Исчезновение птиц
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Котова Ольга Антоновна

Что будет, если не будет птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Старшей группы

Тема: «Исчезновение птиц».

Цели:

  1. Изучить последствия исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев – птиц.
  2. Воспитывать интерес к собственным открытиям через исследовательскую работу, через экспериментирование с моделями.

Обеспечение: фланелеграф, набор деталей модели биоценоза леса.

Содержание:

1-й блок – вспомнить, кто живет в лесу и кто чем питается;

2-й блок – обсудить вопрос, как сказывается на биоценозе в целом изменение численности отдельных групп живых организмов;

3-й блок – собрать модель биоценоза леса;

4-й блок – рассмотреть последствия исчезновения из леса птиц.

Методические указания. Занятие построено на эвристической беседе, в итоге которой дети должны сделать самостоятельные выводы. Педагог подводит детей к этим выводам серией вопросов, логически связанных между собой. Реальные ответы могут не совпадать с теми, которые содержатся в конспекте. В конце каждого блока делается вывод.

Ход

Ребята, все вы бывали в лесу. Скажите, что там имеется, растет, кто там живет? (Ответы детей: они называют вразнобой различные виды зверей, птиц, насекомых, а также деревья, кустарники, травы, грибы. Добиваться слишком глубоких ответов на данном этапе не следует, поскольку этот материал будет обсуждаться в течение всего занятия.)

Кто в лесу ест листья деревьев? (Ответ детей: насекомые.)

А насекомых кто-нибудь ест? (Ответ детей: птицы.)

Что еще едят птицы? (Ответ детей: птицы едят семена и плоды деревьев, ягоды, мышей.)

А кто еще ест траву, кору деревьев, веточки? (Ответ детей: насекомые, зайцы, кроты, мыши, лоси, медведи.)

А птиц, зайцев, лосей кто-нибудь ест? (Ответ детей: их едят лисы, волки, медведи, совы.)

А ктоест лису и волка? (Скорее всего, дети ответят, что никто их не ест.)

А если они заболели и погибли, тогда их ктo-нибудь съест? (Их съедят насекомые, черви, бактерии.)

Вывод: в лесу все кого-то едят. Лес кормит сам себя. При этом животных и растений меньше не становится, лес сохраняется.

Представьте себе, что в лесу стало много мышей. Кому от этого хорошо? (Ответ детей: совам, лисам, волкам.)

Почему? (Ответ детей: потому что у них много еды.)

А кому от этого плохо? (Ответ детей: растениям, а также животным, которые едят растения.)

А кто еще может пострадать? (Ответ детей: птицы.)

А если вдруг в лесу станет огромное количество волков и лисиц. Кому от этого плохо? (Ответ детей: зайцам, мышам, оленям и другим растительноядным животным.)

А кому хорошо? (Ответ детей: растениям, так как их не будут поедать грызуны и другие животные.)

Вывод: таким образом, если каких-то животных становится много, кому-то бывает хорошо, а кому-то плохо.

Ребята, теперь давайте выложим на фланелеграфе лес. Дерево и траву прикреплю я, а остальное вы будете располагать сами. (Последовательность прикрепления деталей: деревья, кустарники, травы, грибы, насекомые, птицы, звери. Детали каждого экологического звена лежат в отдельных коробочках. Дети приглашаются к фланелеграфу по очереди. Они должны думать, куда лучше разместить отдельные объекты. Итоги работы каждого ребенка обсуждаются всеми, при необходимости вносятся коррективы. Таким образом, биоценоз должен создаваться как бы с остановками, во время которых дети успевают визуально проанализировать возникающие картины.)

Вывод: посмотрим, как хорош и красив наш лес. Все ли мы сделали верно? Все ли животные находятся в удобных для себя местах? А теперь начинается самая главная работа. Представьте себе, что из леса исчезли все птицы. То ли их кто напугал, то ли еще что случилось, но птиц в лесу не осталось. (Говоря это, педагог снимает с экрана всех птиц.)

Кому от этого станет хорошо? (Ответ детей: насекомым.)

Их станет больше или меньше? (Ответ детей: больше.)

Тогда, давайте отразим это на фланелеграфе, выложим много насекомых. (Вызываются 1-2 ребенка, и они быстро выкладывают всех имеющихся в наборе насекомых. В этом месте занятия делается небольшая пауза: дети должны осознать данное явление.)

Кому от этого стало плохо? (Ответ детей: насекомые быстро съедят все листья на деревьях и всю траву.) Чтобы увидеть, что случится на самом деле, давайте заменим зеленые деревья на голые. (Вызванный ребенок производит указанную замену.) Насекомые съели всю растительность. Кто еще остался без пищи? (Ответ детей: зайцы, белки, ежи, лоси и другие растительноядные животные.)

Что может случиться с ними? (Ответ детей: они либо погибнут от голода, либо уйдут в другие места, где пища осталась.) Раз их в этом лесу не будет, давайте уберем их с экрана. (Вызванный ребенок снимает фигурки животных.) Как же будут себя чувствовать хищники – лисы, волки, медведи? (Ответ детей: они будут голодать, им нечего есть. Они тоже погибнут.)

Давайте уберем хищников. (Вызванный ребенок делает это.) Что же осталось от пышного красивого леса? (Ответ детей.) А по какой причине это произошло? С чего все началось? (из-за того, что из леса исчезли птицы)

Анализ непосредственной организованной образовательной деятельности.

Тема: «Что будет, если из леса исчезнут птицы»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе.

Воспитатель: Котова О.А.

Дата проведения: 02.02.2018 года.

Характеристика программных задач. Воспитатель выполнил поставленные задачи, которые соответствуют программным требованиям, возрастным особенностям и уровню развития детей данной группы, продолжил работу над формированием у детей интереса к выделению условия и вопроса задачи, способствовал развитию логического мышления, внимательности. Объём программного содержания достаточный для усвоения, формулировки программного содержания конкретны, материалы и оборудование соответствуют гигиеническим требованиям и возрастным особенностям детей.

 Занятие имеет развивающий и обучающий характер, направлено на формирование двигательных реакций в упражнениях общеразвивающего характера, различных психических процессов (внимание, мышление, речь, эмоциональное и эстетическое воспитание), способствует развитию познавательных процессов.

Характеристика деятельности воспитателя.

Цель, поставленная на занятии перед детьми конкретна, доступна. Педагог использовал нетрадиционные формы работы, сюрпризные моменты, дидактические игры. Воспитатель использовала разнообразные методы и приёмы для решения поставленных задач: игровой, художественное слово, демонстрационный показ, музыкальное сопровождение. Выбранные приёмы соответствуют возрасту детей, требованиям методики данной программы, способствуют привлечению и сосредоточению внимания детей выдержана. Владеет методикой проведения, рационально использовано время, смена видов деятельности, темп умеренный.

Характеристика деятельности детей.

Дети активны, внимательны, заинтересованы происходящим, реагируют на различные приёмы активизации, которые воспитатель использовал во время занятия. Детьми достигнута дидактическая цель, выполнили задания-упражнения, предложенные воспитателем. Педагог создал условия для развития и понимания логико-грамматических конструкций у дошкольников при выполнении заданий.

  Психологическая оценка занятия.

На занятии прослеживается активная позиция детей. Воспитатель, используя игровые, сюрпризные организационные моменты, сумел настроить детей по отношению к себе и к происходящему. Воспитатель при подборе методов и приемов учитывал их психофизические особенности.

  Рекомендации: Очевидна систематическая работа воспитателя с детьми, выбраны правильные формы и методы работы с коллективом детей данного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Осенний букет или таинственное исчезновение красок»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике рисования - граттаж...

Конспект занятия «Загадочное исчезновение»

Конспект интегрированного занятия по развитию мелкой моторики рук через продуктивную деятельность...

Конспект-проект ООД «Таинственное исчезновение новогодних игрушек»

Повышение интереса дошкольников  к истории Новогодней игрушке....

Проект "Животные на грани исчезновения"

Вашему вниманию предлагается экологический проект "Животные на грани исчезновения". Данный проект создан , чтобыпознакомить детей с редкими , исчезающими видами животных и птиц, привлечь вни...

Животные на грани исчезновения

Представлен проект на экологическую тему. Данный проект способствует расширению кругозора, помогает познать окружающий мир, познакомиться с редкими видами животных и изучить особенности их обитания....

Конспект Совместной деятельности педагога с детьми по познавательному развитию в средней группе по теме: «Угроза исчезновения животных.Создание красной книги» с использованием кейс-технологии

Познакомить учащихся с редкими животными, занесёнными в Красную книгу; рассмотреть экологические взаимосвязи в природе; повторить правила поведения в природе; развивать наблюдательность, познавательны...