
Таким образом, ребенок должен сопровождать рассматривание иллюстраций словами (чтобы зрительный образ «слился» со словом). Это является главной целью взрослого при работе с детьми любого возраста при рассматривании иллюстраций к художественным произведениям – беседа с ребенком об увиденном.
Также необходимо учить детей сразу относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название.
Учить различать жанры детей можно начинать уже с младшей группы, в первый год воспитатель всегда называет жанр литературного произведения (а дети просто запоминают, например, что «Игрушки» А. Барто – это стихотворения, а «Маша и медведь» – это сказка). Углубление понимания специфики жанров, их особенностей произойдет в более старшем возрасте. Здесь Ф. А. Сохин рекомендует строго соблюдать правильное название жанра: стихотворение (а не стишок) читается или заучивается, сказка (а не сказочка) рассказывается, рассказ читается [2, с. 146].
Таким образом, чтобы заинтересовать ребенка книгой, следует соблюдать некоторые общие рекомендации:
- Необходимо создать обстановку эмоциональной приподнятости: возможно это будут какие-то вводные слова, возбуждающие интерес детей к тому, о чем собирается читать или рассказывать, красочная обложка новой книжки, которую можно показать перед началом чтения, или «приход» главного героя рассказа или сказки.
- Читать текст художественного произведения следует без комментариев, не прерываясь, а непонятные для детей слова необходимо объяснять в начале занятия.
- Выразительно чтение произведения – залог успеха проведенной работы. Только так можно научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой. Так мы учим детей выражать интонацией не только свое отношение к тому, о чем читаем, но и развиваем и совершенствуем его чувства.
Элементы выразительного чтения:
- произношение тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся (своего, его, сегодня, булочная, скучно). Лучше совсем не произносить слово, чем произносить его с орфоэпической ошибкой;
- сила голоса чтеца (усиление и ослабевание голоса в строгом соответствии с содержанием текста) позволяет довести до маленького слушателя содержание произведения;
- правильная расстановка логических ударений определяет точность и выразительность речи. Их выразительность определяется умением педагога (или родителя) модулировать свой голос по силе;
- темп речи также немаловажен. Слова, на которые нужно обратить внимание, произносятся медленно, а менее значительные – иногда почти скороговоркой. С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц. Особенно выделяется нравственное начало произведения, с помощью литературы будить в ребенке «чувства добрые».
При проведении работы по приобщению детей к чтению, , во 2-й младшей группе можно запланировать следующий комплекс мер:
- расширить круг читательских интересов дошкольников и отобрать художественные произведения (согласно программе по развитию художественно-речевой деятельности для данного возрастного периода);
- проводить индивидуальные и групповые беседы с детьми;
- проводить в совместной деятельности дидактические игры и игры-драматизации;
- знакомить родителей с необходимой информацией, которая может совместными усилиями помочь приобщить дошкольников к чтению.
Детям в свободное время до прогулки предлагается к чтению литература малых форм фольклора – потешки, заклички, считалки и т.д., а перед сном пелись колыбельные.
В ходе бесед детей спрашивают о том, читают ли им дома родители и как часто, какую книгу слушали на этой неделе, есть ли у ребенка любимые книги и какие. Два-три раза в неделю во время утренней беседы можно проводить пятиминутки «Что мы читаем?», во время которых те дети, которые могут говорить, могут рассказать о том, что им читали накануне, понравились ли им книга и почему. В ходе таких пятиминуток, как правило, детей данного возраста учат пока просто высказывать свое отношение к героям произведений, пытаться найти замысел автора («О чем хотел сказать автор?).
Для родителей можно провести консультацию «Литературное воспитание ребенка в семье», с целью расширения представления взрослых о детской литератур данного возрастного периода в родительском уголке ежемесячно обновлять информацию «Советуем почитать». Также в форме консультаций можно познакомить родителей с особенностями читателей младшего дошкольного возраста.
На улице и в группе в совместной деятельности можно проводить игры-инсценировки по известным сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок» и др.
Совместно с родителями также можно подготовить настольные дидактические игры, к примеру, «Угадай героя сказки», «Что перепутано», которые могут помочь ребятам запомнить главных героев произведений и их названия. Либо можно подобрать загадки и поговорки, к которым родители вместе с детьми должны найти картинку или зарисовать. Можно оформить картотеки загадок, считалок, поговорок.
Можно организовать экскурсии в библиотеку с целью знакомства детей с главным «хранилищем» книг, с творчеством отдельных детских авторов.
Источники:
- Алексеева, М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Электронный ресурс]: уч. пос. – М. : Академия, 2000. – 400 с. // Режим доступа : http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-327.shtml
- Развитие речи детей дошкольного возраста : пос. для воспитателя детского сада [Электронный ресурс] / под ред. Ф.А. Сохина. – Москва : Просвещение, 1979. – 223 с. – Режим доступа : http://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-145.shtml
- Система работы по приобщению детей к чтению родителей [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://sch224s.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie/conditions/vzaimodejstvie_s_roditelyami/sistema_raboty_po_priobweniyu_detej_k_chteniyusistema_raboty_po_priobweniyu_detej_k_chteniyu/
- Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : уч. пос. / Н.А. Стародубова. – Москва : Академия, 2008. – 256 с.
- Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи : метод. пос. – Москва : Сфера, 2011. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению"
Неплохая консультация, будет полезна для обей информации...
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным мн...
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг
Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками -...
Родительское собрание "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг"
Цель: развитие интереса к художественной литературе и речевой активности. Задачи: 1. обогатить лексику, помочь...
«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению в процессе организации совместной деятельности педагогов родителей и детей»
Книга - великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас....
Современные формы работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь современного общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений....
«СТОРИСЕК» как форма работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению
Технология «Сторисек» - это современный вариант знакомства детей с литературным произведением. Эта форма предполагает непосредственное громкое чтение и дальнейшую творческую деятельно...
- Мне нравится (1)