Семинар для педагогов
консультация по развитию речи на тему

Дауркина Анна Валерьевна

Развитие речи детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Теоретические основы развития речи дошкольников в свете федерального государственного образовательного стандарта

Аннотация. Целью обучения родному языку детей дошкольного возраста является развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения. В ходе педагогического процесса осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков, направленных на развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование диалогической и связной монологической речи, а также коммуникативных способностей. Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Рассмотрению этих вопросов и посвящена эта статья.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, обучение родному языку, речевые способности и умения, культура речевого общения, система языковых понятий и закономерностей, осознание явлений языка и речи, развитие всех сторон речи – фонетической, грамматической, лексической, взаимосвязь развития лексики и грамматики с развитием связной речи и, коммуникативных способностей.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (ФГОС).

Многолетние исследования проблемы развития речи дошкольников позволяют нам обобщить их результаты и представить теоретические основы данной проблемы в свете федерального государственного образовательного стандарта. Результаты наших исследований легли в основу монографий, программ, диагностик и методических пособий, которые прошли проверку временем и используются в практике работы дошкольных образовательных учреждений многих регионов России и в странах СНГ. Представленный материал и является обобщением результатов наших исследований.

Процесс овладения родным языком — это закономерный процесс развития человека. Главным в рассмотрении закономерностей овладения языком в дошкольном детстве является понимание особенностей становления и взаимосвязи всех языковых уровней - фонетического (произнесение звуков речи, дикция, интонация), лексического (словарный запас), грамматического (владение морфологией, словообразованием, синтаксисом) в тесной связи с развитием метаязыковой способности (осознанием явлений языка и речи). Именно на этой основе происходит развитие связной монологической речи, а также формируются коммуникативные способности ребёнка.

Становление педагогической системы обучения дошкольников родному языку в исследованиях рассматриваются в контексте развития смежных наук - языкознания и психологии, в значительной степени определивших уровень изученности проблем речевого воспитания, поэтому лингвистические, психологические и педагогические идеи являются  основой  обучения родному языку в дошкольном детстве.

Ф.А. Сохин, основатель лаборатории развития речи в Институте дошкольного воспитания, разработал теорию усвоения языка в дошкольном детстве. Он показал, что даже без специального обучения дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития - постепенного осознания языковых явлений, то есть развивается метаязыковая деятельность детей. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка.

Важной проблемой, связанной с обучением родному языку, является осознание своей речи на разных уровнях. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком. Центральные задачи такого обучения состоят в формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию. Основная закономерность усвоения языка в дошкольном детстве заключается в установлении связи этого осознания с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом.

Эти положения, выдвинутые и обоснованные Ф.А.Сохиным, послужили исходным пунктом большой группы исследований, выполненных в Институте дошкольного воспитания АПН СССР (ныне – Институт психолого-педагогических проблем детства РАО).

Всю        работу   по        формировании        языковой        и        коммуникативной        компетенции дошкольников можно представить как  взаимодействие:

  • цели (развитие языковой способности, овладение нормами языка и речи);
  • содержания (развитие речевых умений и навыков в области фонетики, лексики, грамматики, диалогической и монологической речи);
  • методов и приемов (словесные, наглядные, игровые),
  • средств и условий  (фронтальные и индивидуальные занятия).

Конечной целью обучения языку является полноценное  развитие всех сторон речи ребенка (фонетической, лексической,        грамматической        на        основе        развития связной речи)        и        развитие коммуникативных умений, что необходимо ребёнку для дальнейшего обучения  в школе.

Дошкольный возраст – это период когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные и речевые умения и навыки.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, определяемые для каждого возрастного этапа, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Индивидуальные различия в уровне владения речью у детей одного возраста могут быть исключительно велики, поэтому необходимо учитывать индивидуальные особенности речевого развития  каждого ребенка.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа (обогащение, закрепление и активизация словаря), формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания, воспитание интереса к художественному слову - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который надо решать параллельно и своевременно.

Владение речью как средством общения.

Результаты исследований психологов, лингвистов, педагогов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (Л.С. Выготский, - А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин). Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации. Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в их трудах. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:

  • речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
  • язык  и  речь  рассматриваются  как  ядро,  находящееся  в  центре  различных  линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций;
  • ведущее  направление  в  обучении  родному  языку  —  формирование  языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи;
  • ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.

Усваивая родной язык, дошкольники овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно. Поэтому обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками — фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в сфере общения детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда важным становится формирование не только культуры речи, но и культуры общения.

Под культурой речи понимается не только владение нормами родного языка, но и умение использовать выразительные средства родного языка в различных условиях общения. Сюда включается, с одной стороны, проблема правильности речи, а, с другой, умение выбирать из различных вариантов наиболее уместный в стилистическом, смысловом и ситуативном отношении.

Правильно организованное обучение и диалогическое общение позволит детям успешно овладеть речью и коммуникативными умениями, развить творческие способности в разных видах художественной деятельности: изобразительной, музыкальной, театральной, художественно-речевой. Ребенок может выразить свои эмоции, чувства словом, которое должно быть образным, емким, точным. При этом параллельно с культурой речи развивается и культура общения, речевой этикет.

К речевым умениям относится отличная вербальная память, языковое чутье, т.е. правильный отбор языковых средств, логическое построение и изложение высказывания, умение ориентироваться на речь собеседника, общая эрудиция. В коммуникативные умения входят инициативность в беседах, самостоятельность, умение вступить в разговор, активность, эмоционально-оценочное реагирование.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми по развитию речи отражается в разных видах детской деятельности.

-непосредственно образовательной деятельности (специальные занятия );

-в образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах;

-при взаимодействии с семьёй.

Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей со сверстниками, как на занятиях, так и в ходе режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. При этом первостепенное значение имеет полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный период.

Развитие коммуникативных способностей детей

Воспитание культуры речевого общения — одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка. Она предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими), но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом общении.

В воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль играют развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации. Речевое общение предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать собеседника и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий. Поэтому совершенствование коммуникативной компетенции невозможно без усвоения основ культуры речи, отсутствие которой может вызвать неверное представление о сути высказывания. В речевом поведении важен и экспрессивный момент, т.е. субъективная эмоциональная оценка содержания своего высказывания, что определяет выбор лексических, грамматических, композиционных средств.

Таким образом, речевое поведение — это сложная совокупность умений и навыков, нуждающихся в систематическом формировании, закреплении определенных норм и правил, которые должны стать привычными. В целом, правила речевого поведения регулируются речевым этикетом и нормами литературного языка.

Формирование коммуникативной компетентности включает следующие компоненты: знания, прогнозирование и программирование процесса общения, «вживание» в коммуникативную ситуацию и управление ею, общение (вербальное и невербальное), учет социальной роли партнера и коммуникативная культура.

Развитие речи и речевого общения в значительной мере обусловлено эмоциональной чувствительностью ребенка к взаимодействию с взрослыми и сверстниками: общему тону общения, тембру, интонации обращения к ребенку, силе голоса, темпу речи. Эмоции, включаясь в систему интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов, играют важную роль в развитии образного мышления. Владение речью дает возможность ребенку управлять собственными эмоциями, тормозить одни и усиливать другие эмоциональные проявления в   той или иной ситуации общения с окружающими.

Таким образом, развитие языковой способности тесно связано с понятием «культура речи» (владение нормами устного и письменного литературного языка и умение ими пользоваться в соответствии с целями и речевой ситуацией).

Для воспитания у дошкольников культуры речевого общения важно формировать представление  о  необходимости  вежливого  обращения  с  взрослыми  и  сверстниками, развивать умение выбирать из многообразия элементов речевого этикета формы, наиболее подходящие к определенной ситуации.

Развитие речи разных возрастных группах представлено в «Программе развития речи дошкольников».

Развитие образной речи. Прежде всего развитие образной речи происходит при ознакомлении детей с разными жанрами художественной литературы, в том числе с произведениями малых фольклорных форм (пословицами, поговорками, загадками) и с фразеологизмами. После чтения литературных произведений необходимо обращать внимание детей не только на содержание, но и на художественную форму. Разнообразные задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности значительно влияют на развитие образной речи. Прекрасной основой служат также лексические и грамматические упражнения.

Дети знакомятся с произведениями разных литературных жанров (сказками, рассказами, стихотворениями, произведениями устного народного творчества), их художественными достоинствами, учатся понимать значение образных выражений и целесообразность их использования в тексте. Специальные творческие задания на материале фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок развивают поэтический слух и подводят детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.

Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам помогает понять обобщенный смысл малых фольклорных форм. Развитие образной речи должно проходить в единстве с развитием других сторон связного высказывания, основанных на представлениях о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточном запасе образной лексики и понимании целесообразности ее использования в собственных сочинениях.

Развитие словесного творчества включает все направления работы над словом — лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок, рассказов, загадок. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству.

Важно подчеркнуть, что широкое понимание образности относится к культуре речи. В этом смысле воспитание у детей интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение  использовать  разнообразные  языковые  средства  в  своей  речи  и  в  словесном творчестве становятся одной из важнейших задач речевого воспитания в дошкольном детстве. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Дидактические средства освоения содержания. Описание основных технологий (форм, методов, приёмов, средств  реализации программы).

Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Центральная задача такого обучения — формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и способствует творческому отношению к речи.

Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности.

Важнейшим средством речевого развития детей является общение с взрослыми и детьми в разных видах деятельности. Поэтому первостепенное значение имеет организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.

Прежде всего, общение происходит в контексте ведущей деятельности - в игре. Характером игры определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

Между развитием игровой деятельности и развитием речи наблюдается двусторонняя зависимость: с одной стороны – для развертывания игры требуется определенный уровень речевого развития, а с другой – игра стимулирует развитие речи, ее форм и функций. Социальный характер игры требует согласования действий, организации взаимодействия партнеров, что невозможно без речевого общения. В то же время коммуникативная ситуация игры побуждает к вступлению в разнообразные контакты, организует общение играющих.

Ролевая игра хотя и активизирует речь, но не всегда способствует овладению значением слова  и  совершенствованию  грамматической  формы  речи.  Более  того  в  ряде  случаев закрепляет неправильное словоупотребление, создает условия для возврата к неправильным формам. Это происходит потому, что в игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации, в которых раньше складывались неправильные речевые стереотипы. Поэтому в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей (М.М.Конина, В.И.Яшина).

Важнейшим средством речевого развития является обучение родной речи и языку в процессе образовательной деятельности.

Обучение - это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К.Д.Ушинским, Е.И.Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной и другими.

Основной формой обучения родному языку являются специальные фронтальные и индивидуальные занятия с детьми. (В словаре Ожегова это понятие рассматривается как

«время учения», а слово заниматься - как «помочь кому-нибудь в учении, в занятии»). Ни в коем случае нельзя превращать занятие в школьный урок, поэтому главными методами являются игровые и наглядные, которые развивают творческую активность ребёнка и познавательный интерес. Важно включать в обучение принцип доступности и систематичности.

Способы поддержки инициативы и самостоятельности детей для каждой возрастной группы

В поддержке детской инициативы большую роль играют беседы с детьми, направляющие их внимание на воплощение интересных событий в словесные игры и сочинения самостоятельных рассказов и сказок.

Известный педагог Е.И. Радина подчеркивала, что в беседах воспитатель наталкивает детей на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения, т.е. учит их логически мыслить. В беседе ребенок учится выражать свои мысли в слове, слушать собеседника — а это важные условия для развития его речи. Для пробуждения детской инициативы надо научить воспитателей задавать вопросы. Некоторые вопросы требуют простого названия или описания знакомых предметов и явлений, другие — вызывают умозаключения и обобщения, третьи — активизируют мысль ребенка. Необходимо задавать детям вопросы (прямые и наводящие), но они должны быть четко и правильно сформулированы, чтобы возбудить самостоятельную мысль детей, подводить их к установлению связей и обобщений. Только правильное руководство беседой развивает у детей навыки диалогической и монологической речи.

Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное высказывание ведет от диалога между взрослым и ребенком, в котором взрослый берет на себя руководящую роль, направляя ход мысли и способы ее выражения, к развернутой монологической речи самого ребенка. В процессе перехода от диалога к монологу есть своя четкая логика: взрослый учит ребенка вначале строить простые высказывания, затем соединять их между собой. При этом речь ребенка приобретает произвольный характер, в нее включается элемент планирования. Это дает возможность двинуться дальше - к обучению планированию и составлению самостоятельного рассказа. Но наиболее высокие требования к связной речи представляет переход к “письменному” изложению мысли, когда ребенок диктует, а взрослый записывает. Здесь проявляется и самостоятельность суждений ребёнка и происходит развитие инициативы. Ребёнок в дальнейшем сам предлагает взрослому записать его сочинение, чтобы потом прочитать его родителям или друзьям.

Формулировка «обучение родному языку» нередко вызывает протест со стороны школьных и дошкольных педагогов, которые под этим обучением понимают только обучение теории языка (естественно, в пределах школьной программы). Однако даже если резко разделить обучение языку и развитие речи, то в отношении дошкольников не только можно, но и нужно говорить как о развитии речи, так и об обучении родному языку, поскольку развитие речи с необходимостью включает формирование у детей элементарного осознания некоторых явлений языка и речи.

Художественная литература  и устное народное творчество

Художественная литература и устное народное творчество являются важнейшим источником и уникальным средством воспитания. Они оказывают на ребенка неповторимое влияние, помогают почувствовать красоту родного языка, развивают образность речи. Выступают средством развития всех сторон речи детей.

Развитие речи в процессе приобщения детей к художественной литературе и устному народному творчеству занимает большое место в общей системе работы с детьми. С другой стороны, воздействие художественной литературы на ребенка определяется не только содержанием и формой произведения, но и уровнем его речевого развития.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся  им  отдельных  слов,  выражений,  песенок  персонажей.  Даже  если  они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка.

Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения. Содержание таких стихотворений, как «Игрушки» А. Барто, «Мой мишка» З. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха.

Ознакомление детей 3—4 лет с художественной литературой осуществляется на материале литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям.

Очень важно обращать внимание детей на образный язык произведений, привлекая их к повторению отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Даже если дети повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образы, как «петушок — золотой гребешок», «козлятушки-ребятушки», «коза-дереза» и др.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Стихотворения из цикла «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З. Александровой воспитывают у маленьких слушателей чувство эмпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают музыкальность стиха.

На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционально-образного восприятия произведений, развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

В младшей группе проводится моделирование эпизодов сказки — так дети легче могут усвоить ее образное содержание. Пририсовав к кружку ушки, ребенок видит зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело».

Задача ознакомления детей старшего дошкольного возраста с разными жанрами художественной литературы, в том числе и с произведениями малых фольклорных форм (пословицами, поговорками, загадками, фразеологизмами), решается в тесной взаимосвязи с развитием речи. После чтения литературных произведений необходимо обращать внимание детей не только на содержание, но и на их художественную форму. Разнообразные творческие задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности оказывают большое влияние на развитие образной речи и дальнейшее восприятие литературных произведений разных жанров.

В процессе ознакомления с художественной литературой дети начинают осознавать специфику литературных жанров (сказок, рассказов, стихотворений, произведений устного народного творчества), их художественные достоинства, учатся понимать значение образных выражений, целесообразность их использования в тексте. Специальные творческие задания, проводимые на материале фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок, развивают поэтический слух и подводят детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.

Работа с фразеологизмами привлекает внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм («зарубить на носу» — запомнить навсегда, «повесить голову» — загрустить). Формирование образности речи проводится в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.

Проблема развития словесного творчества включает в себя все направления работы над словом — лексическую, грамматическую, фонетическую.

Можно подчеркнуть, что широкое понимание образности относится к культуре речи, и в этом смысле воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и при создании собственных сочинений становится одной из важнейших задач речевого воспитания в дошкольном детстве.

Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим    дошкольникам    задания    на    придумывание    сказок,    рассказов.  

Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству.

По тому, как ребенок строит свое высказывания, насколько интересно, живо, образно он умеет рассказывать, сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, владении богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно о его умственном, эстетическом и эмоциональном развитии.

Культура речи — важнейшее условие воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно.

Литературный язык требует к себе постоянного, бережного отношения. Насыщение речи штампами и казенными словами ведет к грамматической неупорядоченности, потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности. Накопленная веками сокровищница народного языка богата меткими изречениями, образными словами и словосочетаниями, пословицами, поговорками, фразеологизмами.

Обогащенная этими языковыми средствами речь любого человека становится выразительной, яркой, живой. Однако добиться этого можно только при условии воспитания интереса к языковому богатству и развития умения использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни.

Важнейшие источники развития выразительности детской речи — произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки).

Исследования психологов и педагогов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать                     средства                     художественной                      выразительности. В то же время ученые отмечают существующее несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных сочинениях.

Каждое из занятий по литературе должно знакомить детей с содержанием и художественной формой произведения, обращать их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, включать творческие задания.

После чтения произведений дети должны отвечать на вопросы, выясняющие: как они поняли содержание произведения; заметили ли необычные слова и выражения, сказанные персонажами; какими словами характеризуются герои произведения; чем отличаются эти характеристики; насколько они совпадают с представлениями самих детей.

Затем дети выполняют творческие задания, направленные:

  • на  уточнение  понимания  смысла  образных  слов  и  выражений  с  переносным значением;
  • включение в диалог персонажей новых действий и передачу импровизированного диалога с новыми (разными) интонациями;
  • выполнение пластических этюдов, изображающих того или иного героя в разных ситуациях;
  • придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;
  • соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров;
  • подбор   синонимов,   антонимов,   определений,   характеризующих   персонаж,   его настроение, состояние, действие;
  • драматизация наиболее интересных отрывков произведений;
  • развитие отдельных сценических навыков, исполнение (повторение) реплик героев;
  • рисование  обстановки  и  условий,  в  которых  действовали  герои  литературного произведения;
  • соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения, которое может усилить понимание сюжета литературного произведения.

В старшей группе детей учат при восприятии литературных произведений замечать выразительные средства.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ему почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

Почти на каждом занятии детям предлагаются творческие задания — выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов), сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонации.

В подготовительной к школе группе перед педагогом стоят задачи: воспитывать у детей любовь к книге, художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи); воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка и способствует использованию его в обыденном речевом общении и самостоятельном словесном творчестве. В этом возрасте у детей формируется способность наслаждаться художественным словом, прививается любовь к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности.

Творческие задания на придумывание детьми сравнений, эпитетов, загадок помогают ребенку почувствовать и понять, что делает языковой материал поэтическим.

Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок и рассказов. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, то дети будут стремиться к самостоятельному сочинению произведений в самых разных жанрах и на разные темы.

При целенаправленной работе можно развить поэтический слух каждого ребенка. У детей повышается внимание к слову, его точности, уместности употребления в определенном контексте, вырабатывается критическое отношение к своей речи.

Изобразительное искусство, музыка, театр также используются в процессе речевого развития детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.

Беседа по пейзажной картине должна проводиться образно, не превращаясь в скучное перечисление изображенного. Это замечание относится и к подбору музыкальных произведений.

Хорошо, если рисунки и сочинения детей воспитатель поместит в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка, в которой найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки, придуманные детьми. Иллюстрации к сочинениям детей помогут нарисовать родители, старшие братья, сестры. В конце учебного года можно организовать выставку детского творчества, провести совместную конференцию воспитателей и родителей.

Во многих исследованиях показаны возможности влияния музыки, изобразительного искусства, театра на развитие речи. Подчеркивается значение слова, как в процессе восприятия детьми произведений искусства, так и передачи своих впечатлений в слове. При этом очень важно использовать такие беседы развития образности и выразительности их речи.

Планируемые результаты для каждой возрастной группы

Достаточный уровень развития речи дошкольника включает:

  • владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
  • развитую культуру общения, умение вступать в контакт с взрослыми и сверстниками (выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять);

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации.

Интеграция с другими образовательными областями.

Развитие речи в дошкольном детстве (овладение родным языком) представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека — это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Вместе с тем эту взаимосвязь необходимо рассматривать и в обратном направлении — от интеллекта к языку. Такое рассмотрение можно условно обозначить как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта. Под этим понимается определение роли интеллекта, мыслительной деятельности в овладении языком.

Таковы основные аспекты интеллектуально-языковых взаимосвязей, органично включенных в процесс овладения родным языком, а следовательно, и в педагогический процесс обучения родному языку, развития и формирования речи.

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей видна в формировании связной речи, т.е. содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать и отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связывать их разнообразными способами, используя разные средства для связи не только предложений, но и частей высказывания.

В формировании связной речи ярко видна также взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического и эмоционального развития.

Развитие речи дошкольников тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений для формирования у дошкольников умения строить связное монологическое высказывание включает ознакомление с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет, уточняет художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к тексту, сохраняет свой эмоционально непосредственный характер, т.е. остается подлинно эстетическим восприятием, что, в свою очередь, влияет на развитие речи.

В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств для воплощения задуманного ребенком художественного образа.

Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания. Здесь прежде всего имеет значение воспитание любви и интереса к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное воздействие оказывает также содержание литературных произведений (начиная с произведений устного народного творчества), а произведения живописи, народные игрушки, альбомы по искусству и различные пособия развивают у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям. Кроме того, рассказывание совместно, группами (командами) предполагает умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т.д. Ознакомление с литературой, пересказ художественных произведений, обучение составлению коллективного рассказа способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей.

Обучение родному языку и развитие речи предоставляет богатые возможности для решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию), но и к частным (структурным) аспектам обучения родному языку — воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Так, работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря детей должны включать введение в их речь (и в понимание речи) групп слов, обозначающих качества человека, его эмоциональные состояния, оценки поступков.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в рамках решения образовательных задач.

Работа по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста должна проводиться не только в условиях дошкольных образовательных учреждений, но и в семье. Родители могут самостоятельно заниматься с детьми, в соответствии с задачами речевого развития детей, учитывая возраст ребёнка.

Большое значение в ознакомлении с правилами речевого поведения имеет индивидуальная работа с отдельным ребенком, в которой педагог должен учитывать особенности развития психики ребенка, его статус в семье и уровень речевого развития.

Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи — главный фактор решения общей задачи — воспитания культуры речевого общения дошкольников. Высокий уровень речевого развития, владение эмоциональным словарем, специальные упражнения, развитие умения составить связное высказывание на тему о правилах поведения являются необходимым условием освоения детьми культуры речи.

Необходимо постоянно привлекать родителей к тому, чтобы они вместе с ребенком могли составить рассказ, записать его, сделать к нему рисунки. Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения является привлечение внимания педагогов к проблемам речевой культуры родителей. Нередко в семье с детьми разговаривают так называемым «детским» языком, подлаживаются под неправильное произношение детей. Необходимо вести педагогическую пропаганду среди родителей, показывать роль примера окружающих взрослых в развитии детской речи, советовать, о чем и как разговаривать с маленьким ребенком, какие книжки читать, как учить вежливо и правильно общаться с окружающими взрослыми и сверстниками.

Таким образом, овладение родным языком, развитие языковых способностей во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Развивающая предметно-пространственная среда для каждой возрастной группы.

Необходимо обеспечить каждую возрастную группу развивающими игрушками (в соответствии с программными задачами речевого развития ребёнка, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников). Создать пособия и необходимые атрибуты для игр (дидактических, музыкальных, подвижных), в которых ребенок подводится к осознанию необходимости правильного речевого поведения («Урок вежливости», «Как поступают вежливые дети»).

В уголок книги специально подбираются произведения детской художественной литературы, которые позволят развить у детей умение оценивать поступки персонажей и соотносить их со своими поступками. Кроме того, нужно создавать игрушки для специальных ситуаций, в которых дети могут в процессе игры самостоятельно выбирать речевую форму общения («Говорим по телефону», «Идем в гости»), широко использовать различные наглядные материалы (картинки, альбомы, фотографии, слайды, диафильмы, компьютеры, мультфильмы).

Характеризуя закономерности и принципы обучения русскому языку, Л.П. Федоренко подчеркивает, что для нормального развития речи ребенка, а, следовательно, и для развития его интеллекта и эмоционально-волевой сферы, необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточным развивающим потенциалом.

Речевая (языковая) среда рассматривается широко – как любые образцы языка, воспринимаемые человеком. То есть это не только речь окружающих взрослых, детей, но и телевидение, радио, кино, театр.

Речевой средой (в узком смысле) в дошкольные годы является прежде всего речь взрослых в семье и детском саду. В нее входит и то целенаправленное обучение, которое осуществляется в разных формах в дошкольных образовательных учреждениях. Дидактическое общение с воспитанниками лежит в основе создания речевой среды с высоким развивающим потенциалом.

Влияние среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, овладевшими культурой речи, если взрослые общаются с детьми, поощряют их активность. Зависимость речи детей от особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Культура речи ребенка «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения».

В методическом кабинете должны быть словари различного типа (толковые, словари синонимов и антонимов, фразеологические, иностранных слов, орфоэпические, частотные и др.), пособия по практической стилистике, культуре речи, сборники загадок, пословиц и поговорок.

Рекомендуемые способы дифференциации предложенного в разделе содержания, позволяющие выстраивать:

Методические указания

Занятия по развитию речи проводятся раз в неделю. Как правило, на одном занятии решается несколько речевых задач. При этом основная часть занятия, на которую отводится большая часть времени (15 мин), посвящена развитию связной речи. Если какие-то программные задачи останутся нерешенными, ознакомление со звуковым составом слова можно осуществлять вне занятий.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется при помощи упражнений, которые проводят не реже 2 раз в месяц в течение 5—7 мин, и занятий по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой. Например, воспитатель обращает внимание детей на громкость, темп речи, четкость и ясность произнесения слов, фраз, на правильное произнесение звуков и т.п. в процессе составления рассказов по картинкам, игрушкам, во время пересказа сказок, рассказов, при заучивании и чтении наизусть стихотворений. Такой комплексный подход к развитию речи дошкольников, когда на одном речевом материале решается несколько задач, дает возможность более рационально организовать занятие, сделать его при минимальной затрате времени более насыщенным в речевом отношении.

Работе над звукопрозношением уделяется большое внимание. С детьми проводят разнообразные игры и упражнения на произношение и дифференциацию шипящих звуков, их отработку. Воспитатель строит занятия так, чтобы все дети (в том числе и с недостатками звукопроизношения) имели возможность поупражняться в правильном произношении шипящих, как в изолированном виде, так и в составе слов в связной речи.

Для закрепления звуков и уточнения их артикуляции используют игры и упражнения, в процессе которых ребенок произносит каждый звук в отдельности. Для закрепления звуков детям предлагаются для повторения соответствующие чисто- и скороговорки.

Воспитатель дает образцы произношения, поправляет детей, допустивших ошибки.

Работа по совершенствованию речевого слуха проводится при заучивании детьми стихов, потешек, считалок. Воспитатель знакомит дошкольников с интонационными средствами выразительности, учит правильно пользоваться ими (читать стихотворение весело, грустно или торжественно в зависимости от его содержания).

В старшей группе продолжается работа, начатая на предыдущих возрастных этапах: детей приучают говорить с разной громкостью, в разном темпе речи в зависимости от условий речевого общения (расстояние до слушателя, содержание высказывания). В процессе закрепления и дифференциации звуков детям предлагают произносить чистоговорки не только четко и внятно, но и с различной громкостью (шепотом, вполголоса, громко) и скоростью (медленно, умеренно, быстро).

Продолжается работа, направленная на развитие речевого дыхания: дети выполняют задания на протяжное произнесение гласных и фрикативных звуков [с] и [ш], на произнесение чистоговорок на одном выдохе с постепенным увеличением количества слов, сдувание «снежинок» и пр.

В словарной работе большое место занимают занятия по ознакомлению с окружающим миром, различные наблюдения, экскурсии, в ходе которых приобретенные детьми знания и представления находят свое выражение в точном назывании (обозначении) тех или иных предметов и явлений, их качеств, взаимосвязей. Однако необходима и специальная работа над словарем на занятиях по развитию речи.

Наряду с обогащением словаря особое внимание следует уделять качественному совершенствованию детской лексики, расширению запаса слов с противоположным значением (антонимы) и с близким значением (синонимы), формированию умения выбирать наиболее уместные для того или иного высказывания слова.

Работа над синонимами способствует усвоению разных значений слова, приучает к точному его употреблению, позволяет избегать неоправданного повторения одних и тех же слов.

Работа над антонимами полезна тем, что приучает ребенка сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным признакам, величине, цвету, весу и т.п.

Задания на подбор синонимов и антонимов, включенные в занятия, проводятся в форме упражнений (по 5—7 мин).

Для активизации в речи прилагательных и глаголов, формирования умения выбирать наиболее точные слова можно использовать специальные речевые ситуации.

На данном этапе происходит дальнейшее углубление и уточнение представлений детей об одном и том же предмете, его деталях, назначении; в словарь ребенка вводят слова, обозначающие            материал,            из             которого             сделан             предмет. В этих целях эффективен прием сравнения предметов одного и того же наименования. Сопоставление различных и сходных признаков развивает умение обобщать.

На занятиях, помимо обучения словоизменению и словообразованию, в конце года организуют специальные виды работы по формированию синтаксической стороны речи. Это пересказ в ситуации письменной речи: ребенок не просто говорит — он диктует свой рассказ, а воспитатель записывает. Такой прием замедляет темп речи говорящего, позволяет ему заранее продумывать высказывание, вносить в него исправления.

Большой удельный вес на занятиях занимает решение проблемных речевых задач, с помощью которых дети учатся творчески применять свои знания и представления. Руководя игрой, воспитатель поощряет поиск, хвалит, если слово образовано правильно, или подсказывает, если кто-то испытывает затруднения. Поощрением является и игровое правило: загадывает новую загадку тот, кто правильно отгадал предыдущую.

При такой организации занятий необходим дифференцированный подход к оценке детских высказываний и исправлению ошибок. Следует учитывать, что есть ошибки, которые можно называть прогрессивными, «хорошими», поскольку на них ребенок учится, а порой экспериментирует. Такие случаи требуют особо бережного отношения педагога.

Важно, чтобы в решении речевых задач принимали участие все дети, в том числе и малоактивные. С этой целью воспитатель должен так распределять задания, чтобы ответы тех, кого вызывают первыми, служили для малоактивных детей образцом для подражания, но не повторения.

Грамматический материал закрепляется, как в уже использовавшихся на предыдущих этапах, так и в некоторых новых играх и игровых упражнениях:

Задания лексического и грамматического характера ставятся перед детьми при анализе литературного произведения, составлении описательных рассказов по картине или игрушке, а также при самостоятельном рассказывании.

В пересказах могут участвовать три ребенка. Дети сами подбирают себе товарищей для совместного рассказывания, распределяют, кто будет рассказывать первым, кто вторым и т.д. Коллективное рассказывание повышает ответственность каждого, кто в нем участвует. Внимание слушающих постоянно концентрируется на рассказчике, что создает наиболее благоприятную обстановку для оценки. Этот методический прием особенно важен для начала учебного года. Дети пересказывают небольшие фрагменты, и на одном занятии можно спросить 9—12 человек, остальные участвуют в оценке их рассказов.

На последующих занятиях по пересказу литературных произведений у дошкольников закрепляют умение передавать текст без опоры на вопросы воспитателя. На ряде занятий по пересказу дети самостоятельно рассказывают на темы из личного опыта.

При рассматривании картины задания, направленные на развитие связной речи, тесно связаны со словарной работой. Вопросы воспитателя сосредоточивают внимание детей на содержании картины, характеристике персонажей, побуждают подбирать разные определения и употреблять различные слова, а это в конечном итоге влияет на связность их высказываний.

Вопросы воспитателя заставляют ребенка не только внимательно вглядываться в нарисованное, но и задумываться о чертах характера изображенных персонажей.

Словарные упражнения и точно поставленные вопросы направлены на то, чтобы научить распространенным ответам и использованию характеристик в самостоятельном высказывании.

Такое умение приходит не сразу, поэтому в старшей группе воспитателю иногда приходится предлагать детям готовый образец рассказа.

При составлении рассказов по картине очень важно добиваться от детей самостоятельности. Но на первых порах можно не бояться подражания, так как, повторяя рассказ воспитателя, ребенок усваивает композицию рассказа и способы словесного оформления.

Дети старшей группы способны не только рассказывать о содержании картины, но и придумывать предысторию, продолжение, описывать внешний вид персонажей и давать им характеристики.

На занятиях по описанию игрушек дети предварительно рассматривают объект (какая игрушка, как называется, что с ней можно делать, как играть). Вначале воспитатель может давать образец рассказа. В дальнейшем он постепенно подводит детей к самостоятельному рассказыванию.

На последующих занятиях дети составляют рассказы исходя из набора игрушек (персонажей они выбирают сами). Лексические и грамматические упражнения проводятся во время рассматривания игрушек, чтобы ребенок мог включать описания в свои рассказы.

В старшей группе ведется работа и над другими видами рассказывания: на темы из личного опыта, творческими, когда ребенок придумывает сказку или рассказ по образцу воспитателя, плану или теме. В этих видах рассказывания необходимо формировать самостоятельность в изложении, целенаправленность и вариативность. Надо учить завершать рассказ, не повторяя концовки, придуманной товарищем.

Воспитатель учит детей: понимать и правильно употреблять термины «слово», «звук», «слог», «ударение»; выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание; самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавая звуки и слоги как его элементы. Внимание детей специально обращают на такую особенность звуковой стороны слова, как длительность звучания (слова длинные и короткие, много или мало звуков в слове).

Как и в средней группе, воспитатель продолжает учить вслушиваться в звучащее слово, обучая их двум способам произнесения слова для его обследования.

Первый способ - произнесение слова с одинаково протяжным выделением голосом всех звуков, с равным подчеркиванием звучания каждого звука - используется, если воспитатель хочет показать детям, из каких именно звуков состоит слово. Такой способ произнесения помогает ребенку «увидеть», «обнаружить» те звуки, составляющие единое целое — данное слово, расчленить слово на звуки, а также установить их последовательность.

Второй способ — усиленное выделение голосом какого-то определенного звука используется, если внимание ребенка необходимо обратить именно на этот звук. Данный способ применяется в старшей группе лишь в работе с отдельными детьми (новенькие или дети, давно не посещавшие детский сад, и др.). В остальных случаях воспитатель произносит слова без специального подчеркивания каких-либо звуков, так как уже в средней группе детей учили останавливать внимание на отдельных звуках слова.

У них закрепляют знания о том, что звуки в слове разные, что каждый звук, как часть слова, занимает определенное место, что один и тот же звук может слышаться в начале, середине и конце слова. В результате воспитываются умения слышать и выделять в каждом слове все звуки, хорошо ориентироваться в его звуковом составе.

В дальнейшем варианты игр со звучащим словом направлены на развитие

Внимание детей специально обращают и на то, что, как и звуки, слоги в слове идут последовательно друг за другом, звучат по-разному: один из них произносится более протяжно, громче, слышится лучше — это ударный слог.

Особое место принадлежит методическим приемам, направленным на самостоятельное придумывание детьми заданий, загадок, сказок о звуках, слогах и ударении в слове. Специально создаются такие ситуации, когда ребенка ставят перед необходимостью преодолевать посильные затруднения, искать и находить ответы на вопросы о слове и его строении.

Планируя игры и упражнения, воспитатель учитывает не только возможности и уровень знаний детей, но и предполагаемую умственную нагрузку. Если выполнение заданий было связано с большим напряжением и в основном использовались словесные методы, то в заключительной части занятия организуется игра на основе наглядного материала (картины, таблицы, игрушки). А если в основной части занятия широко представлена наглядность, игры и упражнения со звучащим словом должны быть словесными.

Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет работа вне занятий: на прогулках, в утренние и вечерние часы в группе.

С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения, проводится дополнительная работа с небольшими группами (при наличии одинаковых недостатков) или в индивидуальном порядке. Детей с серьезными нарушениями звукопроизношения направляют на консультацию к логопеду или переводят в логопедические группы. Вне занятий проводится также работа по совершенствованию интонационной выразительности речи, развитию речевого дыхания и т.д.

Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду со специальными занятиями шире использовать моменты повседневной жизни, которые предоставляют большие возможности для закрепления речевых навыков.

Вне занятий прежде всего следует создавать условия для проявления речевой активности каждого ребенка, организовывать речевое общение детей во время игры, режимных процессов. Необходимо организовывать речевые ситуации для упражнения дошкольников в употреблении определенных слов.

С детьми, допускающими ошибки в словоизменении, словообразовании, построении предложений, вне занятий проводят указанные выше или аналогичные игры с грамматическим содержанием. Кроме того, воспитатель должен постоянно следить за речью детей в играх, быту, исправлять встречающиеся ошибки.

Для развития навыков связной речи необходимо специально организовывать различные разговоры и беседы с детьми. Например, в понедельник проводятся утренние беседы о прошедшем выходном дне. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не односложно отвечали на поставленный вопрос («Был в зоопарке», «Гулял»), а учились подробно рассказывать о тех или иных событиях своей жизни. Поэтому надо правильно ставить вопросы, например: «Расскажи, где ты был вчера? Что интересного видел и запомнил?»

Ребенок начинает рассказывать, а воспитатель и небольшая группа детей слушают его. Если рассказ получается интересным, воспитатель записывает его и затем читает всем детям. Очень важно при этом следить за правильным построением предложений.

Можно подготовить альбом детских рассказов: дети нарисуют сюжеты, а воспитатель напишет текст.

Необходимо активнее использовать все возможности повседневной жизни для закрепления речевых умений и навыков, полученных детьми на занятиях. Постоянное внимание развитию речи детей должно уделяться и на всех других занятиях (по изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"

Теоретический семинар для педагогов "Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...

Семинар для педагогов "Профстандарт и компетенции педагога"

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога. Профстандарт предъявляет особые требования к компетенции пед...

Семинар для педагогов адаптационных групп детского сада "Позитивное взаимодействие педагогов с родителями"

Семинар способствует преодолению трудностей в общении и взаимодействии с родителями у педагогов адаптационных групп на этапе знакомства и дальнейшего сотрудничества....

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"

Семинар для педагогов ДОУ "Составление рабочей программы педагога"...