конспект интегрированное занятие по заучиванию стихотворения по теме «Весна»старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект по речевому развитию дошкольников заучивание стихотворения по теме Весна
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Восточный административный округ
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
города Москвы «Школа 2127»
Интегрированное занятие в старшей группе по заучиванию стихотворения по теме «Весна»
Образовательная область «Речевое развитие»
Составила и провела 10.03.2015 г.
воспитатель старшей группы Ситникова О. С.
Интеграция образовательных областей: «Художественная литература», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество».
Цель: Осознанное восприятие и заучивание стихотворения на основе синтеза искусств.
Задачи:
Образовательные:
Вызвать интерес у детей к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах.
Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения.
Учить детей видеть прекрасное в произведениях искусства.
Показать ладовую зависимость и выразительность интонации в передаче настроения в музыке.
Познакомить детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения в произведениях литературы, музыки, живописи.
Совершенствовать умение детей создавать сюжетные композиции по литературному тексту (Г. Ладонщиков «Возвращаются певцы»), самостоятельно выбирая выразительно-изобразительные средства.
Закреплять у детей умение читать стихотворение выразительно.
Развивающие:
Развивать умение детей выражать свое эмоциональное отношение к созданию сюжета о пробуждающейся природе в соответствии с содержанием стихотворения, соединяя в сюжете поэтические образы с реальными.
Развивать слуховое и творческое воображение.
Развивать восприятие, внимание, память и ассоциативное мышление.
Развивать чувство цвета, формы и композиции.
Развивать тембровый слух, чувство ритма.
Развивать умение использовать разные приемы игры на музыкальных инструментах для передачи стихотворных образов.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к заучиванию стихотворных текстов.
Воспитывать художественный вкус.
Предварительная работа: наблюдения в природе за весенними изменениями: таяние снега, голубизна неба, первые проталины, появление ручейков, капель, изменение птичьих песен и поведения птиц. Рассматривание иллюстраций о весне. Знакомство со стихотворениями И. Токмаковой «Весна», Я.Колас «Песня о весне». Самостоятельная художественная деятельность детей по отражению в детских работах весенних изменений в природе.
Словарная работа: полуденный, проталина, работяга, зал живописи, зал музыки, творческая мастерская.
Материал к занятию: Картины - «Пробуждение весны» Жуковский, «Грачи прилетели» Саврасов, фотоальбом по стихотворению «Возвращаются певцы» Г. Ладонщикова, музыкальные инструменты – ксилофон, металлофон, маракас, колокольчик, коробочка, тонированные листы для творческих работ, фломастеры, восковые мелки, гелиевые ручки,
Ход:
Организационный момент:
Воспитатель и дети приходят в гости к Кисточке. Кисточка рассказывает детям, сколько красивого и прекрасного она увидела, посмотрев в окно.
Вопросы:
- Что может быть прекрасным?
- Что из прекрасного может быть весёлым и радостным? (весёлый день с друзьями, радостный день рождения)
- Может быть светлым и добрым? (добрая песня мамы)
- Через какие виды искусства мы можем познакомиться с прекрасным? (живопись, музыка, художественная литература)
Мини – итог: Прекрасное учит добру, отзывчивости, жалости, помогать всем добрыми делами и поступками. Нас окружает прекрасный мир.
Кисточка приглашает вас дети в музей искусства.
1 часть:
Первый зал – зал живописи. Обратите внимание на репродукцию картины знаменитого художника Жуковского.
- Как выдумаете, какое время года изобразил художник? Да эта картина называется «Пробуждение весны», написал её художник Жуковский.
- Рассмотрите внимательно, какие приметы весны старался изобразить художник, которые указывают на пробуждение (небо голубое, ярко голубое, лучи солнца, проталины).
- Что такое проталина? От чего она появляется?
- Вы правильно всё отметили. Именно первые проталины, яркие лучи солнца, говорят о пробуждении весны.
Обратите внимание на репродукцию картины художника Саврасова, который назвал ее «Грачи прилетели».
- На этой картине, какое время года изображено?
- Это начало весны или середина?
- Как вы догадались?
- Вы правильно заметили, ребята, что птицы прилетают в середине весны и сразу начинают вить гнёзда.
- Что значит вить гнёзда? (строить)
Мини – итог: На картинах мы увидели, как художники изобразили весну, глядя на них смогли рассказать о признаках прекрасного времени года - весна.
Следующий зал – зал музыки.
Музыкальный руководитель: О весне может рассказать не только живопись, но и другие виды искусства. Какие? Я вас приглашаю в зал музыкального искусства.
- Можно ли рассказать о весне при помощи музыки и танца?
- Когда соединяются музыка и танец, это какой вид искусства? Я предлагаю послушать музыкальное произведение композитора Чайковского «Подснежник» и при помощи движений изобразить маленький, нежный, весенний цветок.
Пластический этюд «Подснежник»
Воспитатель: Ребята, вам удалось при помощи движений изобразить первый весенний цветок - подснежник.
- А из каких источников можно ещё узнать о признаках весны? (в книге)
- Как вы думаете, кроме живописи, танца, музыки какое искусство еще может рассказать о весне? (художественное слово)
2 часть
Кисточка для вас приготовила книгу с весенними стихотворениями.
- Кто скажет, что такое стихотворение и кто их пишет? (небольшое поэтическое произведение, пишут поэты).
Присаживайтесь удобно на стульчики и послушайте (в сопровождении музыки)
Стихотворение
Г. Ладонщиков «Возвращаются певцы»
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы-
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнёзд:
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Воспитатель.
- Как сказано в стихотворении о пробуждении весны?
- Почему именно на проталинке вырос подснежник?
- Кого называют работягой и певцом? Почему?
- Какие птицы в стихотворении строят гнездо и носят соломинки?
- Предлагаю выучить стихотворение, а поможет нам в этом фотоальбом. Мой альбом рассыпался. Я думаю, вы мне поможете собрать, но для этого надо вспомнить стихотворение. Кто помнит первую строчку – найдите картинку к этой строке, и повтори ее…(так собирается весь альбом)
Чтение детьми по цепочке по строчке.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами попробуем озвучить это стихотворение с помощью музыкальных инструментов. Посмотрите внимательно и скажите, при помощи каких инструментов мы можем изобразить:
- восход солнца и ручей? (металлофон)
- какой музыкальный инструмент поможет изобразить подснежник? (колокольчик)
- как можно изобразить прилет скворцов? (маракасы)
- какими музыкальными инструментами можно изобразить воробьев? (металлофон)
- какие музыкальные инструменты помогут изобразить строительство гнезд? (ксилофон, коробочка)
«Возвращаются певцы» Г. Ладонщиков
От полуденных лучей - металлофон стаккато
Побежал с горы ручей. - металлофон глиссандо
И подснежник маленький - колокольчик
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы- - маракас
Работяги и певцы, - окарина
Воробьи у лужицы - металлофон стаккато
Шумной стайкой кружатся. - металлофон тремоло
И малиновка и дрозд - коробочка
Занялись устройством гнёзд:
Носят, носят в домики - ксилофон глиссандо
Птицы по соломинке.
Наш оркестр будет озвучивать стихотворение на музыкальных инструментах, а остальные вместе с Л.В. рассказать его, выходите…
Мини итог: Наш оркестр прозвучал слаженно. Мы показали, как можно необычно изобразить весну. Уверена, эта музыка помогла запомнить стихотворение «Возвращаются певцы».
3часть: Кисточка приготовила для вас художественные материалы с помощью которых вы можете сами стать художниками. Предлагаю разделить наше стихотворение. У каждого ряда будет свой рисунок. Послушайте (дети прослушивают четверостишие и дорисовывают к нему недостающие предметы).
Презентуйте свои рисунки друзьям и гостям строчками из стихотворения.
Мини итог: Эти рисунки мы повесим в раздевальной комнате, они помогут вам рассказать стихотворение родителям и гостям нашей группы.
Итог занятия:
Кисточка. Сегодня мы совершили экскурсию в музей искусства и поговорили о прекрасном времени года – весне. Больше наблюдайте за всем, что вас окружает. Заботьтесь о птицах, цветах весной. Берегите и охраняйте красоту окружающего мира. Мне было интересно с вами. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию речи во 2-ой младшей группе на тему «Овощи.Заучивание потешки»
Познакомить с новым стихотворением об овощах; закрепить обобщающее понятие «овощи» и названия овощей (репа, свекла, морковь, помидор, огурец) ; развивать речь, образное мышление, мелкую моторику; прод...
Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому развитию тема «Птицы» (старшая группа)
Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому развитию тема «Птицы» (старшая группа)...
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру на тему: "Ягоды" (средняя группа)
Вашему вниманию представлен конспект интегрированного занятия по окружающему миру на тему: Ягоды....
Конспект занятия по заучиванию стихотворения на тему «Осень» с детьми подготовительной группы с интелектуальной недостаточностью.
Цель занятия развитие умения дошкольников заучивания стихотворения посредством мнемотехники.Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихотворение и выразительно его рассказывать, форми...
Конспект занятия по заучиванию стихотворения на тему «Осень» с детьми подготовительной группы с интелектуальной недостаточностью.
Цель занятия развивать умения дошкольников заучивания стихотворения посредством мнемотехники.Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихотворение и выразительно его рассказ...
Конспект по ОО "Речевое развитие" Заучивание стихотворения Ф.Тютчева "Весна" старшая группа компенсирующей направленности (ТНР) с использованием ИКТ
Актуализировать знания детей о времени года Весна, создать условия для знакомства и заучивания стихотворения Ф.Тютчев «Весна», передавая при рассказывании настроение стихотворе...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему: Моя страна. Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза» с использованием мнемотаблицы
Беседа о Родине, о символах России.Заучивание стихотворения С.Есенина "Береза".Права ребенка....